Возможности трасологической экспертизы




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности трасологической экспертизы



При расследовании ДТП трасологическая экспертиза нередко является единственным источником доказательств, особенно когда транспортное средство скрылось места происшествия. В подобных случаях на разрешение этой экспертизы целесообразно поставить следующие вопросы:

1. Является ли след на месте происшествия отпечатком протектора автомобильной шины?

2. Шиной какой модели оставлены следы на месте происшествия, и на каких автомобилях устанавливаются такие шины?

3. Не оставлен ли след на одежде пострадавшего какой-либо частью автомобиля? Если оставлен, то на каких автомобилях используется данная деталь?

4. Не являются ли осколки стекла, найденные на месте ДТП, частями рассеивателя фары (подфарника: катафота)? Если являются, то какова модель рассеивателя? На каких транспортных средствах он устанавливается?

5. Является ли деталь, обнаруженная на месте ДТП, частью автомобиля? Если да, то на каких автомобилях устанавливается?

Если автомобиль скрылся с места ДТП, а затем был установлен, то для идентификации транспортного средства на разрешение трасологической экспертизы можно поставить следующие вопросы:

1. Не оставлен ли след скольжения на транспортном средстве бампером другого автомобиля? (В этом случае на экспертизу направляются оба транспортных средства или их детали, на которых имеются следы)

2. Не оставлен ли след протектор а на месте происшествия колесом указанного автомобиля?

3. Не оставлен ли след протектора автомобиля на одежде потерпевшего?

4. Не оставлен ли след на бампере автомобиля тканью одежды?

5. Не составляли ли ранее одно целое осколки стекла, обнаруженные на месте ДТП и изъятые из фары (правой или левой) конкретного автомобиля?

6. Не являются ли частицы краски, обнаруженные на месте происшествия, частью лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

Возможности судебно-биологической экспертизы1

Особое значение для установления механизма ДТП, причастных к нему лиц, имеют следы крови, волосы, части тела. Их исследование производится в бюро судебно-медицинских экспертиз. Обрывки одежды исследуются в химических лабораториях этих подразделений или экспертных криминалистических подразделениях ОВД.

Судебно-биологическая экспертиза пятен крови производится в случаях, когда нанесенные телу пострадавшего повреждения сопровождались наружным кровотечением и на транспорте остались следы этого вещества. Тогда при исследовании трупа необходимо взять образцы крови, для после-

' Стешиц В.К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях. Минск, 1976. С.48.

дующего представления в БСМЭ для сравнения со следами крови, обнаруженными на транспортном средстве.

При назначении экспертизы можно решить следующие вопросы:

1. Являются ли обнаруженные следы кровью человека? Если да, то какова групповая принадлежность данной крови и могла ли она произойти от потерпевшего?

2. Какова давность образования следов крови? Могли ли они появиться в такой-то конкретно период?

Если при дорожно-транспортном происшествии произошло обширное повреждение мягких тканей тела человека, то выявленные на машине частицы тканей подвергаются судебно-биологическому и цитологическому исследованию. В этих случаях желательно взять образцы с поврежденных мест потерпевшего (в процессе вскрытия трупа) и направить их в цитологическое отделение судебно-биологической лаборатории.

При назначении экспертизы можно решить следующие вопросы:

1. Являются ли изъятые объекты тканью человека? Если да, то какой именно?

2. Какова их групповая принадлежность?

3. Характерны они для женского или мужского организма?

4. Являются ли представленные образцы тканей частями тела потерпевшего?

Возможности судебно-химической экспертизы

Чаще всего на месте ДТП выявляются смазочные масла и консистенционные смазки, которые представляют собой продукты переработки нефти.

Следы нефтепродуктов на дороге рекомендуется изымать полностью, вместе с частью дорожного покрытия, на котором они находятся. Одновременно рекомендуется взять часть контрольного участка дорожного покрытия без видимых следов смазки. Каждый из объектов помещают в герметически закрытый стеклянный сосуд. Изъятие таких следов производится безотлагательно, так как могут испариться более легкие фракции продукта.

С помощью экспертизы можно решить следующие вопросы:

1. Являются ли представленные на экспертизу объекты следами нефтепродуктов? Если да, то в каких узлах автотранспорта эти нефтепродукты используются?

2. Каков вид смазочного материала (смазка, масло)? Какому транспортному средству принадлежит? Происходит ли он от конкретного транспортного средства?

При исследовании осколков стекла.

На месте ДТП могут быть осколки стекла от дверей кабины или салона автомобиля, фар, подфарников, стоп-сигнала. Поскольку для оборудования транспортных средств применяется специальной стекло, отличающееся от обычного по внешним признакам и химическому составу, комплексное исследование осколков позволяет определить марку и вид стеклянной детали, которой принадлежит осколок, а также идентичность сравниваемых объектов.

Обнаруженные на месте происшествия частицы стекла собирают в отдельный пакет. При этом изымается максимально большее их количество, что позволяет не только точнее провести исследование их химических и физических свойств, но и определить конфигурацию, форму, собрать целое по частям.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Составляли ли осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия и в остатках рассеивателя фары автомобиля, единое целое?

2. Имеют ли единый источник происхождения (производственный, эксплуатационный)?

3. К какому виду стекла они относятся (ветровое, фарное и т.д.)? На каких транспортных средствах это стекло используется?

Возможности почвоведческой экспертизы

Определенную специфику, связанную с исключительным своеобразием идентифицируемых объектов, имеет судебно-почвоведческая экспертиза. В основном ее назначают для исследования загрязнений, оставшихся на месте ДТП, и наслоений, обнаруженных на транспортных средствах.

Объектами судебно-почвоведческой экспертизы являются:

• следы почвы, находящиеся на транспортном средстве:

• следы почвы на линии движения машины;

• следы загрязнения на одежде пострадавшего в месте удара транспорта (при наезде).

Рекомендуемые вопросы на судебно-почвоведческую экспертизу:

1. Имеются ли на одежде потерпевшего (подозреваемого), деталях транспортного средства наслоения веществ почвенного происхождения?

2. Является ли представленное вещество почвой?

3. Имеются ли в почве какие-либо включения, характерные для конкретного участка?

4. Каков механизм образования загрязнений на теле потерпевшего, других предметах-носителях?

5. Имеют ли общую групповую принадлежность загрязнения, обнаруженные на месте происшествия, одежде потерпевшего и на конкретном транспортном средстве?

6. Имеют ли образцы, представленные, с места происшествия и изъятые с частей транспортного средства, однородное происхождение? Не могли ли они образоваться на месте ДТП от конкретного автомобиля?

Экспертиза волокон

Как показывает практика, текстильные волокна наиболее часто встречаются на одежде, обуви при их контактах с предметами из волокнистых материалов; на сиденьях транспортных средств (если преступник-угонщик скрылся, бросив машину); днище и узлах автомобиля при переезде через человека и т.п. Объектами исследования в этом случае являются обрывки нитей, ткани, пряжи, ваты, пакли, других подобных материалов. С помощью экспертизы можно разрешить следующие вопросы:

1. Каков способ изготовления пряжи (ткани, нитки)?

2. Каково ее строение и способ отделки?

3. Имеют ли представленные на исследование образцы родовое сходство?

4. Каковы химические и физические показатели представленных на исследование объектов?

5. Имеются ли на теле (одежде) потерпевшего (подозреваемого) и на сиденье автомобиля волокна, которые могли отделиться при непосредственном контакте?

6. Одинаковы ли по технологическому (химическому) составу образцы волокон с места происшествия и одежды подозреваемого?

7. Судя по волокнам, представленным на экспертизу, какая одежда была на подозреваемом (потерпевшем)?

8. К какому виду, роду волокнистых материалов относится исследуемое изделие?

9. Подвергались ли волокна химическому воздействию (перекрашиванию)?





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.012 с.)