Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции происхождения воспитания
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями по причине отсутствия письменных свидетельств. К числу свидетельств воспитательной деятельности в первобытную эпоху можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и др. Красноречивыми свидетельствами также являются народные игры, обряды, развлечения, фольклорные произведения (сказания, были, поговорки, эпос), корни которых уходят в глубину веков. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Большое значение при этом имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Во-первых, сегодня существуют редкостные сообщества, жизнь которых не тронута современной цивилизацией, во-вторых, труды ученых и путешественников XIII – начала XIX в.в. содержат описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки. Довольно интересны в этом отношении труды ученого, педагога-практика Льва Николаевича Модзалевского. В его «Очерке истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» (первое издание в 1866-1867 г.г.) он дает замечательный обзор и анализ развития педагогических идей на мировом уровне. В отношении воспитания в первобытном обществе он приводит интересные факты, выявленные на основе фактов, сообщенных многими путешественниками того времени: «Воспитание не предполагает никаких духовно-нравственных целей: все предоставляется самой природой. Родители заботятся только, чтобы мальчик привыкал к самостоятельности и независимости в приискании себе пищи, а девочки – к покорному рабству и пассивному труду…. У некоторых дикарей воспитание детей состоит прямо в извращении их природы: так индейцы бывают очень довольны, когда дети их как можно раньше делаются независимыми от воли матери и даже начинают бить ее, а у тунгусов между отцом и сыном нередко происходят такие поединки, в которых один из них непременно убивается». Мировая наука трактует несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро).
Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Автор психологической теории объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В обеих теориях сходно утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «… мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде». Многие современные исследователи при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания соглашаются с идеей преемственности между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, но при этом делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности. История педагогики в советский период объясняла происхождение воспитания, опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа, что составило основу социально-экономической концепции происхождения воспитания. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Основным условием возникновения воспитания считалась трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение примитивных орудий труда, их усложняющееся изготовление повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и навыков. Помимо названных выделяется еще и концепция антропосоциогенеза, соединяющая в себе все предыдущие теории. В ее основе понимается культура, которая обеспечивает создание, сохранение и передачу новым поколениям образцов производственного и социального поведения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.003 с.) |