Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двадцать мытарств человеческой души

Поиск

«Мы потому боимся смерти, что живем в нерадении и не име­ем чистой совести» (Свт.Иоанн Златоуст).

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых мытарств, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытар­ство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно увидеть из того факта, что сама Матерь Божия когда Архангел Гавриил сообщил ей о прибли­жении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес при­нять душу Пречистой Своей Матери и отвести ее на небеса (это зримо изображено на традиционно православной иконе Успения Матери Бо­жьей). Воистину ужасен этот день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

«За день же до кончины своей он пришел в исступление и с открыты­ми глазами озирался то на правую, то на левую сторону постели своей и, как бы истязуемый кем-нибудь, он вслух всех предстоявших говорил иногда так: «Да, действительно, это правда; но я постился за это столько- то лет»; а иногда: «Нет, я не делал этого, вы лжете»; потом опять гово­рил: «Так, истинно так, но я плакал и служил братиям»; иногда же возра­жал: «Вы клевещете на меня». На иное же он отвечал: «Так, действитель­но так, и не знаю, что сказать на сие; но у Бога есть милость». Поистине страшное и трепетное зрелище было сие невидимое и немилостивое истязание; и что всего ужаснее, его обвиняли в том, чего он не делал. Увы! Безмолвник и отшельник говорил о некоторых из своих согреше­ний: «Не знаю, что и сказать на это», хотя он около сорока лет провел в монашестве и имел дарование слез. В продолжение сего истязания душа его разлучалась с телом; и неизвестно осталось, какое было решение и окончание сего суда и какой приговор последовал» (Иоанн, игумен Си­найской Горы).

Однажды св. Антоний «при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и вознесен Ан­гелами на высоту. Воздушные демоны противились его шествию; Анге­лы, препираясь с ними, требовали изложения причин их противодей­ствия, потому что Антонии не имел никаких грехов. Демоны старались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но Ангелы загра­дили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согре­шении его от рождения, уже изглаженных благодатию Христовою, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того време­ни, как он поступлением в монашество посвятил себя Богу. При обвине­нии демоны произносили много наглой лжи; но как их клеветы были лишены доказательств, то для Антония открылся свободный путь. Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на которое стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стена­ниях, размышляя о множестве врагов человеческих, о борьбе с таким воинством, о трудностях пути к небу через воздух».

«Такое непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Цер­кви учения о мытарствах, особенно же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей пред­шествовавших веков и основывается на предании апостольском» (Мит­рополит Макарий Московский). Можно думать, что раньше по всеобщей простоте человеческой жизни среди живущих человеков было больше мужей достойных или, сказать так, удостоенных Богом духовного виде­ния и различения духов. Потому и самые верные обильные свидетель­ства оставили нам древние времена. Например, святой Колумба, жив­ший в VI веке в монастыре в Шотландии, много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших.

Одно из самых вразумляющих свидетельств рассказывает нам о во­ине Таксисте (Жития святых, 28 марта). Он вернулся к жизни, проведя в могиле шесть часов, и поведал следующее: «Когда я умирал, то увидел некоторых эфиопов, стоящих предо мною; вид их был очень страшен, и душа моя смутилась. Потом я увидел двух юношей, очень красивых; душа моя устремилась к ним тотчас, как бы воздетая от земли. Мы стали под­ниматься к небу, встречая на пути мытарства, удерживающие душу вся­кого человека. Каждое истязало ее об особом грехе: одно обо лжи, дру­гое о зависти, третье о гордости; так каждый грех имеет своих испыта­телей. И вот я увидел в ковчеге, держимом Ангелами, все мои добрые дела, которые Ангелы сравнили с моими злыми делами. Так мы минова­ли эти мытарства. Когда же мы, приближаясь к вратам небесным, при­шли на мытарство блуда, страхи держали меня там и начали показывать все мои блудные плотские дела, совершенные мною с детства моего до смерти, и Ангелы, ведущие меня, сказали мне: «Все телесные грехи, которые содеял ты, находясь в городе, простил тебе Бог, так как ты по­каялся в них». Но противные духи сказали мне: «Но когда ты ушел из города, ты соблудил с женой землевладельца твоего». Услыхав это, Ан­гелы не нашли доброго дела, которое можно было бы противопоставить греху тому, и, оставив меня, ушли. Тогда злые духи, взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступилась, и я, будучи веден узкими входами через темные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых». Несмотря на древность это свидетельство оставлено и сохранено Богом для наших времен. Оставлено предупреждение всем христианам, что согрешившим после покаяния даже единожды грехом прелюбодеяния или блуда и не успевшим оправдаться, на прощение нечего надеяться. Такие будут не просто наказаны, а сведены в глубины адовы. После покаяния нужно навсегда «освободиться от греховных, Богу ненавистных дел, слов, помышлений. Те, кто не живут в трезвении, не минуют свободно князей тартара» (Исихий Пресвитер). Даже если мы небрежно будем исповедаться о грехах, и «то во время исхода души обнаружим в себе некий неопределенный страх. А нам, любящим Госпо­да, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричас­тным никакому страху; ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ея в их зле, как это в них самих есть» (Епископ Диадох). «С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличите­лем в падениях ея. Но можно видеть и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена грехами, не боится его напа­дений и угроз, а паче его является сильною в Господе, окрыляется радостию, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеною ограждающие ее свет веры, и с великим дерзновени­ем взывает против злого диавола.. От таких дерзновенных слов души бежит, наконец, диавол, испуская раздирающий крик, в бессилии усто­ять против имени Христова» (Иоанн Керпафийский).

«Когда настало время кончины преподобного Макария Великого — Херувим, бывший его Ангелом-хранителем, сопровождаемый множеством небесного воинства, пришел за его душою. Низошли с сонмом Ангелов лики апостольские, пророческие, мученические, святительские, преподобнические, праведнические. Установились демоны рядами и толпами на мытарствах своих: «О Макарий! Какой славы ты сподобился!» Сми­ренномудрый муж отвечал им: «Нет! И еще боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе». Между тем он быстро поднимался к небу. С других высших мытарств опять кричали воздушные власти: «Точно ты избежал нас, Макарий». — «Нет, — отвечал он, — и еще нуждаюсь в бегстве». Когда он уже вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: «Точно! Избежал ты нас, Макарий!» Он отвечал им: «Силою Христа ограждаемый, я избежал ваших козней». (Патерик скит­ский).

«Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвении, то милостынею можем и избавиться от насилия бесовских мытарств» (Иоанн Милостивый).

ПОРЯДОК МЫТАРСТВ

Мытарство первое: истязуются грехи празднословия. Душе предъявляют все неисповеданные и нераскаянные сквернословия, срамные и кощунственные слова, мирские бесстыдные песни, смех и хохот, суетные беседы.

Мытарство второе: истязуются ложные слова. Душе предъяв­ляют нераскаянные клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисповедание грехов, мирская ложь.

Мытарство третье: истязуются клевета и осуждение. Душе предъявляют клеветы и бесславные слова о других, осуждение, хула, брань и смех над недостатками других людей. Обвиняется даже поползновение на осуждение и клевету. Так как этот грех очень тяжек и согрешивших истязуют, как антихристов, взявших право суда на себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.01 с.)