Образ и подобие божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ и подобие божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех.



Образ и подобие: Некоторые свв. отцы не делали различия между образом и подобием, опираясь на евр. традицию, когда в Библии понятия образа и подобия нередко являются в взаимозаменяемыми. О сотворении человека по образу и по подобию Божию говорится в Св. 106 Писании (см.: Быт.1:26–27, 9:6). Свв. отцы согласны в том, что, в общем, образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный разум – человек тоже есть существо разумное и т.д. Образ и подобие – это неразрывно связанные между собой аспекты двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку дано: каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру и уподобление Богу в добродетели. Назначение: О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел см.Деян.17:26–27. Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. Назначение по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т. е. теснейшего соединения с Богом, причастия Божественному естеству, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Практически назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. В отношении мира человек предназначен прежде всего к тому, чтобы быть в нем заботливым хозяином и управителем; чтобы владычествовать над всем сотворенным (см.: Быт.1:28), а также возделывать и хранить его (см.: Быт.2:15). Также человек занимает такое место во Вселенной, что только через него весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать, только через человека может совершиться обожение всей твари. Однако Адам не сумел исполнить свое предназначение, и потому замысел Божий о человеке и всем творении исполнился во Христе, в Его Ипостаси совершилось соединение тварного и нетварного. Состояние до грехопадения: в Писании говорится: «...и я нашел, что Бог сотворил человека правым...» (Еккл.7:29), т. е. человек со всеми силами и способностями своей природы вполне соответствовал тому назначению, которое было предначертано ему Творцом. В нем не было никаких признаков противления добру. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться к божественной благодати, участвовать в Божественной жизни. Нравственная свобода первозданного человека означает не только отсутствие в нем греховных расположений, но также и обладание положительно добрым направлением воли. Сердце человека не знало порочных движений, чувств и не волновалось действием страстей. Тело человека представляло собой совершенное и послушное духу орудие. Оно было свободно от болезней. Устроение человеческой природы было строго иерархично: тело пребывало в послушании душе, душа – духу, а дух был всецело обращен к Богу. Важно: совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства. Человеку предстояло развиваться и совершенствоваться путем собственной деятельности. Первородный грех: Тертуллиан - «первоначальна порча» (vitium originis), «порча сущности» (vitium substantiae), или «тления природы» (corruptio naturae); блаж. Августин - «первородный грех» (peccatum originale); Греческие отцы - «прародительский грех» (греч. ἡ τοῦ προπάτορος ἁμαρτία). Вопрос о происхождении и характере первородного греха рассматривается ап. Павлом (см.Рим.5:12). В самом общем смысле первородный грех есть греховное состояние человеческой природы, в результате грехопадения уклонившейся от закона Божия и, следовательно, от предназначенных для нее Творцом целей, преемственно переходящее от прародителей на всех потомков посредством физического рождения. Через крещение мы выходим из состояния греховного, перестаем быть естеством чадами гнева Божия... но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха.

ИДЦ.

Первый Вселенский собор в Никее в 325 году: Состав, ход заседаний и решения Никейского собора. Первая стадия борьбы с арианством после Никейского собора: за преобладание в Кафолической Церкви. Борьба против защитников никейской веры – Евстафия, Афанасия и Маркелла. Ссылки свт. Афанасия и попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами

Император перенес собор в Никею по причинам, связанным с удобством расположения данного города. Большинство епископов собора представляли восточную часть империи, присутствовали и представители Запада, времени на своевременный приезд могло хватить не всем. Кол-во епископов – 318. Председателем Собора был Осий Кордубский. Арианских епископов на соборе было около 20-ти.

Был принят Никейский Символ Веры на основе Кесарийского символа, в который был внесен ряд изменений. Осуждено арианство, утверждено единосущие Сына Отцу. Установлено время празднования Пасхи. Поднимался вопрос безбрачия духовенства, решенный отрицательно. Были приняты 20 правил Первого Вселенского собора, вошедшие в Книгу правил.

С 325 г. по 357 г. время борьбы арианства с православием. С конца 20-х годов до смерти императора Константина в 337 г., ариане будут под разными предлогами, чаще канонического характера, устранять лидеров Никеи, не дерзая при жизни императора посягать на Символ веры. Начиная с 337 до 357 г. ариане пытались заменить Никейский символ другим. Второй период – с 357 по 381 г. – это время борьбы православных с арианами, когда произойдет разложение арианства и окончательное его поражение.

Борьба против защитников никейской веры. Первым от ариан пострадал Евстафий Антиохийский, вступивший в полемическую переписку с Евсевием Кесарийским, своим соседом. Его осудят на соборе в самой Антиохии около 330 г. Евстафия осудят и сошлют во Фракию, где он и умрет в Филиппах. В Александрии в 328 г. епископом стал Афанасий. Он отказался принять Ария. В 335 г. его дело разбиралось на Тирском соборе. Импператор сослал Афанасия в Галлию. В Тире против осуждения Афанасия и принятия Ария выступил епископ Маркелл Анкирский. Его самого осудят в Константинополе, обвинив в савелианстве в 336 г. на основании написанной им книги. В целом Троица для Маркелла – это исторический феномен. Позднее в Символе веры появятся слова, направленные против его ереси: «Царству Его не будет конца».

ЛИТУРГИКА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.006 с.)