Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая деятельность и теория В.А. Сухомлинского.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) в должности директора Павлышской средней школы проработал 33 года, превратив школу из маленького серого здания в комплекс из нескольких просторных зданий с оранжереей, садом, пасекой, виноградником, опытными участками. Сухомлинский очень любил свою школу, называл ее «школой радости», «уголком красоты». Всю свою жизнь он посвятил творческим педагогическим поискам, решению проблем обучения и воспитания детей. Им было написано 38 книг и несколько десятков рукописей. Самые известные его произведения: «Духовный мир школьника», «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Разговор с молодым директором школы» и др. В 1958 г. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, но остался работать в своей школе. В 1968 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Опыт работы Павлышской средней школы изучали в СССР и в других странах. В начале 1960-х гг. Сухомлинский разрабатывал идеи коммунистического воспитания, в котором он видел отказ от абсолютного подчинения коллективу и формирование творчески мыслящей личности. Его идеи составили основу гуманистической педагогики, возвышающую личность в условиях коллектива, а не подавляемую им. В школе Сухомлинского была разработана комплексная программа воспитания красотой, центром которой было эстетическое воспитание школьников. Взгляды Сухомлинского на воспитание (доверие и уважение к личности ребенка, ограничение сферы влияния коллектива на личность, воспитание без наказания, признание самоценности и неповторимости каждой личности, воспитание у учащихся свободы выбора и т.д.) не соответствовали по определенным позициям идеям официальной советской педагогики. Его работа «Этюды о коммунистическом воспитании», отражающая вышеназванные идеи, была подвергнута критике, а автор обвинен в пропаганде «абстрактного гуманизма». В последние годы жизни Сухомлинского на него участились нападки и обвинения в недостаточной партийности, в приверженности к бесклассовому воспитанию. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского. Учение школьника. По мнению Сухомлинского, ребенок не может быть счастлив, если он не чувствует себя способным овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит помочь ему учиться. Нежелание ребенка учиться также может быть следствием перегрузки. Перегрузки могут быть вызваны не только завышенным объемом материала, но и односторонним характером работы учащихся (механическое запоминание) без использования различных методов развития мышления. «Научить ученика думать – самая важная задача учителя» – так полагал Василий Александрович. Важен не объем материала, а его качество, установка не на зубрежку, а на поиск ответа на вопрос – эта идея стала основой профессионализма учителей Павлышской школы. Разумный режим дня, посильная умственная нагрузка в сочетании физической, объективная оценка результатов труда школьника, не позволяющая ему потерять веру в себя – одни из основных характеристик жизнедеятельности школы Сухомлинского. По мнению Сухомлинского, учащиеся будут учиться с удовольствием если:
– ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, совершать «открытия», а не заучивать обобщения из учебника; – ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве; – обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием; – ученика и учителя связывают доверительные и деловые отношения; – оценка не угнетает ученика. · Мир детского творчества. По Сухомлинскому духовная жизнь ребенка будет полноценной, если он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. В школе с этой целью осуществлялось написание «Павлышских сказок» учениками (45 рукописных томов). Для этого была разработана многоступенчатая система подготовки школьников к написанию сказок, включающая на первом этапе «уроки мышления среди природы», проходившие во внеурочное время в школьной усадьбе или лесу и т.д. При этом познавательная часть экскурсии чередовалась с игровой. В системе внеучебных занятий осуществлялась работа различных кружков (около 80). Различное оборудование в школе было создано руками самих школьников в процессе кружковых и студийных занятий. · Нравственное воспитание школьников. Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает: умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями; единство общественного и личного в духовной жизни ребенка; богатство духовного мира, интересов и потребностей, любовь к труду; чувство человеческого достоинства (уважение самого себя, умение соблюдать честь, чуткость к оценке своего поведения окружающими); открытость сердца радостям и горестям других людей. Правила нравственного поведения по Сухомлинскому: не быть равнодушным, не причинять своим поведением обиды и боли другим людям, уметь понимать другого человека; быть совестливым, стыдливым, ответственным и скромным; быть щедрым и бескорыстным; быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу; соблюдать законы дружбы, не оставлять друга в беде.
· Трудовое воспитание учащихся осуществлялось на основе взаимосвязи умственного труда с физическим. Основная идея – «чем разнообразнее труд в юные годы, тем более сознательно учащийся будет выбирать профессию и ярче проявит свои индивидуальные склонности». · Работа с родителями. В Павлышской школе проводились беседы с родителями учеников различных возрастных звеньев. Тематика приведенных бесед (для родителей учащихся 5–7 кл.) демонстрирует всесторонний охват воспитательных проблем, которые родители решали совместно с учителями школы систематически в течение учебного года: – Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью; – Поведение и нравственное сознание подростков; – Умственное воспитание подростков и задачи семьи; – Половое воспитание. Единство полового и нравственного воспитания; – Воспитание мужества у мальчиков; – Воспитание девочки – будущей матери; – Эстетическое воспитание подростков; – Профессиональная ориентация подростков и др. · Об учителе. Требования к личности и профессионализму учителя: – любовь к детям, радость от общения с ними; – глубокое знание преподаваемого предмета; широкий кругозор, интерес к проблемам науки; – хорошее знание психологии и педагогики, понимание внутренней природы ребенка; – владение умениями той или иной трудовой деятельности; – хороший учитель, прежде всего, хороший воспитатель, необходима умелая творческая организация внеклассной деятельности школьников. Сухомлинский подготовил целую плеяду замечательных профессиональных педагогов. Сам он посещал около 400 уроков своих учителей в течение учебного года. Он смотрел у учителя до 10-15 уроков, а потом разбирал их вместе с ним как систему занятий. Для молодых учителей он специально давал открытые уроки. Руководил он и научной подготовкой учителей, под его руководством педагоги Павлышской школы опубликовали немало интересных научных и методических статей в педагогических журналах с описанием опыта своей работы. Сухомлинскому удалось создать в своей школе настоящую педагогическую лабораторию, которую он рассматривал как «творческое единство всех учителей, повседневное интеллектуальное общение, взаимный обмен духовными ценностями».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.009 с.) |