Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци



Эпоха Нового времени знаменуется творчеством выдающихся педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), родившись, живя и действуя в Швейцарии, имел значительное влияние на всю европейскую школу.

Родился Песталоцци в семье врача, рано потерял отца. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме – высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а затем к юридической деятельности, но обучение не довел до конца, так как и первое и второе занятие были не для его натуры. Л.Н. Модзалевкий пишет о нем «Он всегда оставался застенчивым, неловким, неповоротливым. Сердце его было исполнено доброты и такой доверчивости, что он всю свою жизнь был постоянной жертвой каждого, кто только хотел обмануть его, и только тогда замечал он дурное в человеке, когда приходилось дорого поплатиться за излишнее доверие».

В годы учения Песталоцци много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. Еще в юношеские годы он увлекся произведениями Руссо, укрепившими в нем стремление к самоотверженному служению народу, бедствия которого ему были хорошо известны. Песталоцци становится сторонником радикальных преобразований в обществе.

В 1769 г. он покупает участок земли в Нейгофе, женится, энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет. Он хочет жить вместе с крестьянами, помогать им,показывать образец ведения дел; намеревается соединить занятие земледелием и торговлю сельскохозяйственными продуктами крестьян. Однако здесь он, не обладая умениями организовать сельское хозяйство, потерпел поражение. Убытки в усадьбе оказались велики, и он разорился.

После этого Песталоцци решился на новый эксперимент, который он расценивает как истинное служение народу. Он организовывает в Нейгофе «Учреждение для бедных», где он предполагает соединить обучение крестьянских детей с производительным трудом. В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков беспризорных сирот возрастом от 8 до 15 лет. Дети работали в прядильной и ткацкой мастерских, летом в полях и огородах. В свободное время он обучал их чтению, письму, счету, географии. Учреждение существовало на собственные заработанные средства, которых катастрофически не хватало, общественной поддержки не было. В 1780 г. приют пришлось закрыть. Песталоцци благодаря жене и друзьям еле расплатился с долгами.

В это время он пытается отразить свой отцовский педагогический опыт в своем труде «Дневник отца». После этого Песталоцци с увлечением занимается написанием педагогических трудов. В 1781 г. он издает первый том своего четырехтомного романа «Лингард и Гертруда» (1781–1787), принесшего ему некоторые средства и громкую славу. В романе Песталоцци показывает как молодой помещик, новый пастор и новый учитель смогли перестроить жизнь в деревне. Автор представил модель воспитания, обеспечивающего для каждого ребенка возможность морального и умственного развития, что может изменить все общество в лучшую сторону.

В 1792 г. Законодательное собрание Франции, высоко оценив его педагогические труды, присваивает ему почетное звание гражданина Франции.

В 1789 г. Песталоцци становится руководителем сиротского дома в г. Станце (Швейцария), где после расправы французских солдат с восставшими крестьянами осталось много беспризорных детей. Дети появились в учреждении в плачевном состоянии: больные, «одичавшие в нужде и невежестве». Учреждение впоследствии стало выполнять роль местной школы, где учились дети местных крестьян. Песталоцци был в школе и руководителем, и казначеем, и учителем, и дворником и т.д. Он по-прежнему осуществлял свою идею соединения воспитывающего труда и развивающего обучения. У него рождается новая теория элементного умственного, нравственного и физического воспитания. Он по праву гордился нравственной воспитанностью своих подопечных, так как после пожара в одном из селений сами воспитанники предложили ему приютить в учреждении пострадавших детей, разделив с ними скудные средства к существованию.

Военные действия помешали работе приюта. Он просуществовал всего девять месяцев, и французские солдаты превратили его в госпиталь для раненых. 80 питомцев разошлись, а воспитатель, подавленный горем, в июне 1790 г. удалился в Люцерн.

Впоследствии он продолжает свою педагогическую деятельность в деревенской школе Бургдорфа, используя в процессе обучения нововведения: предметный урок и психологизацию воспитания. Для реализации нововведений Песталоцци власти открыли школу с интернатом и отделение для подготовки учителей (впоследствии Бургдорфский университет). Песталоцци в это время пишет педагогический труд «Как Гертруда учит своих детей» (1801).

В 1805 г. Песталоцци переводит свой институт в Ивердон, здесь сторонники идей Песталоцци составляли учебники, писали статьи, руководства для учителей. В 1825 г. Песталоцци возвращается в Нейгоф и пишет последнее педагогическое сочинение «Лебединая песня» (1826).

Педагогическую деятельность Песталоцци осуществлял на основе разработанной им теории элементарного образования. Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к более сложному, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. По мысли Песталоцци, образование детей должно включать: 1) умственное воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) физическое развитие.

Основными элементами умственного воспитания Песталоцци считал слово, число и форму, то есть то, что находится в основе знаний и умений измерять, считать, читать и писать. Он разработал систему упражнений по отработке овладения учениками этими элементами, так упростив ее, чтобы любая мать-крестьянка могла сама овладеть ею и научить своего ребенка. На этой основе им была разработана методика обучения в начальной школе родному языку, арифметике и географии. В целом Песталоцци был сторонником развивающего обучения: учебные предметы рассматривались им не как система определенных знаний, а как средство развития способностей (формальное обучение).

Основным э лементом нравственного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, воспитание чувства гармонии, упорядоченности, красоты. Он полагал, что если ребенок любит и уважает свою мать, то это чувство постепенно будет переходить на других близких и родных людей, он научится уважать и их, затем это уважение и признательность перейдет на учителя и школьных товарищей, далее ко всем окружающим. Поэтому основу нравственного воспитания личности онвидел в любви ирасположений друг к другу членов ее семьи, воспитателей и воспитанников, в умении достигать гармонии в отношениях.

В физическом воспитании простейшим элементом Пееталоцци считал развитие способности к движению в суставах ребенка. С этой цельюон разработал методы естественной гимнастики(бег, прыжки, метание снарядов, поднятие предметов, подвижные игры и т.д.). Разработанная им система физических упражнений подготавливала детей также к овладению трудовымиоперациями.

В целом,программа воспитания детей крестьян по Песталоцци включала следующие компоненты:

– ум (склонность к самостоятельным суждениям);

– достоинство (способность к самозащите и «самопомощи»);

– нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним);

– физическое здоровье;

– профессия и культура труда;

– система мировоззренческих ценностей.

Таким образом, Песталоцци с помощью своей теории не только разработал широкую программу начального обучения, но и дал обстоятельные методические рекомендации к ее применению, исходя из следующих идей:

– цель школы – всестороннее гармоничное развитие личности, задача учителя – пробудить задаткиспособностей в каждом ребенке;

– цель обучения – «возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей,выработка умений логически мыслить, выражать словами сущность усвоенных понятий;

– составные части образования: интеллектуальное элементарное образование, физическое развитие; нравственное воспитание;

– природосообразность в обучении и воспитании, искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей;

– упражнение «внешних чувств», идея развивающего обучения;

– использование частных методик начального обучения (метод элементного образования);

– трудовое воспитание какподготовка ребенка к предстоящей деятельности.

Деятельность Песталоцци оказала существенное влияние в XIX в. на всю европейскуюпедагогику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.009 с.)