Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (Х I –Х VI вв.)
В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи выделяются два этапа: XIV – XVI вв. и XII в. Первый этап связан с борьбой русского народа за свою национальную независимость, так как Русь находилась под иноземным игом четверть тысячелетия. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений, снизилась книжная культура. Сказалась и феодальная раздробленность, которая была устранена только к началу XVII в. Главными центрами культуры и образованности оставались монастыри. В XIV–XV вв. в Новгородских, Псковских и Московских землях, которые не были значительно разорены монголо-татарами, были предприняты попытки возродить школы учения книжного, велась переписка книг, создавались берестяные грамоты. Монголо-татарское иго наложило отпечаток на мировоззрения русичей, в нем стали отражаться жестокость, недооценка значимости человеческой жизни. Вследствие этого педагогическая мысль средневековой Руси XIV – XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Большое значение в этот период придавали образу наставника. Например, образ Сергия Радонежского (1321–1391) описывался даже в литературных источниках (сочинения Епифания Премудрого). Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию юношества. Этому свидетельствуют ряд письменных памятников, например, «Пчела» (XIV–XV вв.). В XV–XVI вв. на территории, занятой обособленными русскими княжествами, происходит процесс образования единого централизованного государства на основе развития между княжествами товарно-денежных отношений, ремесел и промыслов, роста городов, культуры и просвещения, однако в большей мере, это происходит по причине политики захвата централизованной власти Московскими князьями, впервые осуществленной дедом Ивана IV Грозного, Иваном III. Таким образом, в XV–VI вв. великороссы впервые объединились в единое политическое целое под властью Московского царя, который правил с помощью боярской аристократии (бывшие князья и бояре). В результате образовалась государство – Русь Московская, по своему устройству царско-боярская, военно-землевладельческая. Свидетельством жизни Руси того времени являются письменные памятники, сохранившиеся до наших дней, например: «Домострой» (XVI в.), «Послание Геннадия» (1550).
Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси является «Домострой» – самая популярная книга середины XVI в., представляющая собой свод практических советов о поведении горожанина в семье, в церкви, обществе, а также содержащая рекомендации по ведению хозяйства, воспитанию детей, обращению со слугами. Об этом свидетельствуют названия его разделов: «Наказание от отца к сыну», «Како детей своих воспитати…», «Како дети учити…» и др. Домострой был написан языком образным и выразительным, выгодно отличающимся от церковно-славянского языка. Существует гипотеза, что этот памятник литературы был составлен протопопом Кремлевского Благовещенского собора, деятелем Избранной рады, личным духовником Ивана Грозного и его сподвижником священником Сильвестром, которому во многом Иван Грозный быль обязан своим образованием. Содержание «Домостроя» требует от детей повиноваться наставникам, взрослым любить детей и заботиться о них, воспитывать в детях мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость, любовь к Богу, милосердие, уважение к старшим и т.д., например: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных утешь с любовью, а младших как детей возлюби – никакому созданию божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи, если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься прежде всего о них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай также». Если говорить в целом о просвещении, то в XV–XVI вв. общий уровень образованности в Московском государстве оставался весьма низким, даже в Новгородской епархии половина священников были неграмотными. На государственной службе находилось немного людей, от которых требовались знания (медики, переводчики, архитекторы). Это были выходцы из-за границы. В Московском государстве того периода существовала система воспитания и образования, в которой регулярная школа не являлась обязательной. Этому способствовали ряд причин: 1) для небольшого государственного аппарата и государственной службы было достаточно небольшого количества людей, получивших образование в Европе; 2) для духовенства было достаточно то количество книжных знаний, которое оно получало в монастырях (православное богословие в отличие от католического не требовало специального научного образования); 3) грамота среди основной массы населения (ремесленники, купцы, крестьяне) не выступала как средство воспитания, а только дополняла промыслы и ремесло. Вследствие этого отечественных учебников в Московии практически не было, применялась латинская грамматика Эммануэля Альвари. Первые пособия по славянской и греческой грамматике появились только в конце XVI в.
Становление Московского государства повлияло на принципы и результаты воспитания и обучения. В XV в. возникла теория «третьего Рима», по которой Москва являлась наследницей Западной и Восточной Римских империй. Но Москва отрицательно относилась к европейской образованности, рассматривая европейский католицизм как угрозу православию. Однако политические и экономические изменения вызвали потребность в образованных людях, знающих латынь. Во второй половине XVI в. Московское правительство попыталось отправлять людей обучаться латыни и греческому языку за границу, но эта практика не прижилась. Иван Грозный (1530–1584) и Борис Годунов (ок. 1552–1605) планировали открытие латинских школ. Но это не позволила сделать православная церковь, боясь проникновения католицизма. Все же первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине XVI в. во многих городах при монастырях стали открываться школы грамоты в соответствии с указом Стоглавого собора (1551) о том, чтобы «учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В школах обучались только мальчики. К концу XVI в. образование становится доступным не только для детей знати и духовенства, но и зажиточных горожан. Однако простые люди по-прежнему остаются неграмотными. Невежество стало причиной и экономического отставания Руси от Европы в этот период.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.) |