Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви



Апологеты – христианские писатели, ходатайствовавшие за христиан перед императорами, и опровергавшие то, что писали о них языческие ученые (период 120-е – 190-е гг.). Главные задачи периода – внешние, миссионерские.

Апологетические сочинения:

1) апологии судебные, написанные для правительства с целью побудить его прекратить преследования христиан; 

2) апологии научного характера, направленные против нападений на христианство философии и вообще язычества.

Первый тип апологий появляется при имп. Адриане, которому писали Кодрат и Аристид. Кодрат доказывал, что христиане исповедуют истинную религию и что дела Спасителя - факт исторический, и исцелённые и воскрешённые Им жили после вознесения Господа. В царствование Антонина выступил св. Иустин Философ, бывший платоник, написавший две апологии, где опровергнул все обвинения, возводимые на христиан язычниками, просил у императора, справедливости и защиты невинных. При Марке Аврелии писали Мелитон, еп. Сардийский, Клавдий Аполлинарий, еп. Иерапольский, Афинагор и Мильтиад. Апологии, большей частью, не достигали своей цели, почему к концу 2 в. совсем прекратились.

Начиная со 2 в., появляется ряд писателей, которые по своему научному образованию могли вполне спорить с языческими учёными. Таковыми были те же св. Иустин Философ, Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Афинагор. Известны сочинения Тертуллиана (кон. 2 и нач. 3 вв). в защиту христианства, особенно, "Две книги к народам". Римский адвокат Минуций Феликс (ум. 210 г). «Октавий» - разговор между христианином и язычником, в нем опровергались те возражения язычников, какие были в ходу у Цельса. Писал апологии св. Феофил, еп. Антиохийский (ум. в 181 г.). Климент Александрийский, умерший в 220 г., перед своими слушателями выставлял христианство с его богооткровенным учением, как единственно истинную философию и единственно истинное знание. В своём сочинении "Протрептик" или "Увещательное слово к эллинам" Климент доказывает ложь и ничтожество созданной поэтами языческой религии, сравнительно с христианством, раскрывает всё безобразие языческих мистерий, гнусность идолов и бесчеловечие языческих жертвоприношений. Ориген, его ученик и преемник продолжал защиту христианства в том же направлении. Он осознавал необходимость познания языческой философии для защиты христианства и изучал неоплатонизм. Они оба облекли в систему христианское вероучение и, торжественно выставили его, как высшее Богооткровенное ведение и единственно совершенную философию. Ориген составил замечательный труд — восемь книг "Против Цельса", написанный в 249 г.

Христианскими писателями было написано много сочинений, против неоплатоников. Несколько книг против Порфирия написал св. Мефодий, еп. Патарский (ок. 310 г.), сохранилось только несколько его выражений, записанных св. Иоанном Дамаскиным. Историк Евсевий, еп. Кесарийский (ум. в 340 г.), написал 25 книг в опровержение Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла.

ЛИТУРГИКА.

Система постов и праздников в православном календаре. Знаки праздников месяцеслова (47 глава Типикона).

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие» Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви» Толковый словарь Ожегова.

Посты, в зависимости от своей продолжительности, разделяются на многодневные и однодневные. Правила относительно богослужения и трапезы в постные дни - в 32-й, 33-й и 48-й главах Типикона.

Многодневные

Рождественский пост – первый пост в церковном году. Длится 40 дней («малая Четыредесятница»). Дата начала поста - 15 ноября (ст. ст.) (сразу после праздника апостола Филиппа (14 ноября), Филиппов пост), последний день поста — 24 декабря (Рождественский сочельник)
Великий пост длится 48 дней: начинается с понедельника после Недели сыропустной и заканчивается в Великую Субботу. Даты начала и окончания поста зависят от даты Пасхи
Пост святых апостолов (Петров пост) – единственный пост, продолжительность которого является переменной величиной, поскольку дата начала поста – подвижная (понедельник после Недели Всех святых), а конец поста – всегда фиксированная дата (29 июня, праздник святых апостолов Петра и Павла)
Успенский пост длится 14 дней (с 1 по 14 августа), завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы

Однодневные

Ср и Пт в течение всего года, кроме сплошных седмиц
14 сентября – Воздвижение Креста Господня
5 января – навечерие Богоявления или Крещенский сочельник
29 августа – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

Сплошные седмицы – период, когда отменяется пост, в том числе в среду и пятницу:

— Святки – с 25 декабря по 4 января включительно;

— седмица после Недели о мытаре и фарисее;

— сырная седмица – седмица перед Великим постом;

— Светлая седмица – седмица после Пасхи;

— Троицкая седмица – седмица после праздника Пятидесятницы.

Знаки Типикона (47 глава)

I Великие знак  (двунадесятые пр., Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение его главы, первоверховных апостолов Петра и Павла) (бдение и вся служба праздника)

II Средние

знак  (бдение совершается, но на утрени добавляется канон Богородицы) (н-р, память свт. Николая Чудотворца)
знак  (полиелей)

III Малые

знак  (вседнев. вечерня и славословная утреня)
знак  (шестеричная служба)
беззначная служба

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 74-81, 152-154.

 

ИРЦ.

Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве. Положение ГалицкоВолынского княжества после нашествия Батыя. Князь Даниил Романович Галицкий (1229-1264). Восстановление и строительство новых городов. Привлечение переселенцев из Европы. Переговоры с Римом. Коронование в Дрогочине (1255). Разрыв связей с Римом. Отношения с Литвой. Судьба Галиции и Волыни в XI столетии. Раздел княжества между Литвой и Польшей. Последствия этого раздела для Православной Церкви.

Тяготясь татарским владычеством более всех русских князей, князь Даниил посылал к папе послов с обещанием соединиться с Римской церковью, если папа будет помогать ему против татар. Папа разрешал русским соблюдать греческие обряды, оставлял им квасный хлеб в Евхаристии, обещал проповедников и епископа, дал Даниилу право отнимать земли у князей, не исповедующих латинства, дал королевский венец, но помощи не дал; на проповедь его о крестовом походе против татар никто в Европе не откликнулся. В 1255 году Даниил принял из рук папы королевский титул и короновался в Дрогичине. В следующем году он, потеряв надежду на папскую помощь, прервал с ним связи. Королевский титул, впрочем, остался за его потомками.

Православие оставалось господствующим на юго-западе до самого пресечения рода галицких князей. С 1340 года в Галиции водворилось польское владычество, а Волынь соединилась с Литвой. У православных жителей Галиции католики стали отнимать церкви и обращать в костелы. С 1376 года латинство уже имело в Галиции свою архиепископию и 3 епископии. Потом доминиканцы с благословения папы завели (1381 г.) в ней инквизицию.

 


 

Билет № 9.

ВЗ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.007 с.)