Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы, способы и типы правового регулирования, правовые средства их обеспечения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы правового регулирования определяются в общей теории права и отраслевых науках как система приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Выделяются два первичных, исходных метода правового регулирования, которые в сочетании с теми или иными модификациями предопределяют выбор способов правового регулирования в их определенном сочетании, субординации, сопровождаемых комплексом особых правовых средств: централизованное регулирование (метод субординации); децентрализованное регулирование (метод координации). При централизованном регулировании юридическая энергия исходит сверху, от властных государственных органов, доминирующее место здесь занимают властно-императивные предписания. Подобный характер имеют и ПС, обеспечивающие процесс правового регулирования в рамках этого метода, и поэтому могут быть названы властно-императивными правовыми средствами. Общие начала властно-императивных правовых средств определяются в императивных нормах права, которые формируются с достаточной четкостью, категоричностью и выступают в виде непререкаемых правил поведения. Иной характер носит метод децентрализованного регулирования. В правовых нормах, «сверху» определяется лишь общий «контур» такого регулирования, общий фон, на который накладывается самостоятельная, автономная деятельность субъектов. Метод децентрализованного регулирования также предполагает определенную «императивность», автономная деятельность субъектов предполагает упорядоченную свободу, не переходящую в произвол. Вместе с тем юридическая энергия исходит здесь в большей степени «снизу», от самих субъектов правового регулирования, которые самостоятельно осуществляют выбор правовых средств, используют их по своему усмотрению, на началах общего установления правомерности поведения. Правовые средства, обеспечивающие правовое регулирование на началах децентрализованного (диспозитивного) метода, могут быть названы автономными или средствами автономного регулирования. В зависимости от методов раскрывается содержание способов правового регулирования, которые также обеспечиваются, сопровождаются особыми правовыми средствами императивно-властного или автономного характера. Способы правового регулирования – это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т.е. правовых средствах. Основные способы правового регулирования: дозволения, т.е. предоставление субъектам возможностей на свои собственные положительные активные действия; запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий; позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий, т.е. обязанности активного содержания, сопровождают «свой набор» правовых средств и одновременно сами выступают в качестве эффективных правовых средств регулирования общественных отношений. Способы правового регулирования выступают в качестве первичных средств нормативной регламентации общественных отношений. В зависимости от различного сочетания этих способов складываются два основных, исходных метода регулирования: 1) централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование осуществляется преимущественно на властно-императивных началах. В этом методе регулирования преобладают запрещение и обязывание. В наиболее чистом виде централизованное регулирование выражается в административном, финансовом праве; 2) децентрализованное регулирование (метод координации). В этом методе преобладает дозволение. Его участники – равноправные субъекты, активно, самостоятельно действующие на основе договоров, односторонних правомерных юридических действий. В зависимости от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет, в их сочетании различаются два основных типа правового регулирования. 1. Общедозволительное регулирование, в основе которого лежит общее дозволение по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Лица вправе совершать при этом любые юридические действия, за исключением тех, которые прямо запрещены законом. 2. Разрешительное регулирование, в основе которого лежит общий запрет по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Лица здесь вправе совершать юридические действия, только прямо разрешенные в нормах права.
Правовые средства в механизме правового регулирования, Их функции. Правовые средства – это такие институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе. Исследование основных разновидностей и классификация правовых средств позволяют выявить весь их объем, массив, изучить качественные особенности, общие черты, а значит, избежать односторонности в познании изучаемых правовых явлений. ПС многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности. При этом рубрики ПС, их деление по различным классификационным критериям частично перекрещиваются. Одноименные ПС могут быть причислены к различным группам, ибо выполняют разные задачи на отдельных участках правового регулирования: находятся в статике, приводятся в «боевую готовность», находят практическое использование в предметной деятельности при решении конкретных жизненных ситуаций. В начале выделим классификационные основания деления ПС на отдельные группы, рубрики, учитывая известную долю условности всяких классификаций. 1) По уровню решаемых в правовом регулировании задач могут быть выделены общие и специальные ПС. q Общие ПС решают универсальные задачи правового регулирования на всех его участках. Это по сути ПС, выполняющие роль основных элементов в МПР в целом: юридические нормы, правовые формы их выражения и закрепления, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, правоприменительные акты. q Специальные ПС могут быть подразделены на две рубрики: § ПС на уровне решения особенных, социальных задач в сфере правового регулирования. Они составляют специфический «блок», жесткое сцепление однородных по своему характеру ПС, образующих разнообразные юридические режимы – правовые режимы реализации различных форм собственности (государственной, муниципальной, частной), правовые режимы труда отдельных категорий наемных работников и должностных лиц, правовые режимы землепользования и т.д. § Специальные ПС на уровне выполнения конкретной, отдельной задачи. Это, прежде всего, специфические установления и формы операционного порядка, используемые в предметной юридической деятельности государственных органов, общественных объединений, отдельных граждан: жалоба, акт, неустойка, залог, поручительство и т.п. 2) Деление ПС по характеру деятельности субъектов в процессе практического использования. По этому основанию выделяются «блоки» ПС, юридические механизмы, обеспечивающие различные виды специальной юридической деятельности на различных стадиях правового регулирования. q Юридический механизм правотворчества. ПС, обеспечивающие правотворческую деятельность государственных органов, общественных объединений либо граждан в случаях проведения референдума (право законодательной инициативы, нормативное построение, юридические конструкции, отраслевые модели, терминология, правомочия по свободному волеизъявлению). q Механизм реализации права. «Блок» ПС, с юридической стороны обеспечивающий правореализующую и правоприменительную деятельность субъектов. В зависимости от полномочий субъектов и содержания деятельности по реализации права ПС в механизме реализации права можно подразделить на две группы: § ПС, используемые гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими и иными субъектами в непосредственной правореализующей деятельности, т.е. теми субъектами, которые осуществляют такую деятельность вне государственно-властных функций и полномочий: договоры и недоговорные обязательства, диспозитивные нормы и реализуемые на их основе субъективные права и обязанности, завещание и акты по его исполнению, исключительные полномочия субъектов и правовые формы их реализации, отказ от принятия ненадлежащего или просроченного исполнения и др. § ПС, используемые правоприменительными органами, обладающими государственно-властными полномочиями в процессе правоприменительной деятельности: построения правоприменительных актов, индивидуальных предписаний, разнообразные процессуально-процедурные формы, типовые юридические документы, правоположения, восполняющие пробелы в праве, санкции в их материализованном продолжении и т.п. 3) ПС с точки зрения содержания и функций в процессе их использования. Здесь три рубрики. q ПС регулятивного значения (регулятивные ПС), они с положительной стороны устанавливают способы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализующую деятельность субъектов. q ПС охранительного значения, они направлены на охрану правопорядка, на восстановление нарушенного права, содержащие меры государственно-правового принуждения. q Процессуально-процедурные ПС, они определяют порядок, формы и виды действий по использованию регулятивных и охранительных ПС, способы их оформления и фиксации, стадии их осуществления.
Литература.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т. 2, 3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирование в социалистическом государстве. – М., 1966. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001. Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократическом государстве // Власть силы, сила власти. – М., 1996. Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. – 1991. – № 4. Корецкий А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. – СПб., 2001. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. – СПб., 2002. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). – СПб., 2003.
РАЗДЕЛ 3. Терминологический минимум по дисциплине “Теория государства и права” Предмет теории государства и права – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, их сущность и социальное назначение.
Метод теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право (общенаучные, специальные, частнонаучные).
Сущность государства – основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.
Типология государства – учение о типах государства, которое лежит в основе классификации государств как современных, так и существовавших в прошлые исторические эпохи. Проводится в основном с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного.
Исторический тип государства (формационный подход) – государства определенной общественно-экономической формации, которые характеризуются единством экономической основы, классовой структуры и социального назначения.
Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества и государства, отличающееся общностью культурных, экономических, политических, религиозных и иных факторов (цивилизационный подход – А. Тойнби).
Функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению его задач, определяемые сущностью и социальным назначением государства.
Формы осуществления функций государства (правовые, организационные) – однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Государственная власть – важнейшая разновидность политической власти, которая располагает монопольным правом издавать общеобязательные решения и опирается при подчинении своей воле на специальные средства управления и принуждения.
Государственный суверенитет - свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям как внутри страны, так и за ее пределами.
Политический режим – система способов и методов организации и функционирования государственной власти, основанных на определенных принципах организации властных отношений в государстве (демократизма и авторитарности).
Механизм государства – целостная, иерархическая система государственных органов, государственных учреждений, материальных средств, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный орган – первичный элемент механизма государства, имеющий в соответствии с законом собственную структуру, наделенный соответствующей компетенцией и властными полномочиями, состоящий из должностных лиц и участвующий в выполнении определенных функций, стоящих перед государством.
Форма государства – организация высшей государственной власти и территориальная организация государства, содержание которой определяется сущностью и политическим режимом данного государства.
Форма правления – юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними.
Форма государственного устройства – территориально-политическая организация, которая охватывает принципы и механизм взаимоотношения государства как единого целого и образующих его территорий.
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые общественные отношения.
Правовое государство – такая форма организации и деятельности государственной власти, которая основана на правовом законе и строится во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе правовых норм.
Право – система общеобязательных, выраженных в законах и иных официальных источниках норм, определяющих правомерно дозволенное, запрещенное либо предписанное поведение и выступающая регулятором общественных отношений.
Принципы права – закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний, основополагающие идеи, руководящие начала права, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют действующее право в целом, его отрасли и институты.
Функции права – основные направления результативного воздействия права на общественные отношения при помощи специальных правовых средств. Специально-юридические функции: регулятивные (статическая и динамическая), охранительные; общесоциальные функции: информационная, ценностно-ориентационная, превентивная.
Источники права (в юридическом смысле) – формы внешнего выражения и закрепления юридических норм действующего (позитивного) права.
Санкционированный обычай – правило поведения общего характера, сложившееся исторически и в результате многократного повторения фактических отношений, вошедшее в привычку людей, которому придается общеобязательное значение и обеспечиваемое государством. Судебный прецедент – решение судебных органов по конкретному делу, которому в установленном порядке придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел.
Нормативно-правовой акт – результат правотворческой деятельности специальных субъектов, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Правовая система – это взятые в единстве и взаимодействии основополагающие (конститутивные), социально-однородные правовые явления, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения, характеризующие особенности и уровень правового развития той или иной страны. Элементы правовой системы: 1) система действующего права (юридические нормы, отрасли права, правовые институты); 2) юридические источники права; 3) правоположения судебной практики; 4) правовая идеология.
Правовая семья – категория, которая служит для определения относительного единства национально-правовых систем ряда стран, имеющих сходные юридические черты и признаки основных элементов и отражающих особенности конкретно-исторического развития этих правовых систем (романо-германская правовая семья, англо-американская правовая семья, правовые семьи неотдифференцированного права).
Система нормативного регулирования общественных отношений – взятые в единстве и взаимодействии технические и социальные нормы, регулирующие общественные отношения.
Технические нормы – правила общего характера, определяющие отношение людей к природе, технике (технологические, агрономические, санитарно-гигиенические и др.).
Социальные нормы – правила поведения общего характера, регулирующие взаимоотношения между лицами (нравственные нормы, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, правовые нормы).
Нормы морали (нравственности) – правила поведения, выражающие принятые в данном обществе, социальной группе воззрения на добро и зло, справедливость, долг, честь, достоинство, поддерживаемые (охраняемые) силой общественного мнения. Обычай – исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения фактических общественных отношений. Корпоративные нормы – правила поведения, установленными общественными организациями, иными добровольными объединениями и гарантированные силами общественного воздействия этих объединений.
Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения или отправное предписание, которое непосредственно или в сочетании с другими нормами предоставляет лицам субъективные права и возлагает на них юридические обязанности и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
Нормы права классифицируются:
– По функциям в правовом регулировании: Регулятивные нормы, непосредственно направленые на положительное (позитивное) регулирование общественных отношений путем предоставления лицам субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей.
Управомочивающие нормы, предоставляющие субъектам права на совершение определенных положительных действий. Запрещающие нормы, устанавливающие обязанность воздерживаться от совершения определенных действий. Обязывающие нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные активные действия. Охранительные нормы, предусматривающие меры государственно-правового воздействия (санкции) за совершение правонарушения. Нормы специального действия (отправные нормы), определяющие исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы действия, закрепляющие правовые категории, понятия (конститутивные, нормы-принципы, дефинитивные, коллизионные, оперативные).
– По методам регулирования:
Императивные нормы – категорические предписания, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, не допускают никаких отступлений от определенных в них правил.
Диспозитивные нормы – нормы, которые определяют вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах правовых средств урегулировать отношения по своему усмотрению.
Структура нормы права – ее строение, взятые в единстве составные элементы.
Гипотеза – часть нормы, указывающая на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма.
Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны или могут следовать субъекты права.
Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения правила поведения, предусмотренного диспозицией.
Система права – объективно существующее внутреннее строение права, которое выражается в его делении на отдельные, относительно самостоятельные части (отрасли, правовые институты), разграниченные и взаимосвязанные между собой.
Отрасль права – обособленная группа норм, составляющая самостоятельную часть системы права, регулирующая специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.
Правовой институт – обособленная внутри отрасли права группа норм, регулирующая определенную разновидность общественных отношений. Предмет правового регулирования – качественно-однородная область общественных отношений, которая регулируется определенной отраслью права либо требует обособленного регулирования.
Метод правового регулирования – сочетание определенных приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения.
Диспозитивный метод – метод, основанный на равенстве участников регулируемых отношений, свободном волеизъявлении сторон, характеризуется применением преимущественно правовосстановительных санкций. Используется при регулировании частно-правовых отношений.
Императивный метод – метод, основанный на властных предписаниях, соподчиненности между субъектами правоотношений, характеризуется применением преимущественно штрафных (карательных) санкций. Используется при регулировании публично-правовых отношений.
Правотворчество – деятельность компетентных органов по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов.
Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий первичные (изначальные) нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения.
Подзаконный нормативный акт – принятый компетентными органами или должностными лицами на основании и во исполнение закона правовой акт, имеющий юридическую силу и содержащий нормы права.
Обратная сила закона – это распространение действия нового акта на факты, обстоятельства, которые возникли до введения в действие новых правовых норм. Систематизация нормативных актов – деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в единую, согласованную систему.
Кодификация – вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регулирование определенных общественных отношений путем издания единого, цельного, внутренне согласованного нормативного акта.
Инкорпорация – деятельность по внешнему упорядочению нормативного материала без переработки внутреннего содержания норм права, когда нормативные акты помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или систематическом порядке.
Правовой акт – акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов, направленный на достижение определенных юридических последствий, обладающий определенной юридической силой.
Интерпретационные акты (акты толкования права) – результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности.
Акты применения права – основанные на нормах права, государственно-властные, индивидуально-конкретные акты-документы, направленные на решение (разрешение) конкретного юридического дела, устанавливающие либо конкретизирующие юридические права и обязанности, определяющие их меру и объем.
Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных актов. Правоотношение – основанная на нормах права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей у их участников, обеспеченная мерами государственного принуждения.
Субъекты правоотношений – это индивиды либо организации, которые в силу юридических норм выступают в качестве участников правоотношений, имеют субъективные права и юридические обязанности.
Правосубъектность – способность быть субъектом права: иметь субъективные права и нести юридические обязанности и своими действиями осуществлять их.
Правоспособность – способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
Общая правосубъектность – предпосылка для признания лица субъектом права в целом (возникает с момента рождения).
Отраслевая правосубъектность – предпосылка лица быть субъектом конкретных отраслевых правоотношений, которая подразделяется в зависимости от возрастных и некоторых иных качеств лиц на стадии возникновения, развития и завершения.
Специальная правосубъектность – предпосылка правообладания в некоторых специальных областях общественной жизни при условии наличия, например, образования, возраста, некоторых других дополнительных качеств.
Материальное содержание правоотношения – то фактическое поведение, которое управомоченное лицо может, а правообязанное лицо должно совершить. Юридическое содержание правоотношения – его составные юридические элементы: субъективные права и юридические обязанности, рассматриваемые в единстве и взаимоотношении.
Субъективное право – закрепленная за управомоченным лицом в целях удовлетворения его интересов мера возможного (дозволенного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
Юридическая обязанность – предписанная обязанному лицу мера должного (необходимого) поведения в правоотношении в интересах управомоченного лица, обеспеченная мерами государственного принуждения. Объект правовых отношений – это те явления окружающего мира, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Фактический (юридический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Реализация права – заключительная стадия правового регулирования, при которой нормы права претворяются в жизнь, воплощаются в фактическом поведении субъектов правоотношений.
Непосредственная реализация правовых норм – способ реализации права, при котором граждане или организации самостоятельно используют предоставленные им права и добровольно выполняют возложенные на них обязанности.
Соблюдение права – форма реализации юридических обязанностей пассивного типа, т.е. обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий. Путем соблюдения права реализуются запрещающие нормы. Исполнение норм права – форма реализации активных юридических обязанностей путем совершения положительных действий. Исполнение характеризует реализацию обязывающих норм права. Использование права – форма реализации субъективных прав, которая проявляется в осуществлении права на определенные положительные действия, а также в требовании совершения действий от обязанных лиц. Путем использования права реализуются управомочивающие нормы.
Применение права - осуществляемая в специально установленных в законе процессуально-процедурных формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих реализацию правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний. Пробел в праве – отсутствие правовой нормы, которая регулировала бы общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования.
Аналогия закона – разрешение юридического дела на основании конкретной юридической нормы, регулирующей сходные общественные отношения. Аналогия права – такой логический метод применения действующего права, при котором юридическое дело решается в соответствии с действующим правом при отсутствии конкретной юридической нормы, регулирующей сходные отношения. Правоприменительный орган при принятии решения исходит из общих начал и смысла законодательства. Субсидиарное применение – разрешение юридического дела на основе нормы из другой отрасли права.
Толкование права – деятельность по выяснению подлинного содержания (смысла) правовых норм в целях их надлежащей реализации (состоит из двух этапов – уяснения и разъяснения).
Уяснение норм права – выявление смысла и содержания правовых норм самим интерпретатором (субъектом толкования) Разъяснение норм права – доведение смысла и содержания норм права до сведения других лиц. Способы толкования – совокупность приемов, позволяющих уяснить смысл и содержание правовой нормы (грамматический, логический, систематический, технико-юридический, историко-политический).
Толкование права по объему – выявление соответствия между смыслом и содержанием правовой нормы и ее словесным выражением в тексте закона.
Буквальное (адекватное) – результат толкования, при котором смысл правовой нормы соответствует ее текстуальному выражению. Расширительное (распространительное) - результат толкования, при котором смысл правовой нормы шире ее текстуального выражения. Ограничительное - результат толкования, при котором смысл правовой нормы уже ее текстуального выражения.
Виды толкования по субъектам (виды разъяснения):
Официальное толкование – носит властно-обязательный характер и содержится в актах специально уполномоченных государственных органов. Официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативное толкование – это разъяснение, которое обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев. Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же органа, который издал нормативный акт. Легальное толкование – разъяснение, исходящее от компетентных органов в отношении нормативных актов, изданных иными органами.
Казуальное толкование – разъяснение нормативного акта, обязательное только для данного конкретного случая. Неофициальное толкование – разъяснение, не имеющее обязательного значения, действующее в силу убедительности. Виды: обыденное, профессиональное (компетентное), научное (доктринальное).
Правомерное поведение – деяния субъектов в сфере правового регулирования, основанные на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.
Правонарушение – виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность, наносящее вред личности, обществу или государству.
Юридическая ответственность – обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение в форме лишений личного, организационного или имущественного порядка.
Законность – политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их.
Правопорядок – часть общественного порядка, сложившаяся на основе правомерного поведения и строгого выполнения требований законности. Правовые средства – это такие институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе. Механизм правового регулирования – взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов реализации и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения.
Способы правового регулирования – такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т.е. правовых средствах (дозволения, запреты, позитивные обязывания). Дозволения – предоставление субъектам возможностей осуществлять положительные активные действия. Запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий. Позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий, т.е. обязанности активного содержания.
Типы регулирования – особые приемы регул
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.012 с.) |