Педагогические идеи джона локка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи джона локка.



Д. Локк (1632 – 1704) – английский философ, просветитель и государственный деятель; основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания.

Родился в г. Рингтон, (графство Сомерсет) в семье адвоката, закончил Вестминстерскую школу, затем Оксфордский университет, где изучал медицину и философию. Более 30 лет жизни у него были связаны с этим университетом: в разное время он преподавал там греческий язык, риторику, этику. Некоторое время он жил в Германии и служил в качестве секретаря английского дипломата. С 1667 г., поселившись в Лондоне, Д. Локк стал домашним врачом и воспитателем в семье лидера партии вигов графа Э. Э. К. Шефтсбери, под влиянием которого приобщился к политической деятельности. Во время свирепствующей в Англии борьбы различных партий, граф был обвинен в государственной измене, из-за чего он срочно покинул Англию. Локк, чтобы избежать такой же участи, с семьей графа уезжает в Голландию.

Дж. Локк глубоко интересовался работами выдающихся философов и естествоиспытателей (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.). В связи с этим в Голландии он пишет свое знаменитое произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором рассмотрел с сенсуалистических позиций познавательные способности человека. Это произведение он посвятил сразу нескольким выдающимся ученым – Роберту Бойлю, Христиану Гюйгенсу и Исааку Ньютону, которого он называл «самой уникальной личностью». Будучи одним из немногочисленных друзей И. Ньютона, он знакомил его с влиятельными людьми, способными оказать талантливому физику действенную помощь в исследованиях. Сферы исследовательской деятельности Локка и Ньютона не имели непосредственных точек соприкосновения, однако Локк использовал в своих трактатах критические замечания Ньютона в отношении идей Р. Декарта. 

Дж. Локком была разработана педагогическая концепция, где нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, немалый педагогический опыт. Согласно теории Локка, человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта, так как у человека нет врожденных идей и представлений; он появляется на свет «чистой доской», готовой воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через рефлексию.

Локк был одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о пределах возможностей воспитания, которые, по его мнению, ограничены как индивидуальными возможностями ребенка, так и условиями его жизни. Концепция воспитания и образования изложена Дж. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится так называемая программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества (класса буржуазии). Его трактат открывается разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, после этого рассматривается содержание и методы умственного и нравственного воспитания. Особое значение Дж. Локк придавал физическим нагрузкам, полагая, что физический труд (ремесленные и сельскохозяйственные работы) снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

В трактате ученый выдвинул развернутую программу реального образования, включающую изучение естественнонаучных дисциплин, одновременно с которыми предлагалось изучение истории, права, логики, стенографии и бухгалтерии. Для выработки светского образа жизни он предлагал осваивать езду верхом, фехтование, этику и т.д. Для совершенствования разума Локк предлагал определить круг самостоятельно изучаемой литературы, которую он представил в работе «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену» (1703).

Однако в своих взглядах Локк не основывался на узком утилитаризме. Воспитанник, по его мнению, должен быть подготовлен не только к практической деятельности, но и должен сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни». Добродетель Локк рассматривает как главный принцип нравственности, утверждая, что нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Следовательно, не может и существовать врожденная порочность человека, о которой заявляло средневековое духовенство.

Дж. Локк, не отрицая некоторого влияния наследственности и среды на развитие личности, в то же время считает решающим в ее становлении воспитание, утверждая, что оно преодолевает влияние указанных выше факторов. Воспитание, по мнению Локка, способно сформировать особую породу людей – джентльменов. Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели. «Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук и происходит от того, чего он предпочитает придерживаться в жизни – добра или зла». Отсюда первая задача воспитателя – формирование в воспитанниках добродетели. Также важной задачей ученый считает и содействие укреплению физического здоровья воспитанников, формирование у них умений разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы на основе опыта.

Важнейшими задачами воспитания также Локк считал выработку у воспитанников характера, воли, нравственности, умственное развитие.

Говоря о методах воспитания, он обращал особое внимание на упражнения, пример, воздействие окружения ребенка, заявляя, что рассуждения и поучения приносят мало пользы.

В отношении процесса обучения Локк призывал соблюдать следующие правила:

– ни один предмет, изучаемый детьми, не следует навязывать им. «Детей нужно расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям»;

– «нужно приучить детей господствовать над собою», уметь переключаться с одного вида работы на другой, бороться с ленью;

– польза – главный принцип, которым нужно руководствоваться в воспитании и обучении детей;

– в процессе обучения необходимо использовать наглядность, применять игровые приемы, способствующие развитию активности детей; словесной форме обучения нужно предпочесть чувственный опыт.

    Телесные наказания Локком не исключались, но считались нежелательными, так как они могут вызывать «душевную пришибленность ребенка». 

    Основные педагогические идеи Дж. Локка: отсутствие врожденных идей и опыт как основа воспитания; практицизм и рационализм в обучении и воспитании; счастье человека, опирающееся на добродетель, – основная цель воспитания; здоровье, гражданские чувства, нравственность и умственное развитие детей как основные задачи воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.006 с.)