Акты применения права. Их отличие от нормативных актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения права. Их отличие от нормативных актов.



 

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты примененияправа. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадияхправоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечиваютдействие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собойнеобходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, которыйхарактеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, актприменения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носитгосударственно-властный характер, охраняется им и обеспечиваетсягосударством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальныйхарактер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, ктопри данной ситуации обладает субъективными правами и юридическимиобязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеетопределенную установленную законом форму. Каждый акт применения права является актом - документом. В нем естьтекст, который составляется в соответствии с требованиями использованияюридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временемвырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновенияхпрактики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которыеупорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность,юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительныхактов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, преждевсего науках процессуального права - уголовного, гражданского,административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" ииспользуется как для характеристики действия соответствующего органа, так иформы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формоймогут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретныевеления - результат правоприменительной деятельности.Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеютобщеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.

«Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела». Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».

«Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности».

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами.

- Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации.

- Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими.

- В-третьих, акт применения права является обязательным к исполнению. Он обладает юридической силой – свойством порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта базируется на государственно-властных полномочиях принимающего его органа и на юридической силе применяемой нормы права.

- В-четвертых, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

- по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

- по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

- в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

- Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

- Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

- по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.

- Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

- Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

- в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

- по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

- в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

- по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

- по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными, письменными и конклюдентными;

- по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

- а) первичные

- б) производственные

- в) смешанные

- по сферам использования:

- а) хозяйственные

- б) социально-культурные

- в) административно-политические.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.009 с.)