Реформа белорусской школы (1998): задачи, направления, результаты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа белорусской школы (1998): задачи, направления, результаты.



В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утвержденной Постановлением Совета Министров РБ от 21. 08. 1996 г., № 554) и Программа ее реализации, в которой были определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования. В Концепции реформы… в качестве важнейших принципов провозглашались:

– доступность образования (равенство прав каждого гражданина на его получение независимо от национальной, религиозной, социальной принадлежности, места жительства и материального положения);

– совмещение национально-культурной и религиозной основы образования с ориентацией на усвоение высших достижений общечеловеческой культуры;

– гуманизация, гуманитаризация и демократизация образования;

– единство образовательных и воспитательных задач;

– вариативность путей получения образования;

– охрана здоровья подрастающего поколения;

– непрерывность образования и преемственность его ступеней.

Цель реформы – вывод государственной системы образования на современны уровень, соответствующий лучшим мировым образцам, повышение престижа образования, реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетной для государства и общества. 

Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

· разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

· восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

· обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

· внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

· создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей 5-летнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4+6+2), согласно которой общее базовое образование предполагало 10-летний срок обучения и являлось обязательным.

Таким образом, новая модель общеобразовательной школы включала в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в ней не изменился и включает классы подготовительный, далее с 1-го по 3-й. Ступень базового образования призвана (с 5-го по 10-й классы) сформировать у учащихся четкие представления о путях выбора будущего профиля обучения, помочь им раскрыть свои способности, показать возможности их применения. Реализацию этих задач предполагается достичь на основе усвоения учащимися базового компонента среднего образования. Обучение в базовой школе завершается государственной аттестацией – сдачей экзаменов, успешная сдача которых завершается вручением документа об окончании базовой школы и правом продолжения образования на следующей ступени общеобразовательной школы или в условиях средних специальных или профессионально-технических учебных заведений.

На современном этапе произошли изменении я в сроках реализации базовой ступени. В 2008 г. на государственном уровне было принято решение об уменьшении срока обучения на базовой ступени, который теперь составляет 5 лет, включая с 5-го по 9 классы. Это решение было вызвано спецификой культурной ситуации в республике и экономической необходимостью.

В связи с принятым решением последняя ступень общеобразовательной школы включает не 11–12-й классы, как предполагалось в соответствии с концепцией реформы, а 10–11-й классы. Профильное обучение на последней ступени общеобразовательной школы осуществляется за счет введения факультативов по разным предметам в соответствии с запросами и интересами учащихся старшего школьного звена. В целом общеобразовательная школа сегодня также включает срок обучения 11 лет, как и было до начала реформы.

С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала учебных достижений учащихся, целями которой были следующие:

1) осуществление более объективного подхода к оцениванию уровня знаний и умений учащихся, качества учебно-познавательной деятельности школьников и ее результатов;

2) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

3) обеспечение социальной защищенности личности учащегося;

4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;

5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др. 

       Введение 10-балльной системы обеспечивает дифференцированный подход к оценке учебно-познавательной активности школьников, социальную справедливость и защищенность личности. Данная система предполагает выделение пяти уровней усвоения учебного материала и соответствующей им оценки результатов учебной деятельности учащихся, представленной отметками, выраженными в баллах (от 0 до 10 баллов). Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.д.). В подготовительном классе официально оценивание достижений в баллах не производится.

2. Национальная система образования в Беларуси. Характеристика учреждений образования и воспитания в РБ.

На современном этапе система образования Республики Беларусь функционирует в соответствии с новой образовательной парадигмой.

Парадигма – (греч. paradeigma– пример, образец) 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают:

· ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

· изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

· ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения;

· установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

Современная «школа памяти» должна стать «школой мышления и действия». Это и есть главная цель современной парадигмы образования. Данная цель предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей. На этой основе важнейшими задачами современного содержания образования являются следующие:

– перенос акцентов с традиционного освоения обучающимися социокультурного опыта в виде знаний умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих проблемных ситуаций;

– формирование у учащейся молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющихся условиях;

– творческое обогащение личностного социального опыта учащихся;

– внесение молодыми людьми вклада в развитие культуры общества.

Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование бывает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура). Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии личности, углубление профессиональной компетентности и включает: а) внешкольное воспитание и обучение; б) повышение квалификации и переподготовку кадров.  

    Национальная система образования включает: а) участников образовательного процесса; б) образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы; в) учреждения образования и воспитания; г) государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов).

    К учреждениям образования и воспитания относят: дошкольные учреждения (ясли, детские сады), типовые общеобразовательные учреждения (школы), учебные заведения нового типа (лицеи, гимназии, колледжи), профессионально-технические, средние специальные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи), высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), учреждения внешкольного воспитания и обучения (ДЮСШ, ЦДТ, СТТ, СЮТ, СЮН, УПК, КЮМ и т.д.), социально-педагогические учреждения (детские приюты, детские дома и т.д.), специальные учебно-воспитательные учреждения (санаторно-лесные школы, интернаты и т.д.), научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий и т.д.   

    Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища) появились в Беларуси в начале 1990–х г. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования молодежи. Основа поступления – базовая школа. В условиях УЗНТ широко осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Учебный процесс здесь строится на основе учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), специальные дисциплины (в колледжах, высших проф. училищах). Наряду с известными формами обучения (уроки, факультативы, экскурсии и т.д.) в УЗНТ используются и вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные занятия и практикумы) и контроля знаний (коллоквиумы, зачеты, экзамены). В процессе внеклассной работы широко используются научные конференции, предметные турниры и олимпиады, защиты научно-исследовательских проектов.  

Гимназия. В Беларуси их более 100. Отличаются (как и лицеи) профилизацией: политехническая, экологическая, художественная, лингвогуманитарная и т.д. В структуре гимназии присутствуют кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Для гимназий характерны утверждение и развитие собственных традиций (разработка уставов, кодексов чести, наличие герба, гимна и др. атрибутики, праздник посвящения в гимназисты и т.д.). В учебном процессе гимназии широко используются развивающие, личностно-ориентированные, блочно-модульные технологии, поисково-исследовательские методы, направленные на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся.

Лицей.  В Беларуси их более 20. Основная цель лицея – создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, подготовка молодежи к продолжению образования в вузах. На сегодняшний день существует две модели лицеев. Первая модель – третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Это могут быть лицеи физико-математического, филологического, химико-биологического и др. профилей. Вторая модель – образец классического лицея. Претендует на статус самостоятельной общеобразовательной школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Задачи такого лицея – стать образцом национальной школы, отражающей культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.

Высшее профессиональное училище. Обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным. Основные задачи высшего профессионального училища:

– подготовка специалистов со средним специальным образованием;

– подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;

– повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;

– разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки.

    Каждая ступень подготовки в таком училище имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, отражающего уровень подготовки.

    Колледж. Обеспечивает углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим. Основные задачи колледжа:

– подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профилям;

– повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы. В колледжах осуществляется многоуровневая подготовка специалистов: 1) специалистов со средним специальным образованием; 2) специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

1) структурно организационных изменений, предполагающих а) поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовке специалистов, включающей магистратуру (специалист (5 лет) – младший научный сотрудник, инженер и т.д. Методологическая, психолого-педагогическая, дополнительная гуманитарная, научная, профессиональная подготовка в соответствии со специальностью и специализаций. Магистр (6 лет) – научный сотрудник, преподаватель вуза, специалист II категории. Углубленная профессиональная, экономическая, научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка (специальность и специализация);

б) диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;

в) интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее специальное учебное заведение – вуз);

2) содержательно-технологических инноваций, предполагающих создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров; качественное освоение студентами нового содержания обучения за счет создания новых учебно-методических комплексов (курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания на бумажных и электронных носителях); внедрение в учебный процесс вуза наряду с традиционными личностно-ориентированных, развивающих, компьютерных технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения; реализацию блочно-модульного подхода при разработке учебно-методических комплексов (социально-гуманитарный, естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный блоки). При этом модуль необходимо рассматривать, как а) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета; б) банк информации; в) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач; г) форму самоконтроля, самооценки, самокоррекции знаний и умений;

3) создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов, включающего следующие виды: а) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании), б) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и т.д.), в) материально-техническое (обновление материально-технической базы вузов, доступ к Internet и т.д.), г) финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг и др.)    

    Реформирование системы высшего образования направлено на обеспечение качества при подготовке специалистов.

3. Нормативно-законодательная база системы образования. Закон РБ «Об общем среднем образовании» (2006) и др.

В конце 1990-х гг. в Республике Беларусь был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в республике Беларусь» (2000). В этих документах получила отражение новая образовательная парадигма, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании в республике Беларусь» (принят изначально 29 октября 1991 г.). При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования. Было предусмотрено кредитование студентов на получение образования на платной основе, выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования:

· приоритетность образования;

· обязательность общего базового образования;

· доступность образования, преемственность и непрерывность;

· научность образования и приоритет общечеловеческих ценностей;

· национально-культурная основа образования;

· экологическая направленность образования;

· демократический и светский характер образования.

Помимо названного Закона в республике был принят ряд законодательных документов, регламентирующих деятельность в сфере образования. К их числу относятся:

– Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.);

– Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.);

– Закон «Об общем среднем образовании» (2006 г.);

Закон «Об общем среднем образовании» включает 8 глав. В первой главе «Общие положения» раскрывается значение ряда терминов: «общее среднее образование», «общее базовое образование», «профильное обучение», «повышенный уровень изучения учебного предмета» и др.; обосновываются основные положения государственной политики РБ в сфере общего среднего образования; представлены задачи общего среднего образования. Во второй главе представлена система и структура общего среднего образования, сроки обучения на разных образовательных ступенях. В третьей главе раскрыта организация обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования. Представлены типы общеобразовательных учреждений в республике: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерня (сменная школа) гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, специальная школа закрытого типа, специальная общеобразовательная школа, учебно-педагогический комплекс. В четвертой главе раскрывается образовательный процесс в общеобразовательной школе (учебные планы, учебные программы, требования к организации обучения, аттестации учащихся и порядку их перевода в следующий класс, документам об образовании, а также социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса). Пятая глава отражает вопросы управления в сфере общего среднего образования. В шестой главе представлены права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (учащихся, педагогических работников, законных представителей учащихся). Седьмая глава отражает вопросы финансирования и материально-технической базы общеобразовательных учреждений. В восьмой главе представлены заключительные положения (условия вступления в силу настоящего Закона).  

В 2006 г. была принята Государственная программа комплексной информатизации системы образования РБ на 2007–2010 гг. В этом же 2006 г. принята Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006–2010 гг., где отражены меры по улучшению финансирования отрасли, укреплению материально-технической базы учреждений образования, совершенствованию оплаты труда педагогических работников, социальной защите обучающихся в учреждениях образования. Программа развития системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.

14 декабря 2006 г. постановлением Министерства образования РБ был утвержден новый вариант Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. В числе разделов Концепции… следующие:

· воспитание гражданской культуры личности;

· нравственная и эстетическая культура личности;

· воспитание экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни;

· воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности;

· воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

· воспитание семейно-бытовой и досуговой культуры личности. Ъ

В 2006 г. также были приняты ряд уже известных программ на очередной период деятельности: Президентская программа «Дети Беларуси», государственные программы «Молодежь Беларуси» и «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг. так, например, программа «Молодые таланты Беларуси» включает в себя комплекс мер по улучшению социальной поддержки молодых талантов: учреждение аспирантам 100 стипендий Президента РБ, 200 стипендий Президента РБ студентам государственных высших учебных заведений, учреждение профильных стипендий студентам, демонстрирующим выдающиеся успехи в изучении профильных предметов и т.д. 

С 2007 г. началась реализация разработанной Программы развития общего среднего образования в республике Беларусь на 2007–2016 гг., был принят образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». 11 июля 2007 г. был принят Закон РБ «О высшем образовании», раскрывающий законодательные основы подготовки специалистов различных сфер в нашей стране. 

В настоящее время министерством образования Республики Беларусь разработан и принят Кодекс об образовании (вступил в действие с сентября 2011 г.), который  представляет собой ведущий нормативный правовой документ, регламентирующий деятельность всех сфер системы образования в республике.

Таким образом, на протяжении 1990-х гг. и в первое десятилетие ХХI в. в Беларуси создавалась новая нормативно-правовая база, определяющая развитие национальной образовательной системы в новых условиях, научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы.

В настоящее время разрабатываются новые модели управленческой деятельности в сфере образования с целью повышения качества образования на различных ступенях.

 

К теме № 13 по курсу «История образования и пед. мысли»

С начала 2011 г. вступила в действие Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Министерства образования РБ 24 мая 2011 г. N 16).

В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы конкретного учреждения образования.

Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Задачи Программы:

ü содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;

ü определение содержания основных направлений воспитания;

ü ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др.

Данная Программа включает 12 разделов:

Ø Гражданское и патриотическое воспитание;

Ø Нравственное и эстетическое воспитание;

Ø Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

Ø Воспитание культуры здорового образа жизни;

Ø Семейное воспитание;

Ø Трудовое и профессиональное воспитание;

Ø Экологическое воспитание;

Ø Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

Ø Воспитание культуры быта и досуга;

Ø Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;

Ø Научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания;

Ø Информационное обеспечение воспитания.

Проблеме охраны и защиты детства в названой Программе уделяется внимание прежде всего в разделах «Семейное воспитание» и «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся».

С 1 сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс РБ об образовании. Введение данного Кодекса отменило действие принятых и действующих законов сфере образования следующих Законов:

ü Закон Республики Беларусь «Об образовании»;

ü Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»;

ü Закон Республики Беларусь «О высшем образовании»;

ü Закон Р Б «О профессионально-техническом образовании»;

ü Закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».

    Настоящий Кодекс включает общую и особенную части, содержащие общим количеством 17 следующих разделов:

Общая часть:

Раздел I. Основы правового регулирования в сфере образования.

Раздел II. Субъекты образовательных отношений.

Раздел III. Образовательные отношения.

Раздел IV. Управление и международное сотрудничество в сфере образования. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования.

Раздел V. Дисциплинарная ответственность обучающихся.

Раздел VI. Финансирование, материально-техническое обеспечение в сфере образования.

Особенная часть:

Раздел VII. Дошкольное образование.

Раздел VIII. Общее среднее образование.

Раздел IХ. Профессионально-техническое образование.

Раздел Х. Среднее специальное образование.

Раздел ХI. Высшее образование.

Раздел ХII. Послевузовское образование.

Раздел ХIII. Дополнительное образование детей и молодежи.

Раздел ХIV. Дополнительное образование взрослых.

Раздел ХV. Специальное образование.

Раздел ХVI. Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

 В настоящем Кодексе помимо характеристики государственной образовательной системы на всех уровнях нашли отражение права и обязанности обучающихся и их законных представителей, а также права и обязанности педагогических работников. Например, в числе прав обучающихся в данном Кодексе отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; каникулы, выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. (статья 31. Основные права обучающихся; статья 32. Основные обязанности обучающихся; статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся; статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся и т.д.).  

В числе прав педагогических работников в Кодексе об образовании отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др. (статья 52. Права педагогических работников; статья 53. Обязанности педагогических работников).

В главе 5 Раздела II также раскрываются основные принципы и меры социальной защиты обучающихся (ст. 36–49), в числе которых обеспечение учебниками, питанием, охрана здоровья, выплата стипендий и др. пособий, обеспечение обувью, одеждой и др. средствами, а также местами в общежитии определенных категорий обучающихся, определение местами для проживания в школах-интернатах, гимназиях-интернатах, санаторных школах-интернатах и т.д. детей сиротской категории и т.д.

Отдельное внимание отводится в Кодексе об образовании дисциплинарной ответственности обучающихся (Раздел V), а также поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (Раздел XVI).  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.072 с.)