Базельский комитет и мировая банковская мафия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базельский комитет и мировая банковская мафия



 

Сначала коротко о Базельском комитете по банковскому надзору (далее – Комитет). Эта организация тесно ассоциирована с такой наднациональной структурой, как Банк международных расчетов в Базеле (БМР), который часто называют «клубом», «штабом» центральных банков или «Центральным банком последней инстанции» [31]. Офис Комитета находится в здании БМР. В конце 1974 г. для разработки общих международных правил в области банковского надзора после нарушения равновесия на международных валютных и банковских рынках, вызванного крахом банка Herstatt в Западной Германии, руководителями центральных банков стран G10 на базе БМР и был создан Комитет. Комитет формулирует общие стандарты банковского надзора и рекомендации по их исполнению, предполагая, что национальные уполномоченные органы (прежде всего центральные банки) будут продвигать в своих странах. Что касается G10, то это группа стран, которая в 1962 г. подписала генеральное соглашение с МВФ о предоставлении займов (Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония). Швейцария, не являясь членом МВФ, присоединилась к ним в 1964 г., но название группы осталось прежним. Также с самого начала в состав Базельского комитета входили представители Люксембурга, а с 2001 г. – и представители Испании. Сейчас в Комитет входят представители центральных банков и национальных органов банковского надзора 27 стран (уже упомянутых 13 стран, а также присоединившихся к Комитету в 2009 г. Аргентины, Австралии, Бразилии, Китая, Гонконга, Индии, Индонезии, Кореи, Мексики, России, Саудовской Аравии, Сингапура, ЮАР и Турции). За почти четыре десятка лет своей деятельности Комитет издал десятки документов по различным направлениям деятельности, в том числе по общим вопросам организации надзора, по достаточности капитала, по различного рода рискам, по корпоративному управлению кредитно-депозитными организациями и т. д.

Ключевое направление деятельности Комитета – определение норм достаточности капитала для банков. Все документы Комитета вращаются вокруг очень незамысловатой формулы (пропорции):

 

собственный капитал: активы банка =

коэффициент достаточности капитала.

 

Каббалисты денежного мира ищут магическое число этой пропорции, которое обеспечило бы стабильность банковской системы. Фактически Комитет стремится узаконить то, что является преступлением. В Европе уже давно (по крайней мере с XVIII века) существует система так называемого «частичного», или «неполного», покрытия обязательств банками как депозитно-кредитными организациями. Образно говоря, такая система позволяет банкам делать деньги из воздуха. Т. е., скажем, под 1 доллар законных денег, размещенных вкладчиками на депозитном счете, банкам разрешается выпустить в виде кредитов 5 или 10 долларов безналичных (кредитных) денег. Раньше это называлось фальшивомонетничеством и строго каралось законом. Сегодня это называется «нормой», «принципом» банковской деятельности, легализуется национальными законами, а в учебниках по экономике называется умным термином «денежный мультипликатор». Принцип «частичного» покрытия (резервирования) «крышуется» наднациональной структурой под названием «Базельский комитет по банковскому надзору», что придает принципу видимость респектабельности и легитимности. Никакие хитрые стандарты и формулы не устраняют главного следствия «частичного» покрытия (резервирования) обязательств – банковских кризисов. На протяжении почти четырех десятилетий существования Комитета мир был свидетелем бесчисленного количества банковских банкротств и банковских кризисов. Для предотвращения таких неприятностей необходимо стопроцентное покрытие обязательств, но тогда банки лишаются возможности заниматься своей «денежной алхимией». На честные и откровенные рассуждения по вопросу «частичного» резервирования в центральных банках и в Комитете наложено строгое табу: предводители банковской мафии (центральные банки и Комитет) пытаются убедить общественность, что можно изобрести «магическую формулу» достаточности капитала для того, чтобы банки могли по-прежнему делать деньги из воздуха. Это откровенный обман, рассчитанный на тотальную тупость публики [32].

 

«Базель I» и «Базель II» – «соломинки для утопающих»

 

До конца прошлого года Комитетом были введены в действие два основополагающих документа, определяющих «магическую формулу» достаточности капитала и рекомендующих использовать эту формулу национальным органам банковского надзора – «Базель I» и «Базель II». Первый из них появился на свет в 1988 году и имел очень солидное название «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала» («Базель I»). В этом соглашении был определен минимальный размер достаточности капитала – 8 %, определяемый как отношение собственного капитала (регулируемого органом надзора) к активам, взвешенным по риску. Многостраничные документы «Базель I» и «Базель II» лишь разъясняют пользователям, как правильно посчитать активы и собственный капитал. В расчет принимались лишь кредитные риски (хотя активы банков могут формироваться не только из кредитов, но также инвестиций). Образно говоря, «Базель I» позволял банкам под 1 доллар собственных средств наделать более 10 долларов кредитных (безналичных) денег из воздуха. Фактически Комитетом было дано добро на финансово-денежную вакханалию, которую в учебниках по экономике уважительно называют «развитие денежных и финансовых рынков». Рынки стали покрываться «пузырями», «пузыри» стали лопаться, реальная экономика и простые граждане несли большие потери от этой вакханалии, которую благословляли «мудрецы» из Базеля. На сегодняшний день более 100 стран мира, согласно официальным заявлениям, придерживаются норм «Базель I».

На переломе двух веков начала готовиться новая версия стандарта под названием «Базель II», старт этому стандарту был дан в 2004 г. В новой версии были крайне слабые попытки учесть новые риски банковской деятельности (помимо кредитных), в частности в связи с бурным развитием рынков производных финансовых инструментов (деривативов), появлением хеджевых фондов и других институциональных спекулянтов, с которыми банки были связаны самым тесным образом. В самый разгар внедрения в жизнь нового стандарта разразился финансовый кризис 2007–2009 гг. Он лишний раз продемонстрировал то, что стандарты Базеля – не более чем фиговый листок, прикрывающий бесстыдство и наглость мировых ростовщиков. «Базель-ll» не мог излечить мировых ростовщиков от алчности, на глазах у всех пошел на дно гигант мирового банковского бизнеса «Леман Бразерс», а на спасение других пришлось потратить из государственной казны не менее триллиона долларов в США и примерно столько же – в Европе. Некоторые критики (со стороны банковского сообщества) даже доказывали, что именно внедрение «Базеля II» спровоцировало начало финансового кризиса, т. к. банки для пополнения недостающего собственного капитала решили использовать чрезмерно рискованные способы привлечения такого капитала, вынуждены были пойти на фальсификации и откровенный обман (искажения бухгалтерской отчетности, широкое использование забалансовых операций и т. п.). В ходе финансового кризиса Комитет начал судорожно вносить изменения и поправки в стандарт «Базель II».

 

Особенности «Базеля III»

 

В конце концов масса изменений и поправок достигла критической массы, «количество перешло в качество», появился документ, который был назван «Базель III». Предложения «Базеля III» были одобрены на саммите G20 в Сеуле в ноябре 2010 г. Участники саммита также одобрили сроки поэтапного внедрения стандарта. В качестве старта была определена дата 1 января 2013 года. Новый документ является чрезвычайно сложным и объемным – насчитывает около 800 страниц. Хочу обратить внимание на следующие особенности данного документа (при этом постараюсь обойтись без использования специальных терминов, которые лишь затемняют суть документа, делают его непонятным для «непосвященных»):

1) сроки внедрения стандарта достаточно растянуты – до 2018 года; иначе говоря, стандарт не является «жестким», дает банкам достаточно времени для маневров;

2) планка достаточности собственного капитала банков повышена, но не настолько, чтобы можно было избежать новых кризисов;

3) роль «субъективного фактора» при оценке банка со стороны надзорных органов повышается; этому отчасти способствует объемность документа (по сравнению с предыдущими версиями, которые позволяли более четко и однозначно оценивать банки [33]);

4) в структуре собственного капитала особая роль отводится золоту как финансовому активу.

С нашей точки зрения, последняя особенность является главной, она является качественной новацией, отличающей «Базель III» от «Базеля II». Поговорим об этом подробнее.

В предыдущих стандартах «Базеля» собственным капиталом высокого качества считались лишь наличные деньги (которые во всех странах относятся к категории «законных платежных средств» – legal tender) и государственные долговые бумаги – облигации министерств финансов и казначейств. Причем, далеко не все облигации, а лишь те, которые получают высшую оценку со стороны ведущих международных рейтинговых агентств. На протяжении длительного времени наиболее качественным элементом собственного капитала рассматривались облигации казначейства США. Т. е. банки тех стран, которые участвовали в «Базелях» первого и второго поколения, в добровольно-принудительном порядке должны были оказывать помощь дяде Сэму, приобретая его облигации и закрывая дыры в бюджете США. Тем самым поддерживая доллар США и действуя против золота – главного конкурента «зеленой бумаги».

 

«Базель III», или Частичная реабилитация золота

 

Напомним, что до 1970-х гг., когда в мире существовала Бреттон-Вудская валютная система и еще не было никаких «Базелей», все было по-другому. Банки оценивались в первую очередь по количеству золота, составлявшего собственный капитал. Чем больше было золота относительно всей суммы капитала и всей суммы активов, тем более надежным считался банк. Все было просто, понятно и логично. Но те добрые старые времена закончились с крахом золотого стандарта и решением Международного валютного фонда осуществить полную и окончательную демонетизацию золота. Золото была разжаловано в обычные биржевые товары, такие как нефть, пшеница или кофе. В крайнем случае банки могли использовать золото в качестве объекта инвестиций, но как полноценный финансовый актив этот металл перестал рассматриваться.

До сих пор Банк международных расчетов (БМР) держал золото, если так можно выразиться, в черном теле. Если не погружаться в тонкости бухгалтерского учета и правила банковского надзора, то можно сказать, что золото учитывалось в капитале третьего уровня (активы, имеющие статус значительно меньший, чем активы первого уровня), при этом учет осуществлялся исходя из 50 % реальной цены желтого металла. В общем, правила игры были такими, что накапливать золото банкам было невыгодно. В лучшем случае банкиры смотрели на желтый металл глазами спекулянтов, которые покупают и продают золото для получения сиюминутной прибыли.

«Базель III» резко поднял статус золота. Новые правила предусматривают перевод золота в банковский капитал первого уровня (tier-1) по стопроцентной цене. У банков появляется возможность замещать свои «качественные» «бумажные» активы (в первую очередь облигации американского казначейства) желтым металлом. Эксперты оценили, что подобное правило создаст дополнительный спрос на драгоценный металл в объеме как минимум 1700 тонн. Имеются и более высокие оценки – до 3000 тонн. Целый ряд экспертов по финансам и конспирологов полагают, что разработка «Базеля III» осуществлялась при мощном лоббировании со стороны финансового клана Ротшильдов, который заинтересован в восстановлении денежного статуса золота в мире. Действительно, Ротшильды на протяжении последних двух веков контролируют основные запасы золота, участвуют в добыче желтого металла, являются «маркетмейкерами» на рынке драгоценных металлов [34]. Еще до вступления в силу нового стандарта Базельского комитета, в сентябре 2012 г., руководители одного из крупнейших банков мира Deutsche Bank AG, находящегося в сфере влияния Ротшильдов, сделали громогласное заявление о том, что золото из товара опять превратилось в деньги. Такое заявление вызывало болезненную реакцию по другую сторону Атлантического океана, прежде всего в ФРС США. Руководитель Федерального резерва Бен Бернанке в очередной раз выступил со стандартным набором аргументов по поводу того, что золото – далеко не лучший вид денег.

Нетрудно понять, что «Базель III» – удар по доллару США и американской экономике. Реакция со стороны Америки была достаточно жесткой и оперативной. В конце прошлого года денежные и финансовые регуляторы США (Федеральная резервная система, Агентство по страхованию депозитов и Управление валютного контролера) сообщили: к ним обратились ведущие американские банки с заявлением, что новые стандарты «Базеля» непосильны для депозитно-кредитных организаций [35]. После получения такой «челобитной» ФРС и другие финансовые регуляторы США, в свою очередь, обратились в Комитет и заявили, что введение «Базеля III» в США откладывается, при этом дата перехода на новый стандарт не была названа. Тут забеспокоились европейские банки, которые посчитали, что если они начнут переходить на новый стандарт, то окажутся неконкурентоспособными по сравнению с американскими банками. И также отказались от перехода на «Базель III».

Так кто же встал под знамена «Базеля III» с 1 января 2013 года? Список не очень длинный, всего 11 стран (перечисляю в алфавитном порядке): Австралия, Гонконг, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Сингапур, Таиланд, Швейцария, Южная Африка, Япония. Сюда еще можно добавить Индию, которая заявила о присоединении к «Базелю III» с 1 апреля 2013 года. Примечательно, что в списке всего четыре страны из зоны «золотого миллиарда»: Австралия, Канада, Швейцария, Япония.

Достаточно загадочным является отсутствие в указанном списке Турции. В этой стране активно поощряется более широкое использование золота в операциях банков, удельный вес желтого металла в собственном капитале и в активах турецких банков на фоне других стран высокий. Де-факто турецкий банковский сектор вполне готов к выполнению стандартов «Базеля III». Как отметила лондонская Financial Times, политика руководителя Центрального банка Турции Эрдема Баски дала впечатляющие результаты для турецких банков: они привлекли 8,3 миллиарда долларов США в новые депозиты через золотые программы за последние 12 месяцев, эти средства они теперь могут направить на кредитование [36]. Вместе с тем такие оплоты банковского бизнеса, как США, Великобритания, страны Европейского союза, решили пока «отсиживаться».

Некоторые эксперты утверждают, что банки указанных присоединившихся стран могут испытывать перегрузки при переходе на новые стандарты и оказаться менее конкурентоспособными. Однако большинство экспертов придерживаются прямо противоположного мнения. Они считают, что многие банки указанных стран уже заранее подготовились к новому стандарту и накопили необходимые количества желтого металла. Можно заметить, что в указанном списке находятся почти все ведущие производители золота: Китай, Южная Африка, Канада, Австралия. Ряд стран из приведенного списка выступают ведущими импортерами желтого металла (Китай, Гонконг, Швейцария, Садовская Аравия, Индия). Примечательно, что Китай, вошедший в группу «золотых» лидеров, уже давно дает намеки насчет возможности превращения юаня в золотую валюту. А Швейцария продвигает проект введения внутри страны «параллельной» валюты в виде золотого франка.

 

«Базель III»: разворот банков в сторону золота

 

Можно ожидать, что введение в действие новых правил «Базеля» может привести к радикальному изменению позиций банков отдельных стран в мировой финансовой системе. Прежде всего, ожидается усиление позиций китайских банков, учитывая то, что Китай уже несколько лет подряд занимает первое место в мире по объемам как добычи, так и импорта желтого металла. Нельзя исключить, что с помощью внутреннего производства и импорта драгоценного металла происходила и продолжается «золотая» накачка китайских банков [37]. Позиции тех банков, которые смело встали под знамена «Базеля III», будут укрепляться и по той причине, что цены на желтый металл на протяжении последних 12 лет показывали беспрецедентно высокие темпы прироста: среднегодовые темпы прироста цен за период 2001–2012 гг. составили 17 процентов. Потенциал роста цен на золото использован еще в очень незначительной степени. В истекшем году тройская унция желтого металла стоила 1700 долларов. А так называемая «справедливая» («равновесная») цена на металл, по мнению многих золотых трейдеров, находится на уровне не менее 5000 долларов [38]. Кто успел сесть в «золотой поезд», приобретя билеты по низким ценам, тот имеет гораздо больше шансов оказаться завтра на мировом финансовом Олимпе.

Даже те банки, которые пока не вошли в зону действия «Базеля III», понимают, что их будущее зависит от того, насколько быстро они смогут развернуться в сторону золота. Статистика Международного валютного фонда и Всемирного совета по золоту не дает четкой картины закупок золота всем банковским сектором. Но есть статистика по операциям купли-продажи на рынке золота центральных банков (ЦБ). После развала Бреттон-Вудской валютной системы в 70-е гг. прошлого века ЦБ в целом по миру на протяжении более трех десятилетий продавали желтого металла больше, чем покупали, т. е. были нетто-покупателями. После недавно завершившегося финансового кризиса ситуация кардинально изменилась, и центральные банки мира стали нетто-покупателями. В 2011 году их чистые покупки золота составили 457 тонн. По отношению к общему объему спроса на мировом рынке драгоценного металла (4400 т) это составило более 10 % объема всего спроса. Примечательно, что в течение предшествующих кризису 15 лет их чистые продажи составляли в среднем по 400 тонн в год. Таким образом, ЦБ сделали крутой разворот и начали закупать золото в таких объемах, которые не наблюдались с 60-х годов прошлого века. Прошлый год стал рекордным по объему чистых покупок золота центральными банками мира с 1964 года, т. е. за последние без малого полвека. По предварительным данным Всемирного совета по золоту, в 2012 году поставлен новый рекорд: чистые покупки желтого металла центральными банками мира выросли до 536 тонн.

Что касается коммерческих банков, то до введения стандарта «Базель III» они относились к желтому металлу лишь как к инструменту увеличения своих прибылей с помощью спекуляций и/или инвестиций, но стимула к созданию значительных собственных резервов драгоценного металла у них не было. Думаю, что с 2013 года их отношение к золоту изменится, они будут приобретать его лично для себя в целях повышения устойчивости бизнеса и привлечения клиентов. Но банковская статистика устроена таким образом, что мы не можем сказать, каковы совокупные резервы драгоценного металла в банковском секторе. Можно предположить, что центральные банки, начав наращивать собственные резервы золота, в необходимых случаях готовы будут предоставлять его нужным банкам для спасения и укрепления последних.

Легализация стандарта «Базель III» в ряде стран 2013 году – еще один признак возвращения золота в мир денег. Речь пока, конечно, не идет о классическом золотом стандарте, при котором банки свободно обменивают бумажные денежные знаки на металл. Но металл может более широко использоваться для покрытия обязательств банков и быть финансовым активом «высшей инстанции». Кто знает, может быть, в долгосрочной перспективе, когда банки накопят достаточное количество золота, на повестку дня будет поставлен вопрос и о восстановлении золотого стандарта.

 

 

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.029 с.)