Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации
Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности связано название следующей эпохи – Возрождение, исходной датой которого принято считать 1453 год, а окончанием – начало ХVII в. Возрождение – идейное течение, представители которого провозглашали человека главной ценностью на Земле, создавали новые пути воспитания, ориентиром которого был идеал умственно, духовно и физически развитой личности. Возрождение в отличии от Средневековья, где господствовала идея католической церкви об обращении человека к богу с надеждами и чаяниями, выдвигало идею всесторонне развитой личности, которая возлагала надежды прежде всего на себя. Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло в связи с переменами в средневековом мировоззрении, оплотом которого стала католическая церковь. Подъем педагогической мысли был связан с развитием искусства, науки, литературы, возникновением книгопечатания. Педагогическая система Возрождения включала классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание, которые базировались на идеях античности, средневековья и идеях, характеризующих зарождающееся общество. Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия, где широко выдвигались идеи гражданского воспитания. Захват турками Константинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали» античный платоновский взгляд на мир. В этот период главным в формировании гармонической личности становится воспитание гражданина. Представители «гражданского гуманизма» Бруни, Вала, Альберти считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества. Реализацию гражданского долга гуманисты взяли в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности. Образцом педагогических идей считались идеи Квинтилиана. К этим идеалам обратился Витторино де Фельтре (1378–1446).Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага, где были еще 80 воспитанников – детей из знатных семей и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет В. де Фельтре. Это была школа, основанная на принципах гуманистической педагогики. Фельтре назвал ее «Дом радости». Здесь учили классические греческий и латинский языки, литературу, логику, математику, живопись, музыку; осуществлялось физическое развитие (борьба, бег, игры, езда верхом и т.д.) и религиозное воспитание. Мальчики обучались вместе с девочками, это было ново. Телесных наказаний не использовали.
Итальянский мыслитель Томазо Кампанела (1568–1639) в трактате «Город солнца» (1602 г.), где изложил педагогические идеи, заключающиеся в возврате к природе, в отрицании книжности и узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. В трактате Т. Кампанелы дети учат вместе разные науки, историю, традиции, искусство, ремесло; занимаются общественно-полезным трудом, получают физическое развитие средствами гимнастики, бега, игр и т.д. Среди представителей французского Возрождения выделялись Гюйом Бюде, Пьер Рамус, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Франсуа Рабле (1494–1553), в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критиковал типичную картину воспитания того времени (схоластическое воспитание) и обрисовал идеал гуманистического воспитания, включающий подготовку к жизни, формирование сильного физически, образованного и воспитанного человека. Герой его романа Гаргантюа обучается различным наукам (геометрии, астрономии, музыке и т.д.) и искусству игровыми методами, беседами, учится физическому труду, плавает, ездит верхом, занимается фехтованием и борьбой и др. Мишель Монтень (1533–1592)в своем труде «Опыты» показывает ребенка как особое природное индивидуальное существо. Рассматривая воспитание и обучение, Монтень считает, что нужно, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель», необходимо, чтобы ученики исследовали жизнь сами, «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Отсюда одна из главных задач учителя – развивать у детей способность к критическому суждению. Особую популярность получили в Европе идеи Эразма Роттердамского (1467–1536), Тамаса Мора (1478–1533) и Хуана Луиса Вивеса (1492–1540). Германский просветитель Эразм Роттердамский прославился сатирическим сочинением «Похвала глупости», где он высмеивал пороки того времени – невежество, лицемерие, тщеславие. Им написано немало педагогических трактатов: «О первоначальном воспитании детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др., где он выдвигал идею об опоре на активность воспитанника, о воспитательном воздействии уже с первых лет жизни ребенка, об умеренных нагрузках в процессе обучения, чтобы у детей не пропало желание учиться; об отмене физических наказаний и воздействии с помощью убеждения, повторения и т.д. Выступал за единство учебной программы для девочек и мальчиков.
Английский мыслитель Томас Мор в «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Мор строил нравственное воспитание на основах религии, но был далек от религиозного фанатизма, отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Особое внимание Мор уделяет широкой образованности, как мужчин, так и женщин, их участию в производительном труде вместе с детьми. Главные труды Хуана Луиса Вивеса – «О порче нравов», «О преподавании наук» и др. Вивес рассматривал различия между домашним и школьным воспитанием, проблемы нравственного воспитания, проблемы обучения детей, вопросы женского образования. Он осуждал антигуманность и схоластичность средневекового воспитания, выступал за обязательный учет природных психофизиологических особенностей детей. В Х VI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе ХVI в, представители которого выдвигали идеи, частично сходные с представителями Возрождения. Так, например, реформаторы ставили в центр внимания развитие личности, приобщение порастающего поколения к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность, что их сближало с идеями Возрождения. Но в то же время Реформация провозглашала принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность пред богом без посредничества католической церкви, которая признавалась представителями Возрождения. В недрах Реформации зародился Протестантизм – одно из направлений в христианстве, объединяющее множество сект (лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентистов, англиканскую церковь и др.). Для Протестантизма характерно: упрощенный религиозный культ; отказ от сложной духовной иерархии; отсутствие монашества; отсутствие культа поклонения Богородице, святым, ангелам, иконам; имеется всего два таинства – крещение и причащение. Для некоторых сект характерна проповедь «религии без Бога» (т.е. религия как нравственное учение). Такое отношение реформаторов к католической церкви было вызвано, прежде всего, стяжательством и продажностью духовенства, имевшимися злоупотреблениями (торговля индульгенциями, отпускающими грехи, присваивание нечестными способами денежных средств и имущества граждан и т.д.). По этой причине Тридентский вселенский собор (1545–1565) в качестве борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден Иезуитов, определивший главными методами борьбы «проповедь, исповедь, воспитание».
В становлении педагогических идей Реформации особую роль играли Жан Кальвин, Уильям Тиндель, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон. Жан Кальвин (1509–1564) – главный идеолог французской реформации, был далек от идей Возрождения, во главу угла ставил смирение и покорность Богу. Им была переведена на французский язык Библия. Идеи Кальвина поддерживал идеолог англиканской Реформации У. Тиндель. Он перевел Библию на английский язык. Мартин Лютер (1483–1546) считался «Отцом Реформации» в Германии. По его инициативе светские власти учредили протестантские школы. По мнению Лютера, полноценного образования достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и др., остальное население должно ограничиваться элементарным образованием. В трактате «О желательности посылать детей в школу» Лютер говорил о принуждении родителей со стороны властей к отправлению детей в школу на 1-2 часа еженедельно. Им составлен «малый Катехизис», используемый в качестве учебного пособия. Ученик Мартина Лютера Филипп Меланхтон (1497–1560) видел полноценное образование в приобретении научных знаний и мышления (математика, физика, метафизика, этика, классическая литература) и навыков красноречия. Предложил метод изучения грамматики и литературы (составление писем, переводы, диспуты, индивидуальные выступления), им были написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике. В его взглядах прослеживается связь между гуманизмом Возрождения и педагогическими установками протестантизма. Просветительские идеи реформаторов (перестройка религиозного сознания людей в духе христианского вероучения, упразднение церковной обрядности, осмысление человеком «Библии» без помощи церкви и священнослужителей) реализовывались через открываемые ими школы. Идея обязательного для всех начального образования, выдвинутая реформаторами, была шагом вперед в развитии грамотности населения, однако уровень обучения в протестантских школах был низким, так как основное учебное время отводилось религиозному воспитанию. Реформаторы создавали братские общины (формально светские организации, не связанные с церковью, имеющие общее имущество и проповедовавшие идеи христианского гуманизма), которые открывали школы по типу латинских тривиальных школ. Начальные школы имели целью – научить читать и понимать Библию, средние – с помощью продуманной системы воспитания и обучения подготовить кадры интеллигенции и квалифицированно чиновничества.
Учебные заведения периода ХV– начало ХVII в.в. делятся на три типа: школы элементарного, повышенного общего и высшего образования. Программа элементарных школ ограничивалась чтением Катехизиса, иногда включалось письмо и церковное пение. Протестанты создавали низшие городские школы, раздельные для мальчиков и девочек. Дети католиков обучались в особых учебных заведениях или в школах полного общего образования. Программа включала чтение, письмо, счет, церковное пение. Были и нововведения в школах. Стала использоваться доска, перья для письма, слова при чтении делиться на слоги. Постепенно место священника-учителя в элементарных школах занимает специальный преподаватель. Однако профессиональный уровень учителей был очень низким. Элементарное образование можно было получить в городах. В сельской местности царило невежество. К учебным заведениям повышенного общего образования относились городские (латинские) школы, существующие во всех крупных городах Западной Европы. Программа обучения включала изучение «школьного Катехизиса», церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на «мирские темы». Постепенно программа стала усложняться: добавились древнегреческий и древнееврейский языки, сочинения Э. Роттердамского и др. В школах стали устраивать театральные представления. К учебным заведениям повышенного общего образования относились также гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов. Первые гимназии появились в Германии, в них обучали наиболее способных учеников. Ученики здесь сами сочиняли стихи, преподавалась диалектика и риторика. Использовались новые методы обучения. Первые грамматические (публичные) школы были созданы в конце ХIV в. в Винчестере и Итоне. Обучались дети состоятельных родителей за высокую плату. Первые коллежи появились во Франции в середине ХV в. при Сорбонне и Наваррском университете. Были платными и бесплатными. Постепенно они превратились в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования. Особое внимание в обучении здесь уделялось латинским языку и литературе, математике. Обучение шло примерно 10 лет (Гюэньский коллеж). Школы иеронимитов были рассчитаны на 6-8 лет обучения. Их программа напоминала программы городских школ и гимназий. Религиозное обучение сочеталось с преподаванием классических языков и литературы, а также ряда светских наук. Дворцовые школы готовили учащихся к деятельности на государственном, военном и церковном поприще. Программа была объемнее гимназической и приближалась к университетской.
Первые школы иезуитов были открыты в Вене, Риме, Париже. Плату за обучение не брали. В 1600 г. в Европе существовало 200 коллежей иезуитов. Многие школы представляли собой интернаты. В программу обучения, рассчитанную на пять лет, входили латинский и греческий языки, античная литература, элементы истории, географии, математики, естествознания. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Учебные перегрузки исключались. Особое внимание уделялось таким методам воспитания, как межклассные и внутриклассные соревнования, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др. Но все это сочеталось с авторитаризмом и формализмом, изощренной системой слежки за воспитанниками и своеобразной системой наказаний. В целом, целью иезуитской системы воспитания было формирование преданности церкви, послушания, умения говорить и спорить. Орден Иезуитов первым из всех орденов организовал профессиональную подготовку учителя. Учителя этого ордена имели хорошее образование, отличались тактом, осуществляли к ученикам индивидуальный подход. В ХV– ХVI в.в. разрастается сеть университетов. В ХV в. их 80 в Европе, в ХVI в. – 180. В Саламанкском университете (Испания) обучалось в то время 6 тыс. студентов. Университетский курс обучения состоял из двух циклов: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В первом цикле изучались также математика, геометрия и география. Университеты находились под властью Ватикана до времени наступления Реформации. Центрами образованности считались Парижский, Оксфордский, Страсбургский, Вюртембергский, Фрайбургский университеты. Тема 3. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI в.
1. Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян VI–IX вв. 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – XIII в.в.) 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (ХIV – ХVI в.в.) 4. Учебные рукописные книги Древней и Средневековой Руси.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с. 2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. – 160 с. 3. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): учебное пособие / Д.И. Латышина – М.: Издат. дом «Форум», 1998. – 584 с. 4. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447с. 5. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi: вучэб. дапаможнiк / Г.В. Сегянюк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. –432 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.019 с.) |