Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (Х I –Х VI вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (Х I –Х VI вв.)



В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи выделяются два этапа: XIV – XVI вв. и XII в.

Первый этап связан с борьбой русского народа за свою национальную независимость, так как Русь находилась под иноземным игом четверть тысячелетия. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений, снизилась книжная культура. Сказалась и феодальная раздробленность, которая была устранена только к началу XVII в. Главными центрами культуры и образованности оставались монастыри.

В XIV–XV вв. в Новгородских, Псковских и Московских землях, которые не были значительно разорены монголо-татарами, были предприняты попытки возродить школы учения книжного, велась переписка книг, создавались берестяные грамоты. Монголо-татарское иго наложило отпечаток на мировоззрения русичей, в нем стали отражаться жестокость, недооценка значимости человеческой жизни. Вследствие этого педагогическая мысль средневековой Руси XIV – XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Большое значение в этот период придавали образу наставника. Например, образ Сергия Радонежского (1321–1391) описывался даже в литературных источниках (сочинения Епифания Премудрого). Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию юношества. Этому свидетельствуют ряд письменных памятников, например, «Пчела» (XIV–XV вв.).

В XV–XVI вв. на территории, занятой обособленными русскими княжествами, происходит процесс образования единого централизованного государства на основе развития между княжествами товарно-денежных отношений, ремесел и промыслов, роста городов, культуры и просвещения, однако в большей мере, это происходит по причине политики захвата централизованной власти Московскими князьями, впервые осуществленной дедом Ивана IV Грозного, Иваном III. Таким образом, в XV–VI вв. великороссы впервые объединились в единое политическое целое под властью Московского царя, который правил с помощью боярской аристократии (бывшие князья и бояре). В результате образовалась государство – Русь Московская, по своему устройству царско-боярская, военно-землевладельческая.  

 Свидетельством жизни Руси того времени являются письменные памятники, сохранившиеся до наших дней, например: «Домострой» (XVI в.), «Послание Геннадия» (1550).

Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси является «Домострой» – самая популярная книга середины XVI в., представляющая собой свод практических советов о поведении горожанина в семье, в церкви, обществе, а также содержащая рекомендации по ведению хозяйства, воспитанию детей, обращению со слугами. Об этом свидетельствуют названия его разделов: «Наказание от отца к сыну», «Како детей своих воспитати…», «Како дети учити…» и др. Домострой был написан языком образным и выразительным, выгодно отличающимся от церковно-славянского языка. Существует гипотеза, что этот памятник литературы был составлен протопопом Кремлевского Благовещенского собора, деятелем Избранной рады, личным духовником Ивана Грозного и его сподвижником священником Сильвестром, которому во многом Иван Грозный быль обязан своим образованием.

Содержание «Домостроя» требует от детей повиноваться наставникам, взрослым любить детей и заботиться о них, воспитывать в детях мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость, любовь к Богу, милосердие, уважение к старшим и т.д., например: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных утешь с любовью, а младших как детей возлюби – никакому созданию божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи, если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься прежде всего о них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай также».  

Если говорить в целом о просвещении, то в XV–XVI вв. общий уровень образованности в Московском государстве оставался весьма низким, даже в Новгородской епархии половина священников были неграмотными. На государственной службе находилось немного людей, от которых требовались знания (медики, переводчики, архитекторы). Это были выходцы из-за границы. В Московском государстве того периода существовала система воспитания и образования, в которой регулярная школа не являлась обязательной. Этому способствовали ряд причин: 1) для небольшого государственного аппарата и государственной службы было достаточно небольшого количества людей, получивших образование в Европе; 2) для духовенства было достаточно то количество книжных знаний, которое оно получало в монастырях (православное богословие в отличие от католического не требовало специального научного образования); 3) грамота среди основной массы населения (ремесленники, купцы, крестьяне) не выступала как средство воспитания, а только дополняла промыслы и ремесло. Вследствие этого отечественных учебников в Московии практически не было, применялась латинская грамматика Эммануэля Альвари. Первые пособия по славянской и греческой грамматике появились только в конце XVI в.

Становление Московского государства повлияло на принципы и результаты воспитания и обучения. В XV в. возникла теория «третьего Рима», по которой Москва являлась наследницей Западной и Восточной Римских империй. Но Москва отрицательно относилась к европейской образованности, рассматривая европейский католицизм как угрозу православию. Однако политические и экономические изменения вызвали потребность в образованных людях, знающих латынь. Во второй половине XVI в. Московское правительство попыталось отправлять людей обучаться латыни и греческому языку за границу, но эта практика не прижилась.

Иван Грозный (1530–1584) и Борис Годунов (ок. 1552–1605) планировали открытие латинских школ. Но это не позволила сделать православная церковь, боясь проникновения католицизма. Все же первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине XVI в. во многих городах при монастырях стали открываться школы грамоты в соответствии с указом Стоглавого собора (1551) о том, чтобы «учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В школах обучались только мальчики. 

К концу XVI в. образование становится доступным не только для детей знати и духовенства, но и зажиточных горожан. Однако простые люди по-прежнему остаются неграмотными. Невежество стало причиной и экономического отставания Руси от Европы в этот период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.)