Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнеримский период античной натурфилософии. (Лукреций, Птолемей)

Поиск

В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Закончился период расцвета великой эллинистической науки.

Упадок традиционных религиозных представлений, традиционной морали, рост разочарования явились следствием изменения образа жизни, обострения внутренних и внешних противоречий. Поиск новых идеалов шел параллельно с внедрением в Рим греческих политико-философских учений. В Риме не было собственных философских школ, но эллинистические, греческие учения так или иначе приспосабливались, перерабатывались в соответствии с ценностями Римской культуры. Так, в отличие от греков римляне не проявляли интереса к исследованию природы, т. е. к натурфилософии, созерцанию бездонного Космоса, исследованию тайн мироустройства. Воображение римлянина в большей степени занимали будничные дела, хозяйственные заботы. В этих условиях философия оказалась ориентированной на проблемы человека, человеческого общества, взаимоотношений между людьми, места человека в мире и в мировой державе, достижения счастья и свободы, поиска смысла жизни. Философия становится житейской мудростью, где наибольшее значение приобретает этика, морально-нравственные эталоны, как имеющие практическую ориентацию.

Наибольшее распространение в Риме получили три направления эллинистической философской мысли: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. В период упадка республики, на пороге единовластия, широкого размаха завоевательных и гражданских войн меняется социально-культурная ситуация, меняется картина мира и мировоззрение. Идеология, философия пытаются приспособить человека к изменившимся условиям, проповедуя равенство и независимость человека от внешних обстоятельств. Во главу угла ставится этический аспект. Даже учение о материальном и космическом бытии рассматривается с этических позиций. По словам Цицерона, первым из эллинистических течений, широко распространившихся в Риме, стало эпикурейство. Оно вызывало симпатии разных слоев населения тем, что главным почитало стремление к счастью, для достижения которого необходимы честность, справедливость, а также оправдывало стремление к достижению удовольствий, собственной пользы.

Одним из величайших известных представителей эпикурейства с ярко выраженной материалистической направленностью был Тит Лукреций Кар (ок. 99-55гг. до н.э.). Основная его работа - поэма "О природе вещей", сохраняющая материалистические и атеистические традиции и оказавшая влияние на философов и поэтов "золотого века". Атомы неделимы и неразрушимы, вечны и движутся в пустоте. С его точки зрения, и дух и душа обладают телесной природой. Право и законы есть продукт естественного соглашения людей и возможны только в государстве, а основа социального прогресса -нужда и накопленный в течение длительного времени опыт. Он стремится показать, что не божественной волей создан весь существующий мир.

Человек не создан богом, человечество развивалось естественным путем. Этика Лукреция чужда мистицизму - нужно устранить страдания, их причины, соблюдать умеренность, стремиться к душевному покою.

Наибольшее распространение получила философия стоиков (Сенека, Эпиктет, Персий Флакк и др.). Стоицизм выдвинул в период социального и мировоззренческого кризиса идеал мудреца - видеть блаженную жизнь в невозмутимости и спокойствии духа. На первый план вышли проблемы личного совершенства, нравственного самоусовершенствования. Надо закалять свою волю, научиться стойко переносить невзгоды. Стоицизм проповедовал независимость от материальных благ. Раб тоже может быть внутренне независим и счастлив. Кто добродетелен, тот и счастлив.

Наиболее яркий представитель стоицизма Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), бывший воспитателем императора Нерона, был обвинен своим воспитанником в заговоре, приговорен к смерти. Его политический идеал - империя, ограниченная властью сената, близкая к олигархической республике. Он признает наличие материи, но властвует в мире материальное и одушевленное существо, которое можно назвать природой, судьбой, провидением. Философия, рассуждая о бренности земного, о круговороте жизни, о боге как сущности мира, дает человеку опору. Все подчинено закону судьбы. Весь материальный мир есть тело бога-разума. Не может быть "природы без бога и бога без природы", и судьба есть божество, которое господствует над всеми вещами и событиями, поэтому необходима стойкость, выносливость, покорность. Надо жить согласно разумной необходимости, закаляться в борьбе с судьбой, достигая подлинной свободы, невозмутимости духа, заключающегося в освобождении от страха смерти.

Философия Сенеки индивидуалистична, ибо в центре ее - нравственная личность, хоть и связанная с государством и обществом. Его цель сохранить рабовладельческое общество от разложения путем самоограничения, противодействия нравственной деградации, умеренности. Корень зла - не в вещах, а в душе.

Стоические доктрины к I в. н.э. стали постепенно терять свою привлекательность. Идеал стоического человека, стремящегося к достойной смерти, перестал удовлетворять людей и привел к поискам идеала в божественном, надприродном мире. Это подготовило появление идеи о едином боге, о посмертном воздаянии. Такие поиски способствовали формированию монотеистической религии, основанной на вере в миссию (спасителя), каким стал Иисус Христос. Она зародилась в иудейских сектах в 1 в. н.э. и скоро привлекла внимание наиболее бедных и угнетаемых слоев, поскольку провозглашала равенство всех людей и всех народов перед Богом. Христианство - религия спасения.

Разочарование в стоицизме вылилось в усилении практической деятельности ученых-"эклектиков" - врачей, математиков, философов, литераторов, соединивших лучшие традиции греческой, эллинистической и римской традиций, а также в учении скептиков. Например, Секст Эмпирик отрицал всякое научное традиционное ("догматическое") знание, всякую науку и философию. Скептицизм доказывал недостоверность всех философских исканий и всех наук. Ни одна наука не может что-либо утверждать наверняка, поскольку на практике существует множество разных, подчас противоречивых точек зрения, поэтому невозможны общие критерии в поисках истины. Значит, следует отбросить пустое теоретизирование, а жить в соответствии с жизненными наблюдениями, избегая любых оценок.

Новая эпоха может быть так же представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в медицине.

Птолемей жил, возможно, в 100—170 гг. н.э. Особое место сре­ди его работ занимает «Великое построение, которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта работа посвящена математическому описанию картины мира (полученной от Аристотеля), в которой Солн­це, Луна и 5 планет, известных к тому времени, вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математике ввиду ее строгости и доказательности. Она, по его мнению, от­крывает дорогу к теологии. Мастерское владение математическими расчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеж­дением, что звезды влияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная им математически, служила основой мировоззрения ученых вплоть до опубликования труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер».

Наука античного мира обязана Галену (130—200 гг.?) систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея; осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа. К этому можно добавить его телеологическую концепцию. Все многочисленные открытия Галена обеспечили ему славу в эпохи Средневековья и Возрождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.008 с.)