Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава.



Храмы и их значение.

Соборные храмы в Московском Кремле, храмы Новгорода и Пскова. Святые иконы. Чудотворные иконы Божией Матери: Донская, Владимирская (1395), Феодоровская и Тихвинская.

Новые праздники. Богослужения в честь новопрославленных святых. Ересь стригольников - первое еретическое движение в Древней Руси .

Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещевательные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия. Христианская жизнь. Религиознонравственное состояние общества. Примеры высокой нравственности и благочестия.

Святители.

Благоверные князья.

Преподобные. Монашество. Появление новых обителей. Причины «монастырского движения». Преподобный Сергий Радонежский. Основание и устройство ТроицеСергиева монастыря. Преп. Сергий и св. Алексий Московский. Преп. Сергий и св. Димитрий Донской. «Эпоха Куликовской битвы». «Игумен Земли Русской».

Школа преподобного Сергия. Его ученики - основатели новых обителей. Преп. Савва Звенигородский, преп. Афанасий Серпуховской, преп. Роман Киржачский, преп. Григорий Голутвинский, преп. Авраамий Галичский, преп. Феодор Ростовский, преп. Макарий Писемский, преп. Мефодий Пешношский,

Преп. Кирилл Белозерский и др. Значение Троице - Сергиева монастыря. Другие монастыри и подвижники. Обители, основанные св. Даниилом Московским (Данилов и Богоявленский монастыри), св. Алексием, митрополитом Московским (Зачатьевский, Андроников, Чудов и Серпуховской Владычный). Сретенский монастырь.

Можайский Лужецкий монастырь. Николо-Угрешский монастырь. Вознесенский монастырь. Преп. Евфросиния Московская. Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество. Роль св. Алексия в распространении общежития. Монастырские вотчины. Значение монастырей.

Важный вопрос, кроме умножения богослужебных книг, еще об их исправлении. Некоторые архипастыри усердно занимались этим важным делом, особенно святитель Алексий, исправлявший по греческому тексту Новый Завет, и Киприан, исправлявший Служебник, Требник и следованную Псалтирь; в последнюю он внес несколько вновь переведенных им канонов и молитв.

Определения соборов Владимирского 1274 г. и Константинопольского 1276г. относительно богослужения . Самые ранние определения касательно богослужения заключаются в правилах соборов Владимирского 1274 г. и Константинопольского 1276 г. (прежде неправильно относимого к 1301 г.). Первый заметил и запретил вкравшиеся в Русскую церковь обычаи: смешивать в миропомазании святое миро с маслом, в крещении употреблять вместо погружения обливание, при совершении литургии - в новгородских пределах просфоромисать и вынимать агнец дьякону вместо священника, простецам входить в алтарь, читать Апостол, петь прокимны и освящать кутью. Второй собор, составлявший свои определения по вопросам Феогноста, епископа Сарайского, имел в виду главным образом особенные потребности церкви Сарайской, но разрешил при этом несколько сомнений ο чине богослужения и общего характера.

Переход. Во второй половине ХIV и в ХV веке совершался постепенный переход от господствовавшего раньше Студийского устава к уставу Иерусалимскому святого Саввы, закончившийся водворением господства последнего уже в ХVI веке.

Соборные храмы в Московском Кремле: два наиболее древних храма ‒ Успенский и Архангельский; также ‒ Благовещенский, преп. Иоанна Лествичника и Ризоположения.

Стригольники. Ересь стригольников появилась во второй половине XIV века, в Пскове. Стригольник Карп (парикмахер) и диакон Никита (расстрига) начали учить, что не надо принимать Таинства от духовенства. Кроме того, они отрицали иерархию, церковные священнодействия, вселенские соборы, евангельские писания и воскресение мертвых. Из Пскова лжеучители перешли в Новгород, где нашли себе много приверженцев. Подверглись после народной расправе. Но более действительными оказались кроткие меры: послания константинопольских патриархов Нила и Антония и увещания митрополита Фотия утешили волнение умов.

Лучшими иконописцами в ХV веке были Феофан Грек и московские монахи Даниил Иконник и Андрей Рублев. Иконописанием занимались некоторые из высших духовных лиц, напр. святой Петр митрополит и новгородский владыка Василий. Вера в чудотворную силу некоторых святых икон находила себе неоднократное оправдание в жизни. Во время Куликовской битвы прославилась Донская икона Богоматери, находившаяся в войске великого князя; после битвы пленные татары объясняли свое поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной небесной Воительницы. В новый стольный город великого князя из Владимира перенесена была икона Владимирской Богоматери. Во время нашествия Тамерлана (1395 г.) ее торжественно встретили в Москве и поставили в Успенском соборе. В самый день и час ее встречи Тамерлан бежал из России, устрашенный видением грозной светоносной Жены. В разных местах явились новые чудотворные иконы: в ХIII веке Феодоровская (в Ярославле), Путивльская, Устюжская, Муромская, Курская-Коренная, в ХIV веке Тихвинская, Толгская и др. Большею частью чудотворные иконы по-прежнему чтились только местно. Перенесением Владимирской иконы в Москву началось важное дело собирания местных святынь в одно центральное место; в Москве эти святыни должны были получить потом общерусское значение.

Новые праздники. Кроме явления чудотворных икон, русское благочестие утешалось открытием мощей русских угодников - святителя Петра, святого Александра Невского, преподобного Сергия и др. В честь этих новоявленных угодников Божиих устанавливались новые праздники в Русской церкви или общие, или местные. Святые, как и иконы, тоже большею частию чтились местно, например князья Георгий II Владимирский, Василько Ростовский, Михаил Черниговский, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и др.

Святители. Краткое перечисление: свт. Кирилл, свт. Петр, свт. Алексий, свт. Киприан, свт. Фотий.

Благоверные князья: Александр Невский, Андрей Боголюбский.

Святой Петр, родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь и удивлял братию своим послушанием и подвигами, потом после многих лет монастырского подвижничества ушел в уединение на р. Рату и основал свой монастырь.

Собор в Переяславле-Залесском (1311) – созван для суда над святителем Петром, которого оклеветал тверской епископ Андрей. Клевета вскоре обнаружилась.

 Св. Митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. По смерти Михаила и Юрия, убитых в Орде, кандидатами на великокняжеское достоинство выступили Иоанн Данилович и сын Михаила Александр Тверской и подняли между собой новую борьбу. Узбек утвердил великим князем Александра, но Иоанн нашел сильное средство удержать первенство за Москвой в расположении к нему Митрополита Петра.

В 1325 году – основание Успенского собора.

Митрополит Феогност. Преемник святителя Петра, грек Феогност, посвященный в 1328 г., уже прямо отправился на жительство в Москву, к московскому князю, который в том же году сделался великим князем.

По смерти Феогноста св. Алексий поехал в Грецию и был посвящен в митрополиты (1354 г.). Неоднократное поставление на митрополию русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков.Споры. Кандидат на митрополию – Роман, скончался в 1368 году, и смута прекратилась. 

Постоянная связь митрополита с Москвой, конечно, должна была возбуждать в нем сильную неприязнь в Литве и Польше. В 1371 году. несмотря на все прежние определения о единстве митрополии, патриарх Филофей должен был уступить сначала настояниям польского короля Казимира и дать Галичу митрополита Антония.

В 1376 году патриарх Филофей поставил митрополитом киевским серба Киприана. В России стало, таким образом, сразу три митрополита. Для поддержания единства митрополии Патриарх определил только, чтобы Киприан снова соединил Русь под одной своей властью после смерти Алексия. По кончине св. Алексия – смуты в митрополии.

Архимандрит Михаил (Митяй) - архимандрит московского Спасского монастыря; наречённый митрополит «Великой Руси» (наместник), составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия», духовник великого князя Дмитрия Донского и старейших бояр.

Митрополит Пимен Грек (XIV век — 11 сентября 1389, Халкидон) — епископ Русской церкви, митрополит Киевский и всея Руси.

Митрополит св. Киприан. По происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. был поставлен в митрополиты всея Руси. Святитель Киприан управлял сначала только юго-западной частью Русской Церкви.

В 1390 г. он окончательно занял Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлении. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Пастырские послания. Скончался в 1406 г. Единоличное правление Киприана все прошло в мире. Согласие его с новым великим князем Василием Димитриевичем не прерывалось ни разу, а так как великий князь был в постоянном мире с литовским князем Витовтом (своим тестем), то и в Литве перестали хлопотать об особом митрополите. В Орду ему не было уже надобности ездить, потому что после Донского она перестала быть страшной для Руси.

Митрополит св. Фотий. В 1410 году уехал в Москву. Строгий ревнитель церковных прав и отличался хозяйственным характером.

Григорий Цамблак. В 1414 году Витовт собрал собор из литовских епископов и настоял на избрании для Литвы особого митрополита. Избран был Григорий Цамблак, родом серб, племянник митрополита Киприана.

Ферра́ро-Флоренти́йский собо́р ‒ собор христианских церквей (1438-1445). В 1438-1439 проходил в Ферраре, в 1439-1442 — во Флоренции, в 1443-1445 — в Риме. В Католической церкви считается XVII Вселенским собором. Православными церквями решения Собора отвергаются.

Митрополит Фотий разослал окружные послания, в которых представлял всю незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. Григорий все-таки оставался митрополитом до самой смерти (1419 год). Судя по его сочинениям, он был пастырь православный и ревнитель православия. Об нем известно еще, что в 1417 году, по желанию Витовта, он был на Констанцском соборе, который между прочим имел целью обсудить вопрос ο соединении церквей, но разошелся, даже не начав этого обсуждения. После его смерти обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.

После Флорентийской унии, созванный по этому поводу в 1441 году в Москве Собор епископов Восточной Руси (Великого княжества Московского), осудил митрополита Исидора как еретика и отступника и отверг Унию. В 1448 году Собор московских епископов, по «повелению государя» и без согласования с Константинопольским патриархом-униатом (Константинопольские патриарх и император находились в Унии до взятия турками Константинополя, до 29 мая 1453 года), с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси» поставили епископа Рязанского и Муромского Иону.

Это событие считается началом самостоятельности Московской митрополии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.011 с.)