Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История науки как смена стиля мышления.

Поиск

Начало взлому средневекового мировоззрения и религиозно-схоластической структуры мышления положил Н. Коперник (1473-1543), предложивший геолиоцентрическую модель мира взамен геоцентрической (Птолемеевской), освященной авторитетом церкви. Коперниканская революция в мировоззрении дала мощный толчок процессу переосмысления задач науки, способов ее развития и статуса в обществе. Наиболее заметную роль в этом переосмыслении сыграли Г. Галилей (1564-1642), Ф. Бэкон (1561-1626) и Р. Декарт (1596-1650). Решающее значение для формирования нового образа естественнонаучного исследования имели идеи и образцы научной деятельности Г. Галилея. Суть выработанного им принципиально нового подхода в научных исследованиях характеризуется двумя основными чертами:

1. Поворот к математизации естествознания, к широкому использова-нию конструктивно-математических методов в исследованиях и создании на-учных теорий.

2. Опора на методы экспериментального исследования, точного изме-рения параметров явлений в строго контролируемых лабораторных условиях.

Таким образом, ядро «Галилеевского» образа науки составляет идея математизированного естествознания, опирающегося на точный, контро-лируемый эксперимент. Несмотря на большой путь, проделанный научной мыслью со времен Г. Галилея, современная наука сохранила и упрочила соз-данный им и другими мыслителями (И. Кеплером, И. Ньютоном, Д. Максвел-лом, А. Эйнштейном и др.) образ и стандарты математизированного естество-знания, опирающегося на эксперимент. В этом смысле современная наука про-должает оставаться наукой «Галилеевского» типа. Ф. Бэкон выступил как идейный основатель опытно-экспериментального естествознания в эпоху засилья схоластики. (Схоластика – метод мышления, основанием которого являются не факты, а мнения авторитетов).

«Человек-слуга и истолкователь Природы – ровно столько совершает и по-нимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего»; «Могущ тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание - си-ла». Эти афоризмы Ф. Бэкона выражают суть его мировоззрения.

Ф. Бэкон резко критиковал схоластику. Он упрекал современных ему уче-ных за то, что в их трудах «не слышно голоса самой Природы».

Для Бэкона характерен диалектический подход к построению научного ме-тода. Он ставит вопрос не только о поиске метода достижения истины, но и о методе преодоления заблуждений. Он понимал, что поиск истины ведет к неиз-бежным ошибкам и достичь истину невозможно прямым путем без преодоле-ния заблуждений.

В «Новом органоне» он предложил основы нового метода познания. Соз-дание этого метода требует решения «двуединой задачи»:

1. Выработка продуктивного метода овладения истиной;

2. Создание способов выявления и преодоления заблуждений.

Объективистский стиль мышления, характерный для классической науки, ориентирует на отображение объекта «самого по себе», безотносительно к субъекту и другим средствам познания (научные приборы, интересы и ценности субъекта и т.п.).

«Единому объекту может соответствовать только одно истинное знание о нем»- таков был ход рассуждений, питавших подобное стремление. Эти черты классической науки выражают присущий ей особый, классический тип рациональности. Классический рационализм являлся незыблемой основой научного мышления в течение нескольких веков. Его постулаты были поколеблены лишь с переходом науки к познанию микрообъектов, а также исторически развивающихся объектов, в особенности включающих человека.

В рамках классической науки можно выделить два этапа. На первом из них (XVII – XVIII в.в.) в научных объяснениях природы господствует механи-цизм. Объекты исследования рассматриваются в качестве относительно про-стых механических систем с жестко детерминированными механическими свя-зями и силовыми взаимодействиями. На втором этапе (конец XVIII века – XIX век) происходит постепенное освобождение естественных наук от механициз-ма. В геологии, химии, биологии формируются свои специфические картины реальности, несводимые к механической. В биологии и геологии происходит переход к изучению сложных, исторически развивающихся, саморегулирую-щихся объектов (биологический вид, геологическая формация), объяснение ко-торых приводит к эволюционным и вероятностным представлениям. Формиру-ется эволюционно-вероятностный стиль мышления, вытесняющий механисти-ческие представления

 

Периоды истории науки.

Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач.

Античная наука — формирование первых научных теорий (Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности:

· астрономия Птолемея - В своём основном труде «Megale syntaxis» — «Великое построение», известном под арабизированным названием «Альмагест», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Птолемей сформулировал сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.

· ботаника Теофраста - Т еофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм.

· геометрия Евклида - основное сочинение Евклида называется Начала. Книги с таким же названием, в которых последовательно излагались все основные факты геометрии и теоретической арифметики, составлялись ранее Гиппократом Хиосским, Леонтом и Февдием. Однако Начала Евклида вытеснили все эти сочинения из обихода и в течение более чем двух тысячелетий оставались базовым учебником геометрии. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав этот материал и сведя его воедино.

· физика Аристотеля - Письменные труды Аристотеля относились к двум видам: «экзотерические» — сочинения для широкой публики, состоящие в основном из диалогов на различные темы; и «эзотерические» — лекционные курсы и научные трактаты. Собственно к физике относятся сочинения, названные «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Философские труды Аристотеля, собранные и отредактированные Андроником Родосским в книге под названием «Метафизика», обычно не относят к физике, тем не менее в них содержатся рассуждения о пространстве, движении и материи и пр.

Основные постулаты физики Аристотеля:

- Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной.

- Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.

Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.

- Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.

- Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой.

- Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.

- Конечная вселенная — мир конечен, т.е.завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела").

- Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.

- Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.

- Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.

- Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.

Возможно другое деление на периоды:

доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий); классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки);

неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента); постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.191 (0.01 с.)