Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История науки как смена стиля мышления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало взлому средневекового мировоззрения и религиозно-схоластической структуры мышления положил Н. Коперник (1473-1543), предложивший геолиоцентрическую модель мира взамен геоцентрической (Птолемеевской), освященной авторитетом церкви. Коперниканская революция в мировоззрении дала мощный толчок процессу переосмысления задач науки, способов ее развития и статуса в обществе. Наиболее заметную роль в этом переосмыслении сыграли Г. Галилей (1564-1642), Ф. Бэкон (1561-1626) и Р. Декарт (1596-1650). Решающее значение для формирования нового образа естественнонаучного исследования имели идеи и образцы научной деятельности Г. Галилея. Суть выработанного им принципиально нового подхода в научных исследованиях характеризуется двумя основными чертами: 1. Поворот к математизации естествознания, к широкому использова-нию конструктивно-математических методов в исследованиях и создании на-учных теорий. 2. Опора на методы экспериментального исследования, точного изме-рения параметров явлений в строго контролируемых лабораторных условиях. Таким образом, ядро «Галилеевского» образа науки составляет идея математизированного естествознания, опирающегося на точный, контро-лируемый эксперимент. Несмотря на большой путь, проделанный научной мыслью со времен Г. Галилея, современная наука сохранила и упрочила соз-данный им и другими мыслителями (И. Кеплером, И. Ньютоном, Д. Максвел-лом, А. Эйнштейном и др.) образ и стандарты математизированного естество-знания, опирающегося на эксперимент. В этом смысле современная наука про-должает оставаться наукой «Галилеевского» типа. Ф. Бэкон выступил как идейный основатель опытно-экспериментального естествознания в эпоху засилья схоластики. (Схоластика – метод мышления, основанием которого являются не факты, а мнения авторитетов). «Человек-слуга и истолкователь Природы – ровно столько совершает и по-нимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего»; «Могущ тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание - си-ла». Эти афоризмы Ф. Бэкона выражают суть его мировоззрения. Ф. Бэкон резко критиковал схоластику. Он упрекал современных ему уче-ных за то, что в их трудах «не слышно голоса самой Природы». Для Бэкона характерен диалектический подход к построению научного ме-тода. Он ставит вопрос не только о поиске метода достижения истины, но и о методе преодоления заблуждений. Он понимал, что поиск истины ведет к неиз-бежным ошибкам и достичь истину невозможно прямым путем без преодоле-ния заблуждений. В «Новом органоне» он предложил основы нового метода познания. Соз-дание этого метода требует решения «двуединой задачи»: 1. Выработка продуктивного метода овладения истиной; 2. Создание способов выявления и преодоления заблуждений. Объективистский стиль мышления, характерный для классической науки, ориентирует на отображение объекта «самого по себе», безотносительно к субъекту и другим средствам познания (научные приборы, интересы и ценности субъекта и т.п.). «Единому объекту может соответствовать только одно истинное знание о нем»- таков был ход рассуждений, питавших подобное стремление. Эти черты классической науки выражают присущий ей особый, классический тип рациональности. Классический рационализм являлся незыблемой основой научного мышления в течение нескольких веков. Его постулаты были поколеблены лишь с переходом науки к познанию микрообъектов, а также исторически развивающихся объектов, в особенности включающих человека. В рамках классической науки можно выделить два этапа. На первом из них (XVII – XVIII в.в.) в научных объяснениях природы господствует механи-цизм. Объекты исследования рассматриваются в качестве относительно про-стых механических систем с жестко детерминированными механическими свя-зями и силовыми взаимодействиями. На втором этапе (конец XVIII века – XIX век) происходит постепенное освобождение естественных наук от механициз-ма. В геологии, химии, биологии формируются свои специфические картины реальности, несводимые к механической. В биологии и геологии происходит переход к изучению сложных, исторически развивающихся, саморегулирую-щихся объектов (биологический вид, геологическая формация), объяснение ко-торых приводит к эволюционным и вероятностным представлениям. Формиру-ется эволюционно-вероятностный стиль мышления, вытесняющий механисти-ческие представления
Периоды истории науки. Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. Античная наука — формирование первых научных теорий (Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: · астрономия Птолемея - В своём основном труде «Megale syntaxis» — «Великое построение», известном под арабизированным названием «Альмагест», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Птолемей сформулировал сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника. · ботаника Теофраста - Т еофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. · геометрия Евклида - основное сочинение Евклида называется Начала. Книги с таким же названием, в которых последовательно излагались все основные факты геометрии и теоретической арифметики, составлялись ранее Гиппократом Хиосским, Леонтом и Февдием. Однако Начала Евклида вытеснили все эти сочинения из обихода и в течение более чем двух тысячелетий оставались базовым учебником геометрии. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав этот материал и сведя его воедино. · физика Аристотеля - Письменные труды Аристотеля относились к двум видам: «экзотерические» — сочинения для широкой публики, состоящие в основном из диалогов на различные темы; и «эзотерические» — лекционные курсы и научные трактаты. Собственно к физике относятся сочинения, названные «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Философские труды Аристотеля, собранные и отредактированные Андроником Родосским в книге под названием «Метафизика», обычно не относят к физике, тем не менее в них содержатся рассуждения о пространстве, движении и материи и пр. Основные постулаты физики Аристотеля: - Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной. - Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту. Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью. - Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды. - Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой. - Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей. - Конечная вселенная — мир конечен, т.е.завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела"). - Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов. - Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные. - Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы. - Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение. Возможно другое деление на периоды: доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий); классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки); неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента); постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.191 (0.01 с.) |