Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения». Хождение на флорентийский собор иером. Симеона суздальца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения». Хождение на флорентийский собор иером. Симеона суздальца.



Религиозное образование описываемого времени развивалось под самыми неблагоприятными условиями. Один Новгород проявлял некоторую образованность вследствие своего большего спокойствия от татар и своих сношений с Западом.

Само духовенство плохо удовлетворяло своему просветительному призванию. Митрополит Исидор на Флорентийском соборе говорил, что на Руси сами епископы люди некнижные. Низшее духовенство митрополит Киприан прямо обвинял в невежестве и указывал при этом на толстые сельские сборники, которые попы наполняли молитвами ο трясавицах и нежитях и разными суеверными сказаниями.

Переводная письменность видимо усилилась. Русские нарочно ездили на восток за книгами.

Размножение апокрифов. Но с умножением переводов, наряду с истинными книгами, из Греции, Болгарии и Сербии к нам перешло в это время особенно много апокрифов. У нас давно уже известно было определение об истинных и ложных книгах, в краткой редакции занесенное еще из Греции (помещенное в сборнике Святослава); теперь оно все более и более разрасталось по объему; в более полном виде помещено в Паисиевском сборнике и молитвеннике митрополита Киприана; потом распространялось во множестве списков с разными вариантами и дополнениями. Из апокрифов, которые в нем запрещаются, одни относились к библейской истории, например: Адамов завет, Сифова молитва, Енох, Заветы 12 патриархов и др.

Оригинальная письменность. Любимым родом оригинальной письменности были поучения и послания. Характер творений преимущественно обличительный – напр. у митр. Кирилла и у Серапиона Владимирского.

Некоторые поучения: Поучение игуменом, попом и дьяконом митрополита Петра, сходное с поучением митрополита Кирилла, Поучение митрополита Алексия ко всей пастве и др. Особенной простотой и жизненностию отличается еще поучение владыки Новгородского Симеона к псковичам, похожее на поучение Луки Жидяты, такой же перечень нравственных правил, между которыми замечательны наставления чтить сан духовный и не вступаться в церковные имущества. К этому же разряду поучений положительного характера относятся послания знаменитого игумена белозерского преподобного Кирилла к великому князю Василию Дмитриевичу, к князьям Андрею Можайскому и Дмитрию Звенигородскому.

Епископ Про́хор (в схиме Трифон; ум. в 1328) — епископ Русской церкви, епископ Ростовский (1311 — 7 сентября 1328). По его заказу для Успенского собора в Ярославле в память о князе Фёдоре Ростиславиче Чёрном в 1327 году было создано Феодоровское Евангелие с заставками, инициалами и двумя миниатюрами[3]. Прохор составил краткое житие митрополита Петра и канон ему.

Епифа́ний Прему́дрый (ум. около 1420 г.) — православный святой, агиограф. Известен как составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Почитается в лике преподобных, память совершается 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Пахо́мий Логофе́т или Пахо́мий Серб (? — ум. не ранее 1484) — иеромонах, агиограф, гимнограф, составитель и редактор ряда житий святых, похвальных «Слов», служб и канонов, переводчик.

Путешествия к святым местам. Сохранились благочестивые описания путешествий к святым местам. Β половине Х IV века путешествовал в Царьград и Иерусалим новгородец Стефан. Сохранилось описание Флорентийского собора, написанное суздальским иеромонахом Симеоном, тоже спутником Исидора.

Билет № 13.

ВЗ

Исторические книги Ветхого Завета. Состав, классификация и каноническое достоинство исторических книг Ветхого Завета в еврейской, латинской и греческой традициях. История и богословие в исторических книгах Ветхого Завета.

Историческими книгами Ветхого Завета называйся библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х. – события при Симоне Маккавее (142 г. до Р.Х.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет.

Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 — неканоническими.

По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь

В еврейской Библии книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры — Неемии и Есфирь — к разделу «кетувим» — священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь, Есфирь и Ездры, Неемии и Паралипоменон — последние места среди «писаний».

Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу, т.е. в повествовании прослеживается явно назидательный характер.

Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются.

НЗ

Призвание первых учеников (Ин 1:37-44). Вера Филиппа и вера Нафанаила. Исповедание Нафанаила (1:49) в контексте иудейской мессианской терминологии периода позднего Второго храма; сравнение с исповеданием св. ап. Петра (Мф 16:16) и ап. Фомы (Ин 20:28). Святоотеческое толкование слов «Ты — Христос, Сын Бога Живого» в Мф 16:16. Апологетический аспект слов св. ап. Фомы (Ин 20:28).

Первые ученики.

· Прошло немного времени с момента крещения Спасителя и его искушений в пустыне. Однажды Иоанн Креститель указывает на Спасителя своим 2м ученикам Андрею и Иоанну: «Вот Агнец Божий». Они пошли за Господом, пробыли с Ним целый день.

· Андрей сообщает своему брату Симону, что они нашли Мессию. Симон пришел к Господу, и Тот нарек ему имя Кифа, т.е. камень (по гречески Петр).

· На следующий день Спаситель идет в Галилею, там находит Филиппа и говорит: «Иди за Мной». 78

· Филипп находит Нафанаила и говорит, что мы нашли того, о котором писали пророки, и это — Иисус, сын Иосифов. Нафанаил отнесся к новости с подозрением. При встрече Спаситель похвалил Нафанаила, назвав «истинным израильтянином, в котором нет лести». На вопрос Н., откуда Ты меня знаешь, Господь ответил, что видел его под смоковницей. Видимо Н. в тот момент под смоковницей был один и переживал некий мистический опыт, т.к. восторженно ответил: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».

Вера Филиппа не сомневающаяся, не проверяющая, может потому, что тот сразу лично встретился со Спасителем и сердцем почувствовал истину.

Вера Нафанаила соотносится с разумом, который подсказывал, что из маленького Назарета не может произойти Спаситель Израиля. В личной встрече сердце Нафанаила почувствовало истину.

Нафанаил: «Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (Ин 1:49)
Петр: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф 16:16).
Фома: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28).

Иудеи ожидали пришествие благоустроителя Израильского народа, предсказанного пророками, т.е. Машиаха. В своем кругу они именовали Его не только буквально – «Машиах», но и синонимами: Сын Божий, Сын Всевышнего, Сын Давидов, Царь Израиля. 1 Так что, Нафанаил признал в Господе Иисусе Мессию, обещанного Израильскому народу, но о единосущии Его Отцу они в тот момент не думали.

Петр назвал Спасителя Сыном Бога. Господь в ответ называет Петра блаженным (Мф 16:17). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что если бы Петру не было здесь дано откровение об истинном сыновстве Спасителя, то Господь бы не стал называть его блаженным (Нафанаила же не назвал) и не стал бы говорить, что это открыл тебе Небесный Отец.

Фома видел Господа после Воскресения. Блж. Феофилакт Болгарский говорит, что своим высказыванием «Бог мой» он признает Божественную природу во Христе

ДОГМ.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам. Отношения между Отцом и Сыном. Тринитарное положение Святого Духа. Личные (ипостасные) свойства. Почему Бог троичен в Лицах? Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения.

Все Божественные свойства относятся к общей природе и, будучи в равной мере свойственны всем Трем Ипостасям, не могут быть использованы для различия Божественных Лиц. Из Священного Писания и Предания известно, что Божественные Ипостаси суть не безличные силы, а свободно-разумные Лица, а одна из особенностей бытия тех, кто обладает свободой и разумом, состоит в том, что каждое такое лицо уникально и неповторимо. В Священном Писании представление о Божественных Лицах основано на существующих между Ними личных отношениях.
Между Первой и Второй Ипостасями Пресвятой Троицы имеет место отношение предвечного рождения. В силу этого отношения Первая Ипостась в отношении Второй именуется в Священном Писании «Отец». Ипостась Отца – источник вечного бытия Сына и Духа. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).
Тринитарное положение Святого Духа «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26) - между Отцом и Св.Духом имеет место отношение предвечного исхождения; между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. «даст вам другого Утешителя» (Ин 14:16) – Св. Дух отличен от Сына, Он есть другой Утешитель.

Личные (ипостасные) свойства (сформированы к концу IV в.): у Отца — нерожденность, греч. ἀγεννησία, лат. innativitas; у Сына — рожденность, греч. γέννησις, лат. generatio; у Святого Духа — исхождение, греч. ἐκπόρευσις, лат. processio.
Троичность в Боге не является в общепринятом смысле количеством, она лишь указывает на неизреченный Божественный порядок. Согласно свят. Григорию Богослову, единица есть число скудное, двоица – число разделяющее, а три – число, которое превосходит разделение. Таким образом, в Троицу оказываются вписаны одновременно и единство и множество. В. Н. Лосский «если бы Отец только отождествлялся со Своей сущностью, а не отдавал ее, Он не был бы вполне Личностью...полнота Бога не может остановиться на диаде, ибо «два» предполагает взаимное противопоставление и ограничение; Это была бы первая поляризация творения. Превосхождение «двух» совершается «в Трех»; Три – это совершенное раскрытие личного бытия Бога».
Апофатика - очевидно, что «рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как протяженный во времени процесс, поскольку Бог пребывает вне времени. Также недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по образу причинно- следственных отношений, которые можно наблюдать в мире тварном, где причина и следствие всегда противостоят одно другому, всегда являются чем-то внешним по отношению друг к другу. В Боге такой противопоставленности нет.
Свв. отцы воздерживались от попыток рационально объяснить, в чем собственно состоит различие между рождением и исхождением. Сами термины «рождение», «исхождение», открытые в Священном Писании, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это есть лишь несовершенные образы Их неизреченного общения. Как говорит преп. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.009 с.)