Вопрос 4. Философия древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Философия древнего Востока.



Инди́йская филосо́фия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: ведийский период (1500—500 до н. э.), классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) ипериод послеклассический, или индуистский (с 1000).

1 Ведийский: Мировоззрение Ригведы («веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары

2 классический: проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения 3 индуистский: Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться

Китайская философия: Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал — мужского — Ян и женского — Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. Отличие от зап. Мира: цельное (холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Древнекитайская ф-я: В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

ВОПРОС 3.

Основные филос. школы. Материализм и идеализм. Идеализм: субъективный и объективный.

«Соотношение истории и сознания» Этот вопрос имеет две стороны: что явл сущностью мира? 1) дух, сознание 2) материя, природа. В завис. от того, как филос. отвечали на этот вопрос они разделились нана две школы: идеалистов и материалистов. Идеалисты сичтали считают, что сознание первично и обладает способностью творения. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный: Платон,Гегель. Они считают,что вне человека существует реальный мир. Но им правят разум или всесильные идеи. «Всё разнообразие материального мира первоначально заложено в идеях или во всевышнем Разуме» Субъективный ид.: Беркли, Мах они считали,что внешнего мира, как такового для человека не существует. Солипсизм - позиция: существую я и мое сознание. Суб.ид. считает, что наши попытки выйти за пределы собств. сознания???????, а поэтому утверждают существование внешнего мира не научно, Человек имеет единственную возможность обратиться к внешнему миру благодаря своим органам чувств. Органы чувтств чел- непрозрачная пленка, отделяющая его от внешн. мира. Матер. считают что природа существует независимо от какого либо разума. В сознании человека происходит отражение внешнего мира. Значит мир материален, следовательно природа первична,материя первична, существует всегда, никем и ничем не создана. Сознание- св-во высокоорганизованной материи. Познаваем ли мир? Агностицизм - учение согласно которому мир не позноваем. Суб.ид. отрицает способность человека познавать внешний мир. Они ссылаются на 1) несовершенство орг. Чувств 2) Специфичность орг.чувств 3) Считают, что данные науки подтверждают непознаваемость мира. Причины идеализма: Достижимо ли истинное знание: есть ли такое знание, что есть истина. Процесс познания мира сложен, противоречив. Он дает как истинное знание так и истинное заблуждение. Материалисты и идеалисты противоречивы в подходе к миру. Материалисты пытаются доказать, что идеал. - искаж взгляд на мир. Объективный идеализм - преувеличивает рациональную сторону познания, отрывает разум человека и объявляет его самостоятельной сущностью. Суб. преувеличивает чувственную сторону в познании и объявляет ощущение и восприятие единственной реальностью, с которой имеет дело человек. Существует мир идей, который не зависит от нас объективно, этот мир оказывает на человека огромное влияние(формирует наше сознание) Этот мир исключительно устойчив по сравнению с миром вещей. Вещь изменчива, она умирает, идея остается. Самостоятельность идей относительна. Материалисты: самостоятельность идей несомнено существует, но они относительны. Идеалисты: главное - ощущение. Дуалисты считают что природа, материя порождала сознание и наоборот. Монисты(материалисты и идеалисты) - всегда был материальный мир и мир идей.

ВОПРОС 4.

Основные функции философии. Методологическая функция.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

ВОПРОС 5.

Древнегреческая философия.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. Может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

ВОПРОС 6.

Философия милетской школы.

Спецификой древн.гр. философии явл стремление понять мир. Поэтому первых греческих философов называли физиками. Одним из главных вопросов был вопрос о происхождении мира, из чего и как произошел мир. Первыми греческими философами явл представители милетской школы (6 в.д.н.э.). Фалес считал что всё существующее возникло из воды. Анаксимандр говорил, что первоисточником всех вещей явл неопределенное безпредельное, это то начало от которого все начинается и где все заканчивается. Анаксимен считал, что первоначалом всего в мире явл воздух. По его мнению то сгущается то разряжается. Воздух это дыхание обнимающее весь мир. Некоторые фи-фы считали основой мира единство неокторых веществ. В начале 5в.д.н.э. город Милет утратил свою самостоятельность и здесь философия прекратилась. Вторым очагом развития философии стал город Эдхе (в Азии) - родина Гераклита(530-470 г.д.н.э.) Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал из к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл -> земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе. Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые тельца(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего сознания и независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не состоят из более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы объясняются св-ми атомов. Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение древнегреч. атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило дальнейшее развитие в этой области.

ВОПРОС 7.

Философия Гераклита.

Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется». Гер считал, что для изменения имеются причины. Он как и все милетские философы также занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Гер говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Гер считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Гер. Считал, что миром правит закон, необходимость - логос, Этот закон природный.

ВОПРОС 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.009 с.)