Просветительская деятельность и педагогическая теория К.Д. Ушинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская деятельность и педагогическая теория К.Д. Ушинского.



Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) родился в Туле в небогатой дворянской семье. Рано потерял мать (в 12 лет). До 11 лет он обучался дома, а затем поступил в 3 класс гимназии. Уже в эти годы он много читал и занимался самообразованием. В 1840 г. Ушинский становится студентом юридического факультета Московского университета. В студенческой среде его отличали работоспособность, усидчивость, прямота, искренность, независимость характера.

В 1844 г. он блестяще закончил университет, защитил диссертацию, получив степень доктора юридических наук. В течение двух лет Ушинский зарабатывал преподаванием на жизнь себе и младшему брату, серьезно занимался наукой. Попечитель Московского учебного округа граф С.Г. Строганов предложил ему место профессора в Ярославском Демидовском лицее. С 1846 г. он начал читать в этом лицее курс лекций по гражданскому праву, политэкономии, истории, философии. Молодой профессор в своих лекциях говорил о свободе личности. Демократическая часть лицеистов восторженно относилась к идеям профессора. Однако администрацию лицея стала настораживать популярность свободолюбивых мыслей Ушинского. Во всех университетах и лицее были ужесточен контроль за деятельностью преподавателей, в связи с этим Ушинский подал прошение об отставке и уехал в Петербург.

В Петербурге Ушинский занимает чиновничью должность, женится в 1851 г. на подруге детства Надежде Дорошенко. Он также сотрудничает в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», публикует свои литературные произведения. В статьях «Поездка за Волхов», «Труды Уральской экспедиции» (1852–1853 гг.) уже видна основная идея его педагогики – идея народности и родного языка. Позже в «Журнале для воспитания» были опубликованы его статьи «О пользе педагогической литературы» (1857), «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании». Его имя становится популярным в педагогической среде.

С 1855 по 1859 гг. он работает в Гатчинском сиротском институте в должности преподавателя словесности, а позже – инспектора классов. С 1859 по 1862 гг. он осуществляет деятельность в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора классов. В этом заведении ему удалось осуществить ряд нововведений: уменьшение срока обучения с 9 до 7 лет, введение каникул, введение двухлетнего педагогического класса, уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделении, введено преподавание естествознания и физики, увеличены учебные часы на изучение родного языка.

Священник Смольного института составил на Ушинского клеветнический донос, и тому пришлось оставить институт. Ушинский был отправлен за границу «для изучения постановки женского образования» в Европе. Он пять лет прожил в Швейцарии, при этом ездил в Германию, Францию для изучения специфики западной школы. Эти поездки значительно подорвали его здоровье. Он делал анализ изученного, составлял собственные проекты развития просвещения в России. Тогда и были им написаны его самые значительные работы: «Родное слово» (1864 г.) – книга для начальной школы, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый и второй тома которой вышли в 1868–69 гг.

В 1867 г. Ушинский возвращается в Петербург, занимается образованием своих детей (три дочери и три сына). В 1870 г. во время лечения Ушинского в Крыму, его старший сын смертельно ранил себя на охоте. Эта трагедия вызвала дальнейшее ухудшение здоровья Ушинского. Осенью 1870 г. Ушинский уезжает вместе с сыновьями в Крым продолжать лечение, простывает по дороге. 22 сентября он скончался в Одессе. Похоронен был в Киеве.    

Педагогическая теория К.Д. Ушинского.

1. К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России. В связи с этим, одно из основополагающих положений его педагогической теории – антропологический подход к обоснованию педагогической науки. В нем проявляется позиция философского осмысления педагогики: «Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея». По мнению Ушинского, педагогика должна стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук» – анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, географии, истории, политической экономии, философии. Особое место при этом он отводил также психологии.

В работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–69 гг.) Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувств воли. С позиции антропологии Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. Помимо школы и наставников (преднамеренных воспитателей) Ушинский выделял и непреднамеренных воспитателей, к которым относил природный мир, семью, общество, народ, религию, язык, историю. Ведущая идея вышеназванной работы Ушинского – необходимость для педагога знания предмета воспитания – человека во всех отношениях. 

2. К.Д. Ушинский опирался на идею народности. Принцип народности – стержень педагогической концепции Ушинского. Идея народности значила для него объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. Народность в трактовке Ушинского не означала самозамкнутость и изолированность от чужих культур (в отличие от славянофильства), не означала и механическое перенесение к себе чужих достижений (в отличие от западничества). Он предлагал свой подход, сочетающий идею народности и обращение к лучшим достижениям других народов. Идея народности отражена Ушинским в работах «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870), «О необходимости сделать русские школы русскими» и др. По мнению Ушинского, государство обязано обеспечить народу высокий уровень жизни, чему в свою очередь будет способствовать образование народа.

В русской школе, по его мнению, принцип народности должен быть реализован, прежде всего, чрез приоритет родного языка как предмета школьного образования. При этом ставились три задачи: развитие у учащихся дара слова; усвоение логики языка; обладание сокровищами родного языка. Подтверждением явился созданный Ушинским учебник для начальной школы «Родное слово» (1864) и методическое пособие «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1870), а также пособие «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и др.

3. В трактовке принципа народности важное место отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Трудолюбие Ушинский предлагал формировать путем постоянного участия детей в посильной работе. Эту мысль он отразил в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др.

4. Важное место в педагогической системе Ушинского занимает идея организации обучения,  которое Ушинский рассматривал как основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. По его мнению, обучение решает двоякую задачу: образовательную (рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе и обществе) и воспитывающую (формирование «миросозерцания», «убеждений»). Следовательно, обучение – это процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование).

Процесс обучения Ушинский рассматривал как передачу знаний и навыков учителем и усвоение их учениками. Он делил его на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя. Первая стадия – доведение знания до определенной системы (последовательное восприятие предметов и явлений, сравнение и сопоставление, выработка предварительных понятий, привидение этих понятий в систему). Вторая стадия – обобщение и закрепление приобретенных знаний и умений.

Ведущие принципы обучения Ушинский трактовал, опираясь на позицию Я.А. Коменского, в их числе он называл: 1) сознательность и активность учащихся; 2) наглядность обучения; 3) последовательность («постепенность») обучения; 4) доступность обучения; 5) прочность («твердость усвоения») знаний. При этом сам он выделял следующие важнейшие условия, способствующие эффективности обучения: 1) учет детских потребностей и интересов; 2) связь «не с курьёзами и диковинами», а с жизнью; 3) обучение в гармонии с природой ребенка («нельзя учить ранее, чем он созрел для ученья»); 4) преподавание на родном языке; 5) постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием.

Ушинский поддерживал традицию классно-урочной системы, считая ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. При этом он отмечал ведущую роль учителя, необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (сообщение нового материала, закрепление полученных знаний и т.д.). Считая, что подготовка и проведение урока требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки, он выдвинул следующие требования к проведению урока: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий (учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего).

Обязательным дополнением классно-урочной системы обучения Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников, рассматривая ее как одну из главных форм самостоятельной работы. В связи с этим он говорил о необходимости вырабатывать навыки по ее выполнению.

5. Ушинским было разработано учение о двухуровневой дидактике: общей (базовые методы и средства обучения) и частной (использование базовых принципов и методов обучения в отношении отдельных учебных дисциплин). Сочетание общей и частной дидактик было реализовано Ушинским в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. Это отражено в его работах «Родное слово», «Детский мир» и др. В этом отношении им был разработан новый метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический. В дидактике Ушинского универсальные идеи основывались на синтетическом и аналитическом преподавании, а более частные – раскрывали сущность таких методов обучения как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и т.д. При этом устное изложение рассматривалось как: 1) догматическое или предлагающее; 2) сократическое или спрашивающее; 3) эвристическое или озадачивающее; 4) акроаматическое или излагающее.

6. Содержание обучения также занимает важное место в теории Ушинского. Необходимыми для изучения в школе он считает такие дисциплины, которые дают многообразные знания о природе и обществе, способствуют всестороннему развитию детей и подготавливают их к жизни. В этом отношении им, прежде всего, выделялись такие предметы, как родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература. При этом Ушинский вступал против утилитарного подхода к изучению наук (сугубо практического), отмечая содержание некоторых дисциплин, которое не применимо к практике, но очень важно для развития мышления, кругозора, общечеловеческих качеств личности, (например, история).     

7. Одна из основополагающих идей Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания он определял как более существенные. В этом отношении особое место он отводил нравственному воспитанию, основой  которого считал религию. В свою очередь, религию Ушинский понимал как залог нравственной чистоты. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма (результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества), человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного (восприятие природы и искусства).

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. В связи с этим Ушинским отводилась огромная роль учителю в процессе воспитания и обучения учащихся. Он видел учителя не только преподавателем, а в первую очередь наставником детей. Считая, что основной инструмент учителя – обучение, Ушинский писал: «Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом». Воспитывать учеников он предлагал в атмосфере здравомыслия и гуманности.

Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь наставления, считал он, «готовят лицемеров». Крайними средствами воспитания он считал наказания («лекарство при болезни»). Он отдавал предпочтение наказаниям предупредительного свойства: замечаниям, снижению отметки за поведение. Им признавалось нравственное поощрение и отвергались материальные награды.

3. Педагогические теории и их воплощение в образовательной практике сельских школ (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой).

Николай Александрович Корф (1834 – 1883) родился в дворянской семье, воспитание и образование получил в Александровском лицее. По его окончанию служил чиновником в Министерстве юстиции Петербурга, но вскоре переехал в Екатеринославскую губернию в имение покойной матери. Там он принялся за изучение трудов выдающихся деятелей педагогики и включился в педагогическую деятельность в области народного образования.

В 1866 г. Корф был избран на должность гласного земского собрания. В 1867 г. Корфа избирают членом училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, а затем его председателем. Он тщательно изучил состояние школьного дела, обнаружив массу проблем: слабую подготовленность учителей, отсутствие необходимых материальных средств, несовершенные программы обучения и т.д.

За 5 лет деятельности Корфа в должности председателя училищного совета в Александровском уезде при поддержке населения им было создано около 100 начальных земских школ. Был разработан режим работы школ (выделение трех классов, с которыми одновременно работает один учитель; трехгодичный срок обучения при 6-часовом учебном дне). Обучение в школах шло по учебникам Ушинского, Корфа (книга для чтения «Наш друг»). В школах дети изучали чтение, письмо, арифметику, историю, географию, природоведение, русскую грамматику.

По инициативе Корфа в уезде была создана мастерская по изготовлению наглядных пособий, благодаря чему школы снабжались необходимыми учебниками и учебными пособиями. Корф осуществлял большую методическую работу: объезжал земские школы, посещал и анализировал уроки учителей, давал им необходимые рекомендации, сам проводил показательные уроки, знакомя учителей с новыми методами обучения.

Н.А. Корф явился инициатором нового начинания – организации учительских съездов. Работа съездов носила разнообразный характер: чтение лекций, обсуждение докладов учителей, проведение участниками съезда показательных уроков. При каждом съезде работала специально созданная школа, где каждый учитель мог выдвигать вопросы для обсуждения, на которые Корф давал обстоятельные ответы. Позднее вместе со съездами стали созываться учительские курсы, более длительные по времени и ставящее целью систематическое обучение учителей.

Ушинский вел переписку с Корфом и уважительно отзывался о его деятельности. За выдающиеся заслуги Корф был избран почетным членом Петербургского педагогического общества, педагогического общества Московского университета и Московского университета грамотности.

Однако представители власти отрицательно относились к заботе Корфа о народном образовании. В 1872 г. он был не избран на должность гласного земского собрания. Он выехал в Женеву, жил там 8 лет и создал частную русскую школу.

Вернувшись в Россию, он вновь принялся за общественно-педагогическую деятельность. Им были созданы воскресные повторительные школы для тех, кто хотел улучшить образование или не закончил школу ранее. Главное внимание в работе школ было отведено развитию навыков самообразования путем домашнего чтения учащимися этих школ произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и др. По-прежнему, Корф принимал участие в работе учительских съездов, которые были также популярны и проводились в разных уездах (например, в 1882 г. съезды прошли в 65 городах России).

Основные работы Н.А. Корфа: учебник для чтения «Наш друг» (1871); «Руководство к обучению грамоте» (1874); «Русская начальная школа» (1879); «Наши педагогические вопросы» (1882) и др.

Николай Федорович Бунаков (1837–1904) внес огромный вклад в развитие и совершенствование народной школы. Был «самоучкой», получившим знания и опыт после многих лет педагогической практики. После окончания Вологодской гимназии Бунаков сдал экзамены на право преподавания русского языка и получил соответствующую должность в Тотемском уездном училище Вологодской губернии.

С 1859 г. он работал учителем Вологодского уездного училища. С 1866 г. – преподавателем русского языка в Воронежской военной гимназии (открыл элементарную школу для подготовки в гимназию). С 1884 г. – учитель начального народного училища в селе Петино Воронежской губернии. С 1873 по 1883, с 1896 по 1901 гг. он руководил во многих губерниях летними учительскими съездами и курсами.

Развернувшееся в 1860-е годы общественно-педагогическое движение захватило и Бунакова. Большое влияние на взгляды Бунакова оказали педагогические труды Ушинского, а затем встречи и беседы с самим Ушинским. В 1884 г. Бунаков приобретает на собственные сбережения небольшое имение в с. Петино, там и строит здание новой школы. Школа открылась 22 октября 1884 г. Это было значительное событие для местных жителей, так как раньше здесь никогда не было школы. Учреждение стало существовать на правах земской школы (училища по документам), получая от земства небольшие средства для оплаты труда учителей. Бунаков как попечитель школы взял на себя большинство расходов на ее содержание. Он также оказывал нуждающимся детям постоянную материальную помощь (обувь, одежда, школьные принадлежности и т.д.). Для детей из отдаленных сел и деревень, посещавших его школу, при школе был организован интернат.

Бунаковым были введены в традицию отчеты школы за год о проделанной работе. Проводились они на торжественных собраниях в присутствии родителей учащихся.

По мнению Бунакова, школа должна удовлетворять интересы и потребности народных масс. Он считал, что не должно быть резкой грани между воспитанием дворян и воспитанием детей народа, поэтому выступал против попыток ограничить образование народа грамотой и начальным счетом.

Одно из главных мест в системе обучения детей отводилось изучению родного языка. В младшем классе дети изучали азбуку по звуковому методу Ушинского, постепенно переходя к чтению по книгам Бунакова «Азбука и уроки чтения», «Книжка-первинка». На втором году обучения важное место отводилось родиноведению (природа, история родного края) и арифметике. В школе регулярно проводились чтения статей исторического и естественнонаучного характера. На специальном участке проводились занятия по садоводству и огородничеству. Уделялось много внимания урокам пения, которые вели специально подготовленные учителя.

В конце третьего года обучения устраивались экзамены (устные и письменные испытания по всем основным предметам). Окончившие училище получали свидетельства, отличившиеся – еще и похвальные листы.  

В школе Бунакова большое внимание уделялось внеклассной работе. Часто она была посвящена чествованию великих русских писателей и поэтов. Для этого ученики читали произведения, писали сочинения, учили стихи, романсы и песни и т.д. Так отмечались юбилеи Пушкина, Лермонтова, Крылова, Ушинского, Песталоцци. Наряду с проведением традиционных и юбилейных праздников в школе устраивались музыкально-литературные вечера и народные чтения. В школе широко использовалось такой метод как внеклассное чтение. С этой целью ученики получали художественные и научно-популярные книги для домашнего чтения из школьной библиотеки.  

В 1888 г. Бунаковым был организован в Петино самодеятельный «крестьянский» театр, где были заняты бывшие ученики школы. В театре играли пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А.С. Пушкина и др.

В 1902 г. состоялся арест Н.Ф. Бунакова, его ссылка под надзор полиции в г. Острогожск Воронежской губернии и запрет заниматься педагогической и просветительской деятельностью. Аресту предшествовали следующие события. Н.Ф. Бунаков участвовал в земской деятельности и стал гласным (председателем) уездного и губернского земств. В 1902 г. он был избран в комитет о нуждах сельскохозяйственной промышленности. За заявления о том, что надо «выслушать голос земли» и вернуться к реформам Александра II Бунакова отстранили от общественной и просветительской деятельности, руководства учительскими съездами и выслали из уезда.  

Н.Ф. Бунаковым было создано немало учебников и методических пособий. Основные из них: «Азбука и уроки чтения» (1871); 1872 г. – «Букварь для чувашей, составленный по способу Н.Ф. Бунакова» (1872); «Уроки начальной русской грамматики для русских детей» (1872); «В школе и дома. Книга для чтения» (1876); «Книжка-первинка» (1881); «Живое слово. Книга для чтения» (1903). 

Кроме учебных книг и пособий, Бунаков опубликовал около 120 педагогических и литературных работ, в числе которых статьи о Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинском, М. Лермонтове и др.   

Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) – профессор Московского университета, член-корреспондент Российской Академии наук, ботаник, математик, писатель.

Родился в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии. Отец Александр Антонович (бывший майор в отставке) основал в селе библиотеку. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей. Попечителями школы и ее первыми учителями стали старший сын Владимир и дочь Варвара.

Мать Варвара Абрамовна (сестра поэта Е.А. Баратынского) знала несколько иностранных языков, имела блестящее музыкальное образование, любила поэзию. Дети в семье благодаря матери получили блестящее домашнее воспитание и образование.    

В 1849 г. С.А. Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета, но потом перешел на физико-математический. После окончания университета служил в архиве, занимался общественной деятельностью. Рачинский был глубоко религиозным человеком, написал ряд богословских работ («Божественная воля как источник существующего движения во Вселенной»). Однако его религиозность не противоречила его естественнонаучным изысканиям. Рачинским была переведена на русский язык книга Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1864), к которой он написал в качестве предисловия научно-популярный очерк «Цветы и насекомые».

Во время путешествия по Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции Рачинский изучал вопросы народного образования, заинтересовался педагогическим наследием Песталоцци, подробно ознакомился с педагогической деятельностью профессора Йенского университета К. Стоя (1815–1885) – основателя народной школы и педагогической семинарии в Йене (Германия). Первая статья Рачинского на педагогическую тему: «Институт Стоя в Иене».

После защиты магистерской диссертации «О движении высших растений» (1859) Рачинский основал и возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете. В 1866 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «О некоторых химических превращениях растительных тканей», до конца жизни ведет работу ученого-естествоиспытателя, пишет много научных работ (в том числе составляет на трех языках словари ботанических и зоологических терминов). В университете Рачинский вел общественную деятельность, осуществлял благотворительность (оплачивал обучение некоторых талантливых студентов в университете и за границей).

Рачинский был знаком с Л.Н. Толстым, П.И. Чайковским, братьями Аксаковыми и др. художниками, поэтами, писателями. Беседы с Л.Н. Толстым обратили его внимание на проблемы народного просвещения. Рачинский начинает помогать сестре Варваре проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1866 г. в университете начинаются репрессии против демократично настроенных преподавателей. Рачинский подал в отставку. Он приезжает на родину и становится сельским учителем. Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян, им было подготовлено 60 учителей для сельских школ, регулярно проводил съезды для учителей. Рачинский первым открыл в своем уезде школу для девочек, ввел также совместное обучение девочек и мальчиков. За время учительства Рачинский построил около 30 сельских школ.

В основе педагогической системы Рачинского находились семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма. Основная идеал воспитания в педагогической теории Рачинского – это человек, демонстрирующий теплоту и сердечность отношений, нравственность, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и православную веру. В связи с этим в школе особое внимание уделялось изучению Закона Божия, преподаваемого местным священником, церковно-славянского языка, который преподавал сам Рачинский. Занятия в школе прерывались на время церковной службы, и прямо в школе проходило моление. В отношении семейного воспитания Рачинский старался повлиять на атмосферу семейного быта крестьян. С этой целью им было создано в уезде «Общество трезвости», по примеру которого подобные общества стали создаваться и в других уездах. В таких обществах крестьяне собирались на праздники, устраивали чаепитие, читали литературу и т.д., показывая как можно интересно и полезно провести время отдыха, не употребляя спиртное. 

В школе к детям проявлялась неустанная забота. Для детей из дальних сел было построено общежитие, комнаты для учителей. Часть учеников была сиротами, поэтому школа работала как интернат круглый год. С большим вниманием относился Рачинский к детям больным, имеющим физические недостатки. В связи с этим рядом со школой была построена больница, работа врача оплачивалась Рачинским.

Во дворе школы был огород, цветник. Классные комнаты были украшены картинами художников, рисунками учеников. Была оборудована комната для рукоделия, где было собрано немало изделий народных промыслов (вышитые рушники и др.).

Детям старались дать основы профессий, которые могли бы стать основой их жизни. В школе существовали ремесленные классы, где ученики параллельно с основным обучением овладевали профессиями столяра, плотника, пчеловода, кружевницы портнихи, осваивали земледельческие работы т.д. Особое внимание Сергей Александрович уделял одаренным детям – помог получить дальнейшее образование трем талантливым художникам: Т. Никонову, И. Петерсону, Н.П. Богданову-Бельскому. В школе велись занятия по живописи, рисованию и черчению самим Рачинским, а летом – художником Э.А. Дмитриевым-Мамонтовым. Занятия музыкой и пением Рачинский вел вместе с сестрой Варварой (учили игре на скрипке, фисгармонии, пианино).

Большое внимание Рачинский уделял народной культуре, истории, традициям и фольклору. Вместе с детьми собирал сказания, были, поговорки, сказки и т.д., затем они использовали этот материал на занятиях. В программу школьного обучения Рачинским были введены геометрия, основы физики, черчение, география, естествознание. Обучение длилось 5–6 лет.  

Основные педагогические работы Рачинского: «Заметки о сельских школах» (1881); «Народное искусство и сельская школа» (1882); «Из записок сельского учителя» (1888); книга «Сельская школа» (1891); пособия по математике «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы», «Геометрические забавы» и др.           

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель. Рано потерял родителей. С 1842 г. жил у своей опекунши Т.А. Ергольской в Казани. Обучался в Казанском университете один год на восточном отделении философского факультета, два года – на юридическом факультете. В это время стал увлекаться философией (Гегель, Вольтер, Руссо). В 1847 г. он оставляет университет и возвращается в имение Ясная Поляна, чтобы вступить в наследство имением. Здесь он задумал заняться улучшением быта крестьян, стал обучать крестьянских детей грамоте с 1849 г. С этой поры Толстой постоянно на протяжении всей своей жизни обращался к педагогике.

С 1851 по 1855 гг. Толстой был зачислен на военную службу, сначала находился на Кавказе, а затем участвовал в обороне Севастополя. В 1859 г. он снова приступил к занятиям с крестьянскими детьми.

Педагогическая деятельность Толстого делится на три периода: 1859 –1862 гг.; 1870–1876 гг.; с конца 1880-х до конца жизни. Толстой изучал работы Коменского, Ушинского, Руссо, работы по истории педагогики. В 1860 г. он совершил долгое путешествие по школам Германии, Франции, Англии, Италии, Бельгии. Везде его разочаровывал формализм обучения. Однообразие методов и приемов. Это убедило Толстого в мысли, что нельзя строить русскую школу по принципам европейской школы.

Направления педагогической деятельности Толстого с 1859 по 1862 гг.

– организация деятельности Яснополянской школы (оборудование, подбор учителей, прием детей);

– обдумывание и разработка педагогических основ обучения, воплощение их в практику и анализ результатов;

– занятия с учениками в школе;

– издание педагогического журнала «Ясная Поляна» (издано 12 номеров);

– деятельность по открытию новых школ (было открыто до 20 школ в уезде, существовавших на средства родителей);

– деятельность в качестве мирового посредника в Крапивенском уезде Тульской губернии.  

В первый период педагогической деятельности Толстой приходит к убеждению, что ведущая идея педагогики – развитие активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым же условием развития является свобода. Эта идея становится основой его педагогической теории – теории свободного воспитания.

В школах, открываемых Толстым, работали студенты университетов, а не выпускники семинарий. Именно студенты, по мнению Толстого, могли понимать и претворять в жизнь его взгляды. Яснополянская школа была оригинальным учебным заведением. Основой задачей школы было создание условий для развития творчества и самостоятельности детей. Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания» – реализовывалась и через свободное обучение. В связи с этим Толстой руководствовался в своей педагогической деятельности следующими принципами, которые он в статьях представлял как наставления учителю:

– для того, чтобы ученик учился успешно, нужно, во-первых, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, во-вторых, чтобы душевные силы ученика были в самых выгодных условиях (ничто не отвлекает внимание ученика, он не стесняется своих товарищей, не боится наказания за непонимание материала, не переутомляется, чувствует свое продвижение в знаниях);

– школа должна быть радостной, а не мрачной, труд ученика – приятным для него, а не принудительным;

– достижение школьником успеха в обучении зависит от методики, используемой учителем: «Чем труднее учителю, тем легче ученику», причем методы обучения нужно использовать самые разные (беседы, сочинения, рассказы и т.д.);

– физических наказаний быть не должно: «… оно озлобляет того, кого наказывают, … и развращает того, кто наказывает».

В 1862 г. Толстой ушел в отставку и уехал из Ясной Поляны в Самарскую губернию на лечение. В это время в его школе устроили обыск, разрушив и перевернув все в школе вверх дном. Это обстоятельство потрясло Толстого. В связи с этим, а также женитьбой на С.А. Берс и началом работы над романом «Война и мир» Толстой прекращает педагогическую деятельность.

Направления педагогической деятельности Толстого с 1870 по 1876 г г.

– возобновляет занятия с крестьянскими детьми;

– пишет и публикует комплекс учебников «Азбука» в 1872 г. (комплекс учебных книг для обучения чтению, письму, счету, старославянскому языку, арифметике – четыре книги), «Новая азбука» в 1875 г.;

– выступает в печати с педагогическими статьями;

– предпринимает попытку открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей в Ясной Поляне – «университет в лаптях»;

– с 1874 г. деятельность в качестве члена училищного совета Крапивенской земской управы по организации и улучшению деятельности школ уезда.

    Во второй половине 1870-х г. Толстой опять отошел от педагогической деятельности в связи с написанием романа «Анна Каренина».

В конце 1870-х гг. он приходит к заключению, что школа должна не только обучать, но и воспитывать. Религию он признает как «единственно законное и разумное основание воспитания». Исходя из этого, третий период педагогической деятельности Толстого совпадает с разработкой религиозно-нравственного учения и обличением всех недостатков окружающей жизни.

Главным педагогическим вопросом для Толстого в последний период его педагогической деятельности стал вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании. Нравственное воспитание молодежи он связывал с прогрессом человечества, развитием человеческой культуры (статья «О воспитании»). В 1890 г. дочерьми Л.Н. Толстого в Ясной Поляне школа была открыта заново и граф опять стал заниматься обучением. Однако школу быстро закрыли по распоряжению властей. 

Толстой отрекся от официальной православной церкви и сформулировал собственное понимание христианства как религии рациональной (за что церковь его также официально отлучила от церковного общения). Он отрицал все непознаваемое, что содержится в догматах веры, называя все это легендами и сказками, при этом он упрекал церковь за «оправдание насилия». Он полагал, что истинно верующий должен жить мирно, скромно, отдав свое имущество нуждающимся. Основы этого учения Толстой изложил в ряде сочинений («Крейцерова соната», «Исповедь» и т.д.). Религиозное учение Толстого распространилось в 1890-х гг. и имело много последователей, в том числе и среди интеллигенции. На этой идейной основе стали создаваться сельскохозяйственные общины, живущие собственным трудом и мирно саботирующие государственные институты (например, отказ от службы в армии). Члены общины отрицали также насилие, убийство не только человека, но и животного, отказывались от употребления мяса, а также разных «дурманов» – водки, табака и т.д. Широкое распространение общины получили после октябрьской революции 1917 г., однако в период коллективизации в 1930-х гг. общины были уничтожены, а их лидеры отправлены в лагеря. 

    Основные педагогические работы Л.Н. Толстого: статья «О народном образовании» (1862); «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862); «Кому и кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862); «Азбука» (1872); «Новая азбука» (1875); «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907); 1909 – «О воспитании» (1909); «О науке» (1909) и др.

4. Деятельность белорусских просветителей и их идеи о народном образовании.

В начале 1860-х гг. на белорусских землях насчитывалось 576 учебных заведений всех типов: одно высшее учебное заведение, 12 средних и 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище, 453 начальные школы. Развивались профессиональные школы: было открыто около 100 школ для государственных крестьян, в которых готовили фельдшеров, землемеров, писарей и т.д. Финансирование учебных заведений осуществлялось, главным образом, за счет пожертвований и сборов с сельских и городских общин и незначительных поступлений от государства.

Школьные реформы 1860-х гг. вызвали положительные изменения в системе образования: все школы стали общедоступ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.076 с.)