Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения.



Происхождение, история и значение катакомб в древней Церкви.

Христианские символы. Причину возникновения символов следует искать в инстинктивном желании христиан иметь зримые знаки религиозной истины, которые постоянно напоминали бы им об их Искупителе и их духовном призвании и которые в то же время могли бы заменить для них символы языческого идолопоклонства. Самые ранние – во время катакомбной Церкви.

Символы. Крест — знак искупления, использовавшийся иногда отдельно, иногда с альфой и омегой, иногда с якорем надежды или пальмовой ветвью мира. Это древнейший и самый дорогой для первых христиан символ. Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба. С Самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля. Исторические – библейские сюжеты. Аллегорические – например, изображение Христа как Доброго Пастыря.

Катакомбы (от греч. katakymbos – углубление) – подземные переходы, которые иногда заканчиваются кубикулами – комнатами по сторонам коридоров. В катакомбах христиане погребали усопших братьев по вере. Также в катакомбных храмах – криптах, проходили богослужения. Литургия совершалась на мощах мучеников, погребенных в катакомбах. Укрывались от гонителей. Катакомбы пользовались почитанием.

Главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. Символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. О катакомбах сохранилось мало сведений.

ЛИТУРГИКА.

Общие принципы и содержание богослужения субботы с «Бог Господь» и с «Аллилуия» (12-13 главы Типикона).

Глава 12 – О службе субботней о вечерни, о утрени и о литургии егда поем Бог Господь

Глава 13 – Подобает ведати, аще прилучится в субботу пети аллилуиа

 

Служба субботы отличается от службы других седмичных дней тем, что за его богослужением:

1. совершается как бы отдание воскресной службы того гласа Октоиха, который исполнялся в оканчивающейся седмице,

2. песнопения святым из Минеи всегда предваряют, т.е. поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в др. дни седмицы поются обычно на 1-м месте песнопения Октоиха

3. после стихир на «Господи, воззвах» (Тип. гл. 12) поется Догматик текущего гласа;

4. по «Ныне отпущаеши…» и тропаре поется богородичен воскресен не по гласу тропаря, а настоящего гласа (Тип. гл. 12 и 52), также - в случае святого с полиелеем или бдением - на утрени по «Бог Господь» и по Великом славословии,

5. канон храма – чаще всего – присутствует

 

Субботнее богослужение с «Аллилуия» бывает:

1. в случае святого без знака (вместо «Бог Господь» на утрени Аллилуия)

2. заупокойное богослужение

 

Собственно последнее и расписывает 13-я глава Типикона.

--- вместо тропаря дневного святого – тропарь субботы «Апостоли, мученицы, и пророцы…» и заупокойный: «Помяни, Господи, яко благ, души раб Твоих…»

--- вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа с заупокойными стихами, поются «непорочны», т.е. 17-ая кафизма и после нее заупокойные тропари: «Святых лик обрете источник жизни…» с заупокойными ектениями, на к-рых поминаются поименно усопшие,

--- по 6-й песни также заупокойная ектения и кондак «Со святыми упокой…»

--- на стиховне также поются заупокойные стихиры, написанные на ряду, к-рые на обычной субботней утрени оставляются и заменяются хвалитными мученичными стихирами

--- на литургии прокимен, Апостол и Евангелие сначала рядовые, а потом заупокойные.

 

ИРЦ.

Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне» и «нестяжатели». Альтернативные пути развития монашества при отсутствии внутреннего антагонизма между последователями двух школ. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения, направленные на исправление недостатков в церковной жизни, которые использовались еретической пропагандой. Митрополит Симон и его деятельность. Дело архиепископа Серапиона Новгородского.

Суть мнения Гелиана Михайловича Прохорова: никакого конфликта не было, просто по факту существовали многоземельные и малоземельные монастыри, и вопрос стоял касательно только тех монастырей, которые имели или хотели приобрести землю. Сами Нил Сорский и Иосиф Волоцкий были друзьями в жизни, никаких конфликтов; один другому даже завещал свою библиотеку посмертно.

В XV-XVI веках в церковной среде произошел конфликт из-за собственности монастырей, вследствие чего православные разделились на два непримиримых лагеря: нестяжателей и иосифлян.

К нестяжателям относятся монахи-последователи лидера учения святого старца Нила Сорского, выступавшие против того, чтобы Церковь обладала каким-либо имуществом.

К князю же ученики Нила Сорского относились с уважением, почитая его справедливым, мудрым и потому достойным лично распоряжаться церковным имуществом. Поэтому земля и здания, принадлежавшие Церкви, должны были быть переданы в руки государства, дабы оно могло укрепить свои границы и выплатить дворянам деньги за службу. Взамен же нестяжатели желали получить у правительства возможность свободно высказываться по различным вопросам, связанным с религией. Монахи же должны были, оставшись без имущества, полностью оставить все мирские дела и заниматься только «умным деланием», т.е. молитвой. Добывать себе пропитание позволялось исключительно своим трудом или подаяниями. При этом сами монахи должны были давать милостыню любому, кто бы их ни попросил.

В свою очередь, сторонники Иосифа Волоцкого, названные иосифлянами, считали, что церковь должна обладать всем своим имуществом, в том числе библиотеками, хозяйствами, церковной утварью. Это было необходимо для того, чтобы Церковь впоследствии могла вести следующую деятельность: осуществлять миссионерские задачи, творить милостыню, поддерживать бедных людей, снабжать народ продовольствием в неурожайные годы. К правителю же иосифляне относились как к наместнику Бога на земле и потому считали, что ответственность перед народом он должен сочетать с ответственностью перед Церковью.

Еще одним моментом, в котором расходились мнения нестяжателей и иосифлян, был вопрос об исправлении сторонников еретических учений. На Руси в ту эпоху широко распространилась т.н. «ересь жидовствующих», и православные пастыри должны были придумать, как обеспечить в христианском мире воцарение каноничной формы исповедания. Иосиф Волоцкий полагал, что необходимо вести борьбу с ересью путем физического воздействия на еретиков вплоть до сожжения заживо на кострах. В свою очередь, Нил Сорский считал, что Бог ждет не смерти грешника, но его раскаяния, и потому отрицал возможность применения смертной казни против еретиков, проявляя христианское милосердие. Тех же, кто упорно не желал оставить ересь, старец предлагал изолировать от общества или выслать заграницу, но не лишать их жизни.

На соборе 1503 года, где представители обоих течений решительно осудили ересь жидовствующих, но так и не смогли найти консенсуса по вопросу о применении наказания для еретиков. Иосифляне, составлявшие большинство на этом соборе, сумели отстоять свою позицию в вопросе и об имуществе Церкви.

Преподобный Нил Сорский. (1433-1508 гг.) происходил из рода бояр Майковых, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, известного своим строгим уставом. Не удовлетворившись и этим уставом, он оставил Кирилловскую обитель и долго путешествовал по востоку для изучения высшего монашеского совершенства; по возвращении в Россию удалился на реку Сору и поставил здесь свою одинокую келью и часовню, около которых скоро возникла целая обитель с новым еще в России скитским направлением, заимствованным преподобным Нилом с Афона и составлявшим как бы средину между жизнью монахов общежительных монастырей и жизнью одиноких отшельников.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) отличался другим направлением. По кончине своего учителя Пафнутия (1477 г.) он вскоре удалился из Боровского монастыря, жизнь которого не соответствовала его идеалу монашества, долго ходил по разным другим монастырям, наконец, в 1479 году основал свой собственный Волоцкий монастырь и за 37 лет своего игуменства устроил его, как желал, на началах самого строгого общежития. Жития его изображают его таким же святым подвижником, каким был и преподобный Нил, но не созерцательного, а практического направления. В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения.

При митрополите Симеоне было принято Соборное решение о лишении Архипе Серапиона кафедры было принято по причине несправедливо допущенного им отлучения преп. Иосифа Волоцкого. Василий III явил гнев на Серапиона, и имевший дерзость при явной своей неправоте идти против великого князя архиепископ неминуемо поплатился сам: он был лишен священного сана и отправлен в московский Спасо-Андроников монастырь на покаяние.


 

Билет № 16.

ВЗ

Книга Судей: именование, структура и общее содержание. Богословие истории (2:619). «Деяния» Варака и Деворы, Гедеона, Иеффая и Самсона.

1) Как в еврейской, так и в греческой Библии книга надписывается словом «судьи» (евр. «софетим»; греч. – «крите»), которое указывает на главный предмет содержания. Судьями в книге названы особые мужи, призываемые Богом ко спасению народа от внешних врагов и охранению истинной веры, то есть это были вожди, управлявшие народом от имени Божия.

Книгу Судей можно разделить на 3 части: вступление, основная часть и два прибавления.

1. Вступление (1 – 3, 6). В нем изображается общее состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, вызвавшее появление судей в то время.

2. Основная часть книги (3, 7 – 16, 31). Это история о судьях, повествующая о многократных порабощениях израильтян, попущенных Богом в наказание за их идолопоклонство, и об избавлении их от врагов через судей — богоизбранных вождей Израиля. Как только Израиль осознавал свой грех и обращался к Богу с молитвою о помиловании, так Господь посылал народу Своему избавление.

3. Два прибавления (17-21 главы), которые наглядно показывают, до какой низкой степени порой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева.

Израиль отпадает, его постигает кара. Бог посылает судью спасти. Потом опять отпадают.

Еврейский народ порабощен ханаанским царем Иавином и его военачальником Сисарой. Пророчица Девора, которая была судьей, призвала Варака, опытного военного против хананеев. Варак сомневался в победе, но Девора воодушевила его. Собрали армию 10 тыс. и пошли в бой. Войско Сисары имело 900 колесниц, но они погрязли в грязи. Израильтяне победили, Девора сложила гимн об этой победе. Гедеон (6:11–8:32). Ежегодные набеги мадианитян, которые, по объяснению пророка, были наказанием за то, что израильтяне забыли Бога, побудили народ выбрать судьей Гедеона, который во главе отряда из 300 человек дерзкой ночной атакой на лагерь противника обратил врага в бегство и закрепил победу, уничтожив множество врагов во время длительного преследования отступавших. В благодарность за избавление израильтяне предложили Гедеону стать царем, однако он отклонил предложение, сказав, что царская власть над Израилем принадлежит только Богу. Слава Иеффая как воина достигла Галлада, старейшины которого обратились к нему с просьбой возглавить жителей в их войне с Аммонитянами. Иеффай принял предложение при условии, что он будет главой народа и в мирное время. Перед тем, как выступить в поход, Иеффай дал обет в случае победы принести в жертву Богу того, кто выйдет из ворот дома его навстречу ему (11:31). Он нанес поражение аммонитянам. По возвращении домой ему навстречу вышла дочь, которую, во исполнение обета, он вынужден был принести в жертву. История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа, он был назорей. Когда он соблюдал обет назорейства, он был необычайно сильным, когда же он, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. В обоих отношениях он был не только типом, но и зеркалом, в котором Израиль мог узнавать и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непобедим. Когда же он нарушал этот завет, предаваясь чувственным страстям и идолопоклонству, то силы его слабели и он становился жалким рабом у какого-нибудь языческого народа. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом.

НЗ

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом (Ин 3:1-21). Восприятие Иисуса Никодимом (3:2). Учение о новом рождении с учетом значения греческого термина ἄνωθεν («свыше»). Символизм слов Господа при описании действия благодати Св. Духа (3:8) и значение термина πνεῦμα («ветер, дух»). Сотериологический аспект беседы. Ветхозаветные аллюзии на термин «Сын Человеческий» в 3:13 и на событие воздвижения Моисеем медного змия в 3:14. Любовь Божия к миру через послание единородного Сына (3:16). Причины веры и неверия по беседе с Никодимом (3:20-21)

Никодим признает ИХ учителем, пришедшим от Бога, т.к. Он творит чудеса (Ин 3:2).

Учение о новом рождении с учетом значения греческого термина ἄνωθεν («свыше»): Слово ἄνωθεν находится в других местах СП иногда со значением «сверху» (Мф. 27:51), что соответствует варианту «родиться свыше», а иногда со значением «заново» (Гал. 4:9), что соответствует варианту «родиться заново». Опираясь на перевод Тит 3:5 с подобными словами, переводим Ин 3:3-7, как «родиться заново». Такой перевод подтверждает реакцию Никодима: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Очевидно, что Он понял ИХ в смысле «родиться заново».

Символизм слов Господа при описании действия благодати Св. Духа (3:8) и значение термина πνεῦμα («ветер, дух»): Никодим не мог понять, что такое родиться от 93 Духа, каким образом рождённый от Духа дух есть. Спаситель таким образом символически дает объяснение.

πνεῦμα – древн отцы понимали двояко - как «дух» (Август., Ориг), как «ветер» (Злат., Кирилл Александрийский, Феофил).

Нельзя однозначно утверждать определенное значение слова. Премудрый Учитель нарочито употребил здесь такое слово, которое означает и то и другое понятие, и понятие ветра и понятие Духа божественного. Можно вспомнить при сем то дуновение ИХ, которым Он сообщил апостолам Святого Духа: дунул, и говорит им: приимите Духа Святого (Ин. 20:22). Дыхание Спасителя, видимое символически, означало дарование Святого Духа апостолам, т. е. было и знаком и означаемым вместе (Злат.)

Сотериологический аспект беседы: Беседа Христа с Никодимом разделяется на две части: в первой части (3:3-12) речь идет о духовном возрождении человека, которое необходимо для того, чтобы человек мог стать членом Царства Мессии, а во второй (3:13— 21) Христос предлагает учение о Самом Себе и о Своей искупительной жертве за грехи мира и указывает на необходимость веры в Него как в Единородного Сына Божия.

«Сын Человеческий» – словосочетание, часто употребляемое в ВЗ, как синоним человека. Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящий характер человека, его слабость, незначительность перед Богом (Ис.51:12; Иов.25:6; Пс.10:4; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения (Пс.106:8; Притч.8:31; Пс.8:5).

В Книге пр Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии.

Воздвижения Моисеем медного змия (3:14): говоря о тайне, ИХ использует известный для Никодима образ – воздвигнутое Моисеем в пустыне изображение змия, к-е спасало предков Никодима от смерти (они смотрели и укус змеи не действовал), когда сгрызали их змии (Числ 21:5-9 – когда народ роптал на Моисея и Бога, что Он вывел их из Египта и тогда навел на них ядовитых змей). Там повешенный змий исцеляет от угрызений змей; здесь распятый Иисус врачует от угрызений духовного змия.

Любовь Божия к миру через послание единородного Сына (3:16): Никодим не понимает из-за сформировавшихся воззрений по поводу образа Миссии, почему Мессия должен быть принесен в жертву. Поэтому Господь в данном стихе раскрывает причину – любовь Божия ко всему миру. Бог желает спасения не только человеку, но и всей твари, поврежденной грехом человека. Средство примириться с Богом – крестная смерть Мессии, для этого Бог посылает и отдает Единородного Сына.

Причины веры и неверия по беседе с Никодимом (3:20-21).

(3:11-12) Иисус обратил внимание на мысль, что неверие является причиной невежества. В сущности, неспособность Никодима понять слова Иисуса сосредоточивалась не столько в его интеллекте, сколько в его неспособности поверить свидетельству Иисуса.

(3:18) «уверовал во имя» Это выражение означает больше, чем простое интеллектуальное согласие с требованиями Евангелия. Оно включает доверие и приверженность Христу как Господу и Спасителю, в результате чего человек получает 94 новую природу (ст. 7), которая производит изменение сердца и послушание Господу (см. пояснения к 2:23-25).

После беседы Никодим говорил пред фарисеями в защиту Христа (Ин. 7:50), и, по смерти ИХ, вместе с Иосифом Аримаф, приходил на Его погребение (Ин. 19:39). Очевидно, он был тайным последователем Господа. Предание говорит, что впоследствии он действительно сделался христианином.

ДОГМ.

Мир духовный или ангельский. Ангелы в Священном Писании. Сотворение ангелов Богом. Время сотворения ангелов. Природа ангелов. Свойства ангельской природы. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Небесная иерархия. Промысл Божий о мире духовном

Ангел (ἄγγελος) с греч. – «вестник». В Св. Писании словом «ангел» называются пророки.
В Св. Писании говорится о сотворении ангелов: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» (Неем.9:6).
Сотворение: о точном времени сотворения не говорит.

Мнения св.отцов: 1. ангелы сотворены прежде вещественного мира (Вас.Великий, Иоан Злат.);

2. ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира (Феодорит Киррский, блж.Августин) – обосновывается тем, что ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства.
Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее четвертого дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него – в Иов.38:4–7 отмечается, что Бог основывал землю «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».
Природа: В Св. Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. Преп. Иоанн Дамаскин: Св.Писание не даёт подробных ответов на вопрос о об их природе.
Свойства природы: Духовность, бестелесность и бессмертие (однако вопрос о телесности не догматизирован). По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения. С другой стороны, они не вездесущи: духовно присутствуя там, где им повелено, они не могут одновременно действовать в другом месте. Бессмертие по благодати (Иоанн Дамаскин) или бессмертие по природе (Григорий Палама) – разные мнения у св.отцов.
Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу. О превосходстве человека над ангелами можно сделать и на основании факта Боговоплощения, ибо Сын Божий ипостасно соединяет Себя с человеческой, а не с ангельской природой, В Священном Писании нигде не утверждается, что число ангелов бесконечно, называются большие, но все-таки конечные числа, точно не знаем,

Небесная иерархия. В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов: серафимы (см.: Ис.6:2), херувимы (см.: Быт.3:24; Исх.25:18-22;), силы (см.: Еф.1:22; Рим.8:38) и др. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (см.: Кол.1:16; Еф.1:21, 3:10). Архангелы упоминаются в 1 Сол.4 и Иуд.1:9. Просто об ангелах говорится в Рим.8:38; 1 Пет.3:22.
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден: наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие — демоны, или бесы Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства.
Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить двумя словами: попускает и ограничивает

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.037 с.)