Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М, 1998. С.650. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М, 1998. С.650.



квалификации, состояния здоровья и других факторов.

Промежуток времени от начала торможения до начала снижения скорости называют временем запаздывания срабатывания тормозного провода t2.

При экспертных расчетах по рекомендациям ВНИИСЭ время запаздывания тормозного привода принимают для транспортных средств разных категорий равным 0,2-0,4 с. На это время не влияют дорожные условия, а также степень загруженности автомобиля.

Период времени с момента начала снижения скорости автомобиля до его остановки называют временем нарастания замедления t3. Это время зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля1.

 

Графически составляющие участка процесса торможения (остановочного пути) можно представить следующей схемой:

t1 t2 t3
     
     
S1 S2 S3

S1 - путь, проходимый за время реакции водителя;

S2 - путь, проходимый за время срабатывания тормозной системы;

S3 - путь, проходимый автомобилем с заторможенными колесами (юзовый след торможения).

Безопасная дистанция при однонаправленном движении - это расстояние между следующими друг за другом в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее исключить столкновение с впереди идущем транспортным средством, водитель которого осуществляет экстренное торможение.

Безопасный интервал при параллельном движении - это (как правило,

' Боровский Б.Е. Справочные материалы и определение понятий, применяемых при расследовании дорожно-транспортных происшествий/ Методическое пособие. - Л., 1986. С.10.

малое) расстояние между боковыми частями транспортных средств, предотвращающее боковое столкновение.

Обзорность с места водителя - это возможность видеть (воспринимать) дорожную обстановку на полосе его движения и по обеим полосам от него и на некоторой высоте над транспортным средством.

Определение момента возникновения опасной ситуации - компетенция следователя, суда, эксперта-автотехника.

Таким образом, определить момент возникновения опасной ситуации - это значит установить момент, в который какой-то из элементов дорожно-транспортной ситуации приобрел свойство источника опасности, а дальнейшее изменение ситуации характеризуется такой степенью аварийных последствий, которая требует принятия экстренных мер для предотвращения ДТП.

В зависимости от вида ДТП определение момента возникновения опасной ситуации имеет свою специфику. При столкновении момент опасности определяется, как правило, путем проведения следственного эксперимента.

Значение определения момента возникновения опасной ситуации заключается в том, что его наступление обязывает водителя принять меры к предотвращению ДТП; помогает оценить органам предварительного следствия своевременно ли водитель принял такие меры, не запоздал ли он, пытаясь предотвратить ДТП.

§ 5. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ, СОКРЫТИЯ И ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Под способом ДТП понимают действия или бездействие участника движения, которые обусловили причину, повлекшую наступление аварийной ситуации.

В системе криминалистической характеристики и практике расследования крайне редко способ совершения преступления подвергается исследованию; как правило он несет минимум информации, характеризующей событие и механизм автопроисшествия, в отличие от причин их порождающих.

Общей причиной всего существующего многообразия ДТП является создание аварийной обстановки. Причиной отдельно взятого ДТП является факт нарушения конкретных пунктов Правил дорожного движения.

Типичными причинами автопроисшествий являются:

1. Нарушение правил безопасности движения:

• превышение скорости движения;

• несоблюдение правил перехода проезжей части;

• выезд на полосу встречного движения;

• несоблюдение безопасной дистанции;

• нарушение правил обгона;

• нетрезвое состояние водителя транспортного средства;

2. Нарушение приемов управления и правил эксплуатации транспорта:

• ошибки в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что включенный желтый сигнал светофора сменится на зеленый, но включается красный);

• неверное принятие решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение);

• ошибочность действий (например, принято правильное решение применить экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость);

• эксплуатация заведомо для водителя технически неисправного средства.

3. Появившиеся во время движения неисправности транспортного средства:

• поломки в системе управления;

• поломки тормозной системы;

• разрушение шин автомобиля при движении.

4. Плохие дорожные условия, не соответствующие техническим стандартам, предусматривающим строительство и эксплуатацию дорог.

• несвоевременный, некачественный ремонт дорожного полотна.

Причины, указанные в пунктах 3 и 4 сами по себе не связаны с нарушением Правил дорожного движения, поэтому могут рассматриваться как обстоятельства (факторы), способствующие дорожно-транспортным происшествиям, если они сочетаются с нарушением Правил дорожного движения1.

Для сокрытия ДТП характерными являются такие способы, как утаивание, уничтожение следов преступления, маскировка, фальсификация.

Среди типичных способов утаивания ДТП следует выделить бегство водителей с места происшествия, дачу ложных показаний о механизме происшествия и действиях потерпевшего, инсценировку другого ДТП, несчастного случая, воздействие на свидетелей и потерпевших, выдвижение ложного алиби, подделку документов.

§ 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕСТА ВОЗМОЖНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ.

Среди следов транспортных средств наиболее распространены следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Следы гусеничных, рельсовых и гужевых транспортных средств в следственной практике встречаются реже.

К названной группе следов относятся: следы-предметы, следы-

' Стешиц В.К., Янушко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие. Минск, 1994. С.С.6-8.

отображения, следы-вещества, микрообъекты, личные вещи и документы водителя и пассажира, оставленные на месте происшествия.

Следы-предметы (части систем и агрегатов транспортных средств) это как правило:

• крупные осколки фар, указателей поворотов;

• обломки и осколки лобового, заднего, дверных стекол;

• обломки кузова и салона;

Следы-отображения подразделяются на следы ходовой части автомобиля и следы выступающих частей, деталей. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия колеса транспортного средства могут оставить как объемные, так и поверхностные следы (наслоения, отслоения). По механизму возникновения эти следы делят на статические (образуемые при длительной остановке) и динамические (образуемые при движении транспортного средства). Динамические следы подразделяют на следы качения, оставляемые вращающимся колесом, и следы торможения, возникающие при блокировке колес (в том числе следы "юза"). Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). В них отображаются объемные (рельефные) особенности протектора. Поверхностные следы (следы наслоения или отслоения) образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла), одежде потерпевшего при наездах.

Поверхностные следы могут быть позитивными и негативными. В позитивных поверхностных следах (чаще встречающихся в следственной практике) отображаются только выступающие части рисунка протектора. Негативные следы образуются за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углублениях протекторов. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Нередко одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других - негативными.

Следы, оставляемые выступающими частями и деталями транспортного средства при столкновениях подразделяются на статические и динамические. Статические следы образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Они могут быть объемными и поверхностными. Объемные следы отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех его измерениях. На кузове автомашины, коляске мотоцикла, материал которых обладает остаточной деформацией, могут образоваться объемные статистические следы бампера, фар, крюков, ручек и других деталей и частей автотранспорта. При очень значительной силе удара внедряющаяся деталь проходит сквозь преграды и возникает пробоина. По пробоине можно приблизительно судить о контурах и величине образовавшей её детали.

При ударе под углом, отличным от прямого, статистические следы образуют не полную, а частичную конфигурацию объекта.

Поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение следообразующего объекта в двух его измерениях (длина, ширина). Поверхностные следы могут возникать за счет наслоения (краски, грязи, смазочных веществ и т.д.) или отслоения (перенос частиц с воспринимающей поверхности).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Следы-вещества - это, как правило, капли, брызги, лужи бензина, дизельного топлива, тормозной жидкости, воды и т.д. К ним относятся также кровь и другие объекты биологического характера, почвенные наслоения накопившиеся на брызговиках, в колесных нишах. Следы-вещества могут находиться на полотне дорожного покрытия, транспортном средстве, теле и одежде потерпевшего или трупа, на неподвижном препятствии.

Микрообъекты при расследовании ДТП могут быть представлены обрывками нитей, тканей, пряжи, ваты, микроколичеством лакокрасочного покрытия и автомобильной оптики. Обнаружить их можно на одежде и обуви пешехода, днище и узлах ходовой части транспортного средства, на сиденьях в салоне автомобиля.

К утраченным деталям, узлам и агрегатам транспортных средств относятся: колпаки колес, крышки радиатора, бензобака, груз или его часть, перевозимая транспортным средством.

Значение обнаруженных следов исключительно велико, поскольку они позволяют получить обширную розыскную информацию (установить тип, вид, марку и модель транспортного средства, направление его движения, отличительные особенности кузова, протекторов и др.).

Эти сведения способствуют скорейшему установлению скрывшегося с места происшествия транспортного средства. После того как оно будет задержано, следователь вновь использует обнаруженные следы, но теперь уже для проведения идентификационных исследований, чтобы доказать факт оставления найденных на месте происшествия следов проверяемым транспортным средством 1.

§ 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Важное место в криминалистической характеристике названных преступлений принадлежит особенностям личности нарушителя Правил дорожного движения. Следователю необходимо выявить такие особенности, которые способствовали созданию аварийной ситуации на дороге. Наиболее значимыми в этом плане представляются следующие сферы деятельности личности участника ДТП:

1. Социально-психологическая характеристика:

• возраст;

• образование;

! Жулев В.И. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия. Пособие для работников милиции и следователей органов внутренних дел. М, 1970. С.С.8-10.

• социальное положение;

• личностные ценности (интересы);

2. Эмоционально-волевая сфера - способность адекватно оценивать, принимать решения и действовать в сложной ситуации.

• степень эмоциональной устойчивости;

• темперамент, характер;

• привычки;

3. Профессионально-функциональная сфера:

• стаж работы водителем (вождения транспортного средства);

• опыт, навыки управления в зависимости от технической характеристики транспортного средства (левостороннее, правостороннее рулевое управление; механическая, автоматическая коробка переключения передач; бензиновый, дизельный двигатель; гидравлический, пневмонический тормозной привод и т.д.);

• профессиональное внимание - способность контролировать дорожную обстановку;

• профессиональные способности — реакция, степень утомляемости в зависимости от дорожных, метеорологических условий, времени нахождения за управлением транспортным средством

4. Медико-биологические показатели:

• болезни органов восприятия (слуха, зрения);

• наличие различного рода противопоказаний медицинского характера для водителей транспортных средств,

• вредные привычки (употребление наркотических веществ, злоупотребление алкоголем)1.

Информация, характеризующая особенности личности, помогает ра-

' Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: 1989. С.С.123-128.

ботнику предварительного следствия определить линию тактического поведения при личном общении и производстве следственных действий с лицами, причастными к ДТП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.017 с.)