Глава 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 3

ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ....................................... 4

§ 1. ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ........................................... 4

§ 2. ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЬ1Х ПРОИСШЕСТВИЙ..................... б

§ 3. МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ............ 8

§ 4. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ....................... 10

§ 5. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ, СОКРЫТИЯ И ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ........................................... 14

§ 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕСТА ВОЗМОЖНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ.............................. 17

§ 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ......................................................................... 20

ГЛАВА 2. РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ................................................. 22

§ 1. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ......................................... 22

§ 2. ВЫДВИЖЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ВЕРСИЙ.................................... 28

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.................................................................. 29

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ................................ 30

§ 2. ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ, ПОТЕРПЕВШИХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ................... 43

§ 3. ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНОВ......... 45

§ 4. ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ........................ 56

приложение............................................................................... 69

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Уголовные дела об автотранспортных происшествиях занимают значительную долю в общей структуре дел, расследуемых следователями МВД. Их удельный вес на протяжении последних лет составляет в среднем 10-12%.

Эта категория уголовных дел является наиболее сложной, требует от следователя наличия специальных познаний, а зачастую определенных эмоционально-волевых качеств. Связано это с тем, что дорожно-транспортные происшествия своеобразный результат разрешения противоречий на дороге между участниками дорожного движения.

Как правило, по делам данный категории, результаты расследования довольно часто не удовлетворяют одновременно как потерпевшего, так и виновника аварии, что в свою очередь влечет нарекания на работу следователя и с той и с другой стороны. Все чаще участники дорожного происшествия пытаются оказать влияние на следователя посредством органов, контролирующих процесс предварительного расследования.

Нередко низкое качество дознания и предварительного следствия объясняется исключительно недостатками, допущенными при осмотре места дорожно-транспортного происшествия.

Далеко не единичны случаи, когда сотрудники органов внутренних дел и следственных аппаратов на места происшествия выезжают несвоевременно, осмотр производят поверхностно, не используют технико-криминалистические средства.

В настоящем пособии исследуется криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений, рассматриваются основные вопросы, связанные с осмотром места дорожно-транспортного происшествия, предлагаются практические рекомендации по проведению этого следственного действия, содержится справочный материал, позволяющий определить, скорость и направление движения транспортного средства, коэффициент сцепления и некоторые другие сведения.

 

ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

§ 1. ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТПЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Знание криминалистической характеристики при расследовании дорожно-транспортных преступлений (ДТП) способствует более полному, объективному исследованию этого явления в ходе предварительного и судебного следствия.

Действующие Правила дорожного движения (ПДД) определяют ДТП как событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортных средств и с их участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Практически аналогичная трактовка, в той или иной интерпретации, содержится в различных криминалистических источниках, рекомендующих тактику проведения следственных действий и методику расследования ДТП.

Для большей наглядности и в целях информационно-познавательного характера определенный интерес представляет рассмотрение этого явления как своеобразной системы, - "Человек - транспортное средство - дорога - окружающая среда". Нетрудно заметить, что каждый элемент этой системы, в свою очередь; представляет собой сложную подсистему.Такие подсистемы тесно связаны между собой потоками информации.1

Естественно, что криминалистическая характеристика такого сложного явления имеет свою специфику, которая заключается в том, что в её систему входят элементы отличные от типовой схемы.

Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1989. С.94.

принимал ее водитель или нет. Она может быть скрыта от водителя препятствием, ограничивающим обзорность и видимость.

Субъективная опасная ситуация, как правило, воспринимается водителем с учетом его личных возможностей, способностей к анализу сигналов опасности. Кроме того, источник опасности может быть воспринят, но не осознан как сигнал к действию по предотвращению ДТП, хотя и должен быть осознан.

Опасная ситуация имеет пространственно-временные характеристики:

• полный остановочный путь транспортного средства;

• опасная ситуация при однонаправленном движении;

• опасный интервал при параллельном движении;

• обзорность с места водителя и дальность видимости;

• время реакции водителя на возникновение опасной ситуации1.

Полный остановочный путь складывается из расстояния, которое преодолевает автомобиль за время реакции водителя, времени запаздывания срабатывания тормозного привода и времени нарастания замедления автомобиля вплоть до полной его остановки.

При этом интервал с момента появления сигнала об опасности до начала воздействия на органы управления транспортным средством называют временем реакции водителя. При экспертных расчетах оно обозначается как – t1. В связи с невозможностью точного воспроизведения обстоятельств происшествия и определения времени реакции водителя в опасной ситуации в экспертных расчетах используют среднестатистическое значение t1. Например, в Великобритании при экспертизе ДТП время реакции водителя считают постоянным и равным 0,68 с. В нашей стране долгое время также применялось постоянное значение t1(0,8).

Время реакции водителя зависит от его пола, возраста,

ТРУП И ОДЕЖДА ПОСТРАДАВШЕГО

Труп и одежда пострадавшего исследуется с целью установления механизма происшествия и его причин, личности пострадавшего, времени наступления смерти, наличия физических недостатков, выявления убийств, инсценированных под транспортную травму.

Как правило, при автотравме причиняются обширные повреждения костей и тканей при незначительном повреждении кожных покровов. На-

' Боровский Б.Е. Справочные материалы и определение понятий, применяемых при расследовании дорожно-транспортных происшествий/ Методическое пособие. - Л., 1986. С.6.

блюдается сплющивание тела, скальпированные раны, отпечатки ткани на коже, следы рисунка протектора, радиатора или других деталей автомашины. На теле могут быть следы волочения, смазки.

На одежде могут быть обнаружены разрывы, разрезы, раздавливания, наложения веществ от частей автомашины, осколки стекол, следы волочения, следы скольжения на подошвах обуви, указывающие направление силы удара.

Во всех случаях, если есть человеческие жертвы, необходимо своевременно отобрать образцы, которые при экспертизе следов и вещественных доказательств, обнаруженных на подозреваемой машине, должны быть использованы для сравнения. К их числу относятся: образцы крови, волос, одежды потерпевшего. Кровь и волосы изымают судебные медики во время вскрытия трупа, одежду или ее образцы — следователь. Берутся также образцы меха воротников и головных уборов.

При осмотре тела потерпевшего нужно осторожно обращаться с его одеждой, чтобы не нарушить топографии следов крови и различных наслоений. Детальное изучение всех повреждений на одежде позволяет установить, какие из них могли быть причинены при наезде от действия определенных частей автомобиля. При ударе автомобиля почти всегда на одежде потерпевшего возникают разрывы, на краях которых могут быть обнаружены постоянные следы (краски, смазочных веществ) или даже отпечатки каких-либо деталей.

Анализ этих следов позволяет следователю и экспертам сделать вывод о том, какой частью автомашины и в какой последовательности они нанесены, каково было положение пострадавшего в момент удара, данным ли автомобилем причинены повреждения. Анализ следов на теле и одежде потерпевшего позволяет обнаружить негативные обстоятельства, указывающие на инсценировку автотранспортной травмы.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.

Задачами осмотра транспортного средства являются:

• обнаружение на нем следов и вещественных доказательств, имеющих значение для дела;

• выяснение вопросов о его техническом состоянии. Осмотр транспортного средства состоит из двух этапов: наружного и технического осмотра.

Наружный осмотр. При наружном осмотре необходимо установить:

• тип, марку транспортного средства, его номер:

• наличие или отсутствие груза.

• повреждения на транспортном средстве /разбитые стекла, вмятины, царапины, поломки частей/ с указанием их расположения;

• наличие пятен крови, волос, мозгового вещества, частиц или отпечатков ткани одежды т.д. с указанием их размеров, а также расположения на транспортном средстве и от уровня дорожного покрытия.

Сопоставление расположения повреждений, имеющихся на транспортном средстве, с повреждениями на пострадавшем или на предметах позволяет установить, могли ли эти повреждения быть причинены данным транспортным средством.

Транспортное средство необходимо также осмотреть внутри, поскольку следы и предметы, находившиеся в нем, могут иметь значение для установления управлявших им лиц в момент совершения преступления. Надо тщательно исследовать гладкие поверхности механизмов и частей машины, до которых водитель должен был дотрагиваться, и мог оставить на них следы пальце рук. Такие следы могут быть оставлены на рулевом колесе, кнопке звукового сигнала, рычаге переключения передач, рычаге ручного тормоза, переднем стекле, гладкой поверхности дверных ручек, зеркале заднего вида и т.д.

В целях возможной идентификации транспортного средства по оставленным на месте происшествия следам необходимо установить размеры колес шин, ширину обода колес, ширину и дефекты протектора, ширину колеи передних и задних колес.

Осмотр транспорта, скрывшегося с места происшествия, проводится немедленно по его обнаружении. При этом необходимо обращать внимание на имеющиеся на нем частицы земли, прилипшие листья и другие следы, так как их можно сравнить с почвой и растительностью места происшествия. Следует также учитывать возможность изменения внешнего вида транспортного средства /перекраска кузова, замена или перестановка шин и номерного знака и т.п./.

Детальный осмотр рекомендуется проводить примерно в следующей последовательности: передний буфер, буксирные крюки, подфарники, облицовка радиатора, передние крылья, капот, передние стойки кабины, лобовое стекло, передние углы бортов кузова, передние запорные крюки бортов, борта, задние запорные крюки бортов, задние крылья, задний борт, стоп-сигналы, габаритные фонари, передние и задние колеса, передний и задний мосты, рессоры, амортизаторы, картеры двигателя, коробки передач, карданный вал.

Технический осмотр. Осмотр транспортного средства с целью выяснения его технического состояния производят с участием специалиста работника автомобильной инспекции или специалиста по транспорту. При этом необходимо установить техническое состояние следующих механизмов, узлов и приборов автомобиля:

• тормозной системы;

• рулевого управления;

• осветительных и сигнальных приборов;

• колес, шин;

• других деталей, узлов и механизмов, неисправности которых в конкретных условиях могли повлиять на безопасность движения или явились причиной происшествия /зеркала заднего вида, стеклоочистителя, кузова, замков дверей, грузовой платформы, сцепного устройства и т.д./.

СТЕКЛА, КРАСКА, СМАЗОЧНЫЕ MATEPИAJIЫ, ОБЛОМКИ ДЕТАЛЕЙ АВТОМАШИНЫ.

При осмотре дорожного покрытия на месте происшествия могут быть обнаружены микрообъекты в виде частиц скола краски, стекла, резины, почвы, перевозимого груза, органов и тканей человека, пятен крови, горюче-смазочных материалов. Способами и средствами изъятия перечисленных и некоторых других объектов являются соскоб скальпелем, смыв ватным или марлевым тампоном, снятие мягкой поливинилхлоридной пленкой, микропылесосом. Собранные микрообъекты упаковываются в стеклянные пробирки, емкости из полиэтилена и иных полимерных материалов. Волокна, нити, частицы ткани одежды потерпевшего изымаются на липкую пленку, нанесенную на предметное стекло.

Данные следы могут быть использованы для розыска скрывшегося автомобиля и установления механизма происшествия.

Таковы наиболее важные объекты осмотра по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

Состав следственно-оперативной группы при осмотре места дорожно-транспортного происшествия несколько специфичен: следователь, автоинспектор, эксперт-криминалист, эксперт-автотехник, судебно-медицинский эксперт или врач, если предполагается осмотр трупа, работник УР, если водитель-виновник с места происшествия скрылся.

К протоколу осмотра места происшествия обязательно прилагается схема. На схеме должно быть указано все, что имеет значение для восстановления хода происшествия и выяснения его причин и сопутствующих обстоятельств, то есть все основные элементы, которые являются предметом осмотра:

• дорога, улица;

• расположение и направление движения транспортных средств;

• место наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.;

• местонахождение раненых и убитых;

• следы и другие вещественные доказательства.

Все, что отмечено на схеме, должно находить отражение в протоколе осмотра.

Схему места происшествия целесообразно вычерчивать в масштабе 1:50, 1:100, 1:200. Если есть необходимость, схема ориентируется по сторонам света. По общепринятому правилу северная сторона должна быть в верхней части листа.

Все надписи выполняются так, чтобы их можно было читать не поворачивая схему.

Если на месте происшествия обнаружено много вещественных доказательств и на схему их контуры не могут быть нанесены достаточно точно, их следует вычертить на отдельном листе или вынести (в большем масштабе) за пределы места происшествия: обозначенного на схеме. В ряде случаев для облегчения чтения схемы целесообразно использовать нумерацию изображенных предметов. На схеме указываются необходимые размеры: ширина проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных тоннелей или переходов, протяженность отдельных следов, вещественных доказательств, транспортных средств от выбранной неподвижной точки.

В типовом бланке схемы, прилагаемом к протоколу осмотра места происшествия масштабная сетка 1:200 (в 1 сантиметре 2 метра). Как, правило расположение следов происшествия (след торможения, след крови, осыпи, осколки разбитого стекла и др.) отражается в схеме не в указанном масштабе. Транспортные средства наносятся стандартными штампами, без указания их габаритов. Не всегда проводится четкая «привязка» следов происшествия к местности, неподвижным предметам на ней1.

Иногда для установления виновности или невиновности водителя

'' Данилов Е.П. Автомобильные дела: Административные. Уголовные. Гражданские. Экспертиза. Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы документов. Справочные материалы. – М.: 2000. С.285.

решающее значение имеет точное определение места происшествия (наезда, столкновения и т.д.). Во многих случаях оно определяется по вещественным доказательствам, обнаруженным на месте и зафиксированным в протоколе осмотра и схеме ДТП.

В специальной литературе отмечается, что при столкновении автомобилей, обломки, в том числе разбитое лобовое стекло, боковые стекла и части облицовки автомобиля, грязь, отлетевшая с нижних частей автомобиля, располагается обычно впереди места столкновения по ходу движения. Они отлетают по инерции от автомобиля и передвижение их от места столкновения происходит в том же направлении, в каком двигался автомобиль перед столкновением. Куски грязи (осыпь), отлетевшие при падении от нижних поверхностей крыльев, располагаются поблизости от места столкновения, потому, что крылья препятствуют их перемещению на значительное расстояние. Таким образом, место обнаружения этих предметов не всегда совпадает с местом происшествия.

При этом место наезда на пешехода можно установить:

• по началу следа волочения потерпевшего - исключительно для случаев наезда на лежащего человека, если есть основание о возможности перемещения тела в процессе наезда;

• по мокрому пятну разлитой жидкости, находившейся в разбившейся емкости у пешехода;

• по малозаметному следу бокового скольжения, оставленного обувью потерпевшего при наезде на него автомобиля;

• по осыпи сухой грязи с деформированных кузовных деталей транспортного средства;

• по траектории движения пешехода, устанавливаемой по видимым следам движения пешехода до момента наезда или со слов очевидцев ДТП с учетом следов движения транспортного средства;

• со слов самого водителя, если нет других объективных данных.

При наезде транспортного средства на пешехода, находящегося в вертикальном положении, последний перемещается от места наезда на расстояние нескольких и даже десятков метров в зависимости от скорости движения. При этом не принимается во внимание возможность перемещения пострадавшего на капоте транспортного средства. В связи с этим место наезда на пешехода не может быть в одной точке с местом, где находился пешеход после удара или где имеются следы, оставшиеся от тела потерпевшего.

Часто в постановлениях о назначении экспертизы встречается фраза: «Транспортное средство остановилось в месте (в момент) наезда». Это неверно, так как для нанесения удара по пешеходу необходимо, чтобы транспорт обладал хоть какой-то скоростью, а поэтому, при наезде на пешехода в конце торможения место наезда должно быть расположено внутри габарита остановившегося автомобиля хотя бы на несколько сантиметров.

Как показывает следственная и судебно-медицинская практика, между расположением тела потерпевшего и действием травмирующих сил при определенных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия существует закономерная связь. При квалификационной оценке положения тела потерпевшего на месте ДТП можно определить направление движения автомобиля, восстановить позу пострадавшего в момент наезда и воспроизвести отдельные обстоятельства случившегося.

Кроме того, можно установить место наезда, а также то, на какое расстояние потерпевший был отброшен после первоначального удара частями автомашины.

Под действием силы в вертикальном направлении тело потерпевшего отрывается от поверхности дороги и перемещается по восходящей в направлении произведенного удара. Потом под действием силы тяжести оно падает на дорогу. Под действием силы в горизонтальном направлении тело потерпевшего перемешается в направлении удара почти без отрыва от грунта и сразу надает на дорожное покрытие. Следовательно, если первоначальный удар был нанесен выше расположения центра тяжести, то потерпевший отбрасывается на меньшее расстояние, чем при ударе, который был нанесен по ногам.

Расстояние отбрасывания тела потерпевшего после удара можно определить по формуле:

L = V2 sin 2a
g

(где L - расстояние отбрасывания в метрах; V - скорость автомобиля в момент наезда в км/час; a - угол удара; g - ускорение, равное 9,81 м/с2)1.

В связи с этим можно установить скорость движения автомобиля в момент ДТП по величине расстояния отбрасывания тела потерпевшего.

Место столкновения транспортных средств может быть установлено по следующим признакам:

• резкое отклонение следа колеса от первоначального направления;

• поперечное смещение следа;

• прекращение или разрыв следа юза, который происходит в момент столкновения в результате резкого нарастания нагрузки и нарушения блокировки колеса или отрыва его от поверхности дороги;

• следы трения деталей транспортного средства о покрытие при разрушении его ходовой части (отрыв колеса, разрушение подвески) или падение двухколесных транспортных средств (мотоциклов, мопедов и т.п.). Эти следы начинаются обычно у места столкновения;

• следы перемещения обоих транспортных средств. Место столкновения определяется по месту пересечения этих следов с учетом взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения и расположения на них деталей, оставивших следы на дороге;

' Стешиц В.К., Янущко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие. Минск, 1994. С.34.

• достаточно точно место столкновения определяется по расположению земли, осыпавшейся с нижних частей транспортного средства в момент удара.

При столкновении частицы земли отбрасываются с большой скоростью и падают на дорогу практически в том месте, где произошел удар.

Наибольшее количество земли отделяется от деформируемых частей транспортного средства (поверхностей крыльев, брызговиков, днища кузова). Установление транспортного средства, с которого осыпалась земля, во многих случая несложно, поскольку загрязнения нижних частей различных транспортных средств отличается по количеству и внешнему виду. В сомнительных случаях может возникнуть необходимость в сравнительных химических исследованиях.

При осмотре зон осыпи следует фиксировать границы рассеивания различных частиц отдельно, например осыпь высохшей грязи, осыпь разрушенного бокового остекления салона или кабины, осыпь разрушенных светотехнических приборов, осыпь отслоившегося лакокрасочного покрытия. При этом фиксировать надо именно границы зон рассеивания с полной привязкой к месту ДТП, а не только их центральные части. При описании отделившихся объектов необходимо указывать их форму, размеры, точное месторасположение, произведя измерение расстояний от них не менее чем до двух постоянных ориентиров, положение этих частей относительно элементов дороги и транспортных средств, на которых они отсутствуют, указать от каких точек транспортного средства проводились измерения (от углов, осей колес и т.п.).

При осмотре мест ДТП, с которых водитель скрылся, следует тщательно собирать все осколки светотехнических приборов и декоративных накладок кузова. В дальнейшем при назначении криминалистической экспертизы «целого по частям» для совмещения осколка, оставшегося на автомобиле, может не хватать именно той части, которая осталась на месте происшествия. Также необходимо собирать возможно большее количество частиц отслоившегося лакокрасочного покрытия для проведения химико-физических исследований. Осколки остекления кузова, так называемого «сталинита», особого интереса для экспертов не представляют.

§ 2. ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ, ПОТЕРПЕВШИХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ.

Анализ уголовных дел по ДТП свидетельствует, что нередко допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых носят поверхностный характер. В некоторых случаях не уточняется, где находился допрашиваемый в момент происшествия (на каком месте дорожного участка или улицы), не конкретизируется скорость движения транспортного средства, неправильно называются части автотранспортного средства, не выясняется состояние потерпевших и свидетелей до происшествия, не устраняются противоречия в показаниях допрашиваемых.

Не касаясь вопросов тактики допроса, основные выясняемые обстоятельства можно подразделить на три группы.

Обстоятельства, имеющие значения для розыска скрывшегося водителя и его автомобиля:

• тип, марка, номерной знак транспортного средства, его приметы;

• направление в котором оно скрылось, а также скорость его движения;

• приметы скрывшегося водителя и следовавших с ним пассажиров, иные данные о них;

• двигался ли встречный или попутный транспорт и какой именно.

Обстоятельства, характеризующие механизм преступления, личность водителя и поведение потерпевшего:

• механизм происшествия (обстановка, предшествовавшая происшествию, в момент и после происшествия; какой частью транспортного средства был сбит пешеход и т.д.);

• поведение водителя до происшествия (тормозил ли резко, постепенно, с перерывами и на карпом расстоянии от места происшествия; подавал ли звуковые, световые сигналы; принимал ли иные меры и какие, чтобы избежать ДТП; по какой стороне дороги вел машину; с какой скоростью; какие допустил нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и т.д.);

• поведение водителя после происшествия (останавливался, выходил ли из машины, оказывал ли помощь пострадавшему, осматривал ли машину, что говорил о происшедшем, под каким предлогом покинул место происшествия и т.д.);

• поведение потерпевшего перед, во время и после происшествия (путь и направление его движения, что делал при приближении транспортного средства, как реагировал на сигналы водителя и т.д.);

• состояние водителя (находился в состоянии опьянения, причинены ли ему телесные повреждения), его приметы;

Обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия преступления:

• освещение транспортного средства и улицы;

• степень видимости и обзорности пути;

• состояние погоды;

• где находился допрашиваемый относительно места происшествия.

Тактически неверно задавать вопросы относительно расстояния при получении информации о механизме ДТП. В подобном случае, в связи с тем, что визуальное восприятие расстояния строго индивидуально, целесообразно уточнить, где в интересующий момент находился пешеход и где находилось транспортное средство. Для этого можно предложить указать эти места на схеме ДТП, однако в данном случае не рекомендуется предъявлять схему с нанесенными на ней транспортными средствами и местом расположения пострадавшего, если оно зафиксировано при ДТП. Можно провести допрос на месте происшествия.

При выяснении скорости движения транспортных средств в предаварийный период необходимо, по возможности, детализировать ее при этом недопустимы такие выражения как - «порядка 60 км/час», «около 60 км/час», «примерно 60 км/час», «в пределах 60 км/час». В данном случае можно указать, что скорость движения транспортного средства была не менее 60 км/час, обосновав это утверждение, например тем, что допрашиваемый имеет большой водительский стаж. В этом случае эксперт-автотехник может принять эту скорость в качестве исходных данных при проведении экспертного исследования. В противном случае, возникает неоднозначность в оценке скорости движения транспортного средства со стороны обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства по делу.

Когда допрашиваемый затрудняется в определении скорости движения транспортного средства в количественном выражении - проводится следственный эксперимент.

§ 3. ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

Следственный эксперимент при расследовании ДТП может проводиться с целью проверки и уточнения технической исправности узлов и механизмов транспорта на ходу, в частности, рулевого управления, тормозной системы, величины тормозного пути транспортного средства при движении в конкретной обстановке при определенной скорости, обзорности или видимости из кабины водителя на определенном месте или отрезке дорожного участка, скорости движения пешехода или автотранспорта.

Путем следственного эксперимента может быть проверена возможность проезда автотранспорта под мостами, арками, воротами и т.п. Установление вышеперечисленных и других обстоятельств имеет важное значение при производстве автотехнических и трасологических экспертиз. Данные, полученные в ходе следственного эксперимента, нередко берутся в качестве исходных данных при экспертных исследованиях.

Наибольшую ценность представляют результаты следственного эксперимента, проведенного сразу же после осмотра мета происшествия. Это особенно важно в случаях, когда условия места происшествия могут существенно измениться, например, определенные метеорологические условия, освещенность дорожного участка, техническое состояние автотранспорта и т.п. В результате проведения следственного эксперимента в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имело место происшествие, могут быть получены важные доказательства.

Проведение следственного эксперимента должно быть всесторонне продумано с организационной и тактической точек зрения.

Эксперимент, связанный с движением транспорта, требует особого внимания и осторожности. Управление автотранспортом следует поручить не водителю, причастному к происшествию, а другому квалифицированному лицу. При проведении следственного эксперимента следует приглашать эксперта-автотехника. Отдельные этапы следственного эксперимента и его результаты следует фотографировать или фиксировать с помощью видеозаписи. В дополнение к протоколу следственного эксперимента могут прилагаться планы, схемы, чертежи1.

Следственный эксперимент по определению времени перемещения пешехода во время ДТП.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий зачастую приходится устанавливать, имелась ли у водителя техническая возможность

' Иванов Л.А. Дорожно-транспортная и трасологическая экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий. Саратов, 1968. С.43.

предотвратить наезд на пешехода.

Не обладая исчерпывающими сведениями о действиях пешехода, практически нельзя установить, располагал ли водитель такой возможностью, поскольку экспертные расчеты базируются на исходных данных, характеризующих параметры движения пешехода (скорость, время перемещения, пройденное в опасной зоне расстояние).

Выбор участника для проведения эксперимента. Целесообразно местом проведения эксперимента выбрать участок дороги или улицы, где было совершено ДТП. В этом случае наиболее полно удается воссоздать окружающую обстановку с сохранением достаточно полного объема факторов, влияющих на восприятие очевидцами события происшествия.

С учетом обеспечения безопасности участников эксперимента и создания более благоприятных условий для работы, не исключается возможность проведения эксперимента не па месте ДТП. Однако в этом случае требуется воссоздание окружающей обстановки, максимально сходной с проверяемым событием. Это условие может быть достигнуто путем необходимой реконструкции выбранного участка происшествия, а также в расстановке объектов, оказывающих влияние на обзорность.

Определение маршрута движения пешехода. Без предварительного установления маршрута движения пешехода результаты эксперимента не могут быть достаточно объективными. При этом надо учитывать, что маршрут движения пешехода к месту наезда не всегда оказывается прямолинейным, может преодолеваться в изменяющимся темпе, возможны кратковременные остановки пешехода и даже движение в обратном направлении.

Поэтому представляется целесообразным перед началом следственного эксперимента составить схемы, на которых были бы нанесены (по показаниям свидетелей) пути движения пешехода. На такой схеме должно быть обозначено место нахождения очевидца в момент происшествия.

Схема может быть составлена одна или несколько (по числу очевидцев). Если путь движения пешехода обозначен на одной схеме по показаниям нескольких очевидцев, линии маршрута должны иметь разный цвет или цифровые обозначения.

Выбор статиста. Для того, чтобы получить достоверные результаты, к экспериментам следует привлекать лиц, наиболее отвечающим данным пешехода, который пострадал в происшествии. Таких лиц при производстве экспериментов называют статистами (демонстраторами).

Прежде всего требуется выяснить возраст пострадавшего, установить какая на нем была одежда и обувь. Имеет значение также телосложение-рост, отсутствие или наличие физических недостатков.

Представляется целесообразным привлекать свидетелей-очевидцев к подбору статиста, для того чтобы они высказали свое мнение о пригодности кандидатуры статиста. Сам свидетель-очевидец не может исполнять роль статиста.

Демонстрировать темп и характер движения может и сам потерпевший, однако следует учитывать, что он заинтересован в исходе дела, поэтому и в данном случае нельзя отказываться от корректировки темпа движения свидетелями-очевидцами.

Подготовительные мероприятия. В число мероприятий, проводимых на месте предварительного сбора участников по прибытии на выбранное для эксперимента место, входит следующее:

• разъяснение всем участникам опытных действий цели и методики проведения эксперимента, действий каждого из них;

• определение обязанностей и порядка перемещения каждого участника в процессе проведения эксперимента;

• установление способов сигнализации и связи между участниками эксперимента;

• необходимая реконструкция и разметка места проведения эксперимента;

• нанесение маршрута движения пешехода к месту наезда;

• размещение участников эксперимента в соответствии с возложенными на них обязанностями.

Свидетель-очевидец во время эксперимента должен находиться в том же месте, с которого он наблюдал дорожно-транспортное происшествие. Для хронометриста (или нескольких) выбирается место, с которого хорошо виден весь путь движения пешехода-статиста. Члены группы-охраны располагаются на путях подъезда транспортных средств, чтобы иметь возможность следить за сигналами следователя.

Если к участию привлекаются несколько свидетелей-очевидцев, должен быть предусмотрен порядок поочередного выполнения ими своих обязанностей в отсутствии всех остальных свидетелей-очевидцев. Это вызывается необходимостью исключения возможности влияния суждений других лиц на восприятие данным свидетелем всего комплекса действий пешехода.

Ход эксперимента. После того как будет определен маршрут движения пешехода, место наезда на него, место нахождения очевидца, на проезжей части мелом обозначается линия движения пешехода, а точками (вешками) место его первоначального нахождения, место наезда и место, где находился очевидец.

Следователь выясняет у очевидца, в каком темпе двигался пешеход (шагом, бегом, медленно, быстро и т.п.), после чего статист занимает место первоначального движения пешехода.

Понятые располагаются возле очевидца, корректирующего темп движения статиста, и возле хронометриста.

По команде следователя статист начинает движение в темпе, предложенном свидетелем-очевидцем. Одновременно с началом движения статиста по размеченному участку включается секундомер (или секундомеры). Секундомер выключается в тот момент, когда статист оказывается в точке, обозначающей место наезда, причем статист в этой точке не должен останавливаться, а продолжать двигаться в том же темпе еще 2-3 м. Это расстояние может быть увеличен<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.005 с.)