Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта.



Известный немецкий педагог, психолог, философ И. Ф. Гербарт (1776–1841) известенкак профессор философии ипсихологии Гёттингенского и Кёнингсбергского университетов.

Родился в семье юриста вОльденбурге (Германия). Получил сначала домашнее образование, затем закончил последний класс латинской школы, после учился в Иенском университете (1794–1797). Увлекался трудами представителей немецкой классической философии (Кант, Фихте), учением античного философа Парменида. Педагогическую деятельность начал в качестве воспитателя детей швейцарского аристократа фон Штейгера (с 1797 по 1880 гг.).

Гербарт был в числе почитателей и последователей Песталоцци. В 1800 г. он посещает Бургдорфский институт, посещает занятия, проводимые Песталоцци, после чего пишет свои первые педагогические труды, посвященные знаменитому швейцарцу: «Оновом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».

В 1800–1801 гг. Гербарт заканчивает Гёттингенский университет, защищает докторскую диссертацию по философии; с 1802 по 1809 гг. читает в этом университете лекции по философии, педагогике и психологии сначала в должности приват-доцента, затем профессора. За это время создает ряд работ, из которых самые значительные «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804) и «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (18%).

В 1809 г. он был приглашен вКёнингсбергский университет, где он возглавил кафедру философии и педагогики после И. Канта. Деятельность Гербарта в университете была разносторонней. Он добился открытия в университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, преподавая одновременно математику.

В этот период деятельности им были написаны работы «О воспитании при общественном содействии», «Учебник психологии» (1816), «Письма о применении психологии к педагогике» (1831). Гербартом были предложены два термина, которые прочно вошли в современную психологию: ассоциация (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним связанного) и апперцепция (обусловленность содержания новых представлений запасом уже имеющихся). Онвыделил также непроизвольное внимание (примитивное и апперцептивное) и произвольное.

В 1833 г. он возвращается в Гёттингенский университет, где возглавляет кафедру философии. Здесь прошли его последние годы жизни, и была издана работа «Очерки лекций по педагогике» (1835), являющаяся дополнением к «Общей педагогике, выведенной из цели воспитания» (1806).

Педагогическое сознание Гербарта переработало многие передовые идеи своей эпохи – французских мыслителей, немецких философов, филантропистов и идеи Песталоцци, что позволило ему осуществить научную разработку теории воспитания и обучения. Ученый различал педагогику как науку, рассматривая ее как систему знаний, и в то же время рассматривал педагогику как искусство, основанное на постоянном действии, практике. Педагогика как наука, по Гербаргу, требует философского обоснования воспитания.

Ведущие идеи Гербарта: 1) главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния) опыта общения с природой и людьми; 2) главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, – воспитание.

Теория воспитывающего образования Гербарта включает три части: управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

Управление по Гербаргу должно решать задачу поддержания порядка, «укрощения дикой резвости ребенка». Следовательно, система приемов управления включает угрозу, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность. Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Цель управления – занять ребенка каким-либо делом.

Воспитывающее обучение у Гербарта основывается на развитии многосторонности интересов. Отсюда задача учителя – развитие интереса и деятельности ученика так, чтобы в результате сформировался его характер. Интересы Гербарт связывал как с познанием окружающей действительности, так и с общественной жизнью. Отсюда Гербартом были выделены шесть видов интересов: 1) эмпирический (что это такое?) – наблюдение, 2) умозрительный (почему это так?) – размышление, 3) эстетический (художественная оценка явлений), 4) симпатический (связан с членами семьи и ближайших знакомых), 5) социальный (направлен на общество в целом), 6) религиозный (направлен на общение с Богом).

Обучение Гербарт разделял на преподавание и учение. В теории обучения Гербарт стремился продолжить разработку Песталоцци: обнаружить «естественную последовательность учебного процесса» и найти определенную «очередность» действий, посредством которых можно безошибочно подвести учащихся к цели познания. Последовательность учебного процесса он представлял в виде четырех формальных ступеней. Первые две ступени связаны с углублением обучения (выход на новые знания); вторые две – с осмыслением обучения (соединение новых знаний с уже имеющимися). Ступени обучения ученый назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.

Ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении требуется мобилизация внимания; в дидактическом – использование наглядности при изложении учителем нового материала.

Ассоциация – углубление в состоянии движения. Новый материал связывается с имеющимися представлениями. Так как ученик еще не знает, что получится в результате связывания нового со старым, то в психологическом плане имеется ожидание, а в дидактическом – ведется беседа, непринужденный разговор.

Система – осознание в состоянии покоя. Поиск учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психологически эта ступень соответствует исканию, дидактически – формулировке обобщений.

Метод – осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. С психологической стороны данная ступень характеризуется действием, с дидактической – различного рода учебными упражнениями.

Данная дидактическая модель легла в основу авторитарной традиционной школы.

Гербартом были определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический, синтетический. Главенствующая роль отводилась аналитическому методу, способствующему систематизации знаний учащихся. Однако применение методов необходимо осуществлять по мнению Гербарта в совокупности.

Нравственное воспитание ученый рассматривал как формирование воли и характера ребенка. Целеполагание, цель воспитания находились в центре педагогической системы Гербарта и выводились им из философии, из этики, теории нравственности («практической философии» по Гребарту), а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии.Целью воспитания по Гербарту должна быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. Волю индивида Гербарт связывал с нравственным суждением, которое должно опираться на оценку красоты души и добра.

К этическим идеям, выдвинутым Гербартом, относятся:

– идея внутренней свободы (результат согласованности, разума и воли);

– идея совершенства (организованная воля, многосторонний интерес, наивысшие нравственные ценности индивида);

– идея благожелательности (гармония между волей индивида и волей других людей);

    – идея права (понимание своих прав и обязанностей индивидом в взаимоотношениях с другими людьми);

    – идея справедливости (поощрение либо наказание).

Задачи воспитания по Гербарту: 1) обогащение души представлениями или опытом; 2) выработка идеи и мотивов поведения на основе представлений.

Гербарт склонялся к тому, что воспитатель должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на это. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления (при управлении подавляются воля и характер ребенка, при нравственном воспитании они выходят на первый план).

Большое внимание уделял ученый религиозному воспитанию, полагая, что религия вызывает «чувство смирения» у воспитанников и необходима как сдерживающее начало при управлении.

Ученым были выделены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий (установление границ поведения), направляющий (создание определенных условий), нормативный (четкие правила поведения), взвешенноясный (поддержание спокойствия и ясности в душе воспитанника), морализаторский (одобрение и порицание), увещевающий (указание на промахи, исправление).

У Гербарта было немало последователей. Возникло даже целое направление в педагогике — « гербартианство».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.009 с.)