Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация органов государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственный аппарат, принципы организации и деятельности которого мы только что рассмотрели, представляет собой организованную в единое целое систему государственных органов. Органы государства - это части, элементы государственного аппарата, его самые первичные звенья. Иными словами, это то, из чего складывается государственный аппарат. Поэтому чтобы получить более глубокие представления о государственном аппарате, необходимо рассмотреть вопрос о понятии и классификации органов государства. В научных работах и учебниках по теории государства и права можно встретить различные определения органа государства, однако принципиальных расхождений в этих определениях, как представляется, нет. В них обычно обращается внимание на то, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства. Исходя из этого, органу государства можно дать следующее краткое определение: это структурно обособленная часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере понятия государственного органа, поскольку не охватывает всех его существенных признаков. Поэтому для более полного представления о том, что представляет собой орган государства, рассмотрим его основные, существенные признаки. Во-первых, орган государства - это определенная организация, т. е. какое-то объединение людей. Как организация, орган государства имеет свою внутреннюю структуру и состоит из государственных служащих - лиц, занимающих государственные должности и выполняющих в связи с этим определенные государственные функции. Во-вторых, орган государства - это государственная организация. Каждый орган государства создается и функционирует как определенное звено, часть государственного аппарата. В-третьих, орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата. То есть каждый орган государства, хотя и является частью государственного аппарата, все же представляет собой относительно самостоятельную государственную организацию, занимающую соответствующее место в системе государственных органов. В-четвертых, орган государства - это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции государства и участвует в управлении обществом. Каждый орган государства призван решать какие-то государственные задачи, выполняя для этого соответствующие функции. В связи с этим каждый орган государства участвует в управлении обществом, осуществляя целенаправленное воздействие либо на общество в целом, либо на ту или иную сферу общественной жизни. В-пятых, каждый орган государства, чтобы быть способным осуществлять те или иные задачи и функции государства и управлять общественными делами, наделяется определенными властными полномочиями, т. е. возможностью, а также способностью решать какие-либо государственные вопросы. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих законодательных (нормативно-правовых) актах. В-шестых, каждый орган государства для осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Он имеет финансовые и иные материальные средства, бюджетное финансирование, свой счет в банке. Таковы, как представляется, основные, существенные признаки органов государства, которые в своей совокупности позволяют понять, что же такое орган государства. В заключение вопроса о понятии органа государства хотелось бы обратить внимание еще и на то, что в законодательстве (например, в Конституции РФ) и литературе встречается (и довольно час- то) понятие «орган государственной власти». В этой связи возни Теперь о классификации органов государства. Поскольку государственный аппарат многих современных государств состоит из довольно значительного числа органов, которые различаются по порядку образования, объему и характеру властных полномочий, выполняемым функциям и другим признакам, их необходимо классифицировать, подразделив на определенные виды. Как и любая классификация, классификация государственных органов может проводиться по различным основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: порядок образования, объем властных полномочий, характер компетенции, функциональное назначение. С учетом порядка образования (способа возникновения) органы государства принято подразделять на первичные и производные. Первичные органы возникают либо в порядке престолонаследия (монархи в наследственных монархиях), либо избираются населением, получая властные полномочия от избирателей (парламенты, президенты в президентских республиках). Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их соответствующими властными полномочиями (органы исполнительной власти, органы прокуратуры и т. д.). Близким к этому является деление органов государства на выборные и назначаемые. Здесь в основании классификации лежит порядок, или способ формирования органов государства. Выборные органы избираются либо населением (например, парламент), либо другими органами государства (например, избрание парламентом президента в парламентских республиках), а назначаемые формируются путем назначения одних органов другими (например, министерства). В зависимости от объема властных полномочий органы государства подразделяются на высшие и местные. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию государства (или территорию субъекта федерации - в федеративных государствах), а полномочия местных органов государства - только на территорию соответствующих административно-территориальных образований (провинций, районов, городов и т. д.). Применительно к федеративным государствам эту классификацию можно несколько видоизменить и органы государства подразделить на высшие органы федерации, или федеральные (действуют на всей территории федерации), высшие органы субъектов федерации, или региональные (действуют в пределах территории субъекта федерации) и местные (действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований). По характеру (широте) компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции). Исходя из функционального назначения (характера выполняемых задач) органы государства могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрольные (прокуратура). Нередко подобную классификацию органов государства проводят, исходя не столько из функционального назначения органов государства, сколько из принципа разделения властей. Правда, в этом случае выделяют не четыре, а только три группы органов государства: законодательные, исполнительные и судебные. Ничего не имея против такого деления органов государства, хочу вместе с тем отметить, что данная классификация не всегда охватывает все органы государства (например, в нашей стране органы прокуратуры не вписываются ни в законодательные, ни в исполнительные, ни в судебные органы) и не является универсальной, так как применима только к тем государствам, где принцип разделения властей получил практическую реализацию. В учебниках по теории государства и права можно встретить
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.008 с.) |