Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи джона локка.
Д. Локк (1632 – 1704) – английский философ, просветитель и государственный деятель; основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания. Родился в г. Рингтон, (графство Сомерсет) в семье адвоката, закончил Вестминстерскую школу, затем Оксфордский университет, где изучал медицину и философию. Более 30 лет жизни у него были связаны с этим университетом: в разное время он преподавал там греческий язык, риторику, этику. Некоторое время он жил в Германии и служил в качестве секретаря английского дипломата. С 1667 г., поселившись в Лондоне, Д. Локк стал домашним врачом и воспитателем в семье лидера партии вигов графа Э. Э. К. Шефтсбери, под влиянием которого приобщился к политической деятельности. Во время свирепствующей в Англии борьбы различных партий, граф был обвинен в государственной измене, из-за чего он срочно покинул Англию. Локк, чтобы избежать такой же участи, с семьей графа уезжает в Голландию. Дж. Локк глубоко интересовался работами выдающихся философов и естествоиспытателей (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.). В связи с этим в Голландии он пишет свое знаменитое произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором рассмотрел с сенсуалистических позиций познавательные способности человека. Это произведение он посвятил сразу нескольким выдающимся ученым – Роберту Бойлю, Христиану Гюйгенсу и Исааку Ньютону, которого он называл «самой уникальной личностью». Будучи одним из немногочисленных друзей И. Ньютона, он знакомил его с влиятельными людьми, способными оказать талантливому физику действенную помощь в исследованиях. Сферы исследовательской деятельности Локка и Ньютона не имели непосредственных точек соприкосновения, однако Локк использовал в своих трактатах критические замечания Ньютона в отношении идей Р. Декарта. Дж. Локком была разработана педагогическая концепция, где нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, немалый педагогический опыт. Согласно теории Локка, человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта, так как у человека нет врожденных идей и представлений; он появляется на свет «чистой доской», готовой воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через рефлексию. Локк был одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о пределах возможностей воспитания, которые, по его мнению, ограничены как индивидуальными возможностями ребенка, так и условиями его жизни. Концепция воспитания и образования изложена Дж. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится так называемая программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества (класса буржуазии). Его трактат открывается разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, после этого рассматривается содержание и методы умственного и нравственного воспитания. Особое значение Дж. Локк придавал физическим нагрузкам, полагая, что физический труд (ремесленные и сельскохозяйственные работы) снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.
В трактате ученый выдвинул развернутую программу реального образования, включающую изучение естественнонаучных дисциплин, одновременно с которыми предлагалось изучение истории, права, логики, стенографии и бухгалтерии. Для выработки светского образа жизни он предлагал осваивать езду верхом, фехтование, этику и т.д. Для совершенствования разума Локк предлагал определить круг самостоятельно изучаемой литературы, которую он представил в работе «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену» (1703). Однако в своих взглядах Локк не основывался на узком утилитаризме. Воспитанник, по его мнению, должен быть подготовлен не только к практической деятельности, но и должен сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни». Добродетель Локк рассматривает как главный принцип нравственности, утверждая, что нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Следовательно, не может и существовать врожденная порочность человека, о которой заявляло средневековое духовенство. Дж. Локк, не отрицая некоторого влияния наследственности и среды на развитие личности, в то же время считает решающим в ее становлении воспитание, утверждая, что оно преодолевает влияние указанных выше факторов. Воспитание, по мнению Локка, способно сформировать особую породу людей – джентльменов. Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели. «Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук и происходит от того, чего он предпочитает придерживаться в жизни – добра или зла». Отсюда первая задача воспитателя – формирование в воспитанниках добродетели. Также важной задачей ученый считает и содействие укреплению физического здоровья воспитанников, формирование у них умений разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы на основе опыта.
Важнейшими задачами воспитания также Локк считал выработку у воспитанников характера, воли, нравственности, умственное развитие. Говоря о методах воспитания, он обращал особое внимание на упражнения, пример, воздействие окружения ребенка, заявляя, что рассуждения и поучения приносят мало пользы. В отношении процесса обучения Локк призывал соблюдать следующие правила: – ни один предмет, изучаемый детьми, не следует навязывать им. «Детей нужно расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям»; – «нужно приучить детей господствовать над собою», уметь переключаться с одного вида работы на другой, бороться с ленью; – польза – главный принцип, которым нужно руководствоваться в воспитании и обучении детей; – в процессе обучения необходимо использовать наглядность, применять игровые приемы, способствующие развитию активности детей; словесной форме обучения нужно предпочесть чувственный опыт. Телесные наказания Локком не исключались, но считались нежелательными, так как они могут вызывать «душевную пришибленность ребенка». Основные педагогические идеи Дж. Локка: отсутствие врожденных идей и опыт как основа воспитания; практицизм и рационализм в обучении и воспитании; счастье человека, опирающееся на добродетель, – основная цель воспитания; здоровье, гражданские чувства, нравственность и умственное развитие детей как основные задачи воспитания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.006 с.) |