Полемика с монофизитством и несторианством после халкидонского собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо господа Иисуса Христа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полемика с монофизитством и несторианством после халкидонского собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо господа Иисуса Христа



Полемика с монофизитством и несторианством после В.С. 451 г. Предыстория: 3-й ВС осудил ересь Нестория (две ипостаси и две природы). 4-й ВС 451 года так же, как и 3-й, не решил вопрос о Лице Искупителя. Проблема: как понимать две природы в И.Х? Это Лицо (Ипостась) Божественное или это есть Лицо (Ипостась), которое возникло в результате соединения двух ипостасей и двух лиц, Божественного и человеческого? 80 лет после В.С. не было ясности по этому вопросу. Монофизиты, считали, что В.С. в завуалированном виде утвердил несторианство: Филаксен Маббугский, Севир Антиохийский и др. 2. (Орос: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно). Монофелитство – 1 воля в И.Х., за патриарх Константинопольский Сергий, папа Гонорий, имп. Ираклий, против Максим Исповедник, св. Софроний. Смысл: Христос имеет только Божественную волю. Православная точка зрения: воля есть атрибут природы, а не личности, и человеческая воля подчиняется воле божественной, но не уничтожается ею (2 воли воли нераздельно, неизменно, неразлучно, не слитно). 3. Учение о воипостасности человеческой природы в И.Х. Термин: ἐνυπόστατον «воипостасное», Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский. Идея: человечество Христа никогда не существовало отдельно от Его Божества. Жизнь человечества Христа является всецело содержанием жизни Божественной Личности. Логика: первоначальное значение ἐνυπόστατον - «реально существующее», в противоположность несуществующему, эфемерному (ἀνυπόστατον). В эпоху христологических споров, в контексте полемики с несторианством в VI в., слово приобрело оттенок реального, конкретного бытия в той или иной ипостаси. Причем сущность, ставшая синонимом В., не только могла иметь самостоятельное конкретное бытие, т. е. быть самостоятельной ипостасью, но также получать конкретное существование в др. ипостаси. Это относится и к человеческой природе Христа, к-рая получила конкретное бытие, т. е. стала ипостасной, в Ипостаси Слова. Объяснение: во Христе одно «Я» Бога Слова, которое живет и сознает себя в двух природах, как Бог и как Человек. Человеческая природа во Христе имеет душу, сознание, тело, но только Второе Лицо Троицы обладает природой, живет и действует через нее. Образ соединения: а) против монофизитов: неслитно, неизменно; б) против несториан: нераздельно, неразлучно. 4. Лицо И.Х. V Вселенский собор, 9 анафематизм: человеческие свойства приписываются Христу как Богу, а божественные Христу как Человеку. Смысл: поклоняться следует и Богу и Человеку вместе как одному Лицу. Гр. Нисский: срастворение природ Бога и человека и как следствие «общение свойств» - communicatio idiomatum.

ИДЦ.

Эдикты имп. Юстиниана о трех главах. Оппозиция Запада. Папа Вигилий. Пятый Вселенский Собор в Константинополе в 553 году: состав, ход заседаний. Осуждение Феодора Мопсуестийского и сочинений Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Следствия Пятого Вселенского Собора. Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора

Император отбратил внимание на то, что был осужден Несторий, но не были осуждены несториане. Само богословие Нестория, как бы это ни было странно, было не столь несторианским. Монофизиты Востока считали, что несторинатсво не осуждено и присутствует в богословии все империи. В частности речь идет о трёх авторах сирийской школы:

1) Феодор Мопсуэстийский;

2) Ива Эдесский;

3) Феодорит Кирский.

Император рассмотрел их труды и в 546 году издал эдикт об этих трех авторах:

1) Осуждалась личность и труды Феодора Мопсуэстийского;

2) Осуждалось письмо к Марью Персу Ивы Эдесского;

3) Осуждались 10 мест из сочинений Феодорита Кирского, который использовал образ соединения божественного с человеческим, на примере Святого Духа и храма, а также резко нападал на Кирилла Александрийского.

Император предложил этот эдикт на суд Церкви. Большинство согласились с его сутью, однако многие не хотели обсуждать этот вопрос на каком-либо Соборе. На Западе считали, что осуждать давно скончавшихся нельзя, потому что они не могут покаяться и изменить своего мнения. Восток считал иначе и склонялся к мнению о возможности их осуждения на Вселенском Соборе: «Мы осуждаем не для их исправления, но для постижения догматической истины. Обладание этой истиной и есть Православие».

    В целом Церковь разделилась. В 548 году патриархом становится Нина Константинопольский, который защищал эдикт императора и предлагал проведение собора. Для склонения епископов Запада на свою сторону император приглашает в Константинополь папу Вегилия, который был противником эдикта, но хотел разобраться. Стоит отметить, что труды несториан на Западе были почти неизвестны.

    По прибытии в Константинополь, папу окружили вниманием, поместили во дворец и не выпускали. К 552 году папа Вегилий согласился с мнением Востока и эдиктами. В это время император принял решение о проведении Вселенского собора. Он будет проведен в мае 553 года. Собор проводил Евтихий Константинопольский. На Соборе присутствовали 151 (по другим данным 161) епископ. Из них только 25 были с Запада.

5й ВС. Созван по вопросу о несторианах. С небольшими изменениями отцы Собора приняли анафематизмы императора Юстиниана, несколько расширили их и издали 14 анафематизмов. Неприемлимы 7 изречений Феодорита Кирского и осуждалась его полемика с Кириллом Алекс., осуждалось письмо Ивы Эдесского как чуждое православию. Папа Вигилий уклонялся от участия в Соборе, но в конце концов после завершения Собора он вынужден был, не без давления императора, принять его решения.

ЛИТУРГИКА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)