Новое воспитание в российской педагогике начала ХХ В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое воспитание в российской педагогике начала ХХ В.



Новое воспитание в России было связано с развитием экспериментальной педагогики, зародившейся в 1890-х– 1890-х гг. на Западе. В 1901 г. в Петербурге открывается первая лаборатория экспериментальной педагогики. Затем подобные лаборатории открылись еще в 9 городах. В 1910, 1913 и 1916 гг. были организованы съезды по экспериментальной педагогике.

В рамках данного направления формировались различные течения, например, педология (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев и др.). Под влиянием западных идей и философии Л.Н. Толстого в рамках нового воспитания формируется свободное воспитание (К.Н. Вентцель, Н.В. Чехов и др.). 

Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) – сторонник идеи свободного воспитания. Вопросами воспитания он стал заниматься в начале 1890-х гг. Первая педагогическая работа Вентцеля – «Основные задачи нравственного воспитания» (1896). В этот период он участвует в деятельности педагогического общества, пишет работу «Борьба за свободную школу» (1906). Здесь он отвергал традиционную школу, выступал против существующего в ней духа принуждения и догматизма.

Вентцель настаивал на организации учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. С этой целью им было создано в 1906 г. в Москве учреждение «Дом свободного ребенка» (существовал до 1909), где воспитывались дети возрастом от 3 до 13 лет, свободно объединяющиеся для занятий и общения в подвижные группы на основе возраста и интересов. Постоянных учителей в учреждении не было, их заменяли родители.

Ветнцель исходил в своих взглядах из того, что воля, а не интеллект является основой духовной жизни, в силу чего он недооценивал умственное образование. Он полагал, что ребенок должен получить столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда почувствует в этом потребность. В связи с этим, в Доме свободного ребенка отсутствовало систематическое обучение, занятия осуществлялись через работу мастерских, где дети занимались тем, что им было интересно. Особое место в самостоятельном развитии ребенка Вентцель отводил ручному труду. В целом он рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания и развития воли ребенка, как фундамент, на котором «все другие его духовные и телесные качества могут получить надлежащее развитие». В этом отношении он уделял особое внимание воспитанию активного альтруизма («нравственной любви») – чувства гармонии человека с человеком.

Вентцель отвергал авторитарное воспитание, противопоставляя ему другую систему: «… ребенок и воспитатель образуют маленькое … сообщество, которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах». По своим взглядам Вентцель – философ-идеалист, свои позиции в области воспитания он изложил в работах «Этика и педагогика творческой личности» (1911), «Освобождение ребенка», «Новые пути образования и воспитания детей».  

В 1919–1922 гг. Вентцель работал в Воронежском губернском отделе народного образования, выступал на курсах учителей и в печати, читал лекции в Воронежском университете, участвовал в организации института народного образования. Впоследствии отошел от теоретической и практической деятельности в области педагогики.

Тема 11. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917–1945 гг.

 

1. Либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования в первой четверти ХХ в.

2. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Политехнизация общего и профессионального образования.

3. Летние трудовые колонии, клубы для детей и подростков: организация и содержание деятельности (С.Т. Шацкий и др.).

4. Концепция трудовой школы П.П. Блонского. 

5. Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 349–360; 369–389.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 123–156.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 286–320; 334–401.

4. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 499–547. 

5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 230–252.

 

1. Либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования в первой четверти ХХ в.

В конце ХIХ – ХХ в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивалось число школ и контингент учащихся. Важной областью реформирования стала частная школа. Возникали просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появилось много интересных значительных педагогических трудов (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.).

Однако развитие школы и педагогики в России происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революция 1905 –1907 г., русско-японская война 1905 г.; первая мировая война 1914 г.). Это наложило свой отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в центре общественного внимания России оказался вопрос о реформах школьного образования. Либеральные партии (кадеты) и педагогические организации (Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) стояли за демократические реформы образования и избегание революционных мер. В 1890–х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств были предложены программы всеобщего бесплатного начального обучения, пропагандировались идеи увеличения ассигнований на школу, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но из-за войны с Японией мероприятия по реформированию не состоялись. Затем состояние осложнилось революционными событиями. Тем не менее, вопрос о введении всеобщего обучения в России рассматривался на заседании Государственной думы не один раз (в 1906 г., 1908 г. – незначительные субсидии не смогли сыграть роль в проведении реформы, 1909–1911 г. – обсуждаются проекты партии кадетов, Министерства народного просвещения, Лиги народного образования). 

В 1911 г. был принят законопроект, раскрывающий изменения в системе образования России. Согласно проекту в 1912 г. в России появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3-4 –летней элементарной школы). Прежние городские училища были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали и в городах, и в селах. Увеличилось число учительских курсов, количество учительских институтов и семинарий. В 1913 – 1914 гг. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.  

В целом система образования дореволюционной России была весьма многотипной:

– начальная образовательная ступень: одноклассные начальные училища с 3-4-летним сроком обучения; двухклассные начальные училища с 5-летним сроком обучения; высшие начальные училища с 4-летним сроком обучения (для народных масс);

– система средних учебных заведений ремесленного, технического и торгового профиля: начальные ремесленные училища, низшие и средние технические училища, коммерческие училища;

– система средних учебных заведений для имущих классов: мужские и женские прогимназии, гимназии, кадетские корпуса (для детей офицеров и дворян);

– система образования для детей духовенства: духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии);

– система высших учебных заведений для имущих классов: университеты, академии.

Создавались частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка» 1906–1909 гг.; «Сетлемент» 1905 – 1908 гг.; «Детский труд и отдых» 1909–1918 и др. Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был предложен в 1916 г. министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870–1945 г.), однако обсуждение проекта не было доведено до конца из-за революционных событий 1917 г. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство взяло курс на демократизацию университетов (восстановление «Временных правил» 1905 г.).

Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики намеревались управлять Россией, используя школу и учительство как инструменты своего политического влияния. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Главным управленческим органом образования стал Народный комиссариат просвещения. Во главе просвещения были поставлены видные деятели РКП(б): А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933). Возглавлял Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Основные работы: «Что такое образование?», «О связи обучения с воспитанием», «О воспитании нового человека», «Социологические предпосылки советской педагогики». В своих статьях он также затрагивал вопросы эстетического, нравственного и физического воспитания учащихся, роли учителя в развитии и воспитании личности.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Главный идеолог Наркомпроса, руководитель Главполитпросвета, с 1929 г. заместитель наркома просвещения, родоначальник и руководитель пионерской организации. Крупская – автор многочисленных работ по вопросам коммунистического воспитания, организации пионерского движения, трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения. Она первый в советской республике доктор педагогических наук. В числе работ Крупской «Народное образование и демократия», «Воспитание», «Коммунистическое воспитание детей и подростков», «О политехнизме», «Школа и пионердвижение», «Пионердвижение и педагогическая работа» и др.     

После октября 1917 г. под руководством деятелей Наркомпроса началось разрушение существовавшей системы образования: закрывались частные учебные заведения, запрещалось обучение древним языкам и религии (в январе 1918 г. В.И. Лениным был подписан декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозглашавший отделение церкви от государства и школы от церкви). Разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление педагогов. Большинство обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. С декабря 1917 по март 1918 гг. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. В результате Всероссийский учительский союз был запрещен, стачка была объявлена незаконной. Был создан новый союз учителей–интернационалистов, который полностью находился под контролем большевиков.

В октябре 1918 г. правительственными документами «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе» вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования, провозглашалось право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, обучение на родном языке, обучение на основе соединения его с производительным трудом. Учебные округа были упразднены, были созданы губернские, уездные и волостные отделы народного образования исполнительных комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования в России была полностью ликвидирована.

2. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Политехнизация общего и профессионального образования.

В Беларуси с ноября 1917 г. стали создаваться новые областные, губернские, районные и волостные органы народного образования. В декабре 1917 начал работу Комиссариат образования Западной области. В свободных от оккупации немцами и белополяками районах Беларуси стали создаваться школы по опыту школ, существующих в России. Россия оказывала поддержку Беларуси в развитии образования: СНК РСФСР выделил 32 млн. руб. на школьное строительство, было отправлено около млн. книг, а также бумага и письменные принадлежности.

В январе 1919 г. был создан Народный Комиссариат образования. В феврале 1919 г. было введено «Положение о единой трудовой школе». Т.об, в Беларуси были ликвидированы все ранее созданные типы школ и создана единая с Россией трудовая школа двух ступеней. В 1919 г. в Беларуси действовали 2811 школ (из них 114 – 2 ступени). Обучение велось на белорусском языке. На одного учителя приходилось 60–70 учеников. В этом же году стали создаваться школы-коммуны. Первую школу-коммуну организовал П.М. Лепешинский в с. Литвиновичи Могилевской губернии. Ученики школы-коммуны не только учились, но и работали. В школе действовали трудовые бригады (швейная, слесарная, столярная, огородных и полевых работ). В конце 1919 г. из-за наступления белополяков школа переехала в Москву. На ее основе была создана Московская опытно-образцовая школа-коммуна им. П.М. Лепешинского.

В первые годы после гражданской войны (1920–1925) в СССР была объявлена компания по ликвидации неграмотности. Однако тяжелые экономические условия в стране не позволили быстро добиться заметных успехов. К тому же остро не хватало педагогических кадров. Существовавшие учительские семинарии в 1920 г. были преобразованы в педагогические курсы, а некоторые – в учительские институты, которые впоследствии стали институтами народного образования, а пед. курсы были реорганизованы в педагогические техникумы.

Советская школа имела две ступени: 1-я ступень – 5 лет обучения; 2-я ступень – 4 г. обучения (в целом общеобразовательная 9-летняя школа). В Беларуси (по тем временам БССР) создание 9-летней школы натолкнулось на серьезные трудности: не хватало учителей, материальной базы, учебников. Поэтому основным типом общеобразовательной школы, сложившимся в Беларуси в 1920-х гг. стала трудовая 7-летняя школа, имеющая различия в сельской и городской местностях. В селах открывались ШКМ (школы крестьянской, затем колхозной молодежи), в городах – ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Для подготовки квалифицированных рабочих кадров были созданы ФЗУ (фабрично-заводские ученичества). Открывались техникумы разных профилей. В 1919 г. возобновила деятельность сельскохозяйственная Академия в горках. В 1921 г. Был открыт БГУ с тремя факультетами: педагогический, медицинский, права и хозяйства. Связующим звеном между школой и вузом стали рабфаки (рабочие факультеты), играющие роль подготовительного отделения.

В БГУ осуществлял свою деятельность в качестве преподавателя известный белорусский поэт, просветитель Якуб Колас – Константин Михайлович Мицкевич (1882–1956), который стал известен своей деятельностью в области образования еще в начале ХХ в. В 1906 г. в условиях царской России он выступил одним из организаторов съезда народных учителей Беларуси, а в период 1900–1914 гг. он являлся организатором подпольных народных школ, (в с. Смолярня на Минщине и др.). В 1920-х. гг. в БГУ он вел белорусский язык и курс белорусоведения. Педагогическую деятельность он также осуществлял и в Минском педагогическом техникуме. Им была разработана методика начального обучения белорусскому языку, которую он изложил в ряде пособий и в книге «Методика родного языка» (1926). Обращение к белорусской культуре и языку в этот период стало актуальным, т.к. с 1924 г. в республике был объявлен переход к белорусизации образования, в которой Мицкевич принимал деятельное участие. Также с участием Мицкевича разрабатывалась научная терминология по многим предметам школьной программы. Впоследствии К.М. Мицкевич стал вице-президентом и членом президиума Академии наук БССР. 

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал первые учебные планы, которые послужили основой для определения содержания образования. В этих планах были представлены основы наук гуманитарного, естественного и экономического циклов. Этот план определял основу для создания программ по различным предметам, что и было сделано к 1924 году. 

Но уже в 1925 году были подготовлены новые «Комплексные программы». В основу была положена идея: цель школы – дать ребенку понимание живой действительности. Разбив явления жизни, изучаемые в школе, на 3 направления – труд, природу, общество, программа распределяла по этим направлениям весь образовательный материал и все необходимые учащимся умения и навыки. В результате система учебных предметов как обособленная система знаний уничтожалась и учебный план трудовой школы стал выглядеть следующим образом:.

 

Направления программы     ® Природа и человек Труд   Общество
1 год обучения Времена года Семья и труд в городе и в деревне Семья и школа
2 год обучения Состав воз-духа, почвы, воды Трудовая жизнь деревни и города Общественные учреждения города и деревни

 

В 1920-е годы предлагается программа по «методу проектов». Ее основная идея – преподавание всех дисциплин на основе максимального вовлечения их в процесс общественных преобразований. Дети шли на фабрику, знакомились с выполнением плана, потом в школе средствами всех школьных дисциплин проектировали, как они могут помочь рабочим, и после этого снова шли на производство реализовывать свои проекты.

В этот период широко использовались новые методы преподавания: Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод. Сущность Дальтон-планазаключалась в том, что ребенок брал обязательства в учебе, индивидуальный план. Выполнив его, отвечал учителю, и тот подписывал, принимал его. Этот метод обучения полностью нарушал классно-урочную систему. Бригадно-лабораторный метод предполагал деление ребят на группы (бригады). Бригаде давалось задание, за его выполнение отвечал бригадир. Истинность знаний учащихся определить было сложно.

На основе всех этих нововведений в конце 1920-х гг. в России произошла дестабилизация системы просвещения: традиционная система формирования научных знаний и практических умений не существовала, классно-урочная система обучения была разрушена, что привело к катастрофическому снижению уровня знаний учащихся. Это подтвердили итоги вступительных экзаменов в вузы России в 1929-1930 гг. В связи с этим в начале 1930-х г. была осуществлена образовательная контрреформа, нашедшая отражение в правительственных документах 1930–1934 гг. (постановление «О начальной и средней школе» и др.) в соответствии с которой была воспроизведена прежняя дореволюционная система школьного обучения: школьные программы опять стали включать различные научные дисциплины, в процессе обучения стали применяться учебники, трудовое обучение было выведено из учебных планов, восстановлена школьная форма и ученические билеты, введены домашние учебные задания и т.д. В школах устанавливались определенные правила поведения и учебный режим, восстанавливались должности классных наставников (классных руководителей), отмененные в 1923 г. закрывались опытно-показательные учреждения. В 1930 г. было введено обязательное начальное (четырехклассное) обучение.  

В 1934 году была введена единая система обучения, которая состояла из 3-х ступеней: начальная школа (4 года), неполная средняя (7 лет), полная средняя (10 лет). К этому периоду были подготовлены стабильные программы и учебники. К концу 1930-х гг. в городах стало осуществляться введение обязательного всеобщего 7-летнего образования. В то же время грамотность оставалась острой проблемой: каждый пятый не умел писать и читать.

3. Летние трудовые колонии, клубы для детей и подростков: организация и содержание деятельности (С.Т. Шацкий и др.).

Станислав Теофилович Щацкий (1878–1934) родился в многодетной семье (семеро детей) делопроизводителя Первого пехотного Невского полка. С. 1888 г. по 1896 г. обучался в шестой московской гимназии. Это время стало для него периодом самообразования. Поступив впоследствии на физико-математическое отделение Московского университета, он переходит на естественное отделение. Затем он, имея прекрасные вокальные данные, учится в консерватории. В 1902 г. он поступает в Московскую земледельческую академию, где преподает К.А. Темирязев. Попутно Шацкий зарабатывал на жизнь репетиторством и на этой основе увлекся философией, психологией и педагогикой, очень заинтересовался Яснополянской школой Л. Н. Толстого.

После окончания обучения Шацкий зарекомендовал себя всесторонней личностью: актер, режиссер, агроном, переводчик, замечательный певец – драматический тенор с огромным репертуаром (300 романсов и песен, 10 оперных партий). Ему было сделано предложение стать солистом Большого театра. Однако знакомство с архитектором и педагогом А.У. Зеленко изменило его жизненные планы. В 1905 г. они начинают совместно заниматься педагогической деятельностью, целью которой было развитие самостоятельности, активности детей из бедных рабочих семей, развитие их творческих сил, придание их жизни насыщенного и радостного характера. Зеленко предложил организовать по примеру американцев «Сетлемент» – своеобразный центр культурных людей, селившихся среди бедного населения и организующих просветительскую работу.

    Первое дело Шацкого и Зеленко – открытая в мае 1905 г. детская летняя трудовая колония под Москвой (Щелково) и продолжение этой работы в детских городских клубах в зимнее время. По инициативе Шацкого и Зеленко в Сущевско-Марьинском районе г. Москвы открылось культурно-просветительское общество «Сетлемент» для безнадзорных детей рабочих и ремесленников, целью которого было приобщение детей к полезной деятельности, к творчеству, труду и учению.

    Таким образом, осенью 1905 г. Щацкий и его товарищи организовали первый в России клуб для детей и подростков в Марьинском районе Москвы, открытый на пожертвования и деньги, заработанные самими организаторами (С. Т Шацкий, В.У. Зеленко, В.Н. Демьянова, братья Фортунатовы, Е.А. Казимирова). Деятельность педагогов не оплачивалась. Клуб стал популярен, при нем открылась сеть кружков: физики, химии, литературы, рисования, пения, рукоделия, иностранных языков. Дети посещали театр, картинные галереи, музеи, совершали экскурсии и т.д. Действовало общество на основе детского самоуправления. Этими энтузиастами был открыт детский сад на 20 мест, амбулатория и зубоврачебный кабинет. В процессе работы Шацкий приходит к выводу, что лучшие традиции семейного воспитания можно использовать в ходе клубной работы. Летом педагоги вывозили часть детей на отдых в Подмосковье.

    В 1906 г. Министерство народного просвещения поддержало энтузиастов и выделило небольшие деньги. В 1907 г. безвозмездным трудом рабочих было построено здание для клуба. В здании были оборудованы библиотека, мастерские, студийные комнаты и т.д. За три года работы клуба Шацкий и его коллеги разработали свою оригинальную систему воспитания детей, для которой были характерны самодеятельность детей, свобода выбора ими занятий, учет и развитие детских интересов. Однако против Щацкого и его коллег начались политические гонения по подозрению пропаганды социализма среди детей. Клуб был закрыт в 1908 г., Зеленко уехал за границу.

    Однако в 1909 г. Шацкий создает в Москве на частные взносы и пожертвования общество «Детский труд и отдых» (1909–1917), работающее по тем же направлениям. В 1911 г. Шацкий создает колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии на пустующем участке земли, выделенном помещицей Морозовой. В 1914–1915 гг. Шацкий недалеко от колонии создает опытную станцию – сеть воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школа, курсы для взрослого населения, мастерские, библиотеки, музей и т.д.

Революционные преобразования 1917 г. Станислав Теофилович не принял. Однако в 1919 г. Наркомпрос одобрил его проект опытной станции, и Шацкий создает станцию снова (1919–1932 гг.). Эта станция включала два отделения: 1) Калужское – колония «Бодрая жизнь»: 14 школ первой ступени, школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка; 2) Московское – детский сад, Первая трудовая школа, педагогические техникум и выставка, библиотека.

В основу воспитательной системы Первой опытной станции (Калужской) был положен труд детей, направленный на переустройство быта и на овладение необходимой культурой трудовой деятельности. Виды труда детей: самообслуживание, занятия по труду в школе, в мастерской, сельскохозяйственный труд (работа в саду и огороде), домоводство и т.д.

Шацкому по сути удалось создать модель самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых зарабатывались средства для существования. В то же время жизнь колонии была весьма насыщенной: взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты и музыкальные вечера, где сами исполняли музыкальные произведения. В колонии действовали хор, оркестр, театр, обширная сеть различных кружков, проводилась игровая деятельность. Таким образом, в содержание детской жизни в колониях Шацкий включал: 1) самоуправление; 2) материальный труд; 3) игру; 4) искусство; 5) умственную жизнь; 6) социальную жизнь.

В школах, действующих в рамках колоний, реализовывалась педагогическая система, разработанная самими Шацким, направленная на организацию связи школы с широкой социальной средой. В школьную программу обязательно включалось наряду с трудовым обучением обучение искусству: хоровое пение, вокал, изучение классической музыки, игра на музыкальных инструментах. Была налажена широкая краеведческая работа школьников, прежде всего в области истории и естествознания. Материалы, собранные по итогам этой работы, использовались в учебном процессе. В жизнь школы активно вовлекались родители-крестьяне, они участвовали в вечерах, им читались лекции, раздавались выращенные элитные семена, оказывалась помощь в ведении хозяйства, в организации во дворах цветников и т.д. В конце 1920-х гг. станцию Шацкого посетил Дж. Дьюи и дал высокую оценку ее работы.

В начале 1930-х гг. идеи Шацкого стали подвергаться критике. Он был обвинен в педагогическом «руссоизме» (оторванности воспитания от политической борьбы), в «аграрном толстовстве», в защите «кулацких настроений деревни». В 1932 г. решением Наркомпроса опытная станция была закрыта, Шацкий назначен руководителем Центральной педагогической лаборатории и директором Московской консерватории. По инициативе Шацкого при консерватории была открыта музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Вскоре Шацкого обвинили в связях с «врагами народа», не вынеся удара, он умер в возрасте 56 лет.

Основные работы С.Т. Шацкого: «Задача общества «Детский труд и отдых» (1909), книга «Бодрая жизнь» (1914), «Школа для детей или дети для школы» (1922), «Деревенские дети и работа с ними» (1925), «Мой педагогический путь» (1928), «Методика и качество работы школы» (1931).       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.027 с.)