Модуль 1. Теория государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Теория государства



Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 1

1. Выпишите в словарь и уясните основные понятия: «наука», «теория», «предмет», «методы», «объект теории государства и права», «парадигма».

2. Составьте схему «Классификация юридических наук»: история государства и права, криминалистика, административное право, история политических и правовых учений, трудовое право, гражданское право, судебная медицина, криминология, конституционное право, юридическая психология, философия. Распределите перечисленные науки по группам в вашей схеме.

3. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «общество», «род», «социальное регулирование», «первобытное общество», «этногенез», «этнос», «цивилизация», «вождество».

4. Изобразите схематически структуру управления родом.

5. Сравните современное общество и общество прошлых исторических эпох.

6. Проведите сравнительный анализ «азиатской» и «европейской» модели возникновения государства.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 2

1. Между студентами Ивановым и Петровым возникспор: что такое государство?Иванов утверждал: «Это географическое образование». Петров доказывал: «Это организация политической власти».Кто из них прав?

2. При определении признаков государства студент Наумов указал публичную власть, правящую партию, территорию.

3. Студент Жаров к ним отнес налоги, население, право. Назовите признаки государства.

4. Объясните термины: «публичная власть», «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «национальный суверенитет».

5. Покажите, как на разных этапах развития государства меняется его сущность. Охарактеризуйте природу современного Российского государства.

6. Через раскрытие основных признаков государства выявите его отличие от любых негосударственных организаций, от других частей социально-политической системы.

7. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «государство», «суверенитет», «территория», «сущность государства», «политическая система общества», «политическая партия», «профессиональный союз».

8. Составьте таблицу разнообразных определений государства, отобразив Ф.И.О. ученого и их определение государства

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 3

1. Выпишите в словарь и уясните следующие термины: «этатизм», «анархизм», «государственная власть», «легальность государственной власти», «бюрократия».

2. Составьте схему: признаков государственной власти; системы разделения властей, с характеристикой каждой ветви власти (согласно Конституции РФ).

3. Выпишите в словарь и уясните следующие термины: «функции государства», «формы осуществления функций государства», «механизм государства», «государственный орган», «компетенция».

4. Заполните таблицу:

По направленности функции делятся на:

       
   


7. На основе анализа Конституции Российской Федерации выделите внутренние функции Российского государства.

8. На основе анализа Конституции Российской Федерации выделите внешние функции Российского государства.

9. Ваше понимание принципа «законности и конституционности» в деятельности государственного аппарата. Обоснуйте свой

10. ответ.

11. Покажите соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм».

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 4

Ответьте на следующие вопросы:

1. Понятие науки.

2. Понятие теории государства и права как науки.

3. Функции теории государства и права.

4. Соотношение теории государства и права с философией.

5. Связь теории государства и права с политологией.

6. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.

7. Каковы методы познания государства и права?

8. Понятие общества.

9. Каковы социальные и политические институты общества?

10. Что характерно для первобытной общины?

11. Как регулировались отношения в первобытном обществе?

12. Каковы особенности власти в первобытном обществе?

13. С чем современная наука связывает процесс возникновения государства?

14. Как произошел переход от присваивающей экономики к производящей?

15. Чем объясняется множественность теории происхождения государства?

16. Какие факторы выступают главными с точки зрения представителей различных теорий происхождения государства?

17. Что такое государство?

18. Какие основные признаки присущи современному государству?

19. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире?

20. Объясните сущность и назначение государства.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 5

1. Выпишите в словарь и уясните следующие понятия: «право в объективном смысле», «правопонимание», «сущность права», «функции права», «принципы права».

2. Письменно ответьте на проблемный вопрос: «Почему первоначально право возникло главным образом из санкционированных государством мононорм и обычаев первобытного общества»?

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 6

1. Выпишите в словарь и уясните следующие понятия: «правовое регулирование», «предмет правового регулирования», «метод правового регулирования», «механизм правового регулирования».

2. Изобразите схематично понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Какое из этих двух понятий шире и почему?

3. Составьте схематично логическую цепочку элементов правового регулирования.

4. Определите к какому виду источников права относится отрывок:

«В 1875г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной.

Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».

5. Определите к какому виду источников права относится отрывок:

«В Западной Европе XI-XII вв. после заключения брака муж должен был давать жене так называемый «утренний дар» - своеобразную плату за подчинение власти мужа. За это он получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены.

6. Схематично отразите процедуру правотворчества в Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 7

1. Выпишите в словарь и уясните определение понятий: «норма права», «гипотеза правовой нормы», «диспозиция правовой нормы», «санкция правовой нормы», «статья нормативного акта», «запрещающая юридическая норма», «управомочивающая юридическая норма», «специальная юридическая норма», «поощрительная норма права», «рекомендательная юридическая норма», «коллизионная норма права», «дефинитивная норма права».

2. Подберите, используя Конституцию РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, примеры правовых норм различных видов по каждому из оснований классификации.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 8

Составить схему «Элементы системы права».

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 9

Ответьте на следующие вопросы:

1. Основные теории происхождения права.

2. Причины и закономерности происхождения права.

3. Основные подходы к правопониманию.

4. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

5. Основные подходы к сущности права.

6. Понятие правового регулирования общественных отношений, его соотношение с понятием «правовое воздействие».

7. Что понимается под предметом правового регулирования?

8. Методы правового регулирования: централизованный и децентрализованный. Раскройте их.

9. Каковы способы правового регулирования?

10. Каковы типы правового регулирования?

11. Раскройте индивидуальное и нормативное регулирование.

12. Каковы критерии эффективности правового регулирования?

13. Понятие и элементы механизма правового регулирования.

14. В чем проблема обеспечения эффективности правового регулирования отношений?

15. Что такое норма права?

16. Назовите признаки нормы права.

17. В чем суть такого признака нормы права, как ее предоставительно-обязывающий характер?

18. Из каких элементов состоит структура нормы права?

19. Что такое поощрительные нормы права?

20. Философская категория «форма» и ее отражение в сфере права.

21. Как понимается источник права в юридическом смысле?

22. Как соотносятся понятия «источник» и «форма» права?

23. В чем вы видите разницу между правом и законом? Каково

24. соотношение закона и подзаконного нормативно-правового акта?

25. Что такое правотворчество и законотворчество, их соотношение?

26. Обладают ли правоохранительные органы правом законодательной инициативы? В чем это выражается?

27. Назовите принципы, формы и виды правотворчества.

28. Зачем применяется систематизация нормативно-правовых

29. актов?

30. Какова роль юридической техники в процессе правотворчества?

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 10

1. Проанализируйте конкретную жизненную ситуацию, требующую применения права и определите стадии применения права.

2. Впишите в словарь и уясните определение следующих понятий: «аналогия закона», «аналогия права», «пробел в праве», «толкование норм права», «официальное толкование норм права», «казуальное толкование», «нормативное толкование», «неофициальное толкование норм права», «акт толкования норм права», «доктринальное толкование», «аутентическое толкование», «распространительное толкование», «ограничительное толкование».

3. Составить схемы: а) способов (приемов) толкования (уяснения) норм права; б) видов толкования юридических норм по объему.

4. Решите упражнения:

4.1. Кто выступает субъектом доктринального толкования норм российского права:

а) юристы-практики;

б) журналисты и писатели, выступающие на юридические темы;

в) научные работники в сфере правоведения;

г) депутаты Государственной Думы Российской Федерации?

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 11

1. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «правоотношение», «субъект права», «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «юридическое лицо», «субъективное право», «законный интерес», «юридическая обязанность», «объект правоотношения», «юридический факт», «компетенция».

2. Приведите (письменно) примеры правоотношения, в которых вы участвовали на протяжении трех последних дней. К какому виду они относятся? Какие юридические факты стали основанием для них и что являлось объектом каждого из этих правоотношений?

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 12

Ответьте на следующие вопросы:

1. Специфические признаки правоотношений как формы общественных отношений.

2. Виды субъектов правоотношений. Каковы особенности юридического лица как субъекта правоотношений?

3. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность субъектов правоотношений. Как они соотносятся?

4. Деликтоспособность как правовое качество участников общественных отношений.

5. Какова взаимосвязь юридических прав, свобод и обязанностей?

6. Понятие и значение юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений.

7. Что такое толкование норм права?

8. Что является объектом, а что предметом толкования правовых норм?

9. Перечислите способы толкования правовых норм и раскройте их содержание.

10. Назовите виды толкования права по юридическим последствиям.

11. Чем отличается аутентичное толкование от легального?

12. Приведите примеры актов толкования права, издаваемых в правоохранительных органах.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 13

1. Выписать в словарь и усвоить определение понятий: «правомерное поведение», «правовое поведение», «правонарушение», «состав правонарушения».

2. Составьте схему классификации мотивов правомерного поведения.

3. В рабочей тетради письменно решить следующие задачи.

3.1. Какие из перечисленных правонарушений могут повлечь

уголовную ответственность?

а) Воспрепятствование законной деятельности профессиональ-

ных союзов и их органов.

б) Неоднократные прогулы без уважительных причин.

в) Незаконные увольнения трудящихся с работы из личных побуждений.

г) Отказ в приеме на работу или увольнение с работы беременной женщины или кормящей матери.

д) Грубое нарушение должностным лицом правил охраны труда.

3.2. Определите, являются ли правонарушениями следующие

поступки студентов?

а) Невыполнение учебных заданий преподавателя.

б) Пропуски семинарских занятий без уважительных причин.

в) Неудовлетворительный ответ на экзамене.

4. Если такие поступки (или какой-либо из них) являются правонарушениями, то к какому виду они принадлежат? Раскройте их объективную и субъективную стороны. Проанализируйте причины таких правонарушений отдельных студентов Вашего курса и предложите пути их устранения.

Задания для самостоятельной работы к практическому занятию № 14

1. Назовите виды правотворчества и субъектов, осуществляющих правотворчество.

2. Что такое «законодательная инициатива»? В чем выражается верховенство закона?

3. Составьте схему:

Стадии правотворчества Содержание стадий правотворчества
   
   

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Основы теории государства и права»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.051 с.)