Педагогическая мысль России первой половины Х IХ в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая мысль России первой половины Х IХ в.



В середине ХIХ в.в просвещенном русском обществеразвернулась острая полемика между славянофилами и западниками, касавшаяся вопросов образования и воспитания.

Славянофилы не были едиными в своих взглядах. Но в то же время они основывались на убеждении в самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Выдающимися представителями этого течения, занимающимися вопросами воспитания, были философ и публицист И.В. Киреевский (1806–1865), поэт А.С. Хомяков (1804–1860), историк С.П. Шевырев (1806–1864).

Западниками называли представителей просвещенных кругов, которые считали за образец западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самообразование. К ним относились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский, П.Ф. Редкин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев и др.

В.Ф. Одоевский (1803–1869) отводил первостепенную роль просвещению и науке в общественной жизни и жизни отдельного человека. Эти мысли он отразил в своей работе «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей» (1845). Предназначение воспитания Одоевский видел в достижении человеком нравственной гармонии. На первое место при достижении такой гармонии он ставил самодеятельность ребенка, разделяя взгляды немецкого педагога Фрёбеля.

Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен выдвигали радикальные педагогические идеи, делая упор на стремлении русского человека к социальным переменам и предлагая поощрять такое стремление путем воспитания.

В.Г. Белинский (1811–1848) – революционер-демократ, публицист, критик, определивший в своих работах гуманистические и демократические подходы к образованию и воспитанию (Статья «О воспитании детей – отрывок из рецензии «Подарок на Новый год. Детские сказки дедушки Иринея» 1840; фундаментальный научный труд «Основание грамматики русского языка» и др.). Разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания, критиковал сословные традиции «первоначального воспитания». 

Говоря о сущности воспитания, Белинский считал, что общество должно обеспечить всем людям равное воспитание, развить их духовные силы и индивидуальные способности, которыми каждый ребенок обладает от рождения. Задача воспитателя – выявить и развить лучшие качества ребенка; не подавлять у детей выдуманные пороки, а устранять причины, их вызывающие. Отсюда главная цель воспитания по В.Г. Белинскому – общечеловеческое воспитание (воспитание общечеловеческих качеств, независимо от сословности). Большое внимание уделял Белинский воспитанию в семье. По его мнению, отношения между родителями и детьми должны основываться на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству. Он выступал против семейного деспотизма, физических наказаний; говорил о воспитании у детей ответственности и чувства долга.  

Основное положение педагогической теории Белинского – гармоническое развитие человека (физическое и нравственное воспитание, умственное образование). Физическое воспитание он рассматривал как развитие физических сил, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, гигиена и т.д. Нравственное воспитание Белинский предлагал основывать на эмоциях, воздействуя, прежде всего на чувства, а не на сознание детей. Необходимыми методами воспитания нравственности он считал положительный пример, приучение к положительным чувствам и манерам, отвергал при этом нравоучения и докучливые беседы. В отношении умственного образования Белинский считал, что после 7 лет ребенку нужно получать систематическое образование. Просветитель выступал против религии за светское образование, приближение науки к жизни. Важнейшими предметами считал родной язык и литературу, историю; большое значение придавал естественным наукам.

А.И. Герцен (1812–1870) – политический деятель, публицист и писатель. Был ярым врагом крепостничества и самодержавия, выступал против религиозной основы воспитания. Носителем лучших национальных качеств Герцен считал простой народ, следовательно, только у народа молодое поколение может научиться добродетели, трудолюбию, любви к родине.

Отмечая положительные моменты в педагогической теории Руссо, Герцен в то же время, высмеивал его сентиментально-романтические идеалы, критиковал его за изоляцию ребенка от окружающей жизни, игнорирование в системе умственного образования опыта, приобретенного человечеством. В романе «Кто виноват?» он показывает, к чему может привести юношу такое изолированное от общества и жизни воспитание. В произведении «Былое и думы» он выступает против идей Оуэна о том, что человек является пассивным продуктом обстоятельств и воспитания; придает большое значение активной борьбе людей со злом и несправедливостью.

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества. Особе внимание уделял нравственному воспитанию, считая условиями его эффективности расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему и знание его потребностей.

В отношении образования Герцен выступал за всестороннее общее образование. Говорил о необходимости изучения математики, естествознания, литературы, истории, иностранных языков. Педагогические работы Герцена: «Разговоры с детьми», «Опыт бесед с молодыми людьми» и др.

Н.П. Огарев (1813–1877) – революционер, поэт, публицист. Также как и Герцен критиковал школьную политику того времени. Он видел в школе основное средство гражданского воспитания, «вразумления» народа. Им был разработан «План земельных училищ», «Проект народной политехнической школы» (1847 г.). В «Проекте…» он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. В документе провозглашалось устранение сословных, религиозных, и др. ограничений при получении образования, соединение обучения с общественно полезным трудом.

Его «Проект народной политехнической школы» включал следующие разделы:

1) образ жизни учеников (обязанности учителя, режим жизнедеятельности детей, применяемые наказания, за исключением физических, проживание в школе и встречи с родителями и т.д.);

2) наука (учебные программы в соответствии с четырьмя годами обучения, а также трудовые занятия детей зимой – столярное, слесарное, кузнечное и медное дело, и летом – огород и полевые работы). В первый год обучения дети учатся считать, писать, читать, получают начальные сведения из физики и химии применительно к почве, атмосфере и растениям; на втором и третьем годах обучения полученные детьми сведения из химии, физики, математики применяются на практике, в геодезии. На четвертом году обучения занятия дополняются астрономией, механикой, географией, анатомией и зоологией, сельской и технической архитектурой, историей и правом, лесоводством и т.д. 

3) гигиена (медицинские сведения о действиях при несчастных случаях и уходе за больными, сведения о гигиенических нормах и здоровой пище, четкий режим дня);

4) требования к учителю (знание математических и естественных наук, умения производить опыты и работать в сельском хозяйстве или же обучаться этим работам, нравственное поведение).  

В 1831 г. Огарев создал революционный кружок в Московском университете. С 1856 г. – эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне.

 

3. Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала Х I Х века. Характеристика системы образования Виленского учебного округа.

Среди учебных округов Российской империи особое положение занимал Виленский учебный округ. В него входили Витебская, Гродненская. Могилевская, Минская губернии. Его попечителем был польский магнат, близкий друг Александра I – А. Чарторыский. Им самим совместно с ректором университета были разработаны университетский и школьный уставы, которыми руководствовались все учебные заведения округа («Предписание организации училищ в округе императорского Виленского университета»). В этих документах были учтены основные положения Устава Эдукационной комиссии. Обособленность Виленского учебного округа была уступкой царизма политическим и национально-религиозным интересам польской шляхты и католической церкви.

Административным, учебным и научным центром округа являлся Виленский университет – крупнейшее высшее учебное заведение в западных землях Российской империи. Он занимал особое положение по составу факультетов (имел богословский фак-т) и языку преподавания (польский). В университете были факультеты: физико-математический, медицинский, морально-политический, литературы и изящных искусств; действовали медицинский, ветеринарный и агрономический институты, обсерватория, ботанический сад, первый в России зоологический музей, три клиники, огромная библиотека. На факультете литературы и свободных искусств работала художественная школа, издавался ежемесячный научно-литературный журнал «Виленский вестник». При медицинском факультете было основано научно-общественное объединение «Виленское медицинское товарищество» (1805), в которое входили ученые, преподаватели и врачи-практики, исследующие проблемы медицины, фармакологии. Члены общества изучали также минеральные источники, определяли пути борьбы с инфекционными заболеваниями, на этой основе они участвовали в ликвидации эпидемий в регионе, знакомили население с основами санитарно-гигиенических норм, пропагандировали вакцинацию.

В 1803 г. в Виленском университете насчитывалось 324 студента, а в 1829 г. – 1066. По мере развития университета большую часть преподавателей (36 профессоров из 47) составляли выходцы из Литвы и Белорусских земель.     

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г. затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом (создание учительской семинарии, открытие краткосрочных курсов по подготовке учителей) не принесли ощутимых результатов. Низшей ступенью в системе образования били одноклассные приходские училища, где учащихся обучали только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенью выше были четырехклассные уездные училища. Среднее образование давали гимназии с семилетним обучением. Основное место в новых учебных планах гимназий и уездных училищ занимали польский, латинский, французский и немецкий языки. Около четверти учебного времени отводилось на изучение физико-математических и естественных наук, также изучали право, историю, логику. Хотя гимназии и уездные училища объявлялись всесословными, доступны они были только детям из состоятельных семей. 

В сложном положении оказалась начальная школа, которая содержалась за счет дворянства и духовенства. Школ было очень мало, поэтому основной части населения начальное образование было не доступно. На этой основе в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения (Гомель, Кобрин, Минск, Полоцк, Пружаны, Столин и др. – всего 13). Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. В них давали элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ такого типа свидетельствовало не только о потребности помещиков в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию.

В этот период на белорусских землях действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы в виде одноклассных и двухклассных приходских училищ.

В Виленском округе неоднократно предпринимались попытки создания лицеев. В 1817–1821 гг. планировалось открытие лицея в Гомеле, однако открытие не поддержало царское правительство.

В ходе образовательных реформ на территории Виленского учебного округа стали заметно проявляться противоречия между местным дворянством и католической церковью, с одной стороны, и русским правительством – с другой. В борьбе за влияние на школу политика русификации, проводимая царизмом и направленная на ограничение польско-католической экспансии, столкнулась с политикой полонизации, проводимой шляхтой и католической церковью, которая открывала свои школы – школы католических орденов (пиарского, базилианского, иезуитского). В начале ХIХ в. в Виленском округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ, несколько школ для девочек при женских монастырях визиток, мариавиток, сакраменток, училища при униатских монастырях.

В 1812 г. была создана Полоцкая иезуитская Академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России, в которых обучалось 20% от общего количества белорусских учащихся. Все иезуитские учебные заведения были закрыты в 1820 г. после изгнания иезуитов из Российской империи.

Система просвещения в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе работала по-польски. На польском языке преподавали во всех учебных заведениях. Учащиеся изучали польскую историю и литературу. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 г. в Виленском университете и др. учебных заведениях тайных революционных обществ.  

Произошедшее в 1830–1831 гг. польское восстание окончательно испугало монархию, которая ответила репрессиями, затронувшими и систему просвещения. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты, которые расценивались представителями власти как рассадники революционных настроений, так как и студенты и преподаватели принимали участие в польском восстании (только медицинский фак-т Виленского университета был преобразован в Медико-хирургическую академию, просуществовавшую до 1840). Виленский учебный округ был ликвидирован. Учебные заведения Виленской, Гродненской и Минской губернии вошли в новый Белорусский учебный округ (существовал до 1850 г.). Местное дворянство после закрытия Виленского университета добилось решения об открытии лицея в Орше. Был разработан Устав лицея, который отражал два отделения в его составе: философское (для подготовки учителей), юридическое (для подготовки чиновников для белорусских губерний). В 1833 г. были выделены средства на реконструкцию здания и устройство преподавателей, но открытие лицея так и не состоялось. Центром науки и просвещения для Белорусского учебного округа стал Киевский университет, открытый в 1834 г. 

В 1836 г. был опубликован указ о введении преподавания на русском языке во всех учебных заведениях Беларуси. В 1839 г., несмотря на недостаток учителей, была закрыта Витебская учительская семинария (открыта в 1834 г.). В образовании насаждался сословный принцип. В 1840 г. в Белорусском учебном округе социальный состав учащихся выглядел следующим образом: 65,6% детей дворян, офицеров, духовенства, 18% детей крестьян, 16,2% детей мещан. 

В этот период предпринимаются попытки открытия специализированных учебных заведений. Так, в 1840 г. в Горках (ныне Могилевская обл.) была открыта первая не только на белорусских землях, но и в России земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в Гори-Горецкий земледельческий институт, где готовили агрономов и управляющих поместьями. В нем обучались студенты из Центральной России, Украины, Сибири, Поволжья. В институте широко проводилась работа по разведению и акклиматизации новых культур (свеклы, кукурузы, табака). 

           Развитие народного образования в Белорусском учебном округе во второй четверти ХIХ в. происходило медленно. В 1835/37 уч. г. здесь насчитывалось всего 36 гимназий и уездных училищ. Правительство обращало внимание в основном на привилегированные учебные заведения, количество которых было незначительно. Начальных школ было по-прежнему мало, они были отданы на попечение помещикам.

Однако в целом научные знания в Беларуси в первой половине ХIХ в. получили определенное развитие (медицина, химия, биология, история, археология и др.). В белорусской просветительской мысли первой половины ХIХ в. выделяются следующие имена.

Польский поэт Франтишек Карпинский (1741–1825), который обосновал этико-педагогическую гуманистическую концепцию, где выделил три аспекта в воспитании: физический, образовательный, нравственный. Весь процесс воспитания должен, по его мнению, строиться с учетом природы человека. Ученика не следует принуждать учиться, необходимо заинтересовать его, сочетать игру с трудом и учебой, использовать в обучении народные образы, загадки и т.д. 

 Выдающийся мыслитель Аниол Довгрид (1776–1835), который рассматривал воспитание как единый процесс умственного, нравственного и физического развития ребенка. Эти идеи он изложил в книге «Моральная философия» (1821). Его позиция была сходна с позицией Дж. Локка, он полагал, что мозг ребенка – «чистая доска», поэтому развитие ребенка зависит от формируемых представлений.

Профессор Виленского университета И. Лелевель (1786–1861) создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории, вспомогательным историческим дисциплинам.

Профессор Гори-Горецкого земледельческого института К.Д. Шмидт (работал в институте с 1843 по 1863 гг.) являлся родоначальником химической науки на белорусских землях, организатором первой химической лаборатории в Беларуси.   

Станислав Юндил (1761–1847) был признанным специалистом в области ботаники и зоологии. В 1791 г. он опубликовал книгу «Описание растений в провинции Великого княжества Литовского», положившую начало систематическому научному изучению растительности Беларуси.

Флориан Бохвиц (1779–1856) автор ряда педагогических трудов: «Мысли о воспитании» и др. В работах рассматривал в единстве проблему обучения и воспитания. Выступал за изучение естественного права, ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, механики, математики, естественной истории, географии. Считал обязательным в школе физическое воспитание.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.053 с.)