Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.



Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) начал педагогическую деятельность в должности учителя железнодорожного училища в 1905 г. Из 34 лет его педагогического стажа 16 – он проработал в школе; 16 – в колониях с беспризорными. Последние годы жизни Макаренко занимался литературной работой и общественно-педагогической деятельностью.

 Педагогическая деятельность А.С. Макаренко включает следующие периоды: 1905–1911 (работа народным учителем в 2-х классном железнодорожном училище в посаде Крюков); 1914–1917 (учеба в Полтавском учительском институте); 1917 – 1920 (работа инспектором в посаде Крюков, учителем в Полтаве); 1920 – 1927 (работа в колонии им. А.М. Горького); 1927 – 1935 (работа в колонии им. Ф.Э. Дзержинского); 1936 – 1939 (общественно-педагогическая и литературная деятельность в Киеве, в Москве).

В 1920 г. Макаренко возглавил колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, находящуюся под Полтавой. Этот период жизни и работы он описал в книге «Педагогическая поэма». Из толпы голодных, нищих и озлобленных ребят ему удалось сформировать энергичный сплоченный трудолюбивый коллектив. Эта работа далась ему нелегко. Были поиски новых воспитательных методов, педагогических подходов. Одной из таких организационных находок стало создание в колонии отрядов по виду деятельности (конюхов, сапожников, свинарей, кузнецов и т.д.). Управление жизнью коллектива осуществлялось совместно с советом командиров отрядов.

Колонисты под руководством Антона Семеновича организовали переписку с А.М. Горьким. В честь писателя колония стала носить его имя – Трудовая колония им. А.М. Горького. После трех лет работы колония была признана Наркомпросом образцовым воспитательным учреждением с налаженной жизнью и сельскохозяйственным трудом. После этого Макаренко получил предложение соединить свою колонию с колонией в Куряже, где было 280 воспитанников, а также полное запустение в трудовой, нравственной и других сферах жизни колонистов. В короткие сроки Макаренко и его «горьковцам» удалось повлиять на воспитанников Куряжа и наладить там жизнь и деятельность по примеру своей колонии. Здесь были созданы деревообделочная мастерская, построены новые помещения для жилья, заработала школа и т.д.). В колонии также была налажена большая культурно-воспитательная работа: показ фильмов, экскурсии, встречи с писателями, артистами, журналистами, был организован драмкружок и оркестр.

Годы работы в колонии для Макаренко стали временем осмысления педагогического опыта и разработки собственной педагогической теории. Идеи демократизма, а также требовательности и дисциплины, высказываемые Макаренко, имели не только сторонников, но и немало противников из числа педологов. Поскольку педология была тогда ведущим направлением педагогики, отношение Наркомпроса и НИИ педагогики к педагогической деятельности и идеям Антона Семеновича было отрицательным. Ему вменялось в вину применение несоветских методов воспитания, превалирование в процессе воспитания обращения к чувству долга, вместо творческой свободы личности. После бесконечных нападок Макаренко уходит из колонии в 1927 г. В этом же году он возглавляет коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, над которой шефствовали чекисты. Коммуна была многочисленной (500 воспитанников). Здесь также взяли на себя организаторскую роль бывшие «горьковцы» и вскоре в коммуне была не только налажена жизнь, но и трудовая деятельность (был открыт завод по производству фотоаппаратов «ФЭД»). Коммуна существовала на хозрасчете. Коммунары работали на предприятии 4 часа в день, учились в школе. Многие выпускники коммуны после школы поступали в вузы.

По совету А.М. Горького Макаренко занялся литературной деятельностью, создав не только педагогические работы («Методика организации воспитательного процесса» (1936 г.) и др.), но и замечательные художественные произведения, где описывались особенности той исторической эпохи. В числе этих произведений «Марш 30 года» (1932), «ФД–1» (1932), «Педагогическая поэма» (1933–1935), «Книга для родителей» (1937), «Честь» (1937–1938), «Флаги на башнях» (1938) и др. (в 1957–1958 гг. было издано полное собрание сочинений А.С. Макаренко в 7 т.). В 1934 г А.С. Макаренко стал членом Союза советских писателей. С лета 1935 г. его перевели в Киев на должность заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое врем он руководил трудовой колонией № 5 в Броварах. В 1937 г. Макаренко переехал в Москву, где занимался в основном литературной, общественной и научной, деятельностью. В 1939 г. незадолго до смерти он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня педагогическому наследию Макаренко уделяется особое внимание, не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. 

Основные педагогические идеи А.С. Макаренко:

цель воспитания (идеал, к которому стремимся). По Макаренко качества личности бывают типичные (общие для всех) и индивидуальные (природа человека, способности и т.д.). Цель воспитания – выработка активного жизненного характера, воспитание чувства долга и понятия чести, умение быть добрым, вежливым и суровым в зависимости от обстоятельств, умение подчиняться товарищу и приказывать ему;

воспитание в коллективе. Через коллектив каждый человек входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов. Коллектив проходит в своем развитии три стадии. Организационное строение коллектива включает первичные коллективы (отряды), командиров отрядов, органы самоуправления (совет командиров, санкомиссия, хозкомиссия, общее собрание членов коллектива), действующий актив (воспитанники, ведущие коллектив), резерв (воспитанники, поддерживающие активистов).

 Огромную роль для развития жизнедеятельности коллектива играют перспективы жизни (близкие, средние, дальние), которые должны быть общими для всего коллектива (система перспективных линий).

Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Они закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая его самобытность. Признаки стиля коллектива: мажор – «постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц,… постоянная готовность к действию, радужное настроение…»; ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив; идея защищенности каждого в коллективе (помощь, защита, отсутствие насилия и агрессии, воспитание способности к торможению и уступчивости); внешняя красота (внешний вид, манеры и т.д.).

Присутствие игры в жизни коллектива. По мнению Макаренко, как ребенок играет, так он и будет работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива и через игру готовить ребенка к жизни. Узловой пункт теории Макаренко – принцип параллельного действия, т. е. органического единства коллектива и личности, когда педагог предъявляет требование коллективу и каждому его члену одновременно.

Необходимый фактор воспитания личности в коллективе – трудовая деятельность, которая должна иметь творческий, радостный, сознательный характер. Причем воспитанник должен чувствовать ответственность за результаты труда. Важнейшими условиями эффективности коллективной жизни Макаренко называл режим и дисциплину, рассматривая дисциплину как результат воспитания.   

методы индивидуального воздействия, роль учителя в воспитании. Самый эффективный метод – собственный пример педагога. Успех воспитательного воздействия зависит от высокой квалификации учителя, его уверенности и четкого знания своего дела, готовности к работе.

сущность и значение педагогического мастерства в работе учителя. Макаренко был первым педагогом, обратившимся к проблемам педагогического мастерства, раскрыв их в ряде работ («Некоторые выводы из моего педагогического опыта»). Особое внимание он уделял владению учителем педагогической техникой, к которой относил мимику, пантомимику, интонацию, владение эмоциональным состоянием. 

родительская педагогика. Большую роль отводил Макаренко семейному воспитанию, считая основой его успеха благополучную семью. Макаренко уделял особое внимание родительскому авторитету, рассматривая его как сочетание трудолюбия, нравственного поведения, честности, бережливости, ответственности, заботливости и др. Он говорил о необходимости родителям воспитывать эти качества у детей, приучать их к трудовой деятельности (прежде всего к бытовым обязанностям). 

Тема 12. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1945 по 1992 гг.

 

1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений в послевоенное время.

2. Педагогическая деятельность и теория В.А. Сухомлинского.

3. Развитие педагогической теории в СССР в 60-70-е гг. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

4. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) и ее результаты. Развитие советской школы в конце 1980-х гг.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С.387–421.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 149–165.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 401–415.

4. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 547–565. 

5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 253–285.

 

1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений в послевоенное время.

В тяжелом положении оказалась советская школа в годы Великой Отечественной войны. Большое количество детей было лишено возможности учиться, особенно на оккупированных территориях и на территории боевых действий. В 1941–1942 гг. около 25% учащихся СССР по этим причинам не посещали школу. На территории России фашисты разрушили 20 тыс. школьных зданий. В то же время многие школьные помещения были приспособлены под заводы, казармы, госпитали и т.д. Большое количество школьников разного возраста принимали участие в работе эвакуированных заводов и госпиталей, строительстве оборонительных сооружений, сельскохозяйственных работах; многие старшие школьники и учителя принимали участие в боевых действиях.

В Беларуси ситуации в этот период выглядела следующим образом. Накануне Вел. Отеч. войны в Беларуси было 12, 2 тыс. школ, 116 внешкольных учреждений, в том числе 17 муз. школ. По количеству студентов на 10 тыс. населения Беларусь опережала Англию, Германию, Францию, Италию и др. В научно-исследовательских институтах работало 2200 научных сотрудников.

Немецко-фашистские захватчики сожгли на территории Беларуси более 200 гор., 9200 сел, 6177 школ, 20 млн. книг; расстреляли или отправили на каторжные работы в Германию несколько десятков тысяч учителей. Захватчиками стала проводиться политика «онемечивания» белорусской молодежи. Была введена инструкция, которая белорусским детям дозволяла заканчивать только четырехлетнюю начальную школу, где их должны были учить немецкому языку, считать до 500 и умению расписываться, уметь читать было необязательно. Педагоги должны были преподавать детям историю Германии, биографию Гитлера и его сподвижников, сущность «нового порядка»; внушать послушание, подчинение немцам. Разрешалось использовать физические наказания. Белорусские дети устраивали массовый бойкот захватчикам и не посещали школы.

Тайно от немецкой администрации учителя организовывали обучение детей в частных домах по сохраненным довоенным программам. Многие учителя с учениками уходили в леса к партизанам, и там воевали и учились одновременно (одним из таких педагогов был Петр Миронович Машеров – вдающийся политический деятель Беларуси в послевоенный период). В двух партизанских отрядах Брестского соединения учились 490 детей.

По мере освобождения белорусских территорий от захватчиков проводилась работа по возрождению народного образования. Помогали все республики Советского Союза: отправляли эшелоны со строительными материалами, книгами, школьным оборудованием, продуктами питания, медикаментами и т.д. В 1944–1945 уч. г.г. в республике начали свою деятельность 10127 школ (в том числе 8360 начальных, 1491 семилетних и 1209 средних общим количеством 1209 чел.). Была острая потребность в пед. кадрах (перед войной было 546 тыс. учителей, в 1944–1945 – 30 тыс.). Были введены краткосрочные педагогические курсы.

Несмотря на сложную обстановку военных лет, правительство СССР принимало решения по вопросам образования: были учреждены общеобразовательные школы рабочей молодежи (1943), открыты вечерние школы в сельской местности (1944), разработана система экзаменов после окончания начальной, семилетней и средней школы, принято постановление о награждении серебряными и золотыми медалями лучших учащихся школ.

В первые послевоенные годы внимание органов народного образования было сосредоточено на осуществлении всеобщего обязательного семилетнего образования. Наиболее существенные изменения в школьном образовании произошли в 1950-е гг. Из учебного плана школы были исключены логика и психология, уменьшено количество часов на историю, литературу, географию и т.д., введен ручной труд в младших классах, труд в мастерских в средних классах (5–7 класс) и практикум по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству в старших классах. Школа опять взяла ориентир на политехническое образование.

Этот подход применялся в сфере образования всех союзных республик, в том числе и Беларуси. С 1956 г. в Беларуси стали создаваться школы-интернаты для детей-сирот; технические училища с 1–2 летним сроком обучения и отделения в техникумах с 2–3 летним обучением для выпускников школ. С 1958 г. Стало внедряться всеобщее обязательное восьмилетнее образование. В апреле 1959 г. Был принят «Закон о школе», в котором говорилось, что главной задачей школы является подготовка учащихся к жизни и общественно-полезному труду, осуществление политехнического образования. 

В 1960–70-е гг. в системе народного образования происходили существенные изменения: получили развитие новые типы учебно-воспитательных учреждений (специализированные школы, школы с углубленным изучением предметов, школы-комплексы, объединяющие все учебные и воспитательные учреждения района, детские клубы и организации, сеть кружков технического и художественного творчества, действующая в учебно-воспитательных учреждениях). Также получили распространение в школах группы продленного дня, факультативные объединения учащихся. Создавались межшкольные учебно-производственные комбинаты для учащихся с целью их профессиональной ориентации и формирования первоначальных трудовых навыков. Увеличивалось количество высших учебных заведений. Так, например, в 1963 г. в Беларуси было уже 25 вузов. 

Планировался переход к всеобщему среднему 10-летнему образованию. В Беларуси в 1977 г. 98, 3 % выпускников 8-х кл. продолжили учебу и получили полное среднее образование. В целом в 1960–1970-е гг. в советской педагогике появляется плеяда замечательных педагогов, внедряющих собственные системы обучения и воспитания учащихся, дающие необычно высокие результаты. В числе таких учителей выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.016 с.)