Часы, их виды, чинопоследования и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часы, их виды, чинопоследования и особенности.



 


Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 322-342.

ИРЦ.

Духовное просвещение и книжность. Преподобный Максим Грек. Его деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды на Руси. Отношения с московским обществом. Преподобный Максим и митрополит Варлаам. Конфликт с митрополитом Даниилом. Осуждение преподобного Максима в 1525 и в 1531 годах. Характер выдвинутых обвинений. Преподобный Максим Грек и князь–инок Вассиан Патрикеев. Литературное наследие преподобного Максима Грека. Его взаимоотношения с митрополитом Макарием. Духовное просвещение и книжность.

Церковное искусство. Литературная деятельность, вызванная канонизацией святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Новые жития и богослужебные тексты. Полемическая и обличительная литература.

Зиновий Отенский «Истины показание». Дидактическая литература. «Домострой» протопопа Сильвестра и «Благохотящим царем правительница» Ермолая–Еразма. Историко-агиографический жанр. «Степенная книга». Начало книгопечатания на Руси.

Храмовое зодчество. Новые тенденции в иконописи.

Преп. Максим Грек: Родился на Ионических островах около 1475г. В Италию попал в юном возрасте, будучи беженцем из своей страны, после завоевания её Турками и пребывал в ней с 1492 по 1505гг. В марте 1518 года, уже как монах Афонского монастыря он прибыл в Москву и начал переводческую деятельность – перевел «Толковую псалтирь» и перевод толкования на первую часть «Книги Деяний». Так же образование получил в Венеции и Флоренции. Занимался исправлением ошибок в Триоди, Часослове, Минее и др. богослужебных книгах (примеры ошибок: в Часословах Христос назывался "единым точию человеком," в Толковых Евангелиях - "бесконечною смертию умершим," в Триоди - "созданным и сотворенным" и т.п.). Московское общество доверяло все свои религиозные вопросы Максиму, причем чем больше он изучал русский язык тем больше у него спрашивали.

Просветительская деятельность: Объяснял значение церковных обрядов, литургической символики. Отвечал на многие вопросы Москвичей и в частности по вопросам астрологии – так как в те времена многие начали ей увлекаться. Кружок «поклонников» (среди них – Вассиан Патрикеев, сподвижник прп. Нила Сорского). Перевод с греческого толковой Псалтири, толкование на книгу Деяний, беседы Златоуста на Евангелия Матфея и Иоанна, житие Богородицы из Метафраста, выписки из пророков с толкованиями, несколько глав 2-й книги Ездры, Даниила и Есфири; толкования на разные тексты Священного Писания. Полемика с последователями ереси жидовствующих, мусульманами, латинянами. Общественная деятельность. Обличение пороков. Суеверия, астрология, придворные смуты, нравственные нестроения. Как грек, высказывал недовольство стремлением Москвы к церковной независимости от Греции. Обличение развода Василия ΙΙΙ с Соломонией. Встал на позицию нестяжателей, в то время как иосифляне были сильны при дворе. Из-за этого – недовольство активностью митрополита- грека приобретает политический подтекст. Меняется митрополит-нестяжатель Варлаам (который поддерживал прп. Максима) на иосифлянина Даниила. Инок Вассиан Патрикий (друг Максима) был против самой кандидатуры митрополита, но Максима вовлекли в вопрос об разрешении митрополитом Даниилом развода и брака князя. На Максима митрополит возложил перевод Историю Церкви Блаж. Феодорита. Но Максим не очень хотел переводить, так как в ней были вписки от еретиков, о нежелании узнал митрополит и повелел начать дело против Максима.1525 г. – суд, обвинение в ереси (нашли ошибки в переводе цветной триоди, так как во время её перевода Максим ещё не очень хорошо знал язык), кроме этого «пришили» и политическое обвинение – то что он сотрудничал с турками и что с послами Турции говорил о проигрыше Москвы. В итоге приговорен был как еретик и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Суровое содержание с отлучением от причастия. 1531 г. – вторичный суд с добавлением обвинений политического характера. Прп. Максим «кланялся в ноги», просил отпустить в Грецию. Ходатайства восточных патриархов. Смягчили, переведя в Отрочь монастырь. Был 25 лет в заключении (20 в камере и 5 как освобожденный монах). В 1556 году преставился. На всякий случай – мощи в Троице- Сергиевой Лавре. В 1531 году вместе с Максимом так же судили князя-инока Вассиана, часть обвинений которого заключалась в поддержке Максима. В Твери, где был заточен Максим в течении 20 лет правил архиеп. Макарий – он относился очень хорошо к нему и даже дал перо, чернила и бумагу, так что на это время приходится большая часть письменных трудов прп.Максима, как например – пересмотрение и исправление текстов псалтири, а так же а таак же сочинения на злободневные темы в учениях, уставе и прочем. Отношения с митрополитом Макарием были добрые, он считал Максима человеком святым. Но сам митроплит был человеком деликатным и не торопился действовать – когда прп.Максим просил разрешения на причащение, т.к. не было его уже более 15 лет, то митрополит сказал, что Максима осудил его предшественник и он жив, так что невозможно обойти его запрет. Но все равно, в конечно итоге запрет на причащение был снят.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров. Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья. Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания. Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой 13 книги.После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова. Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

 

 


 

Билет № 21

ВЗ

И 4 Царств. Истории правления царей Израиля и Иудеи: литературные особенности и богословские идеи повествования. Основные даты хронологии истории двух царств. Религиозные и исторические причины падения царств Иудеи и Израиля.

1) Повествование о царствовании нач: с 1) вступительной формулы (в какой год царя-современника в др. царстве воцарился царь, его возраст при воцарении, продолжительность правления, имя матери только для иудейских), после 2) общая оценка (с точки зрения соблюдения монотеизма Завета, для Северного царства всегда отрицательна, для Южного по разному) 3) заключительная формула (указание на источник, где можно прочитать об этом подробнее, замечание о смерти и погребении, имя преемника если был сыном). Автор использует особый метод при изложении истор. событий – метод отбора фактов. Опускает подробности гражданской истории в пользу своего интереса к Храму, пророкам и религиозной жизни. Схематический обзор царствования, пренебрежение истор. фактами, особый интерес к религии гов. о том, что свящ. автор не имел намерения составлять подробную историю, а сост. религиозно-богословский труд. Идея – это богословская интерпретация истории и религиозной жизни израильтян от Соломона до Иехонии.

2)

3) 3Ц 11 – священный автор дает богословское истолкование истории. Причиной падения Израиля была его неверность Богу Завета. После падения Сев. ц. в 722г. Юж. сущ. еще 136 лет. причины падения Юж. Ц. указаны те же. Всеобщее идолопоклонство и нравственное развращение. Священный автор проводит идею как коллективной ответственности, так и каждого иудея в отдельности.

НЗ

Общие сведения о книге Деяний. Хронология книги Деяний. Композиция книги Деяний. Основные богословские темы книги Деяний: тема Божественного Промысла; Св. Писание Израиля в Деян; пневматология Деян; учение о спасении; эсхатология

Автор: евангелист Лука.

Дата: до 64 по РХ (хотя некоторые датируют 70-85 гг.)

Композиция:

1. Первые события

Вознесение Господне. Избрание Матфия вместо Иуды.

2. Рождение Церкви в Иерусалиме

Пятидесятница. Исцеление хромого, арест Петра. Общинная жизнь, происшествие с Ананией и Сапфирой.

3. Начало гонений

Смерть Стефана. Обращение Савла.

4. Распространение христианства на язычников

Обращение Корнилия.

5. Миссионерские путешествия Павла (3 шт)

6. Павел в Иерусалиме. Суд. Путешествие в Рим

Богословие простое, и тем самым близко к керигме (краткая проповедь). Темы:

•   Ожидаемый Мессия есть Иисус из Назарета.

•   Иисус Христос есть Бог. Употребляется термин «Господь», то к Богу в ВЗ смысле, то ко Христу.

•   Святой Дух творит Божественные дела через людей.

Тема Божественного промысла. Ссылки на Святого Духа показывают, что развитие христианской истории - результат Божественного промысла. Бог руководит каждым движением. Распространение христианского влияния от Иерусалима до Рима не связано с трудами людей. Бог Сам все время заботился о Своем народе, не допуская нежелательных тенденций в одних случаях и поддерживая евангельские усилия - в других. Иными словами, говоря, что Бог активно действует в христианских общинах и в посланниках благовестил, как Он это делал в делах и учении Иисуса Христа.

Св. Писание Израиля. Апостол Павел, Стефан и другие проповедники напоминают слушателям Ветхозаветную историю и предсказания о Мессии и подводят их к пониманию, что Мессия – это Иисус из Назарета.

Пневматология. Деяния — одна из основных книг НЗ, в которой раскрывается учение о Св. Духе.

1. Святой Дух сошел благодаря вознесению Спасителя. (Деян 2, 33).

2. Св. Дух говорит в Св. Писании и через пророков (Деян 1, 16), дает возможность пророчествовать (Деян 9, 31;).

3. Дух исполняет человека (Деян 13, 9), говорит ему (Деян 13, 2), посылает проповедовать (Деян 13, 4), помогает в принятии решений (Деян 19, 21).

4. Может восхитить человека в другое место (Деян 8:39).

5. Поставляет епископов (Деян 20, 28).

Сотериалогия. Спасаемся через веру в Иисуса Христа.

Эсхатология. Иисусу Христу надлежит прийти на землю 2-й раз таким же образом, как Он восходил на небо (Деян 1:11). Возвращение Господа связывается с «восстановлением Царства», о времени которого апостолы спрашивают Воскресшего Христа в самом начале Деяний святых апостолов (Деян 1, 6).

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.014 с.)