Типология государства и права: основные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государства и права: основные подходы.



Типология (классификация) государств представляет собой необходимый, закономерный метод познания государственно-исторического процесса развития государства. История – это и движение во времени, и процесс познания. Развитие государства и права – важнейшая часть развития всего процесса человеческого общежития. Формационный подход. Типология исходит из фактов: развитие государства и права – это непрерывно протекающий, длительный по своей природе, естественно - исторический процесс; этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а так же с коренным изменением принципов их организации и функционирования; переход от одной ступни к другой является непрерывным, эволюционно-правовым, качественно скачке образным и в этом смысле революционным. Эволюционность – постоянное накопление количественных и качественных изменений. Революционность – быстрое скачкообразное изменение государственно-правовых явлений. Эволюционное развитие происходит в рамках одной общественно-экономической формации. Марксизм: необратимость процесса развития государства и права. Первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая формации идут одна за другой. Однако на лицо нарушение данной типологии. Россия вошла в социализм и вышла обратно в капитализм. Тоже случилось почти со всеми странами советского лагеря. Большинство государств не проходило через стадию рабовладельческого строя. Одним словом, линейность такого движения вызывает определённые вопросы. Кроме того, не объясняет формационный подход и того, что многие тысячи лет назад все общества начали с одной и той же ступени, а ныне оказались на разных. Значит, надо учитывать не только Развитие процессов производства и классовой борьбы. Существует множество переходных государств и систем, которые не вмещаются в данную систему, так как формационный подход разработан на примере преимущественно европейских стран. Цивилизационный критерий. Он введён для уточнения формационного подхода. Он объясняет многовариантность развития и неодинаковые успехи государств на данном этапе. Цивилизационный критерий говорит о принадлежности государства и права к той или иной цивилизации. Причём в основе понятия цивилизации лежат исключительно духовные и культурные факторы. Тойнби: цивилизация – относительно устойчивое состояние общества, которое отмечалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Проблемы такого подхода - неопределённость понятия цивилизация, а так же изначальная направленность подхода на характеристику высокоразвитых обществ. Есть первичные и вторичные цивилизации. Но нет в этой типологии должного внимания, уделяемого гос-ву и праву. Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы гос-ва на 2 группы – правильные и неправильные. Прав. – те формы гос-ва, где власть осуществл-ся на основе законов и общих интересах, неправ. – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Платон – 3 правильных. (царская власть (законную монархию), аристократию, законную демократию), 3 неправильных. (тирания, олигархию, незаконная демократия) Либертарно-юридическая концепция. В основе той или иной типологии лежит определенное понятие права и гос-ва. Каково понятие государства и права, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и гос-ва. Согл. л.-ю. к., типы права и гос-ва – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы. Ряд важных положений Гегеля значим и для л.-ю. к. Но Г. типология посредством форм гос-ва вызыв. возражение тем, напр., что нек. из называемых Гегелем форм относятся не только к античности, а вплоть до современности (демократия). С позиций л.-ю. понимания и толкования права и гос-ва как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и суб. гос-ва принцип. значение имеет типология права и гос-ва по тем критериям, кот. определяют специфику различных исторических форм признания людей в кач-ве суб. права и гос-ва (гос. власти). В гос-вах древнего мира индивид (люди) является свободным чел-ком и всеете с тем субъектом гос-ва и права по этническому критерию. Так, афинскими гражданами и суб аф. права могли быть лишь члены аф. домов (то же-Рим). Этот исходный тип го-ва и права выступает в кач-ве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этнич. основанию). Выражение и закрепление этого статуса – свободные – субъекты права и гос-ва, несвоб. – объекты. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века гос-ва и права сословного типа. Прогресс свободы людей – вместо этнического (свобода одних и несвобода других) критерия свободы сословный. На этой ступени развития (европ. феодализм) рабов уже нет – в этом смысле все свободн, но мера этой свободы у каждого различна. При таком типе каждый явл. суб. права и гос-ва именно в кач-ве члена сословия. С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидаулистический тип гос-ва и права. При этом типе чел-к явя. субъектом права и гос-ва как самостоятельный политический индивид (как отд. гражданин), а не как член опред. этноса или сословия. Индивидуализация людей как суб пр. и гос-ва происходит в процессе разложения средневек. феодализма, и преодоления сословного деления, в рез-те обособления сфер частной (ч-правовой) и политической (публ.-правовой) жизни. Современным (посл. на наст. время) типом права и гос-ва явл. правовое гос-во. Этот тип можно назвать гуманитарно-правовым, т.к. здесь каждый чел-к явл. (и признается гос-вом и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и гос-ва данного типа и обладают общеобязательной силой и значением. В рамках данного типа продолжают сохр. различие между правами человека и правами гражданина, гос-прав. различия между человеком-гражланином и чел-не-гражданином. Права чел-ка-гражд., в сравнении с правами чел-не-гражд., представляют собой гос-но-прав. привилегии. Такие привилегии обусловлены инд. хар-ром каждого гос-ва и права как определенного способа и формы жизни именно данной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этнич., сословному, политич., и правовому)определяет и классифицирует их в кач-ве субъектов данного гос-ва и права. Такая индивид-ть лежит также в основе идей суверенитета народа и суверенитета гос-ва. Отмеченные типы права и гос-ва (этнич., сословный, инд-политич. и гуманит.) представл. Собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии чел. Свободы от древности до современности.

 

Соотношение права и морали

Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Мораль и право тесно взаимосвязаны. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Это объясняется в первую очередь тем,что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правовогогосударства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм – мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. На действие норм морали оказывают влияние и весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правовогорегулирования общественных отношений. Общие черты права и морали:1) П. и М. входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. 2) общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;3) им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;4) они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;5) имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;6)представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. Отличительные особенности права и морали. 1) М. появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, из норм, установленных в определенном порядке компетентными гос.рганами и зафиксированных в юридических актах, т.е. в отличии от морали право существует в письменном виде. 2) П.выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих укормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. 3) Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. 4) Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал знаменитый древнеримский политик и оратор Цицерон. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.006 с.)