Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др



IV. Антиохийская богословская школа. В конце 3 в. образовалась научно-богословская школа в Антиохии. Основателями её были ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (ок. 290 г) и Лукиан. Антиохийская школа особенно процветала в 4 в. В Антиохийской школе преобладал реализм, — основной принцип философии Аристотеля, — допускавший в св. Писании преимущественно буквальный смысл и требовавший простоты и ясности в понимании христианских догматов. В богословии Антиохийской школы на первый план выдвигалась необходимость твердого нравственного мировоззрения.

В христологических вопросах антиохийские богословы ввиду истории их борьбы против манихейства и аполлинаризма подчёркивали человеческую сторону Христа.

Крупнейшие представители — Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский. Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский.

Развитие Несторием и некоторыми его сторонниками христологических посылок Антиохийской школы до крайнего предела и осуждение его на III Вселенском Соборе (431), повлекшее за собой преобладание александрийского направления в правосл. богословии, нанесли серьезный удар репутации школы. Период с 431 г. до Эфесского «разбойничего собора» в 449 г. знаменуется гонениями на представителей Антиохийской школы и ее упадком. Даже «реабилитация» на Халкидонском Соборе (451) выразителей антиохийских тенденций, блж. Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, не смогла приостановить этого упадка. Во 2-й пол. V - 1-й пол. VI в. еще можно говорить о слабом течении «новоантиохийцев» в общем русле правосл. богословия. Христологические воззрения этого течения отражаются у свт. Геннадия I Константинопольского, Ираклиана Халкидонского и Василия Киликийского. Но осуждение «трех глав» на V Вселенском Соборе (553) положило конец последним самостоятельным проявлениям Антиохийской школы в истории правосл. мысли.

Основатель Антиохийской школы сщмч. Лукиан († 312) был известен преимущественно своей критической работой над текстами Свящ. Писания; его редакция Септуагинты (т. н. «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизированных областях Востока (за исключением Египта). Наряду с критическим исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании практически ничего неизвестно.

ЛИТУРГИКА.

Чтение книг Нового Завета. Рядовые и праздничные чтения. Таблицы рядовых («Сказание») и праздничных («Соборник») чтений в Апостоле и Евангелии. Песнопения, сопровождающие чтения (прокимен, аллилуиарий).

Новозаветные тексты содержатся в: богослужебных Евангелии и Апостоле, а также во всех книгах, где есть паримии (новозаветные), апостольские и евангельские чтения.

Богослужебные чтения бывают двух видов: рядовые (в течение всего церковного года), праздничные (в дни памяти святых).

Апостол и Евангелие в конце снабжены специальными таблицами чтений:

«Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» (в Апостоле - «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета») — рядовые чтения подвижного круга богослужения. Это приложение начинается днем Святой Пасхи и заканчивается Великой Субботой. В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

«Соборник двунадесяти месяцей»(в обеих книгах) — чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

«Евангелия обща святым» («Прокимены, Апостолы, аллилуиаре, и причастии общи святым, имже егда творим службу» в Апостоле) - чтения общие для каждого лика святых.

«Евангелия на всяку потребу различная» («Прокимены, Апостолы и аллилуиаре, на всяку потребу различный» в Апостоле) - евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

Схема чтения Евангелия:

Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго славнаго апостола и евангелиста (имя).

Священник, благословляя его, произносит: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя), да даст тебе, благовествующему, глагол и силу многую во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь. И сразу «Премудрость, прости…»

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От... (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает Евангелие.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)