Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта.
Известный немецкий педагог, психолог, философ И. Ф. Гербарт (1776–1841) известенкак профессор философии ипсихологии Гёттингенского и Кёнингсбергского университетов. Родился в семье юриста вОльденбурге (Германия). Получил сначала домашнее образование, затем закончил последний класс латинской школы, после учился в Иенском университете (1794–1797). Увлекался трудами представителей немецкой классической философии (Кант, Фихте), учением античного философа Парменида. Педагогическую деятельность начал в качестве воспитателя детей швейцарского аристократа фон Штейгера (с 1797 по 1880 гг.). Гербарт был в числе почитателей и последователей Песталоцци. В 1800 г. он посещает Бургдорфский институт, посещает занятия, проводимые Песталоцци, после чего пишет свои первые педагогические труды, посвященные знаменитому швейцарцу: «Оновом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци». В 1800–1801 гг. Гербарт заканчивает Гёттингенский университет, защищает докторскую диссертацию по философии; с 1802 по 1809 гг. читает в этом университете лекции по философии, педагогике и психологии сначала в должности приват-доцента, затем профессора. За это время создает ряд работ, из которых самые значительные «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804) и «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (18%). В 1809 г. он был приглашен вКёнингсбергский университет, где он возглавил кафедру философии и педагогики после И. Канта. Деятельность Гербарта в университете была разносторонней. Он добился открытия в университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, преподавая одновременно математику. В этот период деятельности им были написаны работы «О воспитании при общественном содействии», «Учебник психологии» (1816), «Письма о применении психологии к педагогике» (1831). Гербартом были предложены два термина, которые прочно вошли в современную психологию: ассоциация (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним связанного) и апперцепция (обусловленность содержания новых представлений запасом уже имеющихся). Онвыделил также непроизвольное внимание (примитивное и апперцептивное) и произвольное.
В 1833 г. он возвращается в Гёттингенский университет, где возглавляет кафедру философии. Здесь прошли его последние годы жизни, и была издана работа «Очерки лекций по педагогике» (1835), являющаяся дополнением к «Общей педагогике, выведенной из цели воспитания» (1806). Педагогическое сознание Гербарта переработало многие передовые идеи своей эпохи – французских мыслителей, немецких философов, филантропистов и идеи Песталоцци, что позволило ему осуществить научную разработку теории воспитания и обучения. Ученый различал педагогику как науку, рассматривая ее как систему знаний, и в то же время рассматривал педагогику как искусство, основанное на постоянном действии, практике. Педагогика как наука, по Гербаргу, требует философского обоснования воспитания. Ведущие идеи Гербарта: 1) главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния) опыта общения с природой и людьми; 2) главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, – воспитание. Теория воспитывающего образования Гербарта включает три части: управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание. Управление по Гербаргу должно решать задачу поддержания порядка, «укрощения дикой резвости ребенка». Следовательно, система приемов управления включает угрозу, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность. Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Цель управления – занять ребенка каким-либо делом. Воспитывающее обучение у Гербарта основывается на развитии многосторонности интересов. Отсюда задача учителя – развитие интереса и деятельности ученика так, чтобы в результате сформировался его характер. Интересы Гербарт связывал как с познанием окружающей действительности, так и с общественной жизнью. Отсюда Гербартом были выделены шесть видов интересов: 1) эмпирический (что это такое?) – наблюдение, 2) умозрительный (почему это так?) – размышление, 3) эстетический (художественная оценка явлений), 4) симпатический (связан с членами семьи и ближайших знакомых), 5) социальный (направлен на общество в целом), 6) религиозный (направлен на общение с Богом).
Обучение Гербарт разделял на преподавание и учение. В теории обучения Гербарт стремился продолжить разработку Песталоцци: обнаружить «естественную последовательность учебного процесса» и найти определенную «очередность» действий, посредством которых можно безошибочно подвести учащихся к цели познания. Последовательность учебного процесса он представлял в виде четырех формальных ступеней. Первые две ступени связаны с углублением обучения (выход на новые знания); вторые две – с осмыслением обучения (соединение новых знаний с уже имеющимися). Ступени обучения ученый назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод. Ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении требуется мобилизация внимания; в дидактическом – использование наглядности при изложении учителем нового материала. Ассоциация – углубление в состоянии движения. Новый материал связывается с имеющимися представлениями. Так как ученик еще не знает, что получится в результате связывания нового со старым, то в психологическом плане имеется ожидание, а в дидактическом – ведется беседа, непринужденный разговор. Система – осознание в состоянии покоя. Поиск учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психологически эта ступень соответствует исканию, дидактически – формулировке обобщений. Метод – осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. С психологической стороны данная ступень характеризуется действием, с дидактической – различного рода учебными упражнениями. Данная дидактическая модель легла в основу авторитарной традиционной школы. Гербартом были определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический, синтетический. Главенствующая роль отводилась аналитическому методу, способствующему систематизации знаний учащихся. Однако применение методов необходимо осуществлять по мнению Гербарта в совокупности. Нравственное воспитание ученый рассматривал как формирование воли и характера ребенка. Целеполагание, цель воспитания находились в центре педагогической системы Гербарта и выводились им из философии, из этики, теории нравственности («практической философии» по Гребарту), а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии.Целью воспитания по Гербарту должна быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. Волю индивида Гербарт связывал с нравственным суждением, которое должно опираться на оценку красоты души и добра. К этическим идеям, выдвинутым Гербартом, относятся: – идея внутренней свободы (результат согласованности, разума и воли); – идея совершенства (организованная воля, многосторонний интерес, наивысшие нравственные ценности индивида); – идея благожелательности (гармония между волей индивида и волей других людей); – идея права (понимание своих прав и обязанностей индивидом в взаимоотношениях с другими людьми); – идея справедливости (поощрение либо наказание). Задачи воспитания по Гербарту: 1) обогащение души представлениями или опытом; 2) выработка идеи и мотивов поведения на основе представлений. Гербарт склонялся к тому, что воспитатель должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на это. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления (при управлении подавляются воля и характер ребенка, при нравственном воспитании они выходят на первый план). Большое внимание уделял ученый религиозному воспитанию, полагая, что религия вызывает «чувство смирения» у воспитанников и необходима как сдерживающее начало при управлении. Ученым были выделены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий (установление границ поведения), направляющий (создание определенных условий), нормативный (четкие правила поведения), взвешенноясный (поддержание спокойствия и ясности в душе воспитанника), морализаторский (одобрение и порицание), увещевающий (указание на промахи, исправление). У Гербарта было немало последователей. Возникло даже целое направление в педагогике — « гербартианство».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.009 с.) |