Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные стадии правотворческого процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Начальная стадия правообразования - возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность обусловлена экономическим базисом, а также ближайшими питающими его факторами: социально-политическими, классовыми и иными общественными интересами. Общие принципы нормотворчества: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки законопроектов, техническое совершенство принимаемых актов. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными органами обычаев; 4) создание судебного прецедента. I. Стадии создания прецедента, по существу, совпадают с основными стадиями рассмотрения и разрешении конкретных дел в соответствующих инстанциях, устанавливающих нормы прецедентного права. II. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок принятия зависит от органа: если коллегиальный – то голосование (например, постановления прав-ва РФ – простым большинством голосов); если единоличный порядок – то единоличное решение. III. Более сложна и детализирована законодательная процедура. Стадии: 1) Законодательная (более широко – нормотворческая) инициатива. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение. (Ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: субъекты зак-й инициативы: Президент, Совет Фед-ии, члены Совета Фед-ии, депутаты Гос Думы, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ. По вопросам своего ведения – у КС РФ; ВС РФ; ВАС РФ.) 2) Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п. 3) Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов. Предварительное обсуждение важно для повышения качества конкретного закона и всего законодательного процесса в целом. 4) Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. (В Гос Думе – 3 чтения. В 1-ом обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во 2-ом чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. 3-е чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона). 5) Принятие нормативного акта. (Принятые Гос Думой законы в течение 5 дней передаются в Совет Фед-ии. Одобренный Советом Фед-ии закон в течение 5 дней направляется президенту. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.) 6) Доведение содержания принятого акта до его адресатов. Официальное опубликование - в официальных изданиях: Российская газета; Собрание законодательства РФ. Неофициальное обнародование – в виде сообщения об их издании или изложении их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио и телевизионных передачах, в научных изданиях. Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. Законодательная техника. Пиголкин:под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Нерсесянц:юр техника – это совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта. К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: - логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте; - отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства; - максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания; - ясность и доступность языка нормативных актов; - точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; - сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов. Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества является выявление и тщательное изучение предшествующего законодательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений. Кроме терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Лучше издать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и проч.) и структурой. При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нуерацией и т.п. Приемы выражения и изложения законодательной воли: а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается ми родовыми понятиями; б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания. Три приема изложения элементов правовой нормы: - прямой (При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта), - отсылочный (отсылка к другим нормам) - бланкетный (конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности). Требования к нормотворческой деятельности содержатся, например, в Указе Президента России «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ» и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров — Правительства России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.006 с.) |