Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в XVIII В.
До последней четверти XVIII в. белорусские земли находились в составе Речи Посполитой. Лидирующее место в системе школьного образования в первой половине XVIII в занимали иезуитские школы. Центром образования и науки на белорусских землях была Виленская иезуитская академия, которая имела статус университета. Академия славилась в Восточной Европе ученостью своих преподавателей и выпускников. Одним из известных профессоров академии был Матей Сарбевский (1595–1640). Не менее известной была и Полоцкая иезуитская академия, при которой были открыты музей, картинная галерея, библиотека, типография, театр. Однако на белорусских землях в этот период кроме иезуитов и базилиан активную деятельность в области образования осуществляли ордена доминиканцев и пиаров, также открывая свои школы. До середины XVIII в. доминиканские трехклассные школы были в Гродно, Новогрудке, Волынцах. Ушачах. В них обучали языкам (русскому, немецкому, французскому, польскому, латинскому), истории, географии, математике, естествознанию. Первые пиарские школы (коллегиумы, уездные училища, конвикты) возникли в начале XVIII в. Так, пиарские школы были открыты в Щучине (1718), Вороново (1730), Могилеве (1752), Полоцке, Поставах, Витебске и др. городах. В учебные планы этих школ вводились религия, христианская мораль, латинский, польский, немецкий, французский, греческий языки, арифметика, география, физика, философия, история Польши. Были предметы для изучения по желанию: архитектура, живопись, музыка, физические упражнения, верховая езда и др. Философско-педагогическая мысль на белорусских землях в первой половине XVIII в. развивалась на фоне взаимодействия украинской, белорусской, польской культур. Среди выдающихся мыслителей этого периода выделяются: Георгий Конисский (1717–1795) – ректор Киево-Могилянской академии, сторонник просвещения простого народа. Поддерживал реформы Петра I в российском образовании и говорил о необходимости подобных реформ в Речи Посполитой. Казимир Нарбут (1738–1807) – известный белорусский просветитель, педагог, принявший активное участие в работе образовательной (Эдукационной) комиссии. Особую популярность получила его учебник «Логика», использовавшийся в белорусских и литовских школах. Он критиковал сословную систему образования, физические наказания в школе, выступал за гуманное отношение учителей к ученикам.
Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения началось постепенное обновление системы образования в Речи Посполитой. Происходил процесс постепенного освобождения философии и естествознания от средневековой теологии и схоластики. В этом отношении интересна деятельность Мартина Почобута-Одляницкого (1728–1812), организатора и директора Виленской обсерватории, долгое время работавшего ректором Виленской иезуитской академии. Просветительские реформы в Беларуси второй половины XVIII в. происходили очень сложно. Это было связано с изменениями в социально-экономической и политической жизни общества. В 1768–1771 гг. на территории Речи Посполитой происходили вооруженные столкновения между православной и протестантской конфедерациями, созданными при поддержке Российской империи и Пруссии, заинтересованными в разделе территории Речи Посполитой. В 1772 г. в Санкт-Петербурге был подписан трактат между Австрией, Пруссией и Российской империей, согласно которому России отошли от Речи Посполитой восточнобелорусские земли. В 70-е гг. XVIII в. в Беларуси стали открываться первые русские школы, создаваться народные училища. В соответствии с российским образовательным уставом 1786 г. на белорусских землях было создано два главных и шесть малых народных училищ (в Могилеве, Полоцке, Черикове, Орше, Мстиславле, Чаусах, Копыле). Провозглашалась доступность народных училищ всем слоям городского населения, независимо от вероисповедания и возраста. Однако просвещение на белорусских землях продолжало находиться под влиянием католических учебных заведений. Это объяснялось тем, что в период вхождения Беларуси в состав Речи Посполитой происходило насаждение польского языка в качестве родного, обращение белорусов из православного вероисповедания в католическое. Все это привело к тому, что белорусский язык и белорусские национальные школы закрывались, преобладало польско-латинское книгопечатание. Не смотря на воцарение России на белорусских землях, польское католичество не хотело сдавать свои позиции. В помещичьих дворах и костелах открывались тайные католические школы, где учили детей польскому языку и римско-католическому катехизису.
Новые веяния в просвещении на белорусских землях во второй половине XVIII в. происходят благодаря созданию комиссии по национальному образованию (Эдукационной комиссии) в 1773 г., которая подготовила ряд реформ. Обучение в школах в результате реформ должно было иметь светский характер и выйти из-под влияния церкви. Проведению реформ способствовал роспуск ордена иезуитов, имущество и школы которого были переданы Эдукационной комиссии. Руководство делом просвещения из рук духовенства передавалось государственным органам. В школьном образовании стали большое место занимать предметы естественнонаучного цикла. За 20 лет деятельности комиссией были открыты школы во многих городах Беларуси. Особый интерес в этот период вызывают основанные в 70-е гг. XVIII в. в Гродно и Поставах меценатом А. Тизенгаузом профессиональные учреждения: медицинская, ветеринарная, акушерская, музыкально-театральная школы, а также школы черчения и рисования, финансовых контролеров. Ведущим деятелем Эдукационной комиссии был Станислав Канарский (1700–1773), организатор пиарского училища в Варшаве. В своих трудах «Школьные статуты», «Аб выхаваннi сумленага чалавека i добрага грамадзянiна» он обосновал необходимость практических занятий в школе, этического и эстетического воспитания личности. Активными деятелями Эдукационной комиссии были также Гжэгаш Пирамович (1735–1801), который в своем труде «Абавазкi настаунiка» показывал новый педагогический подход к обучению и воспитанию, как способам перестройки всего общества, и Станислав Станчиц (1755–1826), решительно выступающий против религии в образовании, уделяющий особое внимание трудовому, нравственному и семейному воспитанию, формированию патриотизма. Одним из самых активных деятелей Эдукационной комиссии был Ян Снядецкий (1756–1830) – ректор Виленского университета (1802), автор учебных книг по математике, астрономии, географии. Ему принадлежит ряд серьезных исследований в области психологии. Его идеи поддерживал его брат Энджей Снядецкий (1768–1838), который занимался исследованиями в области биологии и психологии, уделял внимание физическому развитию детей. Также видным деятелем Эдукационной комиссии был Иаахим Храптович (1734–1819), организатор съезда ректоров училищ в г. Вильно в 1780 г., посвященного вопросам организации школьного дела. Он проводил активную работу по созданию единого научного центра по подготовке светских учителей. В 1793 г. был заключен прусско-российский договор об очередном разделе Речи Посполитой, на основе которого в состав России вошли центральная часть белорусских земель с Минском и частично украинские земли. Окончательный раздел Речи Посполитой произошел в октябре 1795 г., к России отошли западнобелорусские земли. Российское самодержавие, учитывая пограничное расположение белорусских земель, разделило их на генерал-губернаторства: Белорусское (1772), Литовское (Виленское) (1794), Минское (1831). В целом, в последней трети XVIII в. на белорусских землях возрастает влияние русского просвещения, распространяется передовая русская культура, усиливается влияние русского языка.
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – Х VIII вв. 1. Педагогическая мысль начала Нового времени. 2. Жизненный путь и общественно-педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 3. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского. 4. Педагогические идеи Джона Локка. 5. Педагогическая мысль и школа начала эпохи Просвещения. 6. Просветительские взгляды Ж.-Ж. Руссо.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с. 2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. –160 с. 3. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и пед-ой мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – 603 с. 4. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древ-нейших до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Ч.1. – 429 с.; –Ч.2. – 496 с. 5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –380 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.126 (0.01 с.) |