Воспитание в Древней Греции. Философско-педагогическая мысль Древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание в Древней Греции. Философско-педагогическая мысль Древней Греции.



Характер воспитания и обучения в Древней Греции (IXв. – VIII в. до н.э.) ярко и образно обрисовал Гомер в поэмах «Иллиада» и «Одиссея». Герои Гомера были красноречивы, физически крепки, владели музыкальными инструментами и письмом, венным искусством, знали историю, подвиги богов и т.д. Образованность у греков считалась необходимым свойством достойного гражданина. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как наихудшее зло.

Школы в Древней Греции были небольшие (20-50 учеников). Занимались дети одновременно разных возрастов. Занятия шли целый день с перерывом на обед. Каникул не было, только выходные по праздникам. Платили учителям мало, особенно в начальной школе. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Книг было мало, знания усваивались в основном на слух.

Среди государств-полисов Эллады выделялись республиканские Афины (центр Аттики) и авторитарная Спарта (центр Лаконии). Их подход к обучению и образованию подрастающего поколения был полностью противоположен.

Цель воспитания спартанцев – подготовить членов военной общины. Воспитание в спартанских школах проходило в три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20, с 20 до 30 лет. На первом этапе дети получали элементарную грамоту, насыщенную физическую подготовку и военные упражнения. Их учили быть выносливыми, немногословными. В 14 лет мальчики проходили инициацию – публичную порку на выносливость. На втором этапе изучались музыка и пение, но методы воспитания становились жестче. Юноши сами добывали себе еду, за воровство их пороли. С 20 лет шла усиленная военная подготовка. Дурные наклонности воинов пресекались, особенно пьянство. Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от воспитания юношей. Они получали знания в области домоводства, ухода за ребенком, музицирования, а также осваивали систему военно-физических упражнений. Лица, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая лаконичная речь. В целом же воспитательная и образовательная традиция Спарты оказалась весьма скудной, вследствие чего Спарта не дала миру ни одного выдающегося мыслителя или художника.

Идеал афинского воспитания сводился к совокупности добродетелей: развитый интеллект, нравственные достоинства и культура тела. Девочки получали только навыки чтения, письма и музыкальное образование в условиях семейного воспитания. Мальчики до 7 лет воспитывались в семье, затем посещали одновременно несколько платных школ: мусические (8–16 лет) – научное, музыкальное, литературное образование (школы грамматиста и школы кефариста); палестры (13–14 лет) – пятиборье (бег, борьба, плавание, прыжки, метание диска), искусство танца, нравственные беседы; гимнасии, Академия, Ликей, Киносарг (16–18 лет) – физическое и умственное совершенствование юношей из состоятельных семей, беседы популярных философов (известно, что Сократ любил выступать в Ликее); эфебии (18–20 лет) – двухгодичные государственные организации, где учили юношей военному делу (верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и т.д.), а также правоведению и политическим наукам. Такая система образования касалась только детей из состоятельных семей.

В Древней Греции также существовали софисты (странствующие учителя), обучающие платно всех желающих искусству публичной речи. Они проводили беседы и диспуты прямо на улице или площади.

    Древнегреческая цивилизация дала миру немало выдающихся философов. Пифагор (род. 570г. до н.э.) составил свод правил нравственного поведения, внес вклад в развитие математиченских наук. После него осталось много известных изречений: «Правильно осуществляемое обучение должно проходить по обоюдному желанию учителя и ученика» и др. Тщательно осуществлял отбор учеников для своей школы. Прошедшие испытание три года изучали подготовительный курс. В школе Пифагора день начинался с прогулки для душевного равновесия, затем занятия, после обеда совместные чтения учителя и учеников. Ученики обучались этике, музыке, математике.

    Гераклит (520 – 460 г.г. до н.э.) высказывал педагогические идеи об обучаемости и усвоении нравственности, о разуме и чувствах как орудиях познания.

    Демокрит (460-370 г.г. до н.э.). занимался проблемами воспитания. Подчеркивал значение заинтересованности родителей в получении детьми хорошего образования и воспитания, считал естественным прибегать при этом к принуждению: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…, воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу».

    Сократ (470/469–399 г.г. до н.э.). – основоположник диалектики, является создателем майэвтики – диалектического спора, подводящего к истине путем продуманных наставником вопросов (сократический метод). Его беседы были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. Педагогическая идея Сократа – нравственное самосовершенствование. Счастье по Сократу состоит в гармонии между личным и общественным бытием. Сократ – основоположник учения о доброй природе человека. Природные способности человека он связывал с правом на образование. 

    Ученик Сократа Ксенофонт (430–355 г.г. до н.э.) является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Он считал, что образование молодежи – забота государства.

    Ученик Сократа Антисфен (450–360 г.г.до н.э.) занимался проблемами воспитания и считал главным методом воспитания пример наставника, говорил о важности воспитания у детей привычки преодолевать трудности и лишения.  

    Самый известный ученик Сократа Платон (427–347 г.г. до н.э.) предложил обширную программу воспитания и установил связи между воспитанием и общественным устройством. Основал в Афинах учебное заведение – Академию (387 г.до н.э.), просуществовавшую более 1000 лет. Создал трактаты «Диалоги», «Государство», «Законы». Воспитание по Платону нужно начинать с раннего возраста, хотя его нельзя считать всесильным способом формирования личности. Условие успешности воспитания – духовная связь между учителем и учеником. В трактате «Государство» Платон развивает афинскую педагогическую традицию. В трактате «Законы» представлены идеи о социальных функциях воспитания: принцип всеобщего обязательного трехлетнего образования; принцип учета личных склонностей учащихся; принцип воспитывающего и игрового обучения.

    Ученик Платона Аристотель (384–322 г.г.до н.э.) развивал идеи учителя, но во многом занимал и противоположную сторону. Он поднимал роль учителя на самую высокую ступень: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». Аристотель 20 лет преподавал в Афинской Академии, затем был наставником Александра Македонского. Создал в Афинах Ликей (335 г. до н.э.), руководил им 12 лет. В отличии от Платона Аристотель в вопросах воспитания не ставил на первое место заботу о загробном бессмертном бытие, а настаивал на том, чтобы заботиться при жизни о трех сторонах души (растительной, животной, разумной). Свои взгляды на воспитание он отразил в трактате «Политика», где первостепенное значение им придавалось государственному воспитанию. Говоря о структуре воспитания, он допускал воспитание ребенка до 7 лет в семье, но предполагал контроль за семейным воспитанием со стороны чиновников. Мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. Аристотель, говоря о важности в процессе воспитания «заботы о теле» и «заботы о духе», осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, указывал на значимость занятий грамматикой, гимнастикой, музыкой, рисованием и т.д. 

    В Эллинскую эпоху (III – I вв. до н.э.) в системе образования Древней Греции произошли существенные изменения. Появились грамматические школы. Гимнасии меньше уделяли внимания физическому воспитанию и больше наукам. Эфебии утратили военный характер и стали высшими учебными заведениями. Здесь изучали на высоком уровне математику, физику, логику, этику, философию, риторику и т.д. Вершиной образования стали четыре философские школы (высшие учебные заведения): Академия Платона, Ликей Аристотеля, школа стоиков и школа эпикурейцев.

    Эпикур (341–272 г.г. до н.э.) считал главной педагогической задачей освобождение человека от невежества.

    Основатель стоической школы Зенон (335–262 г.г. до н.э.) в числе человеческих добродетелей называл невозмутимость, спокойствие, самодостаточность, к которым человека нужно готовить.  

 

8. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

    В Древнем Риме в VIII – VI в.в. дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял роль жреца. Мальчики и юноши изучали полевые работы, владение оружием. Девочки и девушки находились под надзором матери до замужества. 

    В 449 г. до н.э. создаются первые учебные заведения – форумы, куда посылали учиться детей простые римляне. Знатные римляне имели грамотных рабов, которые обучали их детей на дому.

    Римская система образования в отличие от греческой была более практически направленной. В I в. до н.э. основными в школе считались девять дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. К V в. были исключены медицина и архитектура. Т.об., появилась программа семи свободных искусств.

    Низшей ступенью обучения были тривиальные школы (2 года). С 7 лет здесь изучали латинскую грамоту, счет, литературу. Учреждения более высокого уровня – грамматические школы (обучались подростки с 12 до 16 лет). К программе обучения здесь добавлялись греческий язык, римская литература и право, риторика и др. Для детей из состоятельных семей велись занятия по физической подготовке. Военную подготовку молодежь проходила в легионах (военных формированиях). В IV в. появились риторские школы, где изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, право и философию; часто проводились диспуты. Здесь готовили юристов для государственной службы.

    Один из первых представителей римского просвещения Катон Старший (234–149г.г. до.н.э.), который настаивал на традиции домашнего воспитания. Имея образованного раба, он сам обучал своего сына грамоте, законам, счету, гимнастике.

    Мыслитель и политик Марк Туллий Цицерон (106–43 г.г.до н.э.) рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток из вспыльчивости, жадности, похоти и др. состояний. Отсюда главная задача, прежде всего, семьи – развивать в ребенке разум и чувство благоразумия. Известные трактаты «Оратор», «О природе Добра и Зла» и др.

    Луций Анней Сенека (4 г. до н.э.– 65 г. н.э.) критиковал формализм школьной системы, где развивается только ум, но не душа. Проблемы нравственного воспитания он изложил в «Письмах на моральные темы», «Нравственных письмах к Луцилию».

    Плутарх (ок.45 г.– ок.127 г. н.э.) вслед за Катоном и Цицероном особое внимание отводил обучению в семье. Выступал против физических наказаний детей.

    Адвокат и оратор Марк Фабий Квинтилиан (42 г.– ок. 118 г. н.э.) черпал свои идеи из трудов Гомера, Эсхила, Софокла и т.д. Главный его труд – «О воспитании оратора» включает 12 книг, из них более популярны «О домашнем воспитании мальчика», «О риторическом обучении». Вслед за Плутархом он выступал за формирование свободной личности, за исключение физических наказаний. Отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним, выступал за общедоступность образования. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Вершина образования – владение искусством оратора. Им была открыта риторская школа, предложена следующая система обучения: первая ступень – домашнее обучение до 7 лет; вторая – первоначальное школьное обучение – грамматика, мораль, музыка, математика; третья ступень – обучение в грамматических и риторских школах.

Т.об, в древнегреческой и древнеримской науке находятся истоки многих педагогических идей современности. В учениях философов того времени были определены цели воспитания, выявлены его закономерности и принципы, обоснована гармоничность развития человека, выявлена связь содержания воспитания и его средств с возрастом ребенка.

Тема 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

1. Развитие образования на Ближнем и Среднем Востоке VII–ХVII в.в. (для самостоятельного изучения)

2. Воспитание и школа в Средневековых Индии и Китае (для самостоятельного изучения).

3. Воспитание и школа в Византии.

4. Школа и педагогические идеи в странах Западной Европы в период раннего и развитого Средневековья.

5. Педагогическая мысль и развитие образования в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. –160 с.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447с.

           4. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi: падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў. / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць – Минск: Издатель В.М. Скакун, 2001. – 256 с.

5. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и пед-ой мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

6. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –380 с.

 

1. Развитие образования на Ближнем и Среднем Востоке VII– Х VII в.в.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий (V-X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения).

    Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII– Х в.в.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. В ХI в. появляются первые трактаты по воспитанию (Авиценна, Абу Хамид аль Газали и др.).

    С IХ – ХII в.в. выдвигаются идеи гармоничного развития личности на основе философско-педагогического наследия Античности. Мыслители Востока (Иран, Сирия, Египет, Северная Африка, часть Средней Азии) главную цель воспитания видели в обретении человеком высоких духовных и нравственных качеств.

    Абу Юсуф Якуб ибн Исхак Кинди (801–873) предложил концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося.

    аль Фараби (870–950) считал, что цель воспитания – поощрение стремления человека делать добрые дела. Им предложена система «мягких» и «жестких» приемов воспитания.  

    аль Бируни (970–1048 ) в 150 трактатах изложил педагогические идеи системности и наглядности в обучении, развития познавательных интересов. Цель воспитания по Бируни – нравственное очищение от фанатизма, жажды власти и т.д.

    Ибн Сина (Авиценна) (980–1037)  много лет посвятил педагогической деятельности и написал ряд педагогических работ: «Книга исцеления», «Книга знаний» и др. Уделял внимание как начальному, так и профессиональному обучению, говорил об учете способностей учащихся.

    аль Газали (1056/59–1111) уделял особое внимание проблемам воспитания. Нравственное начало по Газали формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам.

    Насирэддин Туси (1202–1273) написал более 150 трактатов, где отражены мысли о воспитании и образовании. Он выступал за гармонию умственного, эстетического и физического воспитания.

    Абдуррахман Ибн Халдун (1332–1406) последовательность обучения представлял как постепенное овладение сначала одним, затем другим предметом. Высшим методом обучения считал дискуссии. Связывал обучение с общим развитием и нравственным воспитанием. Значительное место в обучении отводил математике, арабскому языку и литературе.

    По исламской традиции обучение начиналось в семье. Дальнейшее образование делилось на два уровня. В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы (китаб). Учились в них дети ремесленников, торговцев, крестьян. Занятия проходили в мечетях, лавках и т.д. Обучение строилось на чтении и запоминании Корана. Представители знати нанимали домашних учителей.

    Второй (высший) уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Изучаемые предметы делились на два цикла: традиционные (религиозные дисциплины, арабская филология, риторика) и рациональные (математика, астрономия, логика, каллиграфия, медицина и т.д.).

При мечетях также действовали кружки – фикх и калам, где можно было получить образование второго уровня. Главными методами обучения были чтение и комментирование литературы. В Багдаде при халифе Мамуне появились дома мудрости. Здесь собирались и дискутировали крупные ученые.

Получившим второй уровень обучения присваивали степень – ияз. В 1055 г. в Багдаде появилось первое новое учебное заведение – медресе. Они имели статус частный учебных заведений, существовали на пожертвования богатых людей. Постепенно они перешли под контроль государства. В медресе изучали философию, грамматику, право, религию, труды древнегреческих, иранских и др. ученых, математику, географию, медицину и т.д.

Идеи и практика воспитания и образования Исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко служили эталонами для Запада. Появившиеся на Востоке школы университетского типа оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, известными политическими и религиозными деятелями.  

   

    2. Воспитание и школа в Средневековых Индии и Китае

    До Х I в. – Х II в. в Индии существовали брахманская и буддийская педагогические традиции. Брахманская традиция предполагала получение образования человеком в зависимости от его принадлежности к социальной касте. Буддийская система образования не принимала во внимание кастовые различия. Дети буддистов воспитывались в монастырях 10–12 лет. Обучение было религиозно-философским. За нарушение дисциплины выгоняли.

    С ХI–ХII вв. большая часть Индии оказалась по властью вторгнувшихся мусульман. Мусульманские правители препятствовали получению образования коренным населением Индии. Было сожжено много хранилищ рукописей. Ислам наложил определенный отпечаток на развитие образования и воспитания в Индии.

    Образование в Индии можно было получить на дому и в школах, действующих при мечетях и монастырях. Существовала частная учительская практика и частные школы. Существовали четыре типа начальных школ: школы Корана (чтение Святой книги без письма и счета); персидские школы (счет, чтение, письмо на персидском языке); школы персидского языка и Корана (сочетание программы двух предыдущих школ); арабские школы для взрослых (чтение Корана, литературное образование в персидских традициях).

    Высшее образование мусульмане могли получить в медресе и в монастырских учебных заведениях – даргабах. Обучение в медресе шло на персидском языке. Обязательно изучался арабский язык. Изучались грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было преимущественно устным. Школьное образование предназначалось для юношей. Девушки обучались частными учителями на дому.

    В ХVI в. в Индии были предприняты попытки реформирования системы мусульманского образования. Император Акбар (1542–1605) и его советник Абул Фазл Аллами (1551–1602) пытались изменить систему образования и воспитания. Они предложили ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование (арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, астрономию и др.); открыл школу для девочек (гуманитарные науки, персидский язык).

    Средневековая эпоха в Китае делится на несколько периодов.

При династии Цинь (II в. до н.э.) создана централизованная система образования из правительственных школ (Гуаньсюэ) и частных школ (Сы Сюэ), которые существовали до ХХ в. Упрощена иероглифическая письменность.

При династии Хань (II в. до н.э.– II в. н.э.). введена трехступенчатая система образования: начальные, средние, высшие школы. Главным предметом изучения были классические конфуцианские трактаты, которые изучали 10 лет. С III– Х в.в. культура и образование Китая переживали расцвет: расширялась сеть учебных заведений; появились учреждения университетского типа; к государственным экзаменам стали допускать все социальные структуры и экзамены стали сдавать письменно.

При монгольской династии Юань (1279–1368) распространилась монгольская письменность и монгольские школы. Появились специализированные школы (математические, медицинские и т.д.).

При династии Мин (1368–1644) введено всеобщее начальное обучение путем расширения сети учреждений элементарного образования. Созданы в Пекине и Нанкине специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров администрации.

При маньчжурской династии Цин (1644–1911) воспитание и обучение определялись неоконфуцианской идеологией. Содержание образования носило гуманитарный характер, отсутствовали знания о других странах и истории. Обучение мальчиков грамоте с 6-7 летнего возраста, осуществлялось в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. 

    К концу превоначального обучения нужно было знать 23 тыс. иероглифов. После экзамена в начальной школе учащиеся могли обучаться на следующей ступени 5-6 лет. Изучали философию, литературу, историю, стилистику, основы арифметики. В качестве пособий использовали два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». В течение обучения и по окончании школы сдавали экзамены. Экзамены состояли из трех этапов: уездные, провинциальные и столичные. Неудачно сдавшие первый экзамен становились школьными учителями. Успешно сдавшие получали первую ученую степень Сюцай, они могли стать уездными чиновниками и получали право сдавать провинциальные экзамены. При успешной сдаче провинциальных экзаменов можно было занять крупную административную должность в провинции, получить ученую степень Цзюйжэнь и сдавать следующий этап – столичные экзамены. На этом испытании присутствовал сам император. Третью ученую степень Цзиньши мог получить только каждый третий из экзаменующихся. Она предоставляла возможность осуществления блестящей бюрократической карьеры. Каждый этап экзаменов сдавался с интервалом в три года. Т.об., система государственных экзаменов представляла собой многоступенчатую структуру обучения и самообразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.032 с.)