Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просветительская деятельность М.В. Ломоносова в России.
Особую роль в реформах образования и воспитания в ХVIII в. сыграл великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов (1711–1765). А.С. Пушкин сказал о нем: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец – он все испытал и все проник». К этому можно добавить: «Физик, Статистик, Демограф, Лингвист, Географ и Педагог». 20-летним парнем вместе с рыбным обозом он пришел в Москву и поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Учили в академии основательно, особенно древним языкам, имелась богатая библиотека. Рядом с академией находилась библиотека Печатного двора (3,5 тыс. книг), которую посещали студенты три дня в неделю. За успехи в учении Ломоносова отправили учиться в Петербургскую академию в 1736 г., а затем в Германию в Марбург к профессору Христиану Вольфу «учиться естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике», а также химии и горному делу. С 1739 г. он находится в Фрейберге и обужчается горному делу у Генкеля. В этом же году он пишет «Письмо о правилах российского стихотворства» и «Оду на взятие Хотина», воспевающую доблесть русской армии, сражавшейся в Турции. В 1741 г. 30-летний Ломоносов возвращается в Петербург. С 1742 г. он становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук, возглавляет учебную и научную часть Академии наук. С 1745 он получает должность профессора химии, защитив диссертацию на тему «О причине теплоты и холода», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты. В 1748 г. он формулирует закон сохранения материи и движения; после длительных хлопот под его руководством создается первая в России Химическая лаборатория. Попутно ученый занимается разработками в области других наук. Так, в 1749 г. Ломоносов впервые создает сначала краткую, затем пространную «Риторику» на русском языке, в 1750 г. пишет трагедию «Тамира и Селим», а в 1751 г. вышло в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова». Ломоносов создает мозаичные картины и в 1756 г. строит собственную мозаичную мастерскую. До нас дошли его мозаичные портреты Петра I, Святого апостола Петра, Александра Невского, графа П.И. Шувалова, графа М.И. Воронцова и др. Как талантливый художник он был избран почетным членом Петербургской Академии художеств. В своем труде «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» он излагает теорию «трех штилей» языка. Однако по-прежнему особое внимание он уделяет естественным наукам. В 1756 г. он организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, создает «ночезрительную трубу». В целом им разработан целый ряд навигационных приборов. В этот же период он пишет свои знаменитые произведения «Слово о происхождении света», «Слово о происхождении металлов от трясения земли», «Рассуждение о большей точности морского пути» и др.
В 1758 г. он назначен директором географического департамента петербургской Академии наук. В 1760 Ломоносов становится во главе Академического университета и академической гимназии в Петербурге. Его избирают почетным членом Шведской академии наук. С именем Ломоносова связано создание одного из ведущих в настоящее время университетов – Московского. Ломоносов разработал учебные планы для трех факультетов университета (медицинского, юридического и философского) и программу преподавания, согласно которой общеобразовательная подготовка осуществлялась первые три года, дальнейшая стадия специализации занимала четыре года. Университет был открыт в 1755 г. с помощью графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Профессорами университета стали лучшие ученики ученого. Ломоносов стремился открыть доступ в Московский университет представителям всех слоев общества. При университете открылись две гимназии – для дворян и разночинцев. Университет имел в целом демократический характер: обучение осуществлялось преимущественно на русском языке, весь первый набор студентовсостоял из разночинцев, сформировался профессорско- преподавательский состав, ориентирующийся на народное просвещение. Управление университета было автономным, он имел свой суд, был освобожден от политического надзора. Перед университетом Ломоносов поставил следующие три задачи: 1) развитие наук (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2) популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). В 1760-е годы Ломоносов возглавлял руководство академическими гимназиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он разработал учебный план гимназии, распорядок учебной работы в ней, что нашло отражение в «Регламенте академической гимназии». Ломоносов был первым, кто стал читать в России в Санкт- Петербургском университете лекции студентам на русском языке (до этого читали только на латыни). Он также был первопроходцем в России в решении вопросов содержания, методов и организации обучения. Благодаря Ломоносову в России была впервые введена классно-урочная система в академических и университетских гимназиях. По рекомендации ученого совместно с лекциями и рассказом учителя стала практиковаться самостоятельная работа учащихся, самостоятельное чтение учебной литературы. Ломоносовым были разработаны правила систематического и итогового контроля знаний учащихся. В период с 1756 и до конца жизни Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Его программа была построена на принципах демократизма, гуманизма и народности. Эти принципы выразились, прежде всего, в его стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступал за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями. В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье» для обучения в гимназии. Ученый представлял гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения: российская, латинская, «первых оснований в науках», «знатнейших европейских языков». В каждой из них определялся трехгодичный срок обучения. Ведущими же учебно-научными центрами, оказывающими решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России, по мнению ученого, должны быть университеты. В 1764 г. в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской Академии» он представил содержание высшего образования в соответствии стремя факультетами (медицинским, юридическим, философским), а также рекомендовал при установлении в университете числа кафедр исходить из потребностей страны в определенных профессиях, чтоб «план университета служил во все будущие годы». Ломоносовская программа, предусматривавшая расширение сети гимназий и начальных школ в России, а также создание университетов, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения в России XVIII в. Еще одна заслуга Ломоносова – это создание учебников (по горному делу, риторике, российской грамматике, истории, экспериментальной физике) и методических материалов, которых вообще не было на русском языке. Ломоносов популяризировал в России педагогические идеи Я.А. Коменского. По инициативе последователей и учеников Ломоносова в России был издан учебник «Мир чувственных вещей в картинках» в 1768 г.; был переведен и издан трактат Дж. Локка «Мысли о воспитании».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.004 с.) |