Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трагедия над долгими порогамиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Временами кажется, что война, прошагавшая в кованых сапогах пол-Европы, прошла где-то рядом — у самого дома. Она оставила свой неизгладимый след в судьбах людей, поэтому даже через много лет постоянно напоминает о себе. Это было сразу после войны, когда Потап Савельевич Сопиков вернулся с фронта инвалидом. Жизнь брала свое — мирный труд не был в тягость, и бывший солдат в меру своих сил стал трудиться на земле — растить хлеб. Однажды, будучи в поле, наткнулся он на части от самолета — шасси, куски обшивки — и вспомнил, что рассказывали о том односельчане. В 1944 году у деревни Глубокий Ключ разбился самолет, один их тех, которые перегонялись вовремя войны через всю Сибирь на фронт. Обнаружили его местные жители, ходившие за ягодами, а потом приехала специальная комиссия, которая обследовала место катастрофы. Говорили, что потерянных самолета было два, другой найти так и не удалось, а вот этот отыскался сразу — упал где-то рядом с полем. Тогда же стало известно и имя погибшего летчика. Юра, Юра... "Фамилию, верно, уже никто не помнит", — подумал Потап Савельевич, но и тогда не смог поступить иначе. Подобрал на дворе доски и соорудил на месте гибели безвестного летчика памятник. Деревянный. Но и он напомнит, подумал бывший солдат, о войне, которая проходила рядом с домом каждого из нас, о человеческих жертвах. Потап Савельевич не ошибся. Сейчас многое известно о перегонке самолетов и о самоотверженной деятельности авиаторов, обслуживающих воздушную трассу Аляска — Сибирь. Известна фамилия погибшего у деревни Глубокий Ключ летчика — Самарцев. Вернулось из неизвестности и имя его однополчанина старшего лейтенанта В. Мошкея. Так и должно быть: имена погибших свято хранятся в памяти живых. А о пропавших без вести не только помнят, их продолжают ждать поныне. До сих пор не теряет надежды получить хоть какое-то известие, проливающее свет на судьбу мужа. Вера Дмитриевна Заломина. Она осталась с двумя сыновьями одна, когда получила трагическое извещение о том, что он пропал без вести 12 июля 1943 года при исполнении служебных обязанностей на участке Киренск — Красноярск. Сейчас Заломины живут в городе Павлово-на-Оке Горьковской области и по-прежнему надеются, что следы мужа и отца отыщутся на сибирской земле. Как стало известно, старший лейтенант Иван Иванович Заломин не входил в состав группы летчиков-истребителей, а перегонял средние бомбардировщики А-20 Ж "Бостон" и на самолете такого типа с заводским номером 253862 вылетел из Киренска в качестве пилота и командира корабля. Помимо него в состав экипажа входил штурман Иван Максимович Архипов. Об этом имеются сведения в том же Центральном архиве департамента воздушного транспорта. Однако до сих пор неясно, был ли третий член экипажа — радист. Дело в том, что бомбардировщики, как и другие самолеты, перегонялись группами, которую вел командир звена на головной машине. На него возлагался расчет маршрута и контроль его прохождения, а также поддержание постоянной связи с землей. Другие экипажи могли быть укомплектованы не полностью, так как следовали за лидером. Такое предположение неслучайно, оно вытекает из реальных фактов. А они таковы: в тот трагический день 12 июля 1943 года из группы перегоняемых бомбардировщиков типа А-20 было потеряно сразу два самолета — с экипажем старшего лейтенанта Заломина и лейтенанта Иванова. Это стало известно спустя годы из письма Николая Андреевича Яшина, проживающего в Казани. Тогда он находился на борту одного из четырех самолетов, вылетевших одновременно группой из Киренска в Красноярск. В экипажи входили: командир группы — майор Токарев, штурман — капитан Геращенко, радист — младший лейтенант Золотухин; командир корабля — старший лейтенант Заломин, штурман — старший лейтенант Максимов (радиста Яшин не помнит); командир корабля — лейтенант Иванов, штурман лейтенант Козобаранов (радиста Яшин тоже не помнит); командир корабля лейтенант Козаченко, штурман — лейтенант Яшин, радист — сержант Иванов. "Полет до Усть-Кута, — пишет Николай Андреевич, — проходил по визуальным ориентирам, после чего группа неожиданно вошла в облака, связь с командиром была утеряна. Мы с лейтенантом Козаченко приняли решение лететь до Красноярска, так как на основании прогноза облачность должна была кончиться над Ангарой. Минут через пятьдесят полета, за 5 — 10 километров от Ангары, севернее Братска — над Долгими Порогами — облачность кончилась. Мы встали в круг, чтобы осмотреть воздушное пространство, но других самолетов не обнаружили. Стали устанавливать связь с командиром группы, сообщили свое местонахождение, погоду и что другие самолеты не наблюдаем. Командир дал команду следовать на Красноярск, куда мы благополучно прилетели. Через 20 — 30 минут произвел посадку майор Токарев. Экипажи Заломина и Иванова на базу не прибыли. 13, 14, 15 июля на самолете Си-47 производился поиск пропавших самолетов, но обнаружить их в районе трассы не удалось. Поиск был прекращен. Через месяц в районе Усть-Кута местные жители обнаружили сгоревший самолет, по предметам на месте катастрофы было установлено, что там погиб экипаж лейтенанта Иванова. Сведений о втором самолете не поступало, поэтому экипаж старшего лейтенанта Заломина считается пропавшим без вести". Как вспоминают жители Усть-Кута, в то время им не раз доводилось слышать гул военных самолетов, которые шли от Киренска вдоль Лены, а в районе впадения Куты меняли курс, поворачивая на запад. В тот памятный день 12 июля 1943 года многие заметили большой двухмоторный самолет, который из-за тумана шел очень низко, над самой рекой. Но летел он не по обычному маршруту, где пролегала трасса, а вверх по Лене. Затем стал набирать высоту, повернул в сторону сопок, где неожиданно задел за вершины сосен, упал и загорелся. Летчики погибли. Как сообщила позднее местная газета, на месте катастрофы побывала комиссия, в состав которой входил и врач К. Н. Потапов. "Среди обломков, — писал он, — были обнаружены два изуродованных трупа. По документам удалось установить, что здесь погибли летчик Георгий Михайлович Иванов и стрелок-радист Георгий Николаевич Шабуров, которые комиссией были похоронены на месте". С тех пор устькутяне свято чтут память погибших перегонщиков. На их могиле установлен скромный обелиск, куда регулярно приходят ветераны войны, молодежь. Интересно то, что ни в военные, ни в последующие годы никто из очевидцев и свидетелей тех событий ни разу не упомянул третьего члена экипажа — штурмана Козобаранова, о котором пишет Яшин. Входил ли он в состав экипажа в действительности? Это предстоит еще выяснить. О причине гибели экипажа Иванова высказывалось много предположений, вплоть до отказа двигателей самолета. Но вряд ли с этим можно согласиться. Скорее всего из-за сильного тумана и облачности экипаж отклонился от привычного курса и потерял ориентировку. Возможно также, что было принято решение возвращаться назад. Подобная версия в немалой степени подходит и для второго самолета А-20 с экипажем Заломина на борту. Вероятнее всего, как и первый, он потерялся в приленской тайге. Считать так есть все основания. Вот, например, что писал иркутянин Н. А. Вотяков: "Один охотник из деревни Каймоново Усть-Кутского района обнаружил в тайге остатки разбитого самолета. К нему вела полоса срезанного леса. Один из двигателей застрял между вековыми лиственницами на высоте нескольких метров. Охотник собрал документы и сдал их в сельсовет". Существуют и другие сведения о катастрофах. Так, несколько лет назад краеведы средней школы N 5 города Киренска Лена Шертнева и Света Леонтьева писали, что им удалось обнаружить документ, в котором говорится, что в 1963 году в 30 километрах от их города, в тайге, был обнаружен двухмоторный самолет американского производства. Разбился он в том же или в 1943 году, зимой. На месте катастрофы были обнаружены останки двух летчиков, имена которых тогда установить не удалось. Юные краеведы просили помочь им в этом. Вот два сообщения, на основании которых можно сделать предположение, что одно из них касается самолета А-20 Ж с заводским N 253862. Не исключено также, что речь идет о совершенно других самолетах, ведь потери случались и на участке Якутск — Киренск. Так, по данным Центрального архива департамента воздушного транспорта в списках потерь личного состава 1-й перегоночной авиадивизии значатся: "Капитан Лабарев Д.М.— заместитель командира эскадрильи 4-го перегоночного авиаполка; Нечепуренко В.Н.— воздушный стрелок-радист того же полка; капитан Ершов М.К.— штурман звена 4-го ПАП. Они пропали без вести 24 марта 1943 года на участке Якутск— Киренск, в 80 километрах восточное г. Киренска". Хочется верить, что когда-нибудь люди узнают и об их судьбе. НАД НИМИ — ВЫСОКОЕ НЕБО — Степан, сюда. Я нашел, нашел, — прокричал Неустроев двоюродному брату, наткнувшись у ручья на плоскость самолета. Даниил много раз представлял себе эту встречу, но не ожидал, что она будет именно такой. Когда-то в этих местах охотился его дед Данила Слепцов и наткнулся на колесо от крылатой машины. Откуда? Поразмыслив, решил рассказать внуку, тоже Даниле, Неустроеву. Уж не от того ли это самолета, который разбился во время войны? О катастрофе знали оленеводы, а вот само место падения самолета и гибели экипажа до сих пор найти никому не удавалось — далеко, да и места там нежилые. О трагедии же местные жители помнили всегда. Участвовать в войске самолета согласился и двоюродный брат молодого Данилы — Степан Харлампиев. Братья прошли и проехали на оленях не одну сотню километров, прежде чем наткнулись на долгожданную находку. На месте катастрофы двухмоторного самолета они обнаружили часть фюзеляжа, двигатели, а также личные вещи экипажа — планшет, наручные часы, обрывки письма и документы. Здесь же покоились и останки погибших летчиков. Собранные вещи и документы братья доставили в местный сельсовет. Стало известно о находке и в Якутском республиканском военкомате. Тогда же в результате исследований части документов и письма удалось установить, что партийный билет и удостоверение личности принадлежат Сивельгину Сергею Акимовичу, штурману звена 7-го перегоночного авиаполка, пропавшему без вести 21 мая 1943 года на участке Сеймчан — Якутск в районе Верхоянского хребта. Вместе с ним в состав экипажа среднего бомбардировщика А-20 входили: заместитель командира эскадрильи 7-го перегоночного авиаполка старший лейтенант Владимир Григорьевич Лесных и воентехник первого ранга Георгий Георгиевич Ведмицкий. Вскоре на место трагедии — ручей Кучигир — вылетела поисковая группа Западно-Сибирского военного округа. В сложных условиях высокогорья военные собрали останки погибших авиаторов и доставили их в поселок Тополиный—центральную усадьбу оленеводческого совхоза. Здесь было решено захоронить останки перегонщиков со всеми воинскими почестями. Примечательно, что двое из них — Лесных В.Г. и Ведмицкий Г.Г. — по состоянию на 1943 год проживали в городе Красноярске, где оставались их семьи. Оказывается, в самом начале организации воздушной трассы Аляска — Сибирь существовал такой полк, который обеспечивал перегонку тяжелых самолетов от начального до последнего этапа, так называемой "сквозной" перегонки. Это был 7-й перегоночный авиаполк (существовал еще 8-й, транспортный), который впоследствии был расформирован, так как от "сквозной" перегонки пришлось отказаться. Длительные перелеты требовали от личного состава предельного напряжения сил и немалого мужества. Личный состав полка базировался в Красноярске, и, естественно, здесь первыми узнали о гибели экипажа Лесных. Вот что рассказала об этом жена командира корабля Галина Евгеньевна Лесных, приехавшая на траурный митинг в Тополиный вместе с сыном Евгением: "Я очень хорошо помню тот день — 21 мая 1943 года. Тогда я работала на радиопеленгационной станции Красноярской авиабазы. У меня был выходной, но несмотря на это еще дома почувствовала какую-то тревогу. На душе было неспокойно, и вместе с пятилетним сыном я пришла на аэродром. Там из разговоров с летчиками поняла, что с моим мужем случилось какое-то несчастье. А через несколько дней мне уже официально сообщили, что он пропал без вести. И до сих пор мы ничего не знали, где и при каких обстоятельствах он погиб. Большое спасибо людям, прояснившим это..." Таким образом имена еще троих человек были возвращены из небытия. Теперь в центре Тополиного высится обелиск в виде хвостового оперения самолета с их именами. Так уж повелось, что и в мирные дни военных летчиков хоронят по-фронтовому — в братских могилах. Кто бывал на Красноярском городском кладбище, не мог не заметить за мемориалом большой серый памятник с авиационной эмблемой и надписью "Погибшим воинам-летчикам". Мало кто знает, что под ним покоится прах двадцати авиаторов-перегонщиков. А уж об именах погибших и говорить не приходится. Братская могила выросла здесь в ноябре 1942 года после трагических событий в Красноярском аэропорту. Случилось это 17 ноября, в 9 часов 20 минут. Командир транспортного самолета Ли-2 капитан Д. А. Барков получил задание на переброску летно-технического состава 5-го перегоночного авиаполка из Красноярска в Киренск. Успешно стартовав и совершив взлет, на высоте 150 метров транспортный самолет вдруг перешел с работающими двигателями в крутой штопор. Ударившись о землю, он тут же загорелся. В результате катастрофы погибло двадцать человек, прибывших недавно для перегонки американских самолетов. Многие из них отличились в воздушных сражениях под Москвой и на других фронтах. И вот такой печальный конец. Следопытам об этом стало известно в самом начале поиска пропавших без вести авиаторов-перегонщиков, но долгое время не удавалось установить фамилии и имена погибших. Они стали известны только через несколько лет благодаря усилиям группы "Поиск" учащихся 17-й Красноярской школы под руководством С.В. Чунаевой. В настоящее время многие из них уже окончили школу — это Таня Афанасьева, Света Прикатнева, Ира Паневина, Наташа Чунаева и Оксана Демиденко. Девчата оказались терпеливыми и настойчивыми исследователями. Ведь интересующие сведения зачастую приходилось собирать по крупицам, подолгу ждать ответов из архивов, от очевидцев событий и родственников погибших. Наконец, их поиск увенчался успехом. Им удалось получить полный список перегонщиков, погибших в Красноярском аэропорту. Вот их имена: старший моторист В. К. Алексеев, летчик-истребитель лейтенант Н.В. Астахов, командир корабля капитан Д.А. Барков, командир звена истребителей И.В. Бобриков, летчик-истребитель младший лейтенант М.В. Борисов, Н.А. Дубовецкий, штурман лейтенант П.П. Есин, старший авиатехник Е.Ф. Ивакин, командир авиаэскадрильи майор А.П. Иванов, М.П. Константинов, старший авиатехник лейтенант А.Д. Туваев, летчик-истребитель В.А. Соколенко, старший инженер И.Н. Сибекин, воздушный стрелок-радист Г.П. Прохватинов, заместитель командира авиаэскадрильи майор А.А. Мартынов, летчик-истребитель Ф.Н. Мошняк, старший авиатехник В.Б. Кучейко, старший авиамоторист Я.М. Кричевский, старший техник авиаэскадрильи М.М. Криницкий, командир авиаэскадрильи П.Е. Агапов. Впоследствии учащиеся 17-й школы нередко приходили к братской могиле воинов-летчиков, чтобы почтить их память. И приносили цветы. В основном гвоздики. Когда они алели на сером пьедестале обелиска, то казалось, что камни оживают. А. КАСАТКИН
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.008 с.) |