Мировой рынок машинотехнической продукции, основные тенденции его развития и место на нём России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой рынок машинотехнической продукции, основные тенденции его развития и место на нём России.



Машинотехническая продукция представляет собой группу товаров, максимально точно определяющих научно-технический потенциал страны, уровень промышленного развития и производства, и, соответственно, место страны в международном разделении труда.

Из нового учебника МЭ и МЭО под ред Щенина

На размещение отраслей мирового машиностроительного комплекса оказывают влияние различные факторы. Но к ключевым можно отнести

· наукоемкость (вкл внедрение научно –технических разработок, в связи с этим производство современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) сосредоточено в странах с высокой научной базой. Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.)

  • металлоемкость (отрасли машиностроения, задействованные в производстве металлоемких отраслей стараются располагаться как можно ближе к сырьевым базам, чтобы уменьшить затраты на доставку сырья. То есть тяготеют к источникам сырья)
  • трудоемкость (машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами, высокой квалификацией труда и рабочего времени, из за этого трудоемкие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения, особенно где есть высококвалифицированные и инженерно – технические кадры. К трудоемким отраслям относят авиационную промыш-ть, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.)

+ по лекциям Смирнова по МЭ

В современной региональной структуре машиностроительного комплекса мира можно выделить три макрорегиона:

· Сев и Центральную Америку (США, Канаду, Мексику) – произ-во электроники, авиастроение, автомибилестроение

  • Западную Европу (Германия, Великобритания, Франция, Италия) – развиты почти все виды машиностроения.
  • Юго –Восточную Азию (Китай, Япония (судостроение, роботостроение), Южная Корея, Тайланд)

В развитых странах машиностроение отличают широкая номенклатура, высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее высокая экспортная ориентированность и большой удельный вес в общем экспорте. На развитые страны приходится около 80% мир экспорта машиностроения и оборудования. В развитых странах ключевая роль принадлежит в основном авиаракетно – космическая промыш, микроэлектронике, робототехнике, атомно- энергетической технике, станко и автомобилестроению. В последние годы развивается процесс интернационализации производства, внедряются гибкие системы автоматизированного проектирования.

Машиностроение развивающихся стран основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных и невысоких по качеству изделий. В основном представлены сборочные заводы, получающие детали машин из стран с развитой экономикой. Современными машиностроительными заводами располагают лишь немногие развивающиеся страны, в первую очередь Китай, а также Бразилия, Аргентина и Мексика. Главные направления развития машиностроения являются производство бытовой техники, автомобилестроение, судостроение.

 

Прочитав кучу инф в инете,сделала данный вывод о российской машинотехнической продукции:

В 90-е годы отечественное производство заметно уступило свои позиции в насыщении российского рынка машинотехнической продукцией из за рубежà. Проявилась тенденция утраты многими предприятиями связей с товаропроводящей сетью, что создало проблемы в их сбытовой и производственной деятельности. Размер выпуска машинотехнической продукции с начала 90 годов снизился на 65 – 80 %. Это привело к росту импорта машинотехнической продукции, и полному развалу отечественной промышленности. На сегодняшний день мешинотехническая продукция РФ является не конкурентоспособной на мировом рынке, благодаря этому основными статьями импорта продукции служат электробытовая техника и бытовая радиоэлектроника (в том числе моб телефоны и ноутбуки) и автомобилестроение. Несмотря на то что, машиностроительный комплекс находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса по затратам и госуд бюджетированию, отечественная машинотехническая продукция не обеспечивает внутренний рынок. Экспорт машинотехнической продукции занимает всего 5-6% в общем объеме российского экспорта. (на 30 июня 2008)

 

Данные СМИ:

2012-2013 г.г. могут стать важной исторической вехой в развитии отечественного машиностроения. Созданы два акционерных общества: объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и объединенная судостроительная корпорация (ОСК) под эгидой государства и государственная корпорация «Российские технологии», на которые возложена принципиально новая задача формирования гражданского машиностроения России мирового класса.
Президентом РФ принято решение о передаче в собственность ГК «Ростехнологии»134 426 предприятий, в том числе 180 ФГУПов и доли в 240 акционерных обществах. Эксперты рассматривают это решение как последний шанс возрождения машиностроения на высокотехнологической основе с нацеленностью на инновационную составляющую.

 

  1. Особенности и проблемы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС и др.)

1) Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

Члены СНГ:

1) Азербайджан

2) Армения

3) Белоруссия

4) Казахстан

5) Киргизия

6) Молдавия

7) Россия

8) Таджикистан

9)Узбекистан

10) Ассоциированный член:

11) Туркмения

 

ПРОБЛЕМЫ СНГ

1. ключевая: отсутствие согласованной цели интеграции. Не очень понятно что треб от нее. Несформ цель-последовательность интеграц деят непонятна

2.недостаток политической воли для достижения прогресса. СНГ изначально создана как слабая интеграц группировка. Речь не шла о делегировании наднац органу каких-либо полномочий. Механизм принятия решений-консенсус. Любая страна могла заявить что ей неинтересен данный вопрос: решение договора о коллект безоп: 6 подписей. Механизм выхода: страна уведомляла о выходе и через год автоматом её нет.

3. отсутствую санкции за неисп обязательств(в период кризиса 98 и 09 гг пользуясь отсутствие м этой санкции взяли и ввели пошлины-договоры побоку)

4. в странах есть большая политич неустойчивость(кизгизия, укр.. как только поменяется власть может наступить переоценка ценностей)

5. нет политической воли. Не идет речь о создании наднац органа

6. большие различия в уровне эк развития РФ побогаче киргизия победнее. Разный уровень эк развития-рахзные стремления-разные интересы-нет единства- чем ниже уровень эк развития- тем слабее интеграц группировка

7. несоверш формир рыноч мех-ма РФ: рынок механич несовершенен монополизм большой

8. различия в хар-ре сист преобразов(казах, РФ/укр туркмен-разные направл экономики)

9. кризисное развитие экономики 90-е годы-падение производства. Интегр идет хорошо, когда экономика на подъеме

10. однотипность структуры экономики-одностипность струкрура экп\имп на фоне низкой конкурентноспособности нац. Экономик. Слабая внутриотрасл торговля готовыми изделиями. Модель внутриотраслевой торговли: схожесть спроса внутри стран

11. источником НТП выступают развитые. Страны СНГ не относ к таким

12. в странах СНГ остался большой гос сектор

13. отсутствие системы внутрирег расч

14. обилие альтернативн интеграц группировоу внутри СНГ(тамож союз бела казах рф)

15. разные интересы

Перспективы:

в последнее время звучат в основном критические оценки роли СНГ, т к

1.результативность сотрудничества равна нулю

2. фиктивная деятельность

3.главной цели в принципе нет

4. снг-замороженная организация, можно будет развивать в любом направлении, но не сейчас, так как все рухнет, развалится. Разница в интеграционном понимании.

РФ за то чтоб все так и оставалось. Остальные понимают зависимость от РФ пытаюца отделаца.

ЗАДАЧИ

1. определить цель интеграции

2.усилить политическую волю к интеграции

3. изменить механизм принятия решений

4. пожертвовать частью сувернитета в пользу наднационального органа

5. сократить джолю госва в нац эк-ках

6. создать систему внутрирег расчетов

7. завершить формирование полноценной зроны своб торг к более высокой интеграции

8. определить приоритетность. Транспорт услуги энергетич усл миграция раб силы

9. развитие пригранич сотруднич

10. создание ТНК, международных пром-фин группы

11. ГЛАВНОЕ произвести структурные преобразования экономики

Из консультации Кириллова:

2009 г.- Алма-Ата, встреча 7ми стран СНГ (РФ, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Таджикистан, Туркмения). РФ, Белоруссия и Казахстан договорились о создании с 1 января 2010 г. Таможенного Союза, а к 2012 г. – Единого Пространства (общий рынок капитала, рабочей силы и т.д.).

Направления развития: 1. Энергетическая сфера 2. транспортная сфера (ж/д…) 3. машиностроение 4. банковская сфера и инвестиции 5. инновационная сфера 6. приграничное сотрудничество.

 

Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

 

Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.

 

Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран -- членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

 

ЕВРАЗЭС

Республика Беларусь (2001)

Республика Казахстан (2001)

Республика Киргизия (2001)

Российская Федерация (2001)

Республика Таджикистан (2001)

 

В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 года наблюдателями стали:

Армения (2003)

Молдавия (2002)

Украина (2002)

Государства-приостановившие членство: Узбекистан

 

  1. различия в структуре национальных экономик
  2. роль России заметно выше роли всех других стран
  3. снижение объемов взаимного торгово-экономического сотрудничества стран евразэс по сравнению с третьими странами
  4. различия реализуемых стратегий

 

Очевидно, что Россия не собирается ограничивать интеграционный по-тенциал постсоветского пространства только группировкой ЕврАзЭС. Об этом свидетельствуют предпринимаемые попытки к включению в интеграционные процессы Украины (как второй по величине экономики СНГ

с большим промышленным потенциалом) в форме Единого экономического пространства или предложений о вступлении в ЕврАзЭС.

 

+ создание таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан)

 

В краткосрочном плане первоочередной задачей России с точки зрения защиты ее экономических интересов, как представляется, должно стать незамедлительное обеспечение действенного таможенного контроля на внешних границах стран-партнеров (желательно с привлечением для этого представителей российской таможенной службы). С Белоруссией прогресс в этом отношении уже достигнут, и теперь необходимо радикальное улучшение таможенного контроля на внешних границах Казахстана и Киргизии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.022 с.)