По словам христа, всякий, «возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия божия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По словам христа, всякий, «возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия божия».



«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, об­ратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?.. Когда скажу без- законнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и бу­дет творит суд и правду... будет ходить по законам жизни, не делая ни­чего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33, 10-11, 14-16).

Блаженный Григорий говорил, что от всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех условий: правой веры от души, истины от языка ия от тела.

УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ

О СМЕРТИ

«Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помня­щая и весь окружающий мир узнающая» (из письма Феофана Затворни­ка своей умирающей сестре).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены Св. Амвросий Медиоланский учит: «Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но воз­растает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставивыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собствен­ной сфере без всякой связи с телом, которое ей скорее бремя, чем польза» (Смерть как благо). «Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего этого не могут забыть тогда А сказано в псалме: в тот день исчезают помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т.е. о строении, имуще­стве, родителях, детях, о всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает. А что она сделала относительно добро­детели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погиба­ет. И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше, и яснее, как освободившаяся от земного сего тела» (Авва Дорофей.Поучение 12).

Душа не лишается своих чувств, не теряет расположений своих, сла­гает с себя дебелость телесную и восстанавливает свой чистый разум. Часто у умирающих еще до смерти начинается духовное видение, и они, все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, видят то, чего не видят другие. По выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ей ближе по духу, и если находясь в теле она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отврати­тельными они не оказались при встрече.

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной сво­бодой и может посещать на земле места, которые ей дороги, но на тре­тий день она перемещается в иные сферы. Предание сообщает, что Ан­гел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, ска­зал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чув­ствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и при­ношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вмес­те с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добро­детельная душа ходит по тем же местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же деньТот, Кто воскрес из мертвых, повеле­вает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христи­анской на небеса для поклонения Богу всяческих». Как сказано: «и воз­вратится персть в землю, и дух возвратится к Богу» (Екклез. 12. 7).

Это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Большинство примеров достойной жизни и кончины святых и праведных в православ­ной литературе не подходит под это правило. Потому что святые, кото­рые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода с мир иной. Они не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу начинают свое восхождение на небо. Так было, когда святой Бенедикт увидел душу святого Германа Капуанского, относимую Ангелами на небо в огненном шаре, а старец Серафим Глинский видел восходящую душу преподобного Серафима Саровского.

Предание Церкви сохранило для нас и такой удивительный случай: один отшельник, живший неподалеку от женского монастыря, ночью ви­дел чью-то душу, возносимую от стен обители ангелами на небеса в огненном столпе. Возрадовавшись столь явным свидетельством спасе­ния души, днем он пришел узнать, душа какой из сестер сподобилась такой благой участи. Каково же было его удивление, когда он узнал, что никто из сестер в эту ночь не умирал, а умерла под воротами монастыря покаянная блудница, которая, оставив злую жизнь, пришла спасаться в обитель. Велико было покаяние этой женщины, видимо, не один год пла­кала она о своих язвах греховных и удостоилась от милосердного Бога, судящего иначе, чем люди, блаженного конца жизни. Современные нам сообщения дают удивительные примеры, из которых мы можем полнее представлять жизнь после смерти. Свидетельство архимандрита Киприана, игумена монастыря св. Киприана и Иустины: «Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Святых Тайн одну по­жилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница и, будучи совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее, в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти и, приготовив Святые Дары, отправился из монастыря. Я обнаружил больную, лежащей в одной ком­натке; не имея своих средств, она зависела от соседей, которые прино­сили ей еду и другие необходимые вещи. Я поставил Святые Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила: «Нет, за последние три года на моей совести нет ничего, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы расска­зать Вам, хотя я и исповедовала его многим священникам». Я ответил, что если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала и вот что мне рассказала: Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому назад, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом денежном положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наот­рез. Все же, в конце концов, она против своей воли поддалась на угрозу свекрови, и операция была сделана. Медицинский контроль подполь­ных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возмож­ности исповедать свой грех. В момент смерти, а это было вечером, она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как это обычно и описывают; душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмы­вают, одевают и укладывают в гроб. Утром она следовала за процесси­ей в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как фоб поставили на катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над те­лом на небольшой высоте.

Вдруг на дороге появились два, как она описывала, «дьякона» в бли­стающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомо­биль приблизился, один из них поднял руку и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и ска­зал: «Жаль, что в ее списке есть очень тяжелый грех и она предназнача­ется аду, потому что не исповедала его». — «Да, — сказал второй, — но жаль, что она должна быть наказана, потому что не хотела этого делать, а ее заставила ее семья». — «Очень хорошо, — ответил первый, — един­ственное, что можно сделать — это отослать ее обратно, чтобы она мог­ла исповедать свой грех и покаяться в нем».

При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение, она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который был уже закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену.

Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Святое Причастие и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать его. Поскольку это касается исповеди, я не могу разгласить ее имени, но могу сообщить, что она еще жива».

По церковному учению, после трехдневного пребывания у гроба душа усопшего после поклонения Богу с 3-го по 9-й день созерцает райские обители (шесть дней, по истечении которых душа опять идет на покло­нение Богу), а с 9-го по 40-й день ей показываются адские мучения и душа уже в третий раз возносится к Богу на поклонение, и праведный Судия определяет этой душе местопребывание по ее делам в земной жизни. О созерцании райских обителей говорится крайне скупо, види­мо, потому, что подавляющее большинство людей неизмеримо больше порабощены страстям, нежели причастны добродетелям. Но тем не ме­нее прочитать описание райских обителей (и пожелать в них войти) можно без особых поисков. Райские обители видели многие святые угодники и простые христиане. Сам апостол Павел был восхищен на третье небо. Мы знаем, что «многие обители уготовил Бог любящим Его». В истории Церкви осталось упоминание о некоем бывшем магометанине, приняв­шим христианство. За Христа его долго зверски мучали бывшие сопле­менники, пытаясь заставить отказаться от веры. Пытки он перенес с помощью Божией и Христа не предал. За подвиг этот и за верность сподобил его' Господь еще при жизни видением многих райских обите­лей, в которых проживают или будут проживать жители неба.

Другие же христиане, которым Бог судил умереть и ожить для ожив­ления знания о смерти, рае и аде, начинают свое восхождение ранее двух дней. Явления души умершего человека после третьего дня по его смерти родственникам и знакомым очень редки. Редки именно потому, что в этот срок душа окончательно оставляет земной мир и проходит испытание своих страстей.

Это испытание является этапом частного суда, посредством которо­го решается судьба души до Страшного Суда. Ту душу, которая устоит на нем, встречает множество святых ангелов. Так, святой Нифонт видел, что ангелы выходили из врат небесных навстречу к одной праведной душе и, приветствуя эту душу, прославляли Бога, который не предал ее в руки врагов. Богоносные Отцы открыли нам: «Если душа окажется по благочестивой жизни достойною, то принимают ее ангелы Божии и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы; если победят ее дела, ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с веселием пред лице Божие: в тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ею труды». Что же до душ грешных, то и эти души вначале сопровождаются ангелами. Но в последующем пути своем они решительно задерживаются и затем по насилию от бесов бывают низводимы в ад. Тот же преп. Нифонт видел низведенным в ад человека, который был и блудником, и волшебником, и грабителем, на­конец, — и умер без покаяния. «Если какая душа окажется жившей в небрежении и распутстве, святые ангелы оставляют ее, и она подверга­ется власти мрачных демонов» (Св. Кирилл Александрийский). Если же обе стороны для судимой души будут в равновесии, то есть когда и ан­гелы представят добрые дела ее к оправданию, и злые духи припомнят столько же грехов ее к осуждению, тогда побеждает человеколюбие Бо­жие. Тем же милосердием Божиим восполняется недостаток добрых дел против преобладающего количества дел злых.

Каждая ступень этих испытаний есть проверка силы укорененности определенной страсти в человеке. Обнаруживается все лукавое, низ­менное и бессовестное. Поскольку Бог знает своим милосердным зна­нием, что редко найдется совершенный праведник среди людей, кото­рый мог бы войти испытанным в Царство Небесное, «он дал им лекар­ство, подходящее для каждого, покаяние, так, чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние» (Св. Исаак Сирин). Всякий не обмытый слезами покаяния человек оставляет в себе скверны греха и страстей1.

Кто не боролся со страстью, кто жил этой страстью, растил ее в сво­ей душе, падает, срывается со ступеней на этих испытаниях. Падение определяется не силой воли, а действием преобладающего духовного состояния. Человек показывает, кто он есть, к чему стремился, чего он хотел. Духи зла присутствуют на этих испытаниях в разных образах. Душа "покорившаяся страсти, соединяется там с демонами-мучителями и впа­дает в тяжелейшие страдания. Здесь, на земле, наши страсти прикрыты нашей телесностью. Ложатся спать вместе с нами, утихают, если мы чем-то увлекаемся. Если мы на кого-то злимся так, что готовы растер­зать его, то, проснувшись, мы уже, кроме досады на этого человека, ничего и не чувствуем. А там человек освободившийся от телесности, оказывается перед лицом их полного действия. Полного! Тело их дей­ствие не закрывает, усталость не гаси-г сон не отвлекает. Наступает непрерывное страдание и нет «какой-либо возможности утолить их»!

«Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но про­хождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ни­чего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными. На это один из немногоученых вот какую еще выразил мысль: мытар­ства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно- прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очище­но, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а уж потом знают, куда девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока остаются еще со­чувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытар­ствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад» (Святи­тель Феофан Затворник — Говоров).

Христианство дает величайшее средство спасения — покаяние и На­поминает: помни человек, что ты бессмертное существо и готовься к бессмертию. После третьего дня двадцать проверок выявляют состоя­ние души человека. Обнаруживается все ее духовное содержание и оп­ределяется ее судьба. Судьба не окончательная. Душе еще будут помо­гать молитвы Церкви и только потом будет Страшный Суд. На нем участь

многих и многих людей, по молитвам Церкви, изменится.

 


1 – Было у меня первое время веры, когда я не знал, что плач о своих, даже прощенных, грехах присущ всем, а не только мне. Плач о грехах есть непременная принадлежность покаяния всякой человеческой души. Плачут священники о своем недостоинстве, плачут миряне, плачут старики и иерархи Церкви. Так происходит воскресение души из греховной смерти и убеление ее. Что это, как не предварительное испытание? При шествии через воздух ведь свобода или плен от грехов только обнаруживаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.014 с.)