Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология государства и права: основные подходы.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология (классификация) государств представляет собой необходимый, закономерный метод познания государственно-исторического процесса развития государства. История – это и движение во времени, и процесс познания. Развитие государства и права – важнейшая часть развития всего процесса человеческого общежития. Формационный подход. Типология исходит из фактов: развитие государства и права – это непрерывно протекающий, длительный по своей природе, естественно - исторический процесс; этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а так же с коренным изменением принципов их организации и функционирования; переход от одной ступни к другой является непрерывным, эволюционно-правовым, качественно скачке образным и в этом смысле революционным. Эволюционность – постоянное накопление количественных и качественных изменений. Революционность – быстрое скачкообразное изменение государственно-правовых явлений. Эволюционное развитие происходит в рамках одной общественно-экономической формации. Марксизм: необратимость процесса развития государства и права. Первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая формации идут одна за другой. Однако на лицо нарушение данной типологии. Россия вошла в социализм и вышла обратно в капитализм. Тоже случилось почти со всеми странами советского лагеря. Большинство государств не проходило через стадию рабовладельческого строя. Одним словом, линейность такого движения вызывает определённые вопросы. Кроме того, не объясняет формационный подход и того, что многие тысячи лет назад все общества начали с одной и той же ступени, а ныне оказались на разных. Значит, надо учитывать не только Развитие процессов производства и классовой борьбы. Существует множество переходных государств и систем, которые не вмещаются в данную систему, так как формационный подход разработан на примере преимущественно европейских стран. Цивилизационный критерий. Он введён для уточнения формационного подхода. Он объясняет многовариантность развития и неодинаковые успехи государств на данном этапе. Цивилизационный критерий говорит о принадлежности государства и права к той или иной цивилизации. Причём в основе понятия цивилизации лежат исключительно духовные и культурные факторы. Тойнби: цивилизация – относительно устойчивое состояние общества, которое отмечалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Проблемы такого подхода - неопределённость понятия цивилизация, а так же изначальная направленность подхода на характеристику высокоразвитых обществ. Есть первичные и вторичные цивилизации. Но нет в этой типологии должного внимания, уделяемого гос-ву и праву. Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы гос-ва на 2 группы – правильные и неправильные. Прав. – те формы гос-ва, где власть осуществл-ся на основе законов и общих интересах, неправ. – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Платон – 3 правильных. (царская власть (законную монархию), аристократию, законную демократию), 3 неправильных. (тирания, олигархию, незаконная демократия) Либертарно-юридическая концепция. В основе той или иной типологии лежит определенное понятие права и гос-ва. Каково понятие государства и права, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и гос-ва. Согл. л.-ю. к., типы права и гос-ва – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы. Ряд важных положений Гегеля значим и для л.-ю. к. Но Г. типология посредством форм гос-ва вызыв. возражение тем, напр., что нек. из называемых Гегелем форм относятся не только к античности, а вплоть до современности (демократия). С позиций л.-ю. понимания и толкования права и гос-ва как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и суб. гос-ва принцип. значение имеет типология права и гос-ва по тем критериям, кот. определяют специфику различных исторических форм признания людей в кач-ве суб. права и гос-ва (гос. власти). В гос-вах древнего мира индивид (люди) является свободным чел-ком и всеете с тем субъектом гос-ва и права по этническому критерию. Так, афинскими гражданами и суб аф. права могли быть лишь члены аф. домов (то же-Рим). Этот исходный тип го-ва и права выступает в кач-ве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этнич. основанию). Выражение и закрепление этого статуса – свободные – субъекты права и гос-ва, несвоб. – объекты. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века гос-ва и права сословного типа. Прогресс свободы людей – вместо этнического (свобода одних и несвобода других) критерия свободы сословный. На этой ступени развития (европ. феодализм) рабов уже нет – в этом смысле все свободн, но мера этой свободы у каждого различна. При таком типе каждый явл. суб. права и гос-ва именно в кач-ве члена сословия. С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидаулистический тип гос-ва и права. При этом типе чел-к явя. субъектом права и гос-ва как самостоятельный политический индивид (как отд. гражданин), а не как член опред. этноса или сословия. Индивидуализация людей как суб пр. и гос-ва происходит в процессе разложения средневек. феодализма, и преодоления сословного деления, в рез-те обособления сфер частной (ч-правовой) и политической (публ.-правовой) жизни. Современным (посл. на наст. время) типом права и гос-ва явл. правовое гос-во. Этот тип можно назвать гуманитарно-правовым, т.к. здесь каждый чел-к явл. (и признается гос-вом и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и гос-ва данного типа и обладают общеобязательной силой и значением. В рамках данного типа продолжают сохр. различие между правами человека и правами гражданина, гос-прав. различия между человеком-гражланином и чел-не-гражданином. Права чел-ка-гражд., в сравнении с правами чел-не-гражд., представляют собой гос-но-прав. привилегии. Такие привилегии обусловлены инд. хар-ром каждого гос-ва и права как определенного способа и формы жизни именно данной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этнич., сословному, политич., и правовому)определяет и классифицирует их в кач-ве субъектов данного гос-ва и права. Такая индивид-ть лежит также в основе идей суверенитета народа и суверенитета гос-ва. Отмеченные типы права и гос-ва (этнич., сословный, инд-политич. и гуманит.) представл. Собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии чел. Свободы от древности до современности.
Соотношение права и морали Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Мораль и право тесно взаимосвязаны. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Это объясняется в первую очередь тем,что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правовогогосударства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм – мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. На действие норм морали оказывают влияние и весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правовогорегулирования общественных отношений. Общие черты права и морали:1) П. и М. входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. 2) общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;3) им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;4) они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;5) имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;6)представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. Отличительные особенности права и морали. 1) М. появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, из норм, установленных в определенном порядке компетентными гос.рганами и зафиксированных в юридических актах, т.е. в отличии от морали право существует в письменном виде. 2) П.выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих укормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. 3) Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. 4) Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал знаменитый древнеримский политик и оратор Цицерон. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.99 (0.01 с.) |