Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци
Эпоха Нового времени знаменуется творчеством выдающихся педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег. Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), родившись, живя и действуя в Швейцарии, имел значительное влияние на всю европейскую школу. Родился Песталоцци в семье врача, рано потерял отца. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме – высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а затем к юридической деятельности, но обучение не довел до конца, так как и первое и второе занятие были не для его натуры. Л.Н. Модзалевкий пишет о нем «Он всегда оставался застенчивым, неловким, неповоротливым. Сердце его было исполнено доброты и такой доверчивости, что он всю свою жизнь был постоянной жертвой каждого, кто только хотел обмануть его, и только тогда замечал он дурное в человеке, когда приходилось дорого поплатиться за излишнее доверие». В годы учения Песталоцци много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. Еще в юношеские годы он увлекся произведениями Руссо, укрепившими в нем стремление к самоотверженному служению народу, бедствия которого ему были хорошо известны. Песталоцци становится сторонником радикальных преобразований в обществе. В 1769 г. он покупает участок земли в Нейгофе, женится, энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет. Он хочет жить вместе с крестьянами, помогать им,показывать образец ведения дел; намеревается соединить занятие земледелием и торговлю сельскохозяйственными продуктами крестьян. Однако здесь он, не обладая умениями организовать сельское хозяйство, потерпел поражение. Убытки в усадьбе оказались велики, и он разорился. После этого Песталоцци решился на новый эксперимент, который он расценивает как истинное служение народу. Он организовывает в Нейгофе «Учреждение для бедных», где он предполагает соединить обучение крестьянских детей с производительным трудом. В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков беспризорных сирот возрастом от 8 до 15 лет. Дети работали в прядильной и ткацкой мастерских, летом в полях и огородах. В свободное время он обучал их чтению, письму, счету, географии. Учреждение существовало на собственные заработанные средства, которых катастрофически не хватало, общественной поддержки не было. В 1780 г. приют пришлось закрыть. Песталоцци благодаря жене и друзьям еле расплатился с долгами.
В это время он пытается отразить свой отцовский педагогический опыт в своем труде «Дневник отца». После этого Песталоцци с увлечением занимается написанием педагогических трудов. В 1781 г. он издает первый том своего четырехтомного романа «Лингард и Гертруда» (1781–1787), принесшего ему некоторые средства и громкую славу. В романе Песталоцци показывает как молодой помещик, новый пастор и новый учитель смогли перестроить жизнь в деревне. Автор представил модель воспитания, обеспечивающего для каждого ребенка возможность морального и умственного развития, что может изменить все общество в лучшую сторону. В 1792 г. Законодательное собрание Франции, высоко оценив его педагогические труды, присваивает ему почетное звание гражданина Франции. В 1789 г. Песталоцци становится руководителем сиротского дома в г. Станце (Швейцария), где после расправы французских солдат с восставшими крестьянами осталось много беспризорных детей. Дети появились в учреждении в плачевном состоянии: больные, «одичавшие в нужде и невежестве». Учреждение впоследствии стало выполнять роль местной школы, где учились дети местных крестьян. Песталоцци был в школе и руководителем, и казначеем, и учителем, и дворником и т.д. Он по-прежнему осуществлял свою идею соединения воспитывающего труда и развивающего обучения. У него рождается новая теория элементного умственного, нравственного и физического воспитания. Он по праву гордился нравственной воспитанностью своих подопечных, так как после пожара в одном из селений сами воспитанники предложили ему приютить в учреждении пострадавших детей, разделив с ними скудные средства к существованию. Военные действия помешали работе приюта. Он просуществовал всего девять месяцев, и французские солдаты превратили его в госпиталь для раненых. 80 питомцев разошлись, а воспитатель, подавленный горем, в июне 1790 г. удалился в Люцерн. Впоследствии он продолжает свою педагогическую деятельность в деревенской школе Бургдорфа, используя в процессе обучения нововведения: предметный урок и психологизацию воспитания. Для реализации нововведений Песталоцци власти открыли школу с интернатом и отделение для подготовки учителей (впоследствии Бургдорфский университет). Песталоцци в это время пишет педагогический труд «Как Гертруда учит своих детей» (1801).
В 1805 г. Песталоцци переводит свой институт в Ивердон, здесь сторонники идей Песталоцци составляли учебники, писали статьи, руководства для учителей. В 1825 г. Песталоцци возвращается в Нейгоф и пишет последнее педагогическое сочинение «Лебединая песня» (1826). Педагогическую деятельность Песталоцци осуществлял на основе разработанной им теории элементарного образования. Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. По мысли Песталоцци, образование детей должно включать: 1) умственное воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) физическое развитие. Основными элементами умственного воспитания Песталоцци считал слово, число и форму, то есть то, что находится в основе знаний и умений измерять, считать, читать и писать. Он разработал систему упражнений по отработке овладения учениками этими элементами, так упростив ее, чтобы любая мать-крестьянка могла сама овладеть ею и научить своего ребенка. На этой основе им была разработана методика обучения в начальной школе родному языку, арифметике и географии. В целом Песталоцци был сторонником развивающего обучения: учебные предметы рассматривались им не как система определенных знаний, а как средство развития способностей (формальное обучение). Основным э лементом нравственного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, воспитание чувства гармонии, упорядоченности, красоты. Он полагал, что если ребенок любит и уважает свою мать, то это чувство постепенно будет переходить на других близких и родных людей, он научится уважать и их, затем это уважение и признательность перейдет на учителя и школьных товарищей, далее ко всем окружающим. Поэтому основу нравственного воспитания личности онвидел в любви ирасположений друг к другу членов ее семьи, воспитателей и воспитанников, в умении достигать гармонии в отношениях. В физическом воспитании простейшим элементом Пееталоцци считал развитие способности к движению в суставах ребенка. С этой цельюон разработал методы естественной гимнастики(бег, прыжки, метание снарядов, поднятие предметов, подвижные игры и т.д.). Разработанная им система физических упражнений подготавливала детей также к овладению трудовымиоперациями. В целом,программа воспитания детей крестьян по Песталоцци включала следующие компоненты: – ум (склонность к самостоятельным суждениям); – достоинство (способность к самозащите и «самопомощи»); – нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); – физическое здоровье; – профессия и культура труда; – система мировоззренческих ценностей. Таким образом, Песталоцци с помощью своей теории не только разработал широкую программу начального обучения, но и дал обстоятельные методические рекомендации к ее применению, исходя из следующих идей: – цель школы – всестороннее гармоничное развитие личности, задача учителя – пробудить задаткиспособностей в каждом ребенке; – цель обучения – «возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей,выработка умений логически мыслить, выражать словами сущность усвоенных понятий; – составные части образования: интеллектуальное элементарное образование, физическое развитие; нравственное воспитание; – природосообразность в обучении и воспитании, искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей; – упражнение «внешних чувств», идея развивающего обучения; – использование частных методик начального обучения (метод элементного образования); – трудовое воспитание какподготовка ребенка к предстоящей деятельности. Деятельность Песталоцци оказала существенное влияние в XIX в. на всю европейскуюпедагогику.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.009 с.) |