Полунощница, виды полунощницы, чинопоследования и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полунощница, виды полунощницы, чинопоследования и особенности.



Полунощница

1. Вседневная                          2. Субботняя                                        4. Воскресная

(Часослов, где есть                                    (Часослов; Псалтирь Следованная)                 (Часослов; Псалтирь Сл.)

указания и про другие                                                                                                                          5. Праздничная

виды; также в Псалтири                                   3. Пасхальная

Следованной)

Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение.

Устав вседневной полунощницы находится в 9-й, 48-й, 49-й и 50-й главах Типикона, а чинопоследование – в Часослове и Следованной Псалтири.

Вседневная полунощница

чтец+ свящ. обычное полное начало

ЧАСТЬ I. Псалом 50, 17-я кафизма. Символ веры. Трисвятое по «Отче наш…». «Се, Жених грядет в полунощи...», «Слава»: «День он страшный...», «И ныне»: «Тебе необоримую...». «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...».

свящ.: «Боже, ущедри ны...».

(В Великий пост – молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.)

чтец: «Аминь. Владыко Боже Отче…»

!!!! От 22 сентября до Недели ваий здесь читаются еще две молитвы святителя Василия Великого: «Господи Вседержителю, Боже Сил и всякия плоти...» и «Тя благословим, вышний Боже...».

ЧАСТЬ II чтец «Приидите, поклонимся…», Псалмы 120, 133. Трисвятое по «Отче наш...». После «Яко Твое есть…» тропари «Помяни, Господи, яко Благ...», «Глубиною мудрости...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Блажим Тя вси роди...». «Господи, помилуй» (12 раз). «Помяни, Господи, в иадежди Воскресения...» (молитва об усопших), «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...»

хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды).«Благослови».

свящ. малый отпуст, затем «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному»

народ: «Бог простит ти, отче святый»

свящ.: «Помолимся о великом господине...» (в это время хор неспешно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник провозглашает: «Рцем и о себе самех»

хор: «Господи, помилуй» (трижды)

свящ.: «Молитвами святых отец наших...».

хор: «Аминь».

Субботняя полунощница. Отличия от вседневной полунощницы

ЧАСТЬ I:

— вместо 17-й кафисмы читается 9-я кафисма;

— по первом Трисвятом читаются: тропари: «Несозданное естество, всех Зиждителю...», «Слава»: «Вышния Силы подражающе на земли...», «И ныне»: «От одра и сна воздвигл мя еси...»;

— после молитвы «Владыко Боже...» читается также молитва «Величая, величаю Тя, Господи»

Праздничная полунощница.

Совершается в великие Господские и Богородичные праздники, а также в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение (например, 8 сентября, 1 января).

А также совершается в указанные Уставом дни: 26 декабря, 7 января, Лазареву субботу, Великую Субботу, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и в Понедельник Святого Духа.

Отличия от других видов полунощницы:

ЧАСТЬ I: по Трисвятом поется праздничный тропарь (тропари);

ЧАСТЬ II: по Трисвятом поется кондак праздника (великого святого);

— молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается

Воскресная полунощница.

чтец+ свящ. обычное полное начало. Псалом 50-й.

Канон Пресвятой Троице (из Октоиха).

Тропари: «Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова...». Трисвятое по «Отче наш...».

свящ.: «Яко Твое есть Царство...».

чтец: «Аминь». Ипакои гласа. «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...».

свящ.: «Боже, ущедри ны...».

чтец: «Аминь. Всемогущая и Животворящая Святая Троице...».

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...».

хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

свящ.: малый отпуст, затем - «Благословите, отцы святи, братия и сестры, и простите ми грешному».

народ: «Бог простит тя, отче святый».

свящ.: «Помолимся о великом господине...» (в это время хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй»). По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них».

хор: «Господи, помилуй» (трижды).

свящ. (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...».

хор: «Аминь»

Пасхальная полунощница.

чтец+ свящ. полное начало (без «Царю Небесный…»). Псалом 50-й.

Канон Великой Субботы (из Триоди). Ирмосы поются по дважды, тропари читаются на 12 (обычно канон читает священник перед Плащаницей), после каждой песни поется катавасия (ирмос той же песни).

По 3-й песни: «Господи, помилуй...» (трижды, вместо ектений), седален Триоди, «Слава, и ныне»: тот же седален.

По 6-й песни: «Господи, помилуй...» (трижды), кондак и икос Триоди.

По 9-й песни хор поет катавасию («Не рыдай Мене, Мати...»), в это время священник уносит Святую Плащаницу царскими вратами в алтарь.

чтец: Трисвятое по «Отче наш...».

свящ.: «Яко Твое есть Царство...».

хор: «Аминь. Егда снизшел еси к смерти...» (воскресный тропарь 2-го гласа).

Свящ.: сокращенная сугуб. ектения из четырех прошений и возглас (по окончании ектении): «Яко милостив и человеколюбец...».

хор: «Аминь».

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...».

хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

свящ.: отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

хор: «Аминь».

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 265-270.

 

ИРЦ.

Русская Церковь во второй половине царствования Иоанна Грозного. Учреждение опричнины. Митрополит Афанасий. Нареченный митрополит св. Герман. Св. Филипп – обличитель беззаконий Грозного и жертва террора. Вопрос о праве «печалования» в контексте государственно-церковных отношений в 16 столетии. Митрополит Кирилл. Разорение Великого Новгорода.

Псковский юродивый Никола Саллос – обличитель грозного государя Иоанна Грозного и спаситель Пскова. Митрополит Антоний. Соборы 1573 и 1580 годов. Вопрос о церковном землевладении. Митрополит Дионисий.

Русская Церковь во второй половине царствования Иоанна Грозного. этот период можноохарактеризовать как самоуправление И. Грозного в том числе и над Церковью и ее иерархами, которые как ставились так и снимались по его велению. Учреждение опричнины.

С 1564 года начинается второй - темный этап правления Ивана Грозного, связанный с учреждением так называемой «опричнины», существовавшей с 1565 по 1572 г.«Опричнина» - структура,созданная И. Грозным по принципу рыцарско - монашеской организации для своей безопасности. В результате деятельности опричнины в 1569-1571 годах начался голод, массовое бегство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы сократилось втрое, многие земли в центре страны были заброшены. Митрополит Афанасий. После смерти мит. Макариямит. Московским стал бывший духовник царя Афанасий. Но он надоедает Ивану с печалованием за опальных. Год спустя Афанасий уходит на покой в Чудов монастырь. Нареченный митрополит св. Герман. При выборе нового святителя внимание царя остановилось на Германе Казанском, но после того, как святой Герман решительно потребовал уничтожения опричины, царь выгнал нареченного первосвятителя из митрополичьего дома обратно в Казань где он и скончался.

Св. Филипп - обличитель беззаконий Грозного и жертва террора. После св. Германа И. Грозный вызвал в митрополиты соловецкого игумена святого Филиппа (1566 г). Строгого подвижника едва уговорили принять предложенный сан и дать обещание не выступать опричников он не захотел молчать. Обличения митрополита царю сначала были тайные, но в 1568 году, видя их безуспешность, он решился приступить к обличениям всенародным. В неделю крестопоклонную царь пришел к обедне в Успенский собор вместе с опричниками в их странных нарядах и подошел к митрополиту принять благословение. Филипп не благословил его. В конце июля произошло новое столкновение за что Царь решился наконец свергнуть митрополита с кафедры. Собор подобострастных епископов осудил его на лишение сана. 1568года опричники буйной толпой ворвались в храм, где Филипп служил свою последнюю литургию, сорвали с него святительские одежды, одели в лохмотья и с позором выгнали из церкви и был заточен в тверской Отрочь монастырь. Через год, проезжая мимо Твери, Иоанн заслал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова взять благословение у Филиппа. Святитель не дал благословения, и опричник задушил его.

Вопрос о праве «печалования» в контексте государственно-церковных отношений в 16ст. Митрополит Кирилл. Разорение Великого Новгорода. опричный поход на Новгород был предпринят Иваном Грозным в 1570 году. Последствия похода были плачевными, как для всего населения Новгорода в целом, так и для духовенства в частности. Большое количество новгородского духовенства было уничтожено физически.

Митр. Антоний. Именно в период правления митрополита Антония было созвано два собора в 1573 и 1580 годов, на которых были еще сильнее урезаны имущественные права Церкви.

Соборы 1573 и 1580 годов. При митрополите Антонии по приказу царя собирались два собора в 1573 и 1580 гг., на которых, согласно с желанием светской власти, были решительно ограничены имущественно владельческие права церкви. На них по требованию Иванабылиограничены имущественные права Церкви: землю можно было завещать или дарить монастырю или храму только с особого разрешения царя в каждом отдельном случае» Митр. Дионисий. На место митр. Антония в том же году был поставлен бывший игумен новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Дионисий - При нём скончался царь Иван Грозный (18 марта 1584 г.) и венчался на царство Фёдор Иоаннович. При нем же шла борьба за царский престол между Борисом Годуновым и князьями Шуйскими.

 

 


Билет № 20

ВЗ

3 и 4 Царств: именование, структура и общее содержание. История и оценка правления царя Соломона. Строительство и значение иерусалимского храма. Причины и последствия политического и религиозного раскола в Израиле.

1) Эти две книги сост. единое целое, наз. Сефер Мелахим – книга Царей. Разделение произошло в Септуагинте для удобства, из-за папирусов. 1 и 2 кн. Царей – это 3и4 Царств.

Излагается история народа Господня и его религиозная жизнь от воцарения Соломона до вавилонского плена. Можно разделить на 3 части:

1) 3Ц 1-11 история Соломона

2) 3Ц 12-4Ц 17 синоптическая история северной и южной части разделенного царства от смерти Соломона да падения Самарии

3) 4Ц 18-25 история южного царства от падения Самарии до вавилонского плена

Так же есть небольшой эпилог в конце книги об освобождении предпосл. царя иудеи Иехонии из темницы в Вавилоне.

2) Из 3 и 4 глав видно, что царь Соломон в первый период своего правления был верен Господу и пользовался уважением и доверием народа. К концу своего правления он завел большой гарем, в т.ч. и языческих наложниц, кот. повлияли на его веротерпимость. Следствием религиозной неверности Соломона было его деспотическое правление, вызвавшее мятежи.

3) Строительство Иерусалимского храма прославило Соломона на все века. Он строился 7,5 лет. В него был перенесен Ковчег Завета. На храм явилась Слава Божия в виде облака.

4) Осн. причинами разделения были: религиозная (главная причина 3Ц 11:1-3 идолослужение Соломона и неверность Завету), этническая (древнее соперничество колена Ефремова 2Ц 2:9, 20:2) и тяжелые налоги и труд, кот. наложил Соломон. Последствия – это разделение на два царства Сев. Израильское (обширная территория обним. колено Иудино и боль. часть колена Вениаминова) и Юж. Иудейское (менее обширное, но нах. в дали от языческих гос-в, на ее терр. нах. Иерусалим и Храм, управлялось родом Давида, были более благоп. усл. для сохранения веры)

НЗ

Общие сведения о книге Деяний. Личность автора. Лука в отношении к прочим апостолам. Церковное предание о месте рождения, национальности и занятиях Луки. Единство Предания относительно авторства Луки и его связь с проповедью апостола Павла. Медицинская терминология Луки. Свидетельства Нового Завета о Луке: прямые и косвенные.

Апостол Лука-один из 70ти. Его книга завершается событиями 62 года. Разные варианты датировки:

1) до кончины Павла (64г.) и Иудейского востания (66г.)

2) после разрушения храма в 70г, но до Iв.

3) в 1й половине IIв.

Лука родился в Антиохии, получил языческое, эллинское воспитание и образование. Точная дата кончины не известна. Священное Предание видит в одном из эммаусских путников (Лк. 24:13 слл.) самого Луку, хотя Евангелие называет по имени только одного из них, Клеопу (ст. 18). Возможно Лука уверовал впоследствии (т.е. он не был путником). Был врачом и иконописцем (последнее основано только на предании).

Лк. – добросовестный историк. соблюдает точность описаний.

Евангелист Лука, в отличие от других евангелистов, иногда использует слова, относящиеся к области медицины. Пример – фраза: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25). В Мф. 19, 24 и Мф. 10, 25 употребляется слово ραφίς — это обычная швейная игла, которой пользуются женщины. А в Евангелии от Луки использовано слово βελόνη — игла хирурга. Последнее – чисто медицинский термин.

Община Луки: Это община, родившаяся среди культурных греков на языческой территории. Такое могло быть, например, в Антиохии (Сирия) или в Филиппах (Македония).

Традиционно евангелиста и дееписателя Луку отождествляют с «врачом возлюбленным» (Кол. 4, 14), который сопутствовал апостолу Павлу во многих его миссионерских путешествиях (см. также Флм. 23; 2 Тим. 4, 10) (2 Тим. 4, 10). (Флм. 23-24).

В центре повествования книги Деяний – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом. Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

ДОГМ.

Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения. Господь Иисус Христос есть истинный Бог. Господь Иисус Христос есть истинный человек. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству.

Истинный Бог: см.Б-11. Истинный человек: Символ веры называет Сына Божия воплотившимся и вочеловечившимся. На человеческую природу Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. В Книге Бытия о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом (см.: Быт.12:2-3, 22:18), а также как о семени Исаака (см.: Быт.26:4) и Иакова (Быт.28:14). В Книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (см.: Быт.23:5-6). В Новом Завете (см.: Лк.3 и Мф.1) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии Человеком и Сыном Человеческим: «Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину...» (Ин.8:40); «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Само выражение «Сын Человеческий» — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной Книге пророка Даниила (см.: Дан.7:13-14), которое в Новом Завете применительно ко Христу упоминается около 80 раз. Заблуждения: Уже в конце I столетия стали появляться ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одно из таких учений — докетизм (от греч. δοκέω — казаться). Его суть состояла в отрицании полноты и истинности человеческой природы Христа. Наиболее ранней версией докетизма, полемика с которым прослеживается уже в Новом Завете, был «материальный» докетизм, имевший, по словам блаж. Феодорита Киррского, несколько разновидностей. Первоначально это было учение о призрачности человечества Христа: якобы никакого человечества в действительности у Христа не было, а все, что относится в Евангелии к Его человечеству, есть призрак, некоторая иллюзия, которую Божество вызывало в сознании тех, кто с Ним соприкасался. Если материальный докетизм подвергает сомнению тождество качественных определений человеческой природы Спасителя с нашим человечеством, то формальный докетизм отрицает 117 полноту воспринятой Христом человеческой природы. Наиболее яркий пример формального докетизма — учение Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в.), который одним из первых попытался объяснить тайну соединения двух природ, Божественной и человеческой, в едином Лице Христа. Отличие: 1.родился по человечеству сверхъестественным образом (первородный грех наследуется человеком от родителей– ничто греховное Бог не может сделать содержанием Своей Божественной жизни= Христос не мог родиться естественным образом.См. Быт.3:15; Ис.7:14); 2.И.Х.–Человек безгрешный (является следствием п.1. Человечество Спасителя получило свое бытие в Ипостаси Бога Слова, Которая сообщила ему способ существования; Спасителю была свойственна свобода от первородного греха и совершенная личная безгрешность, но был подвержен так называемым безгрешным страстям, т. е. различным страдательным состояниям: голод, жажда, усталость, подверженность страданиям и смерти; были восприняты Им по добровольному снисхождению).

ИДЦ.

Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году: источники и литература. Вопрос о замещении Константинопольской кафедры. Догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео-Цареградском символе веры.

II ВС. Константинопольский собор открылся в мае 381 г. в присутствии императора. Председательствовал на соборе Мелетий Антиохийский, к которому особенно благоволил император. Участвовало 150 отцов (еп. Германикийский Иоанн). Почти все источники относительно этого собора являются косвенными. К ним мы относим сведения из сочинений святителя Григория Богослова, соборное послание, имеющееся в «Церковной истории» блаженного Феодорита Кирского, данные из «Церковной истории» Сократа Схоластика и «Церковной истории» Созомена, наконец, 7 канонических правил. Кроме этого, известен Никео-Константинопольский символ веры, о котором сложно с полной уверенностью сказать, что он дошел до нас именно с этого собора.

Вопрос о вере был одним из самых важных на этом соборе. Первое соборное правило вслед за Сардикийским собором 343 г. и Александрийским собором 362 г. подтвердило неизменность Никейского символа (заметим, что речь идет не о новом символе). Это же правило предало анафеме евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан, или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполлинариан.

Вопрос о епископе Константинополя решался не в пользу Максима Киника. Четвертое правило не признало его епископом, так же как не признало и поставленных им клириков. Второе правило также было составлено в связи с этой проблемой. В нем говорится, что областные епископы не должны простирать свою власть за пределы своих областей, «не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». Третье правило возвышает епископа Константинополя, как епископа нового Рима, располагая его по чести сразу после римского епископа, а Александр. – на 3е. Святителя Григория Богослова склонялись оставить предстоятелем в Кп-ле.

Вопрос о Никео-Цареградском СВ. В Никео-Константинопольском символе по сравнению с Никейским имеется четыре опущения, десять прибавок, пять стилистических изменений. Из 178-ми слов нового символа только 33 слова заимствованы из Никейского. Удивительным может показаться удаление слов «Бога от Бога» и «из сущности Отца», являвшимися отличительными особенностями Никейского символа. Так что Никео-Константинопольский символ можно считать особым, самостоятельным символом с никейскими прибавками.

Основу текста Никео-Цареградского символа некоторые историки возводят к символу, восходящему к Палестинской Церкви. Историки обратили внимание на схожесть нового символа с символом, который приводит Епифаний Кипрский в своем сочинении «Якорь веры».

ЛИТУРГИКА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.036 с.)