Толкование права: понятие, способы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование права: понятие, способы.



Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление, состоящие из 2-х аспектов: 1) уяснение смысла нормы и его объяснение, т.е. процесс мышления лица, изучающего правовую норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.; 2) разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями. Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует: -саму норму; -ее правовые связи - взаимоотношение с другими юридическими предписаниями и правовыми принципами; ее внеправовые связи с другими общественными явлениями. Три приема уяснения: 1) Текстовое толкование. Начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему придается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании. Следующая задача, стоящая перед интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов. Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к какому виду норм права она относится, и т.д.). Специальные юридические знания и навыки, высокий уровень правосознания - необходимые условия эффективности такой работы. 2) Систематическое толкование. Любая норма представляет coбой составную часть системы права и взаимодействует со множеством других правовых норм. Поэтому после анализа ее содержания необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи и опосредования. Уяснить суть конкретной нормы можно, лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании ст. 143. Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна норма может устанавливать определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменять в той или иной степени содержание, ограничивать или расширять объем действия нормы. Это особенно важно, когда сравнивается изданная ранее норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые, хотя формально не отменены, на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости применения аналогии закона этот прием толкования помогает найти наиболее близкую по содержанию норму, применимую к конкретному случаю, подлежащему разрешению. При толковании необходимо использовать связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Сопоставление статей особенной части кодексов с нормами общей части поможет уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия. 3. Историко-политическое толкование. Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политического толкования. Важно использовать документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Естественно, что это толкование должно проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла. Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение. Когда очевидно, что в жизни нет тех условий, к которым исследуемая норма может быть применена, когда эти условия изжили себя и сошли с исторической сцены, то можно сделать вывод, что такая норма, будучи устаревшей, уже не действует. Иногда под историческим толкованием понимается уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомления с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Необходимость изучения таких актов и материалов очевидна. Однако подобный анализ нельзя превращать в самоцель. Он должен быть подчинен изучению экономических и политических условий, определивших издание нормы, ее цели и социальное значение. Завершение процесса уяснения смысла норм права. В отдельных случаях, в результате толкования нормы обнаруживается, что она недостаточно ясна или вызывает сомнения. Неясность нормы может проявляться в расплывчатости формулировок, недостаточной точности того или иного термина или выражения, в двусмысленности, неполноте. Неясность может возникнуть также из-за противоречий внутри самой нормы в силу несовершенства законодательной техники. В таких случаях весьма важно использовать все то, что объединяется под условным наименованием "дополнительные материалы к правовой норме": специальные разъяснения органа, издавшего толкуемую норму, акты Верховного суда, Высшего арбитражного суда и их коллегий, официальные разъяснения других государственных органов. Необходимо также использовать учебники по правовым дисциплинам, комментарии законодательства, монографическую литературу, мнения сведущих людей (например разъяснения работников кодификационных бюро) и другие материалы. При обнаружении действительной неясности нормы наиболее верным является тот вариант толкования, который: 1)более полно и правильно отражает общие принципы права; 2)наиболее соответствует требованию охраны прав и законных интересов граждан; 3)оптимально, полно и всесторонне отражает цели принятия толкуемого акта, его назначение. При этом выводы, полученные с помощью использования дополнительных материалов, не должны устранять неясность нормы за счет изменения или отмены ее положений.

 

Виды толкования права.

Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя". Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других. Особенности: 1. Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов. 2. Выступает необходимым условием правового регулирования. 3. Вустановленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами. 4. Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах. Признаки, обусловливающие толкование норм права: 1. Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях. 2. Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить - подходит ли норма к отношениям. 3. Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической техники. 4. Многозначность юр.терминов, которые используются в правовой норме. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют: 1. Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено. 2. Неофициальное - такое толкование, которое не обязательно для использования. Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм: а)нормативное-официальное, в результате которого издаются юридич-е.нормы; б) казуальное толкование, кот. явл. обязательным лишь для конкретного данного случая. Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего: 1) Аутентичное - осуществляется органом, издавшим толкуемую норму. 2) Легальное - осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование. Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть: 1. Обыденное - когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2. Компетентное (доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой. Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не всегда точно выражается в его "букве". По объёму результатов толкования выделяют: 1. Буквальное - когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2. Расширительное - когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение).3.Ограничительное - когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы. Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. Различают следующие способы толкования: 1. Языковой (грамматический) - содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д. 2. Систематический - помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3. Исторический - содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития. 4. Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана. 5. Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

 

55. Понятие, состав и виды правонарушений.

Правонарушение – виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юр. ответственность. Признаки: 1. Волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. 2. Противоправность – совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон. 3. Наличие вины – умышленно или по неосторожности. Отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию, а также к его последствиям. Не относятся объективно противоправные деяния (напр., пожарник, причинивший вред имуществу во время тушения пожара). Умысел – сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их опасные последствия и желает их наступление (прямой умысел), либо не желает, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним (косвенный умысел). Неосторожность: самонадеянность – лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать; небрежность – лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, но может и должно их предвидеть. 4. Совершается декиктоспособными лицами, т.е. способными контролировать свою волю и поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия – вменяемые лица, достигшие опр. возраста (РФ – 18 лет; некоторые преступления с 14 лет, администрат-е. проступки и нарушения труд. права – с 16 лет). 5. Наличие вреда (мнение, что и те, которые могут повлечь вред). Юридическая сторона правонарушения – нарушаются субъективные права участников правоотношений или создаются такие условия, кот. препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них обязан-тей. Фактическая сторона правонарушения – причинение участнику правоотношения материального либо морального ущерба. Наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом – прямая связь, закономерная. Юидический состав правонар-я – совокупность его обязательных признаков (или элементов); совокупность условий и требований, необходимых для признания деяния правонарушением. 1. Объект правонарушения – урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными деяниями или бездействием причиняется ущерб. Возможно несколько трактовок этого понятия. 1) позитивизм – это любые общественные отношения. 2) Либертарная концепция – это (в конечном счете) права и свободы других лиц или публичный порядок, установленный для охраны этих прав и свобод. 2. Субъекты правонарушения – физические и юридические. лица, обладающие способностью и возможностью нести юридич-ю ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность). 3. Объективная сторона правонарушения – внешняя характеристика, внешнее описание совершенного деяния. Элементы: обязательные: - само противоправное деяние. Действие - может выступать в форме физического. воздействия, в письменной, устной (словесной) форме или совершаться с помощью жестов (конклюдентные действия). Бездействие – напр., на лице или организации лежит обязанность и не выполняет ее (врач не оказал помощь больному).- вредные последствия; - причинно-следственная связь – такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) порождает другое (следствие). Факультативные: время, место и иные обстановка, при которых было совершено противоправное деяние; приемы и средства совершенияя правонарушения. Субъективная сторона – психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Вина, дополнительные элементы: цель - мысленная модель того результата, которого стремится достигнуть субъект при совершении правонар-я. и мотивы (те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении правонар-я). Виды: В зависимости от общественной опасности: 1. преступления – запрещенные уголовным законом общественно опасные виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. Применяются уголовно- процессуальные санкции. 2. проступки – виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимостити от сферы общественных.отношений бывают: a) административные – это правонарушения, состоящие в нарушении установленного порядка государственного управления; b) дисциплинарные – направлены на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность предусмотрена в различных ведомственных (уставы, положения, инструкции) и локальных (решения местного самоуправления и др.) НПА. Санкции – (напр. трудовой контракт) – выговор, строгий выговор, увольнение и т.д. c) гражданско-правовые (деликты) – правонарушения, совершаемые в сфере частного права и состоящие в нарушении прав и свобод частных лиц частными лицами. Санкции – возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и т.д. Некоторые авторы (лекция Варламовой) выделяют отдельно: 1. дисциплинарные проступки в сфере трудовых правоотношений – за них предусмотрена дисциплинарная ответственность и/или материальная ответственность; по своей сути трудовое право представляет собой сочетание административного и гражданско-правового регулирования). 2. конституционные правонарушения - для их определения могут применяться два подхода. - 1ый подход: конституционное правонарушение – это любое правонарушение, совершенной в сфере отношений, регулируемых конституционным правом: например, правонарушения в порядке проведения избирательной компании, в регистрации кандидатов в депутаты и т. д.). При таком понимании к конституционным правонарушениям относятся: 1. административные проступки (КоАП РФ); 2. дисциплинарные проступки должностных лиц; 3. уголовные преступления; 4. правонарушения, совершенные лицами, наделенными публично - властными полномочиями, которые не находятся в подчинении у других государственных служащих (Президент РФ, депутаты Государственной думы РФ и другие должностные лица; - 2ой подход: Именно четвёртая группа правонарушений и составляет специфические конституционные правонарушения (правонарушения, совершенные лицами, которые не находятся в подчинении у других государственных служащих, и государственными органами с аналогичным статусом). Эти правонарушения совершаются в сфере осуществления указанными должностными лицами (государственными органами) публично – властных полномочий, а конституционная ответственность для них будет состоять в умалении их публично – властных полномочий (в этом специфика этого вида правонарушения и соответственно ответственности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.008 с.)