Орган государства: понятие, признаки, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган государства: понятие, признаки, классификация.



Вопрос 21

Орган государства: понятие, признаки, классификация.

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;

-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:

-федеральные органы государственной власти;

-государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

-представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);

-производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

-институт главы государства (Президент, Монарх);

- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

-органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

-судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);

- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:

-постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

-временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

 

Вопрос 22

Понятие, признаки и виды государственных органов

Понятие и признаки государственных органов.

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.

2. Виды государственных органов.

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47).

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти. Ни к одной из основных ветвей власти не относятся также органы прокуратуры, избирательные комиссии и некоторые другие государственные органы с особым статусом.

Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ). Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами. По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенци и. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.

Вопрос 23

Вопрос 24

В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

Формационный подход. В данном случае выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-диалектического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в определенных условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Исходя из формационного подхода, в понятие «тип государства» вкладываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств в одной и той же социально-экономической формации. При таком подходе тип государства определяется исходя из последовательных ответов на три вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2. Орудием, какого именно класса является созданный государственный аппарат?

3. Каково социальное назначение данного государства?

В соответствии с формационным подходом выделяются следующие четыре исторических типа государства: 1) рабовладельческий, 2) феодальный, 3) капиталистический (буржуазный), 4) социалистический. Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Согласно формационному подходу к изучению типологии государства, в процессе последовательной смены одной общественно-экономической формации другой, происходящей в результате социальных революций, с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому и развитому.

Однако следует отметить, что у формационного подхода имеется ряд недостатков, к числу которых относятся односторонность и формализм в отношении типологии государства. Наконец, представляется методологически не обоснованным и нецелесообразным заранее предопределять как последнюю общественно-экономическую формацию, так и последний тип государства.

Цивилизационный подход. В современном мире в рамках цивилизационного подхода преобладает так называемое технологическое направление, в соответствии с которым тип государства определяется той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (коэффициент потребления и оказания услуг), на которой находится конкретное государственное образование. Основной мыслью технологического направления является замена социальной революции научно-технической революцией, при этом последняя выступает в роли двигателя развития общества, государства.

Следует отметить, что одной из наиболее разработанных теорий технологического направления является теория «стадий экономического роста», автором которой признан американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно данной теории технологического направления все общества по своему экономическому развитию можно отнести к одной из пяти следующих стадий экономического роста:

1. Традиционное общество — на данной стадии общество не использует никаких достижений науки и техники, более тяготеет к ведению сельского хозяйства, нежели к иным отраслям занятий.

2. Переходное общество — в этой стадии общество переживает трансформацию, переживает изменения в науке и технике, переходит на более высокий уровень развития.

3. Общество, которое переживает процесс сдвига, «взлета», — данная стадия получила свое название из-за быстрого «взлета» в сфере научно-технического прогресса — как в области сельского хозяйства, так и в области обрабатывающей промышленности.

4. Созревающее общество — такое общество на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества, а также на основе значительного увеличения уровня инвестирования национального дохода достигает устойчивого превышения показателя выпуска продукции над показателем роста населения.

5. Общество, которое достигло высокого уровня народного потребления; впоследствии возникает общество, которое можно назвать «государством благоденствия», — на данной стадии все ведущие и быстро развивающиеся экономические секторы переходят на производство предметов длительного пользования и услуг массового потребления.

В рамках цивилизационного подхода также существуют и иные теории — теория «менеджеризма», теории «единого индустриального общества» и «постиндустриального общества» и др. Особенное место в цивилизационном подходе к изучению типологии государства отведено теории «конвергенции», значительную часть, в разработке которой выполнил академик А.Д. Сахаров. Эта теория основана на идеях сближения двух мировых систем — капиталистической и социалистической, воплощения лучших их элементов в едином типе общества и государства.

В рамках цивилизационного подхода имеется и другое направление, отличное от технологического, представителем которого является английский историк А. Тойнби. А. Тойнби сформулировал основную идею цивилизации, под которой понимал замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В соответствии с этой теорией ученый выделил 20 цивилизаций, которые имели место в мировой истории общества и не были связаны между собой какими-либо общими закономерностями развития, а, напротив, существовали обособленно друг от друга.

Помимо двух основных — формационного и цивилизационного — подходов, существуют и некоторые иные подходы к изучению типологии государства. Однако при изучении вопроса о типе государства (общества) лучше всего пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления.

 

Вопрос 25

Элементы

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства». Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. От формы государства в значительной степени зависит поли­тическая жизнь в обществе, устойчивость государственных ин­ститутов. Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климати­ческие условия, национально-исторические и религиозные особен­ности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают: форма правления (характеризует порядок образования и ор­ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот­ношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархичес­кие (абсолютная и ограниченная) и республиканские (президентские, смешанные, парламентские); форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные (централизованное государство и децентрализованное государство) и федеративные (федерация – принцип территориального построения или принцип национально-территориального построения)); политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен­ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы). Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. Относительно РФ можно сказать, что Статья 1 К РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: прези­дентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Государственной Думы) имеются важные пол­номочия в отношении правительства. Форма государственного устройства. Статья 1 Конституции Рос­сии закрепляет федеративную форму её устройства. Российская Федера­ция состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. Политический режим. Политический режим современного рос­сийского государства характеризуется переходом от тоталитарного про­шлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Рос­сию как демократическое государство.

Вопрос 26

Понятие и виды монархии

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

 

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Вопрос 27

Вопрос 28

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государ­стве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

 

Выделяют три основных формы государственного устройства:

 

федерация;

унитарное государство;

конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образова­ний, имеющих общие центральные органы.

 

 

В качестве субъектов федерации могут выступать:

 

— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);

 

— национально-государственные образования (в России это все виды авто­номий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

 

Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.

 

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верхов­ной власти) в федерации выступают:

 

— народ в целом:

 

— субъекты федерации.

 

Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.

 

Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.

 

Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.

 

В качестве основных признаков федерации выделяют:

 

1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его за­крепление в конституции государства.

 

Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:

 

— компетенция центральных органов;

 

— компетенция субъектов федерации;

 

— область совместной компетенции.

 

2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.

 

Кроме этого:

 

1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным сувере­нитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

 

2. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (поскольку выход одного или нескольких субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).

 

3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.

 

Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

 

Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.

 

В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.

 

Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

 

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.

 

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

 

Признаки конфедерации:

 

1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.

 

2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

 

3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

Вопрос 29

Вопрос 30

Вопрос 31

Вопрос 32

Понятие и сущность права

Право – это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля экономически господствующего класса или всего общества.

Право состоит из юридических норм, то есть общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением. Эти нормы образуют систему, или совокупную связь между собой. Всевозможные нормы права, различаясь между собой, самим своим различием указывают на единство. Они различаются между собой в зависимости от того, к какой отрасли права относятся, в каком правовом акте государства изложены, каким органом изданы и т. д. Но различающиеся нормы права тождественны в том же, в чем они различаются. Они обладают юридической силой, всегда воплощаются в соответствующем нормативно-правовом акте и, наконец, являются общеобязательными правилами поведения. Но это тождество лишь внешнее, то есть то, что лежит на поверхности явления и бросается в глаза. Внутренней общностью, связывающей их в единство, является государственная воля экономически господствующего класса или всего общества, которая представлена, выражена в системе норм права. Эта воля и образует сущность права. Поэтому недопустимо сводить право к системе юридических норм, ибо это субстрат, а не сущность права. Такое явление в науке объясняется тем, что право предстает непосредственно перед исследователем в виде системы юридических норм. И за этой его «осязаемой реальностью» скрывается указанная воля, которая не так видна, как нормы права. Вот и складывается обманчивая видимость, что определение понятия права может быть сформулировано как система общеобязательных правил поведения.

Таким образом, государственная воля образует сущность права, которая на поверхности явлений представлена в виде системы юридических норм. Однако не всегда нормы права являются выражением и воплощением этой воли. Такое противоречие обусловлено разнообразными обстоятельствами (перипетиями политического противоборства, несовершенством нормотворческого процесса, социальными потрясениями, компромиссными ситуациями между различными силами, слоями населения и т. п.).

В теории же предполагается, что нормы права содействуют собственной сущности, то есть государственной воле соответствующего класса или общества в целом. Там, где нет такого соответствия, от юридических норм отвлекаются, как абстрагируются от плохих произведений искусства, когда ведут речь о шедеврах.

 

Вопрос 33

Вопрос 34

Вопрос 35

Вопрос 36

Вопрос 37

Основные типы правопонимания: их содержание и современное значение.

Правопонимание – представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Тип правопонимания – определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.
Плюрализм типов правопонимания связан с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), различным формам человеческой цивилизации (в практическом аспекте).
В практическом аспекте различные типы правопонимания соответствуют различным типам правовых систем, как в историческом, так и в географическом разрезах: обычно выделяют романо-германскую, англо-саксонскую (общего права), социалистическую, а также религиозно-традиционные (в том числе мусульманскую) правовые системы (Р.Давид).
В теоретическом аспекте различные типы правопонимания формировались созвучно последовательно сменявшим друг друга типам научной рациональности.
Классический тип научной рациональности – XVII-XIXвв. – человеческий разум является самодостаточным средством познания мира (в том числе социального), который воспринимается как внешний, противостоящий человеку объект, в связи с этим механистическая картина мира. В рамках классической научной рациональности сформировались естественно-правовой, этатистский, социологический типы правопонимания.
Ко второй половине XIXв. можно говорить о формировании неклассического типа научной рациональности (модерн) – изучается уже взаимодействие между субъектами, понимается относительность человеческого познания в социальной сфере. Типы правопнимания в рамках неклассической научной рациональности: феноменология (Э. Гуссерль, идея интенциональности сознания человека), экзистенциализм, герменевтика (язык, Хайдеггер), неопозитивизм, структурализм (Вебер), психологизм (Петражицкий).
В конце XXв. зарождается постнеклассический тип научной рациональности (постмодерн), который делает акцент на системном характере социальной действительности (синергетика), его коммуникативном аспекте (Ю. Хабермас, А. Поляков).
Хотя эта классификация – классический, неклассический, постнеклассический - справедлива только для европейской и американской правовой мысли.

Этатистский тип правопонимания.
от франц. “etat” – государство.
Формирование связано с возникновением западноевропейских абсолютистских государств (хотя мотивы встречаются еще у древнегреческих софистов – Ксенофонт), появляется как идеологический противовес юснатурализму как результат секуляризации государства и обоснование королевской власти.
Еще в XI-XIIвв. на основе римского права ряд терминов выработали в болонской школе.
В XIXв. теоретическую основу разработал О. Конт. Вслед за И. Кантом он полагал, что невозможно познать сущность вещей, поэтому следует избегать метафизики (того, что нельзя проверить эмпирически).
Право является созданием государства, обеспечивается его принудительной силой (Дж. Остин). Соответственно, источники права отождествляются с волей государства (законом) à правовой нормативизм (Г. Кельзен).
Основные признаки права: формальная определенность, защищенность публичной властью, которая способна принуждать к исполнению (В. Ленин).
Этатизм совместим с идеей произвольного установления содержания правовых норм государством либо (в большевистской волюнтаристской трактовке) господствующим классом. Это является причиной того, что этатизм обходит стороной ценностную проблематику в праве.
С другой стороны, этатизм автоматически не означает тоталитаризм и нарушения прав человека, просто в рамках этатистского подхода меру свободы с помощью права устанавливает государство.
Этатисты: в Европе – Д. Остин, И. Бентам, в России – Г. Шершеневич

Социологический тип правопонимания.
Социологический тип правопонимания формируется во второй половине XIXв.
Право – социальное явление, относительно независимое от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), истоки которого следует искать в обществе.
Право – это собственно не адресованные субъектам и где-то записанные нормы («книжное право», «право в книгах»), но и реальное поведение субъектов, правовые отношения, которые на самом деле предшествуют правовым нормам («живое право», «право в жизни»), значительную роль в разграничении правового от неправового играет суд (поэтому очень многие американские ученые развивают различные аспекты социологического правопонимания).
«Социологи»: в Европе – Е. Эрлих, в США - Р. Паунд, в России – С. Муромцев, Ю. Гревцов
Вариации социологического типа правопонимания:
- право как сложившийся порядок общественных отношений;
- право как инструмент социальной инженерии в обществе, социального контроля;
- правовой реализм (прагматический инструментализм): ряд североамериканских ученых; право существует, чтобы служить потребностям людей; право является совокупностью социальных средств; судьи являются творцами права (О.Холмс); норма права является эффективной, если применяется судами; судьи должны отдавать приоритет телеологическому, а не буквальному толкованию подлежащих применению норм права; применение закона является успешным, если наступили намеченные последствия.
- право как средство социального контроля (Р.Паунд)

Психологический тип правопонимания.
Л.И. Петражицкий
Право – явление индивидуальной психики, императивно-атрибутивные эмоции (отсюда неизменная связь между правомочиями одного субъекта и обязанностями другого). Однако право при таком подходе становится уже не социальным, а скорее индивидуальным явлением, правовой статус получали, например, воровские законы, внутрисемейные отношения, игры детей в песочнице.
В связи с этим Петражицким выделялись позитивные правовые эмоции (правовой характер которых обеспечен чужими авторитетными велениями (например, монарха) либо иными внешними нормативными фактами (например, обычаем)) и интуитивные правовые эмоции (обеспечиваются внутренним переживанием субъекта).
Развитие права (его атрибутивная сторона) порождает государство.
Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив ее таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие.

Юснатурализм как тип правопонимания.

Естественное (природное) право, в отличие от устанавливаемого государством, - разумная и совершенная константа, являющаяся воплощением справедливости, добра, нравственности и гуманизма, являющееся абсолютной ценностью.
Античные предпосылки юснатурализма отождествляли право практически с законами природы, в средневековье появилось религиозное обоснование, в эпоху Просвещения, когда сформировалась теоретически законченная доктрина естественного права, она обосновывалась разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественным образом вытекающими из его природы (рационалистически-гуманистическая интерпретация).
Естественное право противопоставляется позитивному, устанавливая нравственные требования к нему.
Будучи рожденным в рамках классической научной рациональности, юснатурализм воспринимает право лишь как противостоящий человеку объект.
Юснатурализм (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин, Ш. Монтескье, Дж. Локк) составил идеологическую основу буржуазных революций в западноевропейских странах в XVII-XVIIIвв., Декларации независимости США.
В XXв. идеи юснатурализма развивал Ж.Маритен, предложивший синтез неотомизма и естественного права, предложив теологическое обоснование неотъемлемых прав и свобод человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 5181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.185 (0.124 с.)