Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толкование права: понятие, способы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление, состоящие из 2-х аспектов: 1) уяснение смысла нормы и его объяснение, т.е. процесс мышления лица, изучающего правовую норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.; 2) разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями. Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует: -саму норму; -ее правовые связи - взаимоотношение с другими юридическими предписаниями и правовыми принципами; ее внеправовые связи с другими общественными явлениями. Три приема уяснения: 1) Текстовое толкование. Начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему придается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании. Следующая задача, стоящая перед интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов. Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к какому виду норм права она относится, и т.д.). Специальные юридические знания и навыки, высокий уровень правосознания - необходимые условия эффективности такой работы. 2) Систематическое толкование. Любая норма представляет coбой составную часть системы права и взаимодействует со множеством других правовых норм. Поэтому после анализа ее содержания необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи и опосредования. Уяснить суть конкретной нормы можно, лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание систематического толкования. Например, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах и иных нормативных актах, и их нельзя не учитывать при толковании ст. 143. Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна норма может устанавливать определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменять в той или иной степени содержание, ограничивать или расширять объем действия нормы. Это особенно важно, когда сравнивается изданная ранее норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые, хотя формально не отменены, на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости применения аналогии закона этот прием толкования помогает найти наиболее близкую по содержанию норму, применимую к конкретному случаю, подлежащему разрешению. При толковании необходимо использовать связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права. Сопоставление статей особенной части кодексов с нормами общей части поможет уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия. 3. Историко-политическое толкование. Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политического толкования. Важно использовать документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Естественно, что это толкование должно проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла. Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение. Когда очевидно, что в жизни нет тех условий, к которым исследуемая норма может быть применена, когда эти условия изжили себя и сошли с исторической сцены, то можно сделать вывод, что такая норма, будучи устаревшей, уже не действует. Иногда под историческим толкованием понимается уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомления с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Необходимость изучения таких актов и материалов очевидна. Однако подобный анализ нельзя превращать в самоцель. Он должен быть подчинен изучению экономических и политических условий, определивших издание нормы, ее цели и социальное значение. Завершение процесса уяснения смысла норм права. В отдельных случаях, в результате толкования нормы обнаруживается, что она недостаточно ясна или вызывает сомнения. Неясность нормы может проявляться в расплывчатости формулировок, недостаточной точности того или иного термина или выражения, в двусмысленности, неполноте. Неясность может возникнуть также из-за противоречий внутри самой нормы в силу несовершенства законодательной техники. В таких случаях весьма важно использовать все то, что объединяется под условным наименованием "дополнительные материалы к правовой норме": специальные разъяснения органа, издавшего толкуемую норму, акты Верховного суда, Высшего арбитражного суда и их коллегий, официальные разъяснения других государственных органов. Необходимо также использовать учебники по правовым дисциплинам, комментарии законодательства, монографическую литературу, мнения сведущих людей (например разъяснения работников кодификационных бюро) и другие материалы. При обнаружении действительной неясности нормы наиболее верным является тот вариант толкования, который: 1)более полно и правильно отражает общие принципы права; 2)наиболее соответствует требованию охраны прав и законных интересов граждан; 3)оптимально, полно и всесторонне отражает цели принятия толкуемого акта, его назначение. При этом выводы, полученные с помощью использования дополнительных материалов, не должны устранять неясность нормы за счет изменения или отмены ее положений.
Виды толкования права. Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя". Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других. Особенности: 1. Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов. 2. Выступает необходимым условием правового регулирования. 3. Вустановленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами. 4. Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах. Признаки, обусловливающие толкование норм права: 1. Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях. 2. Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить - подходит ли норма к отношениям. 3. Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической техники. 4. Многозначность юр.терминов, которые используются в правовой норме. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют: 1. Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено. 2. Неофициальное - такое толкование, которое не обязательно для использования. Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм: а)нормативное-официальное, в результате которого издаются юридич-е.нормы; б) казуальное толкование, кот. явл. обязательным лишь для конкретного данного случая. Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего: 1) Аутентичное - осуществляется органом, издавшим толкуемую норму. 2) Легальное - осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование. Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть: 1. Обыденное - когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2. Компетентное (доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой. Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не всегда точно выражается в его "букве". По объёму результатов толкования выделяют: 1. Буквальное - когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2. Расширительное - когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение).3.Ограничительное - когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы. Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. Различают следующие способы толкования: 1. Языковой (грамматический) - содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д. 2. Систематический - помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3. Исторический - содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития. 4. Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана. 5. Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.
55. Понятие, состав и виды правонарушений. Правонарушение – виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юр. ответственность. Признаки: 1. Волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. 2. Противоправность – совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон. 3. Наличие вины – умышленно или по неосторожности. Отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию, а также к его последствиям. Не относятся объективно противоправные деяния (напр., пожарник, причинивший вред имуществу во время тушения пожара). Умысел – сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их опасные последствия и желает их наступление (прямой умысел), либо не желает, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним (косвенный умысел). Неосторожность: самонадеянность – лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать; небрежность – лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, но может и должно их предвидеть. 4. Совершается декиктоспособными лицами, т.е. способными контролировать свою волю и поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия – вменяемые лица, достигшие опр. возраста (РФ – 18 лет; некоторые преступления с 14 лет, администрат-е. проступки и нарушения труд. права – с 16 лет). 5. Наличие вреда (мнение, что и те, которые могут повлечь вред). Юридическая сторона правонарушения – нарушаются субъективные права участников правоотношений или создаются такие условия, кот. препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них обязан-тей. Фактическая сторона правонарушения – причинение участнику правоотношения материального либо морального ущерба. Наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом – прямая связь, закономерная. Юидический состав правонар-я – совокупность его обязательных признаков (или элементов); совокупность условий и требований, необходимых для признания деяния правонарушением. 1. Объект правонарушения – урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными деяниями или бездействием причиняется ущерб. Возможно несколько трактовок этого понятия. 1) позитивизм – это любые общественные отношения. 2) Либертарная концепция – это (в конечном счете) права и свободы других лиц или публичный порядок, установленный для охраны этих прав и свобод. 2. Субъекты правонарушения – физические и юридические. лица, обладающие способностью и возможностью нести юридич-ю ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность). 3. Объективная сторона правонарушения – внешняя характеристика, внешнее описание совершенного деяния. Элементы: обязательные: - само противоправное деяние. Действие - может выступать в форме физического. воздействия, в письменной, устной (словесной) форме или совершаться с помощью жестов (конклюдентные действия). Бездействие – напр., на лице или организации лежит обязанность и не выполняет ее (врач не оказал помощь больному).- вредные последствия; - причинно-следственная связь – такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) порождает другое (следствие). Факультативные: время, место и иные обстановка, при которых было совершено противоправное деяние; приемы и средства совершенияя правонарушения. Субъективная сторона – психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Вина, дополнительные элементы: цель - мысленная модель того результата, которого стремится достигнуть субъект при совершении правонар-я. и мотивы (те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении правонар-я). Виды: В зависимости от общественной опасности: 1. преступления – запрещенные уголовным законом общественно опасные виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. Применяются уголовно- процессуальные санкции. 2. проступки – виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимостити от сферы общественных.отношений бывают: a) административные – это правонарушения, состоящие в нарушении установленного порядка государственного управления; b) дисциплинарные – направлены на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность предусмотрена в различных ведомственных (уставы, положения, инструкции) и локальных (решения местного самоуправления и др.) НПА. Санкции – (напр. трудовой контракт) – выговор, строгий выговор, увольнение и т.д. c) гражданско-правовые (деликты) – правонарушения, совершаемые в сфере частного права и состоящие в нарушении прав и свобод частных лиц частными лицами. Санкции – возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и т.д. Некоторые авторы (лекция Варламовой) выделяют отдельно: 1. дисциплинарные проступки в сфере трудовых правоотношений – за них предусмотрена дисциплинарная ответственность и/или материальная ответственность; по своей сути трудовое право представляет собой сочетание административного и гражданско-правового регулирования). 2. конституционные правонарушения - для их определения могут применяться два подхода. - 1ый подход: конституционное правонарушение – это любое правонарушение, совершенной в сфере отношений, регулируемых конституционным правом: например, правонарушения в порядке проведения избирательной компании, в регистрации кандидатов в депутаты и т. д.). При таком понимании к конституционным правонарушениям относятся: 1. административные проступки (КоАП РФ); 2. дисциплинарные проступки должностных лиц; 3. уголовные преступления; 4. правонарушения, совершенные лицами, наделенными публично - властными полномочиями, которые не находятся в подчинении у других государственных служащих (Президент РФ, депутаты Государственной думы РФ и другие должностные лица; - 2ой подход: Именно четвёртая группа правонарушений и составляет специфические конституционные правонарушения (правонарушения, совершенные лицами, которые не находятся в подчинении у других государственных служащих, и государственными органами с аналогичным статусом). Эти правонарушения совершаются в сфере осуществления указанными должностными лицами (государственными органами) публично – властных полномочий, а конституционная ответственность для них будет состоять в умалении их публично – властных полномочий (в этом специфика этого вида правонарушения и соответственно ответственности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.008 с.) |