Государственное регулирование рынка труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рынка труда.



 

Рынок труда в странах с рыночной экономикой регулируется государством по следующим направлениям:

1. Поддержание и развитие социального партнерства.

2. Реализация программ по стимулированию роста занятости и увеличению чис­ла рабочих мест в государственном секторе, в сфере малого и среднего бизнеса.

3. Осуществление программ по подготовке и переподготовке кадров.

4. Принятие программ содействия найму рабочей силы.

5. Выделение средств на программы по социальному страхованию от безрабо­тицы.

На первое место ставится социальное партнерство (снятие социальных напря­жений, защита прав работников), поскольку роль государства в урегулировании социальных конфликтов между работодателем и наемными работниками особенно неоценима

Принятием закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. и других нормативных актов Российское государство положило начало реализации принципа социального партнерства, как особой формы соци­ально-трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда, представ­ляющей собой такой тип и систему отношений между работодателями и работника­ми, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важ­нейших социально-трудовых интересов.

Другой программой, поддерживающей и развивающей принципы социального партнерства, является заключение Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объедине­ниями профсоюзов и общероссийскими объединениями предпринимателей, на от­раслевом уровне — отраслевых (тарифных) соглашений, на уровне территорий — специальных соглашений, на уровне предприятий, учреждений и организаций — коллективных договоров.

Обращаясь к российской практике применения коллективных соглашений и до­говоров можно утверждать, что, несмотря на обязательность их заключения, реаль­ная отдача от них существенно "девальвирована" и носит формальный характер. Это можно видеть на примере гарантируемого государством минимального разме­ра оплаты труда в России. МРОТ фактически означает отказ Государства от каких-либо требований к работодателю по уровню заработной платы работников и пере­нос всей тяжести решения этой проблемы на уровень предприятия. В 1992 г. МРОТ была включена в Генеральное соглашение между правительством, работодателями и профсоюзами на 1993 г. К 2000 г. ситуация осталась такой же как в 1992 г., а именно: отношение МРОТ к прожиточному минимуму находится на уровне 10-15%.

Принципы социального партнерства развиваются в России с использованием мирового опыта, накопленного Международной организацией труда. Ее основные постулаты:

— установление всеобщего и прочного общественного мира на основе социальной справедливости;

— предоставление работникам нормальных условий труда;

— признание и гарантия права на объединение;

— право всех людей на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства и равных возможностей.

Не совпадающие интересы работодателей и работников возникают из-за изме­нения пропорций в распределении доходов на потребление и развитие производ­ства, определение источников создания фондов социальной защиты и их недостаточность. В свою очередь, это ведет к растущей социальной напряженности, кото­рую призваны снимать профсоюзы, выступающие как рабочая сторона в системе социального партнерства.

В системе социального партнерства государство исполняет роль независимого регулятора социально-трудовых отношений, гаранта основополагающих прав и сво­бод, организатора и координатора переговоров, арбитра при разрешении трудовых конфликтов. С этой целью оно формирует законодательную базу социального парт­нерства.

Специфические черты современного рынка труда в России.

На рынок труда действуют законы спроса и предложения, но по многим харак­теристикам механизм его функционирования представляет собой специфический рынок, отличающийся от других товарных рынков. Наряду с макро- и микроэконо­мическими регуляторами на рынке труда действуют и социальные и социально-психологические факторы, накладывающие свой отпечаток на формирование цены рабочей силы, на заработную плату.

Например, предложение рабочей силы определяется демографической ситуа­цией: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населе­ния, его половозрастной структурой. Снижение среднегодовых темпов роста насе­ления ведет к сокращению численности рабочей силы и к сокращению предложе­ния. Оказывает влияние и экономическая активность этнических, демографических групп населения (женщин, молодежи), миграция населения.

Главными отличительными чертами рынка труда России сегодня являются:

—отсутствие свободной продажи рабочей силы на выгодных условиях;

— наличие административных, правовых и экономических ограничений, например, регистрация, формально заменившая прописку;

— дефицит жилья и отсюда отсутствие свободного рынка жилья;

—неразвитость государственного регулирования и социальной поддержки сферы занятости;

— несбалансированность рынка труда (многие районы трудоизбыточны в сто с лишним раз, предложение опережает спрос, например Ивановская область, Дагестан, Бурятия и т.д., при этом в некоторых районах не хватает рабочих).

Создание подлинно конкурентной среды на рынке труда возможно после устранения вышеперечисленных причин — отмены регистрации, создания рынка жилья, разгосударствления экономики. Рынок труда находится в постоянном движении, по­этому Федеральная служба занятости ведет соответствующую статистику и анали­зирует тенденции, доводит через службы массовой информации до населения дан­ные о состоянии рынка труда.

Особенностью российского рынка труда является то, что рабочие из-за неразви­тости труда, высокой безработицы и низкого уровня заработной платы вынуждены со­глашаться на неэквивалентный обмен, причем неэквивалентность проявляется не толь­ко на самом рынке труда, но и в форме задолженности заработной платы, на которую не начисляются проценты, и в форме выплат денежными суррогатами. Цена товаров, используемых для выплаты зарплаты в натуральной форме, постоянно завышается, что фактически означает уменьшение размера заработной платы. На многих предприятиях возникла широкая сеть магазинов и лавок, через которые рабочие в счет зарплаты приобретают продукты и товары первой необходимости. Выбор товаров в этих мага­зинах, как правило, ограничен, а цены завышены. Такая система поборов и задолжен­ность по заработной плате относятся к числу самых изощренных способов дискрими­нации, осужденных мировой общественностью цивилизованных стран. Они использу­ются российскими предпринимателями для получения сверхприбыли и как способ экономического давления, побуждающего рабочих увольняться по собственному же­ланию. Поскольку существует высокая безработица — всегда на смену уволившимся приходят рабочие, согласные с суррогатными условиями оплаты труда. Кроме того, бытует мнение, что вопрос стабильно низкой номинальной заработной платы связан с высокими социальными платежами, налогами и необходимостью распределения ри­сков. Выходит, что рабочие берут на себя риски, которые в ином случае были бы воз­ложены на компании, несущие ограниченную ответственность, или приняты на себя го­сударством. Кроме прочего, продажа товаров в лавках в счет заработной платы по­зволяет уклониться от уплаты налогов.

В России сегодня преобладает "синеворотничковая" безработица — 63% рабочие, 20,5% специалисты, в том числе 10,5% — с высшим образованием.

 

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Кем выступает на рынке труда рабочая сила?

2. На чем основан механизм функционирования рынка труда?

3. По каким направлениям государством регулируется рынок труда?

4. Опишите природу и причины сегментации рынка труда.

5. Каковы специфические черты современного российского рынка труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)