Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформа белорусской школы (1998): задачи, направления, результаты.⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утвержденной Постановлением Совета Министров РБ от 21. 08. 1996 г., № 554) и Программа ее реализации, в которой были определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования. В Концепции реформы… в качестве важнейших принципов провозглашались: – доступность образования (равенство прав каждого гражданина на его получение независимо от национальной, религиозной, социальной принадлежности, места жительства и материального положения); – совмещение национально-культурной и религиозной основы образования с ориентацией на усвоение высших достижений общечеловеческой культуры; – гуманизация, гуманитаризация и демократизация образования; – единство образовательных и воспитательных задач; – вариативность путей получения образования; – охрана здоровья подрастающего поколения; – непрерывность образования и преемственность его ступеней. Цель реформы – вывод государственной системы образования на современны уровень, соответствующий лучшим мировым образцам, повышение престижа образования, реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетной для государства и общества. Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач: · разработать и внедрить новые учебные планы и программы; · восстановить фундаментальный характер общего среднего образования; · обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы; · внедрить новую систему оценки знаний учащихся; · создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности. В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей 5-летнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа. Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4+6+2), согласно которой общее базовое образование предполагало 10-летний срок обучения и являлось обязательным.
Таким образом, новая модель общеобразовательной школы включала в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в ней не изменился и включает классы подготовительный, далее с 1-го по 3-й. Ступень базового образования призвана (с 5-го по 10-й классы) сформировать у учащихся четкие представления о путях выбора будущего профиля обучения, помочь им раскрыть свои способности, показать возможности их применения. Реализацию этих задач предполагается достичь на основе усвоения учащимися базового компонента среднего образования. Обучение в базовой школе завершается государственной аттестацией – сдачей экзаменов, успешная сдача которых завершается вручением документа об окончании базовой школы и правом продолжения образования на следующей ступени общеобразовательной школы или в условиях средних специальных или профессионально-технических учебных заведений. На современном этапе произошли изменении я в сроках реализации базовой ступени. В 2008 г. на государственном уровне было принято решение об уменьшении срока обучения на базовой ступени, который теперь составляет 5 лет, включая с 5-го по 9 классы. Это решение было вызвано спецификой культурной ситуации в республике и экономической необходимостью. В связи с принятым решением последняя ступень общеобразовательной школы включает не 11–12-й классы, как предполагалось в соответствии с концепцией реформы, а 10–11-й классы. Профильное обучение на последней ступени общеобразовательной школы осуществляется за счет введения факультативов по разным предметам в соответствии с запросами и интересами учащихся старшего школьного звена. В целом общеобразовательная школа сегодня также включает срок обучения 11 лет, как и было до начала реформы. С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала учебных достижений учащихся, целями которой были следующие:
1) осуществление более объективного подхода к оцениванию уровня знаний и умений учащихся, качества учебно-познавательной деятельности школьников и ее результатов; 2) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств; 3) обеспечение социальной защищенности личности учащегося; 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; 5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др. Введение 10-балльной системы обеспечивает дифференцированный подход к оценке учебно-познавательной активности школьников, социальную справедливость и защищенность личности. Данная система предполагает выделение пяти уровней усвоения учебного материала и соответствующей им оценки результатов учебной деятельности учащихся, представленной отметками, выраженными в баллах (от 0 до 10 баллов). Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.д.). В подготовительном классе официально оценивание достижений в баллах не производится. 2. Национальная система образования в Беларуси. Характеристика учреждений образования и воспитания в РБ. На современном этапе система образования Республики Беларусь функционирует в соответствии с новой образовательной парадигмой. Парадигма – (греч. paradeigma– пример, образец) 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают: · ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции; · изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования); · ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения; · установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества). Современная «школа памяти» должна стать «школой мышления и действия». Это и есть главная цель современной парадигмы образования. Данная цель предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей. На этой основе важнейшими задачами современного содержания образования являются следующие:
– перенос акцентов с традиционного освоения обучающимися социокультурного опыта в виде знаний умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих проблемных ситуаций; – формирование у учащейся молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющихся условиях; – творческое обогащение личностного социального опыта учащихся; – внесение молодыми людьми вклада в развитие культуры общества. Образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование бывает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура). Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии личности, углубление профессиональной компетентности и включает: а) внешкольное воспитание и обучение; б) повышение квалификации и переподготовку кадров. Национальная система образования включает: а) участников образовательного процесса; б) образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы; в) учреждения образования и воспитания; г) государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов). К учреждениям образования и воспитания относят: дошкольные учреждения (ясли, детские сады), типовые общеобразовательные учреждения (школы), учебные заведения нового типа (лицеи, гимназии, колледжи), профессионально-технические, средние специальные учебные заведения (училища, техникумы, колледжи), высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), учреждения внешкольного воспитания и обучения (ДЮСШ, ЦДТ, СТТ, СЮТ, СЮН, УПК, КЮМ и т.д.), социально-педагогические учреждения (детские приюты, детские дома и т.д.), специальные учебно-воспитательные учреждения (санаторно-лесные школы, интернаты и т.д.), научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий и т.д.
Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища) появились в Беларуси в начале 1990–х г. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования молодежи. Основа поступления – базовая школа. В условиях УЗНТ широко осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Учебный процесс здесь строится на основе учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), специальные дисциплины (в колледжах, высших проф. училищах). Наряду с известными формами обучения (уроки, факультативы, экскурсии и т.д.) в УЗНТ используются и вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные занятия и практикумы) и контроля знаний (коллоквиумы, зачеты, экзамены). В процессе внеклассной работы широко используются научные конференции, предметные турниры и олимпиады, защиты научно-исследовательских проектов. Гимназия. В Беларуси их более 100. Отличаются (как и лицеи) профилизацией: политехническая, экологическая, художественная, лингвогуманитарная и т.д. В структуре гимназии присутствуют кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Для гимназий характерны утверждение и развитие собственных традиций (разработка уставов, кодексов чести, наличие герба, гимна и др. атрибутики, праздник посвящения в гимназисты и т.д.). В учебном процессе гимназии широко используются развивающие, личностно-ориентированные, блочно-модульные технологии, поисково-исследовательские методы, направленные на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся. Лицей. В Беларуси их более 20. Основная цель лицея – создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, подготовка молодежи к продолжению образования в вузах. На сегодняшний день существует две модели лицеев. Первая модель – третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Это могут быть лицеи физико-математического, филологического, химико-биологического и др. профилей. Вторая модель – образец классического лицея. Претендует на статус самостоятельной общеобразовательной школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Задачи такого лицея – стать образцом национальной школы, отражающей культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.
Высшее профессиональное училище. Обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным. Основные задачи высшего профессионального училища: – подготовка специалистов со средним специальным образованием; – подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля; – повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов; – разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки. Каждая ступень подготовки в таком училище имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, отражающего уровень подготовки. Колледж. Обеспечивает углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим. Основные задачи колледжа: – подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профилям; – повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы. В колледжах осуществляется многоуровневая подготовка специалистов: 1) специалистов со средним специальным образованием; 2) специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования. Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов: 1) структурно организационных изменений, предполагающих а) поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовке специалистов, включающей магистратуру (специалист (5 лет) – младший научный сотрудник, инженер и т.д. Методологическая, психолого-педагогическая, дополнительная гуманитарная, научная, профессиональная подготовка в соответствии со специальностью и специализаций. Магистр (6 лет) – научный сотрудник, преподаватель вуза, специалист II категории. Углубленная профессиональная, экономическая, научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка (специальность и специализация); б) диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет; в) интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее специальное учебное заведение – вуз); 2) содержательно-технологических инноваций, предполагающих создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров; качественное освоение студентами нового содержания обучения за счет создания новых учебно-методических комплексов (курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания на бумажных и электронных носителях); внедрение в учебный процесс вуза наряду с традиционными личностно-ориентированных, развивающих, компьютерных технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения; реализацию блочно-модульного подхода при разработке учебно-методических комплексов (социально-гуманитарный, естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный блоки). При этом модуль необходимо рассматривать, как а) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета; б) банк информации; в) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач; г) форму самоконтроля, самооценки, самокоррекции знаний и умений; 3) создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов, включающего следующие виды: а) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании), б) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и т.д.), в) материально-техническое (обновление материально-технической базы вузов, доступ к Internet и т.д.), г) финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг и др.) Реформирование системы высшего образования направлено на обеспечение качества при подготовке специалистов. 3. Нормативно-законодательная база системы образования. Закон РБ «Об общем среднем образовании» (2006) и др. В конце 1990-х гг. в Республике Беларусь был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в республике Беларусь» (2000). В этих документах получила отражение новая образовательная парадигма, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях. В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании в республике Беларусь» (принят изначально 29 октября 1991 г.). При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования. Было предусмотрено кредитование студентов на получение образования на платной основе, выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования: · приоритетность образования; · обязательность общего базового образования; · доступность образования, преемственность и непрерывность; · научность образования и приоритет общечеловеческих ценностей; · национально-культурная основа образования; · экологическая направленность образования; · демократический и светский характер образования. Помимо названного Закона в республике был принят ряд законодательных документов, регламентирующих деятельность в сфере образования. К их числу относятся: – Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.); – Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.); – Закон «Об общем среднем образовании» (2006 г.); Закон «Об общем среднем образовании» включает 8 глав. В первой главе «Общие положения» раскрывается значение ряда терминов: «общее среднее образование», «общее базовое образование», «профильное обучение», «повышенный уровень изучения учебного предмета» и др.; обосновываются основные положения государственной политики РБ в сфере общего среднего образования; представлены задачи общего среднего образования. Во второй главе представлена система и структура общего среднего образования, сроки обучения на разных образовательных ступенях. В третьей главе раскрыта организация обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования. Представлены типы общеобразовательных учреждений в республике: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерня (сменная школа) гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, специальная школа закрытого типа, специальная общеобразовательная школа, учебно-педагогический комплекс. В четвертой главе раскрывается образовательный процесс в общеобразовательной школе (учебные планы, учебные программы, требования к организации обучения, аттестации учащихся и порядку их перевода в следующий класс, документам об образовании, а также социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса). Пятая глава отражает вопросы управления в сфере общего среднего образования. В шестой главе представлены права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (учащихся, педагогических работников, законных представителей учащихся). Седьмая глава отражает вопросы финансирования и материально-технической базы общеобразовательных учреждений. В восьмой главе представлены заключительные положения (условия вступления в силу настоящего Закона). В 2006 г. была принята Государственная программа комплексной информатизации системы образования РБ на 2007–2010 гг. В этом же 2006 г. принята Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006–2010 гг., где отражены меры по улучшению финансирования отрасли, укреплению материально-технической базы учреждений образования, совершенствованию оплаты труда педагогических работников, социальной защите обучающихся в учреждениях образования. Программа развития системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий. 14 декабря 2006 г. постановлением Министерства образования РБ был утвержден новый вариант Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. В числе разделов Концепции… следующие: · воспитание гражданской культуры личности; · нравственная и эстетическая культура личности; · воспитание экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни; · воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности; · воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; · воспитание семейно-бытовой и досуговой культуры личности. Ъ В 2006 г. также были приняты ряд уже известных программ на очередной период деятельности: Президентская программа «Дети Беларуси», государственные программы «Молодежь Беларуси» и «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг. так, например, программа «Молодые таланты Беларуси» включает в себя комплекс мер по улучшению социальной поддержки молодых талантов: учреждение аспирантам 100 стипендий Президента РБ, 200 стипендий Президента РБ студентам государственных высших учебных заведений, учреждение профильных стипендий студентам, демонстрирующим выдающиеся успехи в изучении профильных предметов и т.д. С 2007 г. началась реализация разработанной Программы развития общего среднего образования в республике Беларусь на 2007–2016 гг., был принят образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». 11 июля 2007 г. был принят Закон РБ «О высшем образовании», раскрывающий законодательные основы подготовки специалистов различных сфер в нашей стране. В настоящее время министерством образования Республики Беларусь разработан и принят Кодекс об образовании (вступил в действие с сентября 2011 г.), который представляет собой ведущий нормативный правовой документ, регламентирующий деятельность всех сфер системы образования в республике. Таким образом, на протяжении 1990-х гг. и в первое десятилетие ХХI в. в Беларуси создавалась новая нормативно-правовая база, определяющая развитие национальной образовательной системы в новых условиях, научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы. В настоящее время разрабатываются новые модели управленческой деятельности в сфере образования с целью повышения качества образования на различных ступенях.
К теме № 13 по курсу «История образования и пед. мысли» С начала 2011 г. вступила в действие Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Министерства образования РБ 24 мая 2011 г. N 16). В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы конкретного учреждения образования. Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа. Задачи Программы: ü содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь; ü определение содержания основных направлений воспитания; ü ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др. Данная Программа включает 12 разделов: Ø Гражданское и патриотическое воспитание; Ø Нравственное и эстетическое воспитание; Ø Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; Ø Воспитание культуры здорового образа жизни; Ø Семейное воспитание; Ø Трудовое и профессиональное воспитание; Ø Экологическое воспитание; Ø Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; Ø Воспитание культуры быта и досуга; Ø Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся; Ø Научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания; Ø Информационное обеспечение воспитания. Проблеме охраны и защиты детства в названой Программе уделяется внимание прежде всего в разделах «Семейное воспитание» и «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся». С 1 сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс РБ об образовании. Введение данного Кодекса отменило действие принятых и действующих законов сфере образования следующих Законов: ü Закон Республики Беларусь «Об образовании»; ü Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; ü Закон Республики Беларусь «О высшем образовании»; ü Закон Р Б «О профессионально-техническом образовании»; ü Закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Настоящий Кодекс включает общую и особенную части, содержащие общим количеством 17 следующих разделов: Общая часть: Раздел I. Основы правового регулирования в сфере образования. Раздел II. Субъекты образовательных отношений. Раздел III. Образовательные отношения. Раздел IV. Управление и международное сотрудничество в сфере образования. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования. Раздел V. Дисциплинарная ответственность обучающихся. Раздел VI. Финансирование, материально-техническое обеспечение в сфере образования. Особенная часть: Раздел VII. Дошкольное образование. Раздел VIII. Общее среднее образование. Раздел IХ. Профессионально-техническое образование. Раздел Х. Среднее специальное образование. Раздел ХI. Высшее образование. Раздел ХII. Послевузовское образование. Раздел ХIII. Дополнительное образование детей и молодежи. Раздел ХIV. Дополнительное образование взрослых. Раздел ХV. Специальное образование. Раздел ХVI. Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания. В настоящем Кодексе помимо характеристики государственной образовательной системы на всех уровнях нашли отражение права и обязанности обучающихся и их законных представителей, а также права и обязанности педагогических работников. Например, в числе прав обучающихся в данном Кодексе отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; каникулы, выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. (статья 31. Основные права обучающихся; статья 32. Основные обязанности обучающихся; статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся; статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся и т.д.). В числе прав педагогических работников в Кодексе об образовании отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др. (статья 52. Права педагогических работников; статья 53. Обязанности педагогических работников). В главе 5 Раздела II также раскрываются основные принципы и меры социальной защиты обучающихся (ст. 36–49), в числе которых обеспечение учебниками, питанием, охрана здоровья, выплата стипендий и др. пособий, обеспечение обувью, одеждой и др. средствами, а также местами в общежитии определенных категорий обучающихся, определение местами для проживания в школах-интернатах, гимназиях-интернатах, санаторных школах-интернатах и т.д. детей сиротской категории и т.д. Отдельное внимание отводится в Кодексе об образовании дисциплинарной ответственности обучающихся (Раздел V), а также поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (Раздел XVI).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.072 с.) |