Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новое воспитание в российской педагогике начала ХХ В.
Новое воспитание в России было связано с развитием экспериментальной педагогики, зародившейся в 1890-х– 1890-х гг. на Западе. В 1901 г. в Петербурге открывается первая лаборатория экспериментальной педагогики. Затем подобные лаборатории открылись еще в 9 городах. В 1910, 1913 и 1916 гг. были организованы съезды по экспериментальной педагогике. В рамках данного направления формировались различные течения, например, педология (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев и др.). Под влиянием западных идей и философии Л.Н. Толстого в рамках нового воспитания формируется свободное воспитание (К.Н. Вентцель, Н.В. Чехов и др.). Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) – сторонник идеи свободного воспитания. Вопросами воспитания он стал заниматься в начале 1890-х гг. Первая педагогическая работа Вентцеля – «Основные задачи нравственного воспитания» (1896). В этот период он участвует в деятельности педагогического общества, пишет работу «Борьба за свободную школу» (1906). Здесь он отвергал традиционную школу, выступал против существующего в ней духа принуждения и догматизма. Вентцель настаивал на организации учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. С этой целью им было создано в 1906 г. в Москве учреждение «Дом свободного ребенка» (существовал до 1909), где воспитывались дети возрастом от 3 до 13 лет, свободно объединяющиеся для занятий и общения в подвижные группы на основе возраста и интересов. Постоянных учителей в учреждении не было, их заменяли родители. Ветнцель исходил в своих взглядах из того, что воля, а не интеллект является основой духовной жизни, в силу чего он недооценивал умственное образование. Он полагал, что ребенок должен получить столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда почувствует в этом потребность. В связи с этим, в Доме свободного ребенка отсутствовало систематическое обучение, занятия осуществлялись через работу мастерских, где дети занимались тем, что им было интересно. Особое место в самостоятельном развитии ребенка Вентцель отводил ручному труду. В целом он рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания и развития воли ребенка, как фундамент, на котором «все другие его духовные и телесные качества могут получить надлежащее развитие». В этом отношении он уделял особое внимание воспитанию активного альтруизма («нравственной любви») – чувства гармонии человека с человеком.
Вентцель отвергал авторитарное воспитание, противопоставляя ему другую систему: «… ребенок и воспитатель образуют маленькое … сообщество, которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах». По своим взглядам Вентцель – философ-идеалист, свои позиции в области воспитания он изложил в работах «Этика и педагогика творческой личности» (1911), «Освобождение ребенка», «Новые пути образования и воспитания детей». В 1919–1922 гг. Вентцель работал в Воронежском губернском отделе народного образования, выступал на курсах учителей и в печати, читал лекции в Воронежском университете, участвовал в организации института народного образования. Впоследствии отошел от теоретической и практической деятельности в области педагогики. Тема 11. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917–1945 гг.
1. Либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования в первой четверти ХХ в. 2. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Политехнизация общего и профессионального образования. 3. Летние трудовые колонии, клубы для детей и подростков: организация и содержание деятельности (С.Т. Шацкий и др.). 4. Концепция трудовой школы П.П. Блонского. 5. Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 349–360; 369–389. 2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 123–156. 3. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 286–320; 334–401. 4. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 499–547.
5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 230–252.
1. Либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования в первой четверти ХХ в. В конце ХIХ – ХХ в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивалось число школ и контингент учащихся. Важной областью реформирования стала частная школа. Возникали просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появилось много интересных значительных педагогических трудов (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.). Однако развитие школы и педагогики в России происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революция 1905 –1907 г., русско-японская война 1905 г.; первая мировая война 1914 г.). Это наложило свой отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в центре общественного внимания России оказался вопрос о реформах школьного образования. Либеральные партии (кадеты) и педагогические организации (Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) стояли за демократические реформы образования и избегание революционных мер. В 1890–х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств были предложены программы всеобщего бесплатного начального обучения, пропагандировались идеи увеличения ассигнований на школу, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но из-за войны с Японией мероприятия по реформированию не состоялись. Затем состояние осложнилось революционными событиями. Тем не менее, вопрос о введении всеобщего обучения в России рассматривался на заседании Государственной думы не один раз (в 1906 г., 1908 г. – незначительные субсидии не смогли сыграть роль в проведении реформы, 1909–1911 г. – обсуждаются проекты партии кадетов, Министерства народного просвещения, Лиги народного образования). В 1911 г. был принят законопроект, раскрывающий изменения в системе образования России. Согласно проекту в 1912 г. в России появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3-4 –летней элементарной школы). Прежние городские училища были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали и в городах, и в селах. Увеличилось число учительских курсов, количество учительских институтов и семинарий. В 1913 – 1914 гг. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. В целом система образования дореволюционной России была весьма многотипной: – начальная образовательная ступень: одноклассные начальные училища с 3-4-летним сроком обучения; двухклассные начальные училища с 5-летним сроком обучения; высшие начальные училища с 4-летним сроком обучения (для народных масс);
– система средних учебных заведений ремесленного, технического и торгового профиля: начальные ремесленные училища, низшие и средние технические училища, коммерческие училища; – система средних учебных заведений для имущих классов: мужские и женские прогимназии, гимназии, кадетские корпуса (для детей офицеров и дворян); – система образования для детей духовенства: духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии); – система высших учебных заведений для имущих классов: университеты, академии. Создавались частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка» 1906–1909 гг.; «Сетлемент» 1905 – 1908 гг.; «Детский труд и отдых» 1909–1918 и др. Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был предложен в 1916 г. министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870–1945 г.), однако обсуждение проекта не было доведено до конца из-за революционных событий 1917 г. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство взяло курс на демократизацию университетов (восстановление «Временных правил» 1905 г.). Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики намеревались управлять Россией, используя школу и учительство как инструменты своего политического влияния. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Главным управленческим органом образования стал Народный комиссариат просвещения. Во главе просвещения были поставлены видные деятели РКП(б): А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский. Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933). Возглавлял Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Основные работы: «Что такое образование?», «О связи обучения с воспитанием», «О воспитании нового человека», «Социологические предпосылки советской педагогики». В своих статьях он также затрагивал вопросы эстетического, нравственного и физического воспитания учащихся, роли учителя в развитии и воспитании личности. Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Главный идеолог Наркомпроса, руководитель Главполитпросвета, с 1929 г. заместитель наркома просвещения, родоначальник и руководитель пионерской организации. Крупская – автор многочисленных работ по вопросам коммунистического воспитания, организации пионерского движения, трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения. Она первый в советской республике доктор педагогических наук. В числе работ Крупской «Народное образование и демократия», «Воспитание», «Коммунистическое воспитание детей и подростков», «О политехнизме», «Школа и пионердвижение», «Пионердвижение и педагогическая работа» и др.
После октября 1917 г. под руководством деятелей Наркомпроса началось разрушение существовавшей системы образования: закрывались частные учебные заведения, запрещалось обучение древним языкам и религии (в январе 1918 г. В.И. Лениным был подписан декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозглашавший отделение церкви от государства и школы от церкви). Разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление педагогов. Большинство обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. С декабря 1917 по март 1918 гг. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. В результате Всероссийский учительский союз был запрещен, стачка была объявлена незаконной. Был создан новый союз учителей–интернационалистов, который полностью находился под контролем большевиков. В октябре 1918 г. правительственными документами «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе» вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования, провозглашалось право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, обучение на родном языке, обучение на основе соединения его с производительным трудом. Учебные округа были упразднены, были созданы губернские, уездные и волостные отделы народного образования исполнительных комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования в России была полностью ликвидирована. 2. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Политехнизация общего и профессионального образования. В Беларуси с ноября 1917 г. стали создаваться новые областные, губернские, районные и волостные органы народного образования. В декабре 1917 начал работу Комиссариат образования Западной области. В свободных от оккупации немцами и белополяками районах Беларуси стали создаваться школы по опыту школ, существующих в России. Россия оказывала поддержку Беларуси в развитии образования: СНК РСФСР выделил 32 млн. руб. на школьное строительство, было отправлено около млн. книг, а также бумага и письменные принадлежности. В январе 1919 г. был создан Народный Комиссариат образования. В феврале 1919 г. было введено «Положение о единой трудовой школе». Т.об, в Беларуси были ликвидированы все ранее созданные типы школ и создана единая с Россией трудовая школа двух ступеней. В 1919 г. в Беларуси действовали 2811 школ (из них 114 – 2 ступени). Обучение велось на белорусском языке. На одного учителя приходилось 60–70 учеников. В этом же году стали создаваться школы-коммуны. Первую школу-коммуну организовал П.М. Лепешинский в с. Литвиновичи Могилевской губернии. Ученики школы-коммуны не только учились, но и работали. В школе действовали трудовые бригады (швейная, слесарная, столярная, огородных и полевых работ). В конце 1919 г. из-за наступления белополяков школа переехала в Москву. На ее основе была создана Московская опытно-образцовая школа-коммуна им. П.М. Лепешинского.
В первые годы после гражданской войны (1920–1925) в СССР была объявлена компания по ликвидации неграмотности. Однако тяжелые экономические условия в стране не позволили быстро добиться заметных успехов. К тому же остро не хватало педагогических кадров. Существовавшие учительские семинарии в 1920 г. были преобразованы в педагогические курсы, а некоторые – в учительские институты, которые впоследствии стали институтами народного образования, а пед. курсы были реорганизованы в педагогические техникумы. Советская школа имела две ступени: 1-я ступень – 5 лет обучения; 2-я ступень – 4 г. обучения (в целом общеобразовательная 9-летняя школа). В Беларуси (по тем временам БССР) создание 9-летней школы натолкнулось на серьезные трудности: не хватало учителей, материальной базы, учебников. Поэтому основным типом общеобразовательной школы, сложившимся в Беларуси в 1920-х гг. стала трудовая 7-летняя школа, имеющая различия в сельской и городской местностях. В селах открывались ШКМ (школы крестьянской, затем колхозной молодежи), в городах – ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Для подготовки квалифицированных рабочих кадров были созданы ФЗУ (фабрично-заводские ученичества). Открывались техникумы разных профилей. В 1919 г. возобновила деятельность сельскохозяйственная Академия в горках. В 1921 г. Был открыт БГУ с тремя факультетами: педагогический, медицинский, права и хозяйства. Связующим звеном между школой и вузом стали рабфаки (рабочие факультеты), играющие роль подготовительного отделения. В БГУ осуществлял свою деятельность в качестве преподавателя известный белорусский поэт, просветитель Якуб Колас – Константин Михайлович Мицкевич (1882–1956), который стал известен своей деятельностью в области образования еще в начале ХХ в. В 1906 г. в условиях царской России он выступил одним из организаторов съезда народных учителей Беларуси, а в период 1900–1914 гг. он являлся организатором подпольных народных школ, (в с. Смолярня на Минщине и др.). В 1920-х. гг. в БГУ он вел белорусский язык и курс белорусоведения. Педагогическую деятельность он также осуществлял и в Минском педагогическом техникуме. Им была разработана методика начального обучения белорусскому языку, которую он изложил в ряде пособий и в книге «Методика родного языка» (1926). Обращение к белорусской культуре и языку в этот период стало актуальным, т.к. с 1924 г. в республике был объявлен переход к белорусизации образования, в которой Мицкевич принимал деятельное участие. Также с участием Мицкевича разрабатывалась научная терминология по многим предметам школьной программы. Впоследствии К.М. Мицкевич стал вице-президентом и членом президиума Академии наук БССР. В 1920 г. Наркомпрос опубликовал первые учебные планы, которые послужили основой для определения содержания образования. В этих планах были представлены основы наук гуманитарного, естественного и экономического циклов. Этот план определял основу для создания программ по различным предметам, что и было сделано к 1924 году. Но уже в 1925 году были подготовлены новые «Комплексные программы». В основу была положена идея: цель школы – дать ребенку понимание живой действительности. Разбив явления жизни, изучаемые в школе, на 3 направления – труд, природу, общество, программа распределяла по этим направлениям весь образовательный материал и все необходимые учащимся умения и навыки. В результате система учебных предметов как обособленная система знаний уничтожалась и учебный план трудовой школы стал выглядеть следующим образом:.
В 1920-е годы предлагается программа по «методу проектов». Ее основная идея – преподавание всех дисциплин на основе максимального вовлечения их в процесс общественных преобразований. Дети шли на фабрику, знакомились с выполнением плана, потом в школе средствами всех школьных дисциплин проектировали, как они могут помочь рабочим, и после этого снова шли на производство реализовывать свои проекты. В этот период широко использовались новые методы преподавания: Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод. Сущность Дальтон-планазаключалась в том, что ребенок брал обязательства в учебе, индивидуальный план. Выполнив его, отвечал учителю, и тот подписывал, принимал его. Этот метод обучения полностью нарушал классно-урочную систему. Бригадно-лабораторный метод предполагал деление ребят на группы (бригады). Бригаде давалось задание, за его выполнение отвечал бригадир. Истинность знаний учащихся определить было сложно. На основе всех этих нововведений в конце 1920-х гг. в России произошла дестабилизация системы просвещения: традиционная система формирования научных знаний и практических умений не существовала, классно-урочная система обучения была разрушена, что привело к катастрофическому снижению уровня знаний учащихся. Это подтвердили итоги вступительных экзаменов в вузы России в 1929-1930 гг. В связи с этим в начале 1930-х г. была осуществлена образовательная контрреформа, нашедшая отражение в правительственных документах 1930–1934 гг. (постановление «О начальной и средней школе» и др.) в соответствии с которой была воспроизведена прежняя дореволюционная система школьного обучения: школьные программы опять стали включать различные научные дисциплины, в процессе обучения стали применяться учебники, трудовое обучение было выведено из учебных планов, восстановлена школьная форма и ученические билеты, введены домашние учебные задания и т.д. В школах устанавливались определенные правила поведения и учебный режим, восстанавливались должности классных наставников (классных руководителей), отмененные в 1923 г. закрывались опытно-показательные учреждения. В 1930 г. было введено обязательное начальное (четырехклассное) обучение. В 1934 году была введена единая система обучения, которая состояла из 3-х ступеней: начальная школа (4 года), неполная средняя (7 лет), полная средняя (10 лет). К этому периоду были подготовлены стабильные программы и учебники. К концу 1930-х гг. в городах стало осуществляться введение обязательного всеобщего 7-летнего образования. В то же время грамотность оставалась острой проблемой: каждый пятый не умел писать и читать. 3. Летние трудовые колонии, клубы для детей и подростков: организация и содержание деятельности (С.Т. Шацкий и др.). Станислав Теофилович Щацкий (1878–1934) родился в многодетной семье (семеро детей) делопроизводителя Первого пехотного Невского полка. С. 1888 г. по 1896 г. обучался в шестой московской гимназии. Это время стало для него периодом самообразования. Поступив впоследствии на физико-математическое отделение Московского университета, он переходит на естественное отделение. Затем он, имея прекрасные вокальные данные, учится в консерватории. В 1902 г. он поступает в Московскую земледельческую академию, где преподает К.А. Темирязев. Попутно Шацкий зарабатывал на жизнь репетиторством и на этой основе увлекся философией, психологией и педагогикой, очень заинтересовался Яснополянской школой Л. Н. Толстого. После окончания обучения Шацкий зарекомендовал себя всесторонней личностью: актер, режиссер, агроном, переводчик, замечательный певец – драматический тенор с огромным репертуаром (300 романсов и песен, 10 оперных партий). Ему было сделано предложение стать солистом Большого театра. Однако знакомство с архитектором и педагогом А.У. Зеленко изменило его жизненные планы. В 1905 г. они начинают совместно заниматься педагогической деятельностью, целью которой было развитие самостоятельности, активности детей из бедных рабочих семей, развитие их творческих сил, придание их жизни насыщенного и радостного характера. Зеленко предложил организовать по примеру американцев «Сетлемент» – своеобразный центр культурных людей, селившихся среди бедного населения и организующих просветительскую работу. Первое дело Шацкого и Зеленко – открытая в мае 1905 г. детская летняя трудовая колония под Москвой (Щелково) и продолжение этой работы в детских городских клубах в зимнее время. По инициативе Шацкого и Зеленко в Сущевско-Марьинском районе г. Москвы открылось культурно-просветительское общество «Сетлемент» для безнадзорных детей рабочих и ремесленников, целью которого было приобщение детей к полезной деятельности, к творчеству, труду и учению. Таким образом, осенью 1905 г. Щацкий и его товарищи организовали первый в России клуб для детей и подростков в Марьинском районе Москвы, открытый на пожертвования и деньги, заработанные самими организаторами (С. Т Шацкий, В.У. Зеленко, В.Н. Демьянова, братья Фортунатовы, Е.А. Казимирова). Деятельность педагогов не оплачивалась. Клуб стал популярен, при нем открылась сеть кружков: физики, химии, литературы, рисования, пения, рукоделия, иностранных языков. Дети посещали театр, картинные галереи, музеи, совершали экскурсии и т.д. Действовало общество на основе детского самоуправления. Этими энтузиастами был открыт детский сад на 20 мест, амбулатория и зубоврачебный кабинет. В процессе работы Шацкий приходит к выводу, что лучшие традиции семейного воспитания можно использовать в ходе клубной работы. Летом педагоги вывозили часть детей на отдых в Подмосковье. В 1906 г. Министерство народного просвещения поддержало энтузиастов и выделило небольшие деньги. В 1907 г. безвозмездным трудом рабочих было построено здание для клуба. В здании были оборудованы библиотека, мастерские, студийные комнаты и т.д. За три года работы клуба Шацкий и его коллеги разработали свою оригинальную систему воспитания детей, для которой были характерны самодеятельность детей, свобода выбора ими занятий, учет и развитие детских интересов. Однако против Щацкого и его коллег начались политические гонения по подозрению пропаганды социализма среди детей. Клуб был закрыт в 1908 г., Зеленко уехал за границу. Однако в 1909 г. Шацкий создает в Москве на частные взносы и пожертвования общество «Детский труд и отдых» (1909–1917), работающее по тем же направлениям. В 1911 г. Шацкий создает колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии на пустующем участке земли, выделенном помещицей Морозовой. В 1914–1915 гг. Шацкий недалеко от колонии создает опытную станцию – сеть воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школа, курсы для взрослого населения, мастерские, библиотеки, музей и т.д. Революционные преобразования 1917 г. Станислав Теофилович не принял. Однако в 1919 г. Наркомпрос одобрил его проект опытной станции, и Шацкий создает станцию снова (1919–1932 гг.). Эта станция включала два отделения: 1) Калужское – колония «Бодрая жизнь»: 14 школ первой ступени, школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка; 2) Московское – детский сад, Первая трудовая школа, педагогические техникум и выставка, библиотека. В основу воспитательной системы Первой опытной станции (Калужской) был положен труд детей, направленный на переустройство быта и на овладение необходимой культурой трудовой деятельности. Виды труда детей: самообслуживание, занятия по труду в школе, в мастерской, сельскохозяйственный труд (работа в саду и огороде), домоводство и т.д. Шацкому по сути удалось создать модель самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых зарабатывались средства для существования. В то же время жизнь колонии была весьма насыщенной: взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты и музыкальные вечера, где сами исполняли музыкальные произведения. В колонии действовали хор, оркестр, театр, обширная сеть различных кружков, проводилась игровая деятельность. Таким образом, в содержание детской жизни в колониях Шацкий включал: 1) самоуправление; 2) материальный труд; 3) игру; 4) искусство; 5) умственную жизнь; 6) социальную жизнь. В школах, действующих в рамках колоний, реализовывалась педагогическая система, разработанная самими Шацким, направленная на организацию связи школы с широкой социальной средой. В школьную программу обязательно включалось наряду с трудовым обучением обучение искусству: хоровое пение, вокал, изучение классической музыки, игра на музыкальных инструментах. Была налажена широкая краеведческая работа школьников, прежде всего в области истории и естествознания. Материалы, собранные по итогам этой работы, использовались в учебном процессе. В жизнь школы активно вовлекались родители-крестьяне, они участвовали в вечерах, им читались лекции, раздавались выращенные элитные семена, оказывалась помощь в ведении хозяйства, в организации во дворах цветников и т.д. В конце 1920-х гг. станцию Шацкого посетил Дж. Дьюи и дал высокую оценку ее работы. В начале 1930-х гг. идеи Шацкого стали подвергаться критике. Он был обвинен в педагогическом «руссоизме» (оторванности воспитания от политической борьбы), в «аграрном толстовстве», в защите «кулацких настроений деревни». В 1932 г. решением Наркомпроса опытная станция была закрыта, Шацкий назначен руководителем Центральной педагогической лаборатории и директором Московской консерватории. По инициативе Шацкого при консерватории была открыта музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Вскоре Шацкого обвинили в связях с «врагами народа», не вынеся удара, он умер в возрасте 56 лет. Основные работы С.Т. Шацкого: «Задача общества «Детский труд и отдых» (1909), книга «Бодрая жизнь» (1914), «Школа для детей или дети для школы» (1922), «Деревенские дети и работа с ними» (1925), «Мой педагогический путь» (1928), «Методика и качество работы школы» (1931).
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.027 с.) |