Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии и формы преподавания

Поиск

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Основы теории государства и права» используются следующие образовательные технологии:

Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении заданий по модулям 1 «Теория государства», 2 «Понятие и система права», 3 «Теория реализации права», 4 «Правовое поведение».

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы по модулям 1 «Теория государства», 2 «Понятие и система права», 3 «Теория реализации права», 4 «Правовое поведение».

Игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалиста на различных рабочих местах по модулям 1 «Теория государства», 2 «Понятие и система права», 3 «Теория реализации права», 4 «Правовое поведение».

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов по модулям 1 «Теория государства», 2 «Понятие и система права», 3 «Теория реализации права», 4 «Правовое поведение».

Количество аудиторных занятий составляет 64 часа, из которых 32 часа практических занятий проводится в активной и интерактивной форме (50 %).

 

 

II. Виды и содержание учебных занятий

Теоретические занятия (лекции) - 32 часа.

Модуль 1. Теория государства

 

Лекция 1. Теория государства и права. Предмет, методология, функции.

Тип лекции – Информационная

1. Теория государства и права как наука.

2. Предмет и методология теории государства и права.

3. Основные функции теории государства и права.

4. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.

 

Краткое изложение материала

1. Наука – систематизированное знание об окружающем человека мире, природе.

Науки:

· естественные (объект изучения – объективная реальность, независящая от человека);

· социальные (изучают процессы, протекающие в человеческом обществе).

Юридические науки относятся к социальным наукам.

Классификация юридических наук:

· философия права;

· историко-теоретические (ТГП, ИГП, ИППУ);

· отраслевые (конституционное право, гражданское право, уголовное право, трудовое и др.);

· межотраслевые (криминология, прокурорский надзор, правоохранительные органы);

· прикладные (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, судебная бухгалтерия, правовая статистика);

· науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное право зарубежных стран, сравнительное правоведение).

2. Объект теории государства и права – государство и право в целом.

Предмет теории государства и права – наиболее общие закономерности государственных и правовых явлений независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место.

Предмет ТГП:

– основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

– государственно-правовые категории и понятия общие для всех юридических наук (норма права, правоотношение, правонарушение и др.);

– юридическая техника.

Методология ТГП – комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений.

Методология ТГП:

всеобщий философский метод;

общие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирования и др.;

специальные методы: статистический, социологический, математический, структурно-функциональный и др.;

частные методы правовой науки: формально-юридический, сравнительного правоведения, технико-юридический и др.

Основные принципы общетеоретического исследования права и государства:

историзм предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития;

объективность означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов, по возможности сводится к минимуму;

универсализм заключается в том, что теория государства и права изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной государственно-правовой системе;

плюрализм закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения.

3. Функции ТГП:

теоретико-познавательная (онтологическая) выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества;

– эвристическая – открытие новых закономерностей развития государства и права;

– прикладная – выработка рекомендации о применении знаний на практике;

– идеологическая – способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания;

– прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства;

– методологическая – выработка новых способов познания государственно–правовых явлений.

4. ТГП в системе юридических наук:

базовая (понятийно-категориальная) наука: содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках;

методологическая наука: разработка новых способов познания государства и права, которые используются в отраслевых юридических науках и без которых невозможно получить достоверную информацию в сфере юриспруденции.

Теория государства и права взаимодействует не только с юридическими науками, но она также использует знания, полученные в иных общественных науках (социология, политология, история, социальная психология и др.).

 

Лекция 2. Происхождение государства.

1. Организация власти в первобытном обществе.

2. Основные пути возникновения государства

3. Теории происхождения государства

 

Краткое изложение материала

1. Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряюще­муся повышению производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой – должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

2. Пути возникновения государства и права:

1) европейский: появление частной собственности; раскол общества на классы; появление классовых противоречий;

2) восточный (азиатский): в основе экономики – государственная форма собственности на основные средства производства, частная собственность второстепенна; мощный чиновничий аппарат; деспотии.

3. Теории происхождения права:

1) теологическая: право создано богом для регулирования жизни людей. Деление законов на 4 вида:

- вечный закон – это божественный разум, управляющий миром;

- естественный закон – это отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон – это позитивное право или действующее официальное право, выражающее требования естественного закона и подкрепленное санкциями;

- божественный закон (Библия);

2) естественного права: естественное право присуще человеку от рождения и служит критерием позитивного права, с точки зрения его соответствия высшей справедливости;

3) историческая (Г. Гуго, К. Савиньи): право возникает спонтанно, вырастая из национального духа, народного сознания. Право не обладает универсальным действием.

4) марксистская: право является возведенной в закон волей господствующего класса. Его появление обусловлено экономическими факторами;

5) психологическая: право рассматривается как элемент психики и сводится к эмоциям и чувствам. Право есть вечное явление, не зависящее от экономики, классов, государства. Право может быть официальным и неофициальным, позитивным и интуитивным.

6) регулятивная: право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны.

 

Лекция 3. Понятие государства.

1. Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства.

2. Признаки государства.

3. Типология государства.

 

Краткое изложение материала

1. Подходы к понятию государства:

1) государство – аппарат политической власти. Отождествляется с госаппаратом;

2) государство – форма организации человечества в целом, особая система взаимоотношений людей. Государство в понимании страны;

3) государство – форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом. При таком понимании, аппарат государства – всего лишь управляющая подсистема.

Государство форма организации публичной власти в социально-дифференцированном обществе, которая обеспечивает управление данным обществом на основе координации, согласования интересов различных классов и социальных групп.

2. Признаки государства:

1) наличие публичной (государственной) власти (аппарат управления).

Государственная власть – разновидность социальной власти. Социальная власть-способность одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту, подчинять его поведение определенным целям с помощью различных средств.

Специфические свойства государственной власти:

–верховенство (проявляется государственный суверенитет);

–единство: государственную власть осуществляет система органов;

–всеобщность(универсальность): государственная власть распространяется на всю территорию государства и на всех лиц, находящихся на ней;

–принудительность и общеобязательность: веления государственной власти обязательны для всех и подкреплены принудительной силой государства;

2) территория: пространство, на которую распространяется государственная власть. Фактическая территория-территория в пределах государственных границ (суша, недра, внутренние воды и прибрежная зона, воздушное пространство над землей и водами). Юрисдикционная территория – территория, на которую распространяется суверенитет государства (кроме фактической территории включает: посольства, зарубежные представительства, полярные станции, корабли и самолеты под государственным флагом);

3) налоги и сборы: за счет них государство выполняет свои функции;

4) суверенитет – свойство государственной власти, проявляющееся в ее верховенстве внутри страны и независимости от других государств вовне.

Верховенство внутри страны проявляется в:

–универсальности (всеобщности) государственной власти;

–прерогативе: государственная власть может отменить любое проявление другой социальной власти;

–наличии специальных каналов осуществления власти: законодательство, правосудие, армия, правоохранительные органы;

Кроме указанных основных признаков государства выделяют и дополнительные: единые язык, транспортная, энергетическая, информационная системы и др.

3. Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Подходы к типологии государства:

1) формационный;

Общественно-экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности.

Типы государства:

–рабовладельческое;

–феодальное;

–капиталистическое;

–социалистическое.

2) цивилизационный;

Цивилизация – это социокультурная система, включающая как социо-экономическиеусловия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Концепции:

а) Н. Я. Данилевского: египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская, германо-романская.

б) А. Дж. Тойнби: египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

 

Лекция 4. Формы, функции и механизм государства.

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Понятие и структура механизма государства.

3. Органы государства и их классификация.

4. Понятие функций государства и их классификация.

 

Краткое изложение материала

1. Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного (территориального) устройства и политический режим.

Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением.

Виды форм правления:

1) монархия: наследственный и бессрочный характер власти:

–абсолютная;

–дуалистическая;

–конституционная;

2) республика: выборный и срочный характер власти:

–президентская;

–парламентская.

3)смешанные формы правления:

–республика: полупрезидентская и полупарламентская;

–монархическая республика: вводится пожизненный пост главы государства;

–республиканская монархия: пост главы государства из числа монархов замещается на определенный срок.

Форма государственного (территориального) устройства – способ территориальной организации государственной власти, способ взаимодействия между частями государства и государством в целом.

Виды:

1) унитарные (простые): в составе государства отсутствуют территориальные образования, обладающие признаками государственного суверенитета;

2) сложные:

–федерации: у субъектов имеются элементы суверенитета:

а) договорные и конституционные;

б) симметричные и асимметричные;

–империи;

3) межгосударственные союзы:

–конфедерации – союз нескольких государств, который создается на определенный срок для достижения определенных целей: политических, экономических, военных и др.;

Политический режим – совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Именно через него проявляются либо групповые, либообщесоциальные интересы.

Виды:

1) демократический: свойственна направленность на урегулирование социальных конфликтов путем достижения компромисса между различными слоями и группами населения на основе законности и правопорядка.

Характеризуется:

–широким участием населения в формировании органов государственной власти;

–гарантированностью прав и свобод граждан;

–связанностью государства при принятии решений законом;

2) недемократический.

Характеризуется:

–преобладание классовых интересов над общесоциальными;

–оторванностью государственной власти от населения;

–широким использованием мер принуждения;

–незащищенностью населения от произвола со стороны власти.

Виды недемократического политического режима (по степени жесткости):

А) тоталитарный.

Особенности:

–наличие официальной государственной идеологии;

–вмешательство во все без исключения сферы человеческой деятельности;

–наличие единственной господствующей политической партии, которая сливается с государственным аппаратом;

–наличие государственной сверхзадачи;

–провозглашение своей вечности;

–отсутствие элементов гражданского общества;

Б) авторитарный;

Особенности:

–допускается инакомыслие;

–прагматичный режим;

–существуют элементы гражданского общества.

2. Государственный аппарат – система связанных между собой общими принципами органов, при помощи которых государство выполняет свои задачи и функции.

Признаки государственного аппарата:

–формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;

–от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой общеобязательные правила поведения;

–обладает монополией на государственное принуждение;

–строится и функционирует на основе определенных принципов;

–состоит из государственных органов.

3. Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Признаки государственного органа:

–формируется по воле государства и осуществляет свои полномочия от его имени;

–выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;

–наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

–в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей.

Виды государственных органов:

1) по юридической силе:

–федеральные органы;

–государственные органы субъектов;

2) по порядку образования:

–представительные (выборные): Президент, Законодательное Собрание;

–производные (назначаемые);

3) по характеру осуществляемых полномочий:

–институт главы государства (Президент);

–органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ);

–органы исполнительной власти (Правительство);

–судебные органы;

–надзорно-контрольные (прокуратура);

4) по времени действия:

–постоянные;

–временные;

5) по порядку принятия решений:

–коллегиальные (Правительство);

–единоначальные (Президент);

6) по характеру компетенции:

–общей компетенции (Правительство);

–специальной компетенции (МВД).

4. Функции государства:

–основные направления его деятельности.

Признаки функций:

–устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

–объективный характер;

–направлены на выполнение стоящих перед государством целей и задач;

–реализуются в определенных формах и определенными методами.

Формы реализации функций: правотворчество и правоприменение.

Методы реализации: убеждения, принуждение, координации и поощрения.

Виды функций:

1)по сфере реализации: внутренние и внешние;

2)по форме осуществления: законодательная, судебная, исполнительная;

3)по времени существования: постоянные и временные;

4)по характеру интересов: классовые и общесоциальные;

5)по сфере деятельности: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

 

 

Лекция 5. Государство и институты гражданского общества.

1. Гражданское общество: понятие и его структура.

2. Гражданское общество и государство.

3. Понятие политической системы общества: понятие и структура.

 

Краткое изложение материала

1. Гражданское общество – система относительно независимых от государства отношений и социальных институтов, обеспечивающих удовлетворение частных потребностей и интересов отдельных людей и их коллективов. Это сфера, где индивиды реализуют частные отношения (семья, творческие организации, церковь и др.).

Признаки гражданского общества:

- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

- легитимность и демократический характер власти;

- равенство всех перед законом и правосудием, надлежащая юридическая защищенность личности;

- правовое государство;

- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

- партнерство и национальное согласие;

- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

2. А. де Токвилю принадлежит мысль о том, что гражданское общество зиждется на сознательной способности индивидов к объединению. Взаимодействуя на этой основе между собой как независимые друг от друга государства, они обеспечивают воспроизводство и передачу грядущим поколениям социальных и духовных ценностей. Вот почему с гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и др. институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через институты, являющиеся компонентами гражданского общества, такие, как профсоюзы, семья, церковь, элитарные группы, клубы избирателей, культурные объединения, научные ассоциации и др. В конечном счете экономическая и социальные сферы обретают себя благодаря функционированию гражданского общества. Именно последнее определяет их основные системообразующие признаки. В этом смысле предпосылкой, к примеру, экономической и политической свободы является свобода индивида – члена гражданского общества - как самоценной личности. Как видим, гражданское общество тесно переплетается с экономическими и политическими институтами, и это наблюдается не только в зрелом, оформившемся, их состоянии, когда они на определенном этапе разграничиваются, образуя самостоятельные взаимодействующие системы, но и в стадии формирования.

Как следствие, ряд институтов является одновременно составными частями гражданского общества и государства. Таковы политические партии и организации, выполняющие роль связующего звена между ними, разграничивая их сферы действия, политические партии трансформируют многообразные интересы отдельных граждан (социальных слоев, заинтересованных групп) в единственный политический интерес и обеспечивают их участие в политической жизни.

Чем ближе структуры гражданского общества (разумеется, сформировавшиеся традиционным образом) к человеку, тем больше возможностей в реализации его интересов, стабильнее общество в целом, значительнее духовные ценности. В этом отношении показательна Франция, в которой насчитывается 36 тысяч коммун с количеством жителей от 200 до 36000. (При этом доля малочисленных коммун высока.) Реформа территориального управления, проведенная в 80-х годах, имевшая своей целью укрупнение низшего звена административно-территориального деления страны, тем не менее, не затронула коммуны. В результате большой подготовительной работы от идеи их укрупнения отказались. Маленькие гражданские сообщества - социальная и духовная основа французской нации - были сохранены. (Напрашивается сравнение с фактами советской истории: укрупнение колхозов, укрупнение деревень, разрушение национальных традиций, не говоря уже о коллективизации, индустриализации, предприятиях-гигантах, «великих стройках коммунизма» и т.д. и т.п., вульгарно деформировавших социальную и духовную культуру общества. Широко известны также гонения советской власти на церковь. Вот один из массы фактов. Толгский монастырь XVI века в июле 1932 г. был передан Волгострою НКВД СССР. В Крестовоздвиженской церкви разломали иконостас и установили в храме модель гидроузла для проектировавшейся Ярославской плотины. Уникальные фрески были разрушены, стены потрескались. Храм превратили в склад. Потом в нем сделали собачий питомник. В 1936 г. в храм поселили детскую колонию НКВД, которая просуществовала здесь 50 лет.).

По-видимому, правильным будет утверждение о том, что уровень развития, характер гражданского общества определяют (как тенденция) формы и характер государственности. Здесь уместна мысль М.Ориу, известного французского ученого-юриста: «Не будет преувеличением сказать, что именно для нее (гражданской жизни, гражданского общества. - М.Х.) построена вся государственная машина. Растительный мир дает нам любопытный пример плодов: зерна некоторых нежных деревьев заключаются в сложную систему защитных покровов и веществ с целью способствовать первым явлениям роста и тем получают возможность развития. Так и гражданское общество заключается в защитной оболочке политического института государства, и та среда, которую он здесь составляет, имеет целью зарождение и развитие цивилизованной личности».

В целом можно констатировать, что вычленение институтов гражданского общества в качестве самостоятельного объекта исследования, начало которому положили ученые-гуманитарии Запада, объективно вытекает из его роли в общественном развитии. Существует множество определений понятия гражданского общества. Мы здесь приводим формулировку К.С. Гаджиева: «Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности - индивидуальные и коллективные».

3. Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональ­ным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы обществен­ной самодеятельности, социальной помощи, производственные коопе­ративы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань поли­тической системы общества.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.

Негосударственным организациям такие свойства и функции не присущи. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни.

Что же представляет собой политическая система общества?

Политическая система – это организационное выражение всей со­вокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель – благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга.

Государство и общественные организации - это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Будучи относительно автономными звеньями политической системы, государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации, в свою очередь, всячески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:

1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые усло­вия для их успешной деятельности. Общественные организации поль­з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.019 с.)