Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восстановление символической записи команды по ее машинному представлениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для специалиста, работающего с компьютером как на программном, так и на аппаратном уровне, иногда возникает необходимость идентифицировать командную информацию, хранящуюся в оперативной памяти. Это может потребоваться, например, в случае программно-аппаратного сбоя, причину и место которого трудно определить традиционными методами и средствами тестирования и отладки программ. Так как исполняемый модуль программы хранится в памяти в машинном представлении, то для лучшего понимания действий, выполняемых компьютером в определенный момент, целесообразно преобразовать команду к символическому виду. Программы, выполняющие такое преобразование, называются дизассемблерами. Рассмотрим несколько примеров подобных преобразований. Для правильной интерпретации команды необходимо знать положение ее первого байта. В рассматриваемых примерах будем полагать, что оно известно. Пример 9. Представить символическую запись команды, имеющей следующую машинную форму: 0000h. Так как поля команды определяются с точностью до бита, то необходимо сначала перейти от шестнадцатеричного к двоичному представлению команды и, исходя из общих принципов кодирования команд, определить назначение всех ее разрядов: По таблице машинного представления команд (см. табл. 6.4) определим, что КОП=000000 b соответствует общему формату операции сложения ADD. Тогда два младших бита первого байта кодируют признаки d и w, а второй байт является постбайтом, определяющим режимы адресации операндов, участвующих в операции. Значение полей в постбайте позволяет определить, что операндами будут регистр AL (reg=000, w=0) (см. табл. 6.1) и байт памяти, адресуемый с помощью базово-индексной адресации через регистры BX и SI (md=00, r/m=000) (см. табл. 6.2). Значение d=0 указывает, что регистр AL является операндом-источником. Следовательно, символическая запись команды имеет вид: ADD [BX+SI],ALПример 10. Представить символическую запись команды, имеющей следующую машинную форму: 81475D398B h. Переходим к двоичному представлению команды: Первый байт, согласно таблице машинного представления команд, соответствует команде сложения с непосредственным операндом. Постбайт в этом случае кодирует местоположение лишь одного операнда, которое определяется полями md и r/m: (BX)+disp8 (см. табл. 6.2), а среднее поле постбайта является расширением кода операции. Адресация операнда требует указания в команде 8-разрядного смещения. Оно помещается сразу же за постбайтом. Последние байты команды кодируют непосредственный операнд. Значение sw=01 в первом байте команды указывает на то, что непосредственный операнд - 16-разрядный. Учитывая, что при кодировании в команде двухбайтовых величин сначала записывается их младший байт, получим следующую символическую запись команды: ADD [BX+5D],8B39hПример 11. Пусть машинная форма представления команды следующая: 0445h. Тогда ее двоичный вид: По таблице машинного представления команд определяем, что это команда специального формата, обеспечивающая суммирование аккумулятора с непосредственным операндом. Так как w=0, то непосредственный операнд имеет длину 1 байт, а в качестве аккумулятора используется регистр AL. При этом команда имеет следующий вид: ADD AL,45h
Пример 1. ADD ES:[BX],DX Команда формата "память-регистр". Базовое время: 16+EA. Время вычисления EA (регистровая косвенная адресация): 5 тактов. Обозначение "ES:" в символической записи команды показывает, что в процессе формирования физического адреса операнда происходит замена сегментного регистра. Вместо используемого по умолчанию при данном режиме адресации сегментного регистра DS используется регистр ES. Эта операция требует 2 тактов синхронизации. Команда обрабатывает слово. Если слово имеет нечетный адрес, то Т=16+5+2+2*4=31 (такт)=310 (нс) Если слово имеет четный адрес, то Т=16+5+2=23 (такта)=230 (нс) |
Пример 2.
MUL [BX]
Умножение без знака содержимого AL на операнд, адрес которого задан в команде. Операнд находится в памяти.
Базовое время: (76...83)+EA.
Время вычисления EA (регистровая косвенная адресация): 5 тактов.
Т=(76...83)+5 = (81...88) тактов = (810...880) нс
Пример 3.
JZ MET; перейти на MET, если "ноль"
Базовое время: 4 такта, если нет перехода, и 16 тактов, если переход выполняется.
Других затрат времени нет.
Т=4 такта=40 нс перехода нет.
Т=16 тактов=160 нс переход выполняется.
Пример 4.
JMP dword ptr [SI+15]; межсегментный косвенный переход.
Базовое время: 24+EA.
Время вычисления EA (регистровая относительная адресация): 9 тактов.
Имеются 2 обращения к памяти за новыми значениями IP и CS.
Если адрес слова четный, то
Т=24+9=33 (такта)=330 (нс).
Если адрес слова нечетный, то
Т=24+9+2*4=41 (такт)=410 (нс).
Время выполнения линейного участка программы равно сумме времен выполнения всех команд этого участка.
Оценим время выполнения ветвящейся программы на примере следующей задачи:
Ниже представлен текст соответствующей программы в предположении, что A, B и y - переменные длиной 1 байт, имеющие идентификаторы MA, MB и MY соответственно. Здесь и далее полагаем, что используемые адреса в сегменте данных - четные. Рядом с каждой командой указано количество тактов синхронизации, необходимое для ее выполнения (идентификаторы соответствуют прямому режиму адресации):
MOV BL,5; 4
MOV AL,MA; 10
CMP AL,MB; 15
JG OUT; 4/16
INC BL; 3
OUT: MOV MY,BL; 15
Таким образом, если A>B, то программа выполняется за 60 тактов, в противном случае - за 51 такт.
Если оба случая равновероятны, то
Тср = (Т1+Т2)/2 = 55.5 (такта).
В общем случае для данной программы
Тср = 4+10+15+16*p1+(4+3)*p2+15=44+16*p1+7*p2.
где p1 и p2 - вероятности перехода в команде JG в случае выполнения и невыполнения условия соответственно (p1+p2=1).
Если известна количественная или хотя бы качественная оценка соотношения p1 и p2, то можно минимизировать среднее время выполнения данного фрагмента программы.
Пусть известно, что A>B при 90% различных исходных данных. Тогда для рассмотренной программы:
Тср = 44+0.9*16+0.1*7=59.1 (такта).
При обратном соотношении, то есть при p1=0.1:
Тср = 44+0.1*16+0.9*7=51.9 (такта).
Следовательно, при p1=0.1 быстрее будет выполняться программа, меняющая условие перехода:
MOV BL,6; 4
MOV AL,MA; 10
CMP AL,MB; 15
JNG OUT; 4/16
DEC BL; 3
OUT: MOV MY,BL; 15
Она дает то же самое среднее время выполнения программы при p1=p2, но выигрыш при p1>p2 и проигрыш при p1<p2.
В циклических программах тело цикла выполняется многократно. В силу этого целесообразно, по возможности, минимизировать этот участок программы даже за счет увеличения времени выполнения подготовительных операций и операций обработки результатов циклического участка.
Рассмотрим это положение на следующем примере. Пусть необходимо вычислить произведение двух целых положительных чисел длиной в слово (S=M*N), не используя команду умножения. Предполагаем, что операнды располагаются в памяти по эффективным адресам, вычисляемым как [SI+2A] и [1148h], а результат также не превышает одного слова и должен быть записан в память по адресу [BX+SI]. Предполагаем также, что все адреса в сегменте данных четные.
Решать задачу будем по следующей схеме:
Рассмотрим несколько возможных вариантов решения.
Вариант 1.
MOV [BX+SI],0; 17
MOV AX,[1148h]; 10
CYCLE: ADD [BX+SI],AX; 23
DEC [SI+2A]; 24
JNZ CYCLE; 4/16
Вариант 2.
MOV AX,[1148h]; 10
MOV CX,[SI+2A]; 17
SUB DX,DX; 3
CYCLE: ADD DX,AX; 3
DEC CX; 2
JNZ CYCLE; 4/16
MOV [BX+SI],DX; 16
Вариант 3.
MOV AX,[1148h]; 10
MOV CX,[SI+2A]; 17
SUB DX,DX; 3
CYCLE: ADD DX,AX; 3
LOOP CYCLE; 15/17
MOV [BX+SI],DX; 16
Вариант 1 использует минимальное общее количество команд. В варианте 2 обработка идет в регистрах общего назначения, но не используется специальная команда цикла, которая использована в варианте 3.
Сравнительные характеристики этих вариантов представлены в табл. 9.3
Таблица 9.3. | |||
Вариант | Количество команд | Длина программы, (байт) | Время выполнения, (такт) |
63N+15 | |||
21N+34 | |||
20N+34 |
Таким образом, даже несмотря на некоторое увеличение длины, программа, реализованная в вариантах 2 и 3, при достаточно больших N выполняется почти втрое быстрее, чем реализованная в варианте 1.
Так как время выполнения этих программ зависит от величины лишь одного сомножителя, то в том случае, когда известны относительные величины сомножителей, это время можно минимизировать, используя в качестве счетчика наименьший из сомножителей.
10. Лекция: Взаимодействие основных узлов и устройств персонального компьютера при автоматическом выполнении команды. Архитектура 32-разрядного микропроцессора | |
Страницы: 1 | 2 | вопросы |» | | учебники | для печати и PDA | ZIP |
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам, или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter | |
Рассматриваются особенности функционирования персонального компьютера при автоматическом выполнении команды. Рассматриваются особенности 32-разрядного микропроцессора с архитектурой IA-32. | |
Взаимодействие основных узлов и устройств персонального компьютера при автоматическом выполнении команды
Основные этапы автоматического выполнения программы в компьютере с классической трехадресной архитектурой были рассмотрены в лекции 3. В этой лекции рассмотрим особенности этого процесса на примере функционирования персонального компьютера, использующего 16 разрядный микропроцессор типа I8086.
Структура такого компьютера приведена на рис. 10.1. В составе ЭВМ кроме традиционных устройств компьютера с классической архитектурой (оперативное запоминающее устройство, арифметико-логическое устройство и основные схемы устройства управления) выделим следующие блоки:
|
Архитектура 32-разрядного микропроцессора В 1985 году фирма Intel выпустила 32-разрядный микропроцессор, ставший родоначальником семейства IA-32. Развитие этого семейства прошло ряд этапов, среди которых можно выделить следующие: реализация блока обработки чисел с плавающей запятой непосредственно на кристалле МП (микропроцессор I486), введение MMX-технологии обработки данных с фиксированной точкой по принципу SIMD - singl instruction multi data (один поток команд - множество потоков данных) в микропроцессоре Pentium MMX и развитие этой технологии на числа с плавающей запятой (SSE - streaming SIMD Extention), появившееся впервые в МП Pentium III [[4], [9]]. Однако основные черты этой архитектуры вплоть до настоящего времени остаются неизменными. Архитектура 32-разрядного микропроцессора (рис. 10.2) существенно отличается от архитектуры 16-разрядного. Некоторые из этих отличий чисто количественные, другие носят принципиальный характер. Рис. 10.2. Структура 32-разрядного микропроцессора Главное внешнее отличие - увеличение разрядности шины данных и шины адреса до 32 бит. Это, в свою очередь, связано с изменениями в разрядности внутренних элементов микропроцессора и в механизме выполнения некоторых процессов, например, формирования физического адреса. Регистры блока обработки чисел с фиксированной точкой стали 32-разрядными. К каждому из них можно обращаться как к одному двойному слову (32 разряда). К младшим 16 разрядам этих регистров можно обращаться так же, как и в 16-разрядном микропроцессоре. В блоке сегментных регистров произошли как количественные, так и качественные изменения. К используемым в реальном режиме четырем регистрам CS, DS, SS и ES добавлены еще два: FS и GS. Хотя разрядность регистров этого блока осталась прежней (каждый по 16 бит), в формировании физического адреса оперативной памяти они используются по-другому. При работе микропроцессора в так называемом защищенном режиме они предназначаются для поиска дескриптора (описателя) сегмента в соответствующих системных таблицах, а уже в дескрипторе хранится базовый адрес и атрибуты сегмента. Формирование адреса в этом случае выполняет блок сегментации диспетчера памяти. Если помимо сегментов память разбита еще и на страницы, то окончательное вычисление физических адресов выполняет блок управления страницами. Начиная с микропроцессора I486, в состав кристалла микропроцессора входит блок обработки чисел с плавающей запятой, включающий в себя восемь 80-разрядных регистров для представления знаков, мантисс и порядков таких чисел. На кристалле микропроцессора располагается также внутренняя кэш-память, которая представляет собой особым образом организованную быстродействующую буферную память, предназначенную для хранения наиболее часто используемой информации (команд и данных). В различных моделях микропроцессоров объем кэш-памяти составляет от 8 Кбайт до 512 Кбайт. Микропроцессор на аппаратном уровне поддерживает мультипрограммный режим работы ЭВМ, то есть возможность иметь в памяти одновременно несколько готовых к выполнению программ, запуск которых осуществляется операционной системой в соответствии с алгоритмами ее функционирования либо в зависимости от особых ситуаций, складывающихся в работе внешних устройств. С этой возможностью неразрывно связаны средства защиты памяти, которые обеспечивают контроль над неразрешенными взаимодействиями между отдельными программами. Они включают в себя защиту при управлении памятью и защиту по привилегиям. Главные особенности расширенного формата команды - возможность использовать любой из регистров общего назначения в любом из режимов адресации, а также добавление еще одного режима адресации - относительного базового индексного с масштабированием. При этом эффективный адрес формируется следующим образом: ЭА = (base) + (index) · scale + disp, где (base) - значение базового регистра; (index) - значение индексного регистра; scale - величина масштабного множителя (scale = 1,2,3,4); disp - значение смещения, закодированного в самой команде. Отметим, что в 32-разрядной архитектуре эффективный адрес обычно называют смещением (offset), в то же время отличая его от смещения, кодируемого в самой команде (displacement). |
11. Лекция: Конвейерная организация работы процессора | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страницы: 1 | 2 | 3 | вопросы |» | | учебники | для печати и PDA | ZIP | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам, или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассматривается конвейерная организация работы идеального микропроцессора, сравнение производительности его работы с последовательной обработкой команд, типы и причины конфликтов в конвейере и пути уменьшения их влияния на работу микропроцессора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка производительности идеального конвейера
Выполнение каждой команды складывается из ряда последовательных этапов (шагов, стадий), суть которых не меняется от команды к команде. С целью увеличения быстродействия процессора и максимального использования всех его возможностей в современных микропроцессорах используется конвейерный принцип обработки информации. Этот принцип подразумевает, что в каждый момент времени процессор работает над различными стадиями выполнения нескольких команд, причем на выполнение каждой стадии выделяются отдельные аппаратные ресурсы. По очередному тактовому импульсу каждая команда в конвейере продвигается на следующую стадию обработки, выполненная команда покидает конвейер, а новая поступает в него.
В различных процессорах количество и суть этапов различаются. Рассмотрим принципы конвейерной обработки информации на примере пятиступенчатого конвейера, в котором выполнение команды складывается из следующих этапов:
Пусть для выполнения отдельных стадий обработки требуются следующие затраты времени (в некоторых условных единицах): TIF = 20, TID = 15, TOR = 20, TEX = 25, TWB = 20. Тогда, предполагая, что дополнительные расходы времени составляют dt = 5 единиц, получим время такта: T = max {TIF, TID, TOR, TEX, TWB} + Δt = 30. Оценим время выполнения одной команды и некоторой группы команд при последовательной и конвейерной обработке. При последовательной обработке время выполнения N команд составит: Tпосл = N*(TIF + TID + TOR + TEX + TWB) = 100N. Анализ таблица 11.1 показывает, что при конвейерной обработке после того, как получен результат выполнения первой команды, результат очередной команды появляется в следующем такте работы процессора. Следовательно, Tконв = 5T + (N-1) * T. Примеры длительности выполнения некоторого количества команд при последовательной и конвейерной обработке приведены в таблица 11.2.
Очевидно, что при достаточно длительной работе конвейера его быстродействие будет существенно превышать быстродействие, достигаемое при последовательной обработке команд. Это увеличение будет тем больше, чем меньше длительность такта конвейера и чем больше количество выполненных команд. Сокращение длительности такта достигается, в частности, разбиением выполнения команды на большое число этапов, каждый из которых включает в себя относительно простые операции и поэтому может выполняться за короткий промежуток времени. Так, если в микропроцессоре Pentium длина конвейера составляла 5 ступеней (при максимальной тактовой частоте 200 МГц), то в Pentium-4 - уже 20 ступеней (при максимальной тактовой частоте на сегодняшний день 3,4 ГГц). |
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.015 с.)