В исторической памяти литовского народа Кейстут остался героем-рыцарем, защитником родины от тевтонской агрессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В исторической памяти литовского народа Кейстут остался героем-рыцарем, защитником родины от тевтонской агрессии.



 


 

Билет № 10

ВЗ

Ветхозаветное учение о святости. Законы об очищении (Лев. 11 – 15). Правила святости (Лев. 17 – 22, 24, 27). Обетования и предостережения (Лев. 26). Постановления о праздниках: Пасха и Опресноки (Исх. 12; Лев. 23; Числ. 28); Пятидесятница (Лев. 23; Числ. 28); праздник Кущей (Лев. 23; Втор. 16); праздник Первых Плодов (Начатков) (Лев. 23); праздник Труб (Лев. 23); День Очищения («Йом Киппур») (Лев. 16, 23); Суббота (Исх. 20; Лев. 23); субботние и юбилейные годы (Лев. 25).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Святость ‒ это отделенность от павшего мира и посвященность Богу. Отделенность осуществлялась через конкретные действия: все едят ‒ а вы не едите, все поступают так ‒ а вы не поступайте. Евреи отделялись от всех других народов. В НЗ это отделенность перенеслась в духовную сферу.

Законы об очищении позволяли восстановить ритуальную чистоту как физическую возможность поклоняться Богу. Нечистота ‒ от болезни, смерти или крови, вытекающей из человека. 1 и 2 ‒ понятно, последствия грехопадения, но почему кровь? Она связана с жизнью, а вытекание крови ‒ с умиранием. Обильное кровотечение ‒ повод к очищению; если порезался, из носа потекла кровь ‒ это не делало человека нечистым.

Христос прикасался и к нечистому, и даже к трупам ‒ зачем? Чтобы нечистого или больного воскресить, и это хорошо, он сделал хорошее дело, после которого нужно совершить омовение, по Закону. В Евангелии об этом ничего не сказано.

Правила святости: определенные пища, одежда, виды действий ‒ некоторые из них были праведными, например, оставлять кусочек пищи на поле для бедных. На поле святого оставались полоски несжатой культуры.

Обетования и предостережения: главное предостережение ‒ Господь накажет, и прежде всего изгнанием из родной земли.

Пасха: закалывали ягненка, не ломая его костей, ели в воспоминание спасения от гибели. Опресноки ‒ через несколько недель после Пасхи, евреи питались мацой в воспоминание выхода из Египта. Пятидесятница ‒ Шавуот, праздник седмин; в этот день вспоминали день рождения Израиля как народа, день заключения завета. Кущей ‒ строили палатки в воспоминание брожения по пустыне, шалаши ‒ символ скоротечности жизни. Начатков Плодов ‒ тот же праздник кущей, только приносили вообще все плоды. Рош-Хашана ‒ праздник труб, новый год; трубят в седьмой год ‒ рабы покидают хозяев. Йом-Кипур ‒ праздник очищения, прощение за все не принесенные, забытые жертвы. Это единственный день в году, когда священник заходил во святое святых несколько раз с каждением и окроплением кровью скинии. Суббота ‒ день, посвященный Господу, в нем работали ради Господа, это не выходной. Субботний год ‒ седьмой год, отпускали рабов и прощали долги. Юбилейный год ‒ пятидесятый год; все то же, что в субботний год, плюс земли возвращались предыдущим владельцам. Землю нельзя было купить, она принадлежала Богу.

__________________________________________________________________

Семитское слово (кодеш — «святыня, святость») происходит от корня, означающего «отрезать, отделять», и содержит идею отделения от всего, что имеет отношение к человеку и его жизни. «Священным» именовался предмет, выделенный и предназначенный для храмового или религиозного употребления. 

Ветхозаветное учение о святости. Прилагательное «святой» в Ветхом Завете всегда является религиозным термином, который при отнесении его к божеству всегда равнозначен понятию «божественный». Акцент ставится на святые вещи или личности и их предназначенность для Ягве.

Идея – чистота веры через чистоту культа. Проводится различение чистых и нечистых животных. Закон очищения женщины после родов. Проказа – источник ритуальной нечистоты. Описываются ее разные виды и признаки – для руководства священников. Описываются обряды очищения выздоровевшего от проказы. Закон о загадочной проказе домов вступил в силу лишь с того времени, когда Израиль уже не жил в палатках, как при Моисее, но — по занятии Ханаанской земли — в домах.

Ветхозаветные праздники: Из годовых праздников первым по времени является Пасха, начавшаяся с вечера 14 дня первого месяца (4-5 ст.). С Пасхою соединяется семидневный праздник «опресноков», начинавшийся с 15 дня того же месяца (6-14 ст.). (агнец с горькими травами и пресным хлебом) В Пасху вечером 14-го дня первого месяца (авива или нисана) заклался пасхальный агнец и съедался с особенным таинственно – прообразовательным обрядом (Исх 12:1-14). В своем ближайшем историческом значении праздник Пасхи должен был напоминать евреям освобождение их от рабства египетского; в таинственно-прообразовательном же смысле праздник этот предуказывал избавление всего человечества от рабства греху через искупительную смерть Христа Спасителя; Опресноки – неделя после Пасхи. Пятидесятница – дарование Закона на Синае. Праздник труб – конец года и конец уборки урожая (1-й день 7-го месяца), новолетие. День очищения – через 10 дней после праздника труб, один из самых главных праздников, приносилась жертва за весь народ, козел отпущения, первосвященник единственный раз в год входил во Святое Святых. Праздник кущей – 8 дней жили в палатках в воспоминание странствований. Суббота – не только окончание творения мира, но и день выхода из Египта, день творения нового народа. Каждые 7 лет – субботний год (покой земле). 50-й год – юбилейный год (прощение долгов, возвращение земель).

НЗ

Пролог Евангелия от Иоанна (Ин.1.1-18). Структура Пролога. Филолого-грамматический и богословский анализ Ин 1:1: термины Λόγος («Слово») и Θεός («Бог»), особенности текста на языке оригинала. Понятия φῶς («свет») и ζωή («жизнь»). Богословское объяснение Ин 1:14: значение терминов σάρξ («плоть») и δόξα («слава») в контексте предшествующей ветхозаветной традиции. Богословский смысл Ин 1:18: термин μονογενής («единородный») в контексте стиха, необходимость введения данного термина евангелистом; св. ап. Иоанн Богослов как предшественник каппадокийской традиции богословия.

Пролог - величественное вступление в Ев, раскрывает Нетварную природу Слова Божьего и повествует о Его воплощ. Осн. мысль пролога в 14-м стихе: «И Слово стало плотию, и обитало с нами». Из пролога узнаем, что Слово существовало у Бога еще до сотворения мира и что сам мир Ему обязан своим происхождением.

Структура: Строфа первая (ст. 1-5): Слово, Котор было в нач. у Бога и Само было Бог и чрез Котор. был сотвор. мир, было жизнью и светом для людей и тьма не могла погасить этот свет. Строфа 2 (ст. 6-13): Ин был послан от Б, чтобы свидетельств о Слове как об истинн свете, но когда Слово явилось к своим, свои Его не приняли. Нашлось немного таких, кто приняли Слово, и вот этим людям была дана Словом власть стать чадами Божьими. Строфа 3 (ст. 14-18.): Слово стало плотью в ИХ и обитало с людьми, которые видели Его величие как Единор от Отца, полн. благодати и истины, так что верующие в Него получили от Него в изобилии благодать. Чрез Него, Который выше Иоанна Крестителя и законодателя Моисея, возвещена благодать и истина невидимого Бога.

Филолого-грамматический и богосл. анализ Ин 1:1:

«В начале было Слово» - евангелист обознач. вечность Слова. «В начале» (ἐν ἀρχῇ) – бытие Логоса совершенно изъято из подчинения времени. Гл «быть» употребл в прошедш несоверш вр, котор указывает на то, что Логос был уже в то время, когда тварному бытию еще только полагалось начало.

«И Слово было у Бога». Логос – самостоят. личность: выражение «было к Богу» – так лучше и точнее перевести. Логос стоял в известном взаимоотношении к Богу Отцу: Он не разделен от Бога Отца, но и не сливается с Ним.

«И Слово было Бог» - о божестве Слова. Слово не только божественно (θεῖος), но есть истинн. Бог. Т.к. в греч. тексте слово «Бог» (Θεός) употреблено о Слове без артикля, между тем как о Боге Отце оно употребл. здесь же с артиклем. Правильное понимание всего пролога зависит от объяснения термина «Логос».

Λόγος («Слово») - означало цельную, связную, упорядоченную мысль, высказанную в законченной фразе. Логосом называлось и само мышление, разум — в его действии, динамике, жизни (в отличие от ума, nous, как духовной силы и потенциальной способности мыслить). Близкое по смыслу слово к Логосу – евр «dabhar» (давар) – цельное высказывание-речь, дело, событие, предмет. Смысл евр. слова «материальнее», «действеннее», чем смысл греч слова.

Ин назвал ИХ «Словом» не в простом (грамматич) значении этого термина, а в смысле высшем (логическом), как выражение наиболее глубок. существа Божия. Отцы Церкви объясняли значение наименования ИХ «Словом» при помощи сравнения Христа – Слова со «словом» человеческим: как мысль и слово отлич. друг от друга, так и «Слово» – Христос был всегда отдельным от Отца Лицом; слово, будучи отлично от мысли по образу бытия, остается всегда единым с мыслью по содержанию или сущности бытия, выводили отсюда, что Сын един по существу с Богом Отцом и в силу этого единства по существу ни на одну минуту не разлучается с Отцом. Т. о., отцы Церкви находили в этом термине указание на вечность Сына Божия, на Его личность и на единосущие с Отцом, а также на Его бесстрастное рождение от Отца. Нужно еще заметить, что когда мы настаиваем на том, что у Иоанна термин Логос означает «Слово», а не «разум», то мы этим не отрицаем того, что Слово вместе с тем есть и Высший Разум.

Понятия φῶς («свет») и ζωή («жизнь»). «В Нем была жизнь, и ж. была свет человеков». Жизнь в Логосе – это ж. в самом обширном значении слова (почему в греческом тексте стоит слово ζωή – «жизнь», без артикля). В отношении к людям это оживляющее действие Логоса проявлялось в просвещении людей: эта жизнь (ζωή поставлено уже с артиклем) давала человечеству свет истинного боговедения и направляла людей на путь богоугодной жизни: жизнь была светом для людей.

Богосл. объясн. Ин 1:14: «И слово стало плотию». Логос стал плотью, т.е. человеком (выражение σάρξ «плоть» обычно в СП обознач. чел-ка в полном смысле этого слова). При этом нет никакого умаления природ. «И обитало с нами». «обитал», т.е. жил и обращался среди апостолов.

«И мы видели славу Его». Слава Его открывалась, главным образом, в чудесах, например, в Преображении, также в учении и даже в самом уничижении Его. «Славу, как Единородного от Отца», т.е. такую славу, какую Он должен был иметь, как Единственный Сын Божий, имеющий несравненно большую часть, чем другие чада Божии, ставшие такими по благодати. «Полное благодати и истины» т.е. полным бож. любви и милосердия к людям, «и истины».

Богосл. см. Ин 1:18: Люди иногда удостаивались видеть славу Божию под какими-либо покровами, но никто не созерцал этой славы в неприкосновенном виде. Только Единородный Сын, пребывающий в недре Отчем, видел и видит Бога в Его величии.

термин μονογενής («единородный», т.е. единственный) в контексте стиха: евангелист хотел выразить мысль о Божестве Христа

Ин Богосл, как предш. Капп. трад. богосл: В период поздн. 2 храма мессианский титул «Сын Божий» понимался евреями в переносном смысле, как указание на праведника, имеющего особо близкую связь с Богом. ИХ во время обществ. служения применял к Себе это понятие в прямом смысле как равенство Богу Отцу. С целью избежать неверной интерпретации Ин вводит ряд новых терминов для ясного и недвусмысленного изложения церковного учения о Св. Троице. Это выражения λόγος τοῦ θεοῦ («Слово Божие»), μονογενὴς υἱὸς («Единородный Сын») и λόγος σὰρξ ἐγένετο («Слово стало плотью»).

ДОГМ.

Свидетельства Священного Писания о троичности Лиц в Боге. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете. Свидетельства о троичности в Новом Завете. Свидетельства Священного Писания о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц.

ВЗ: Быт 1:1 – В начале сотворил Бог небо и землю – стоит Элохим – множественное число;
Быт. 1:26 – и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему – указание на мн. число; Быт.11:6-7 – И сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их. Указанием на Три Лица в Боге, может служить явление трех Ангелов Аврааму (Быт. 18:1). Также св. отцы относят видение Исаии серафимов, которые взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! – в этом видели указание на триединство Бога.
НЗ: В НЗ видение пророка Исаии осмыслено как откровение о Пресвятой Троице. В Ин. 12:41 видение пророка отнесено к Сыну Божию – Исаия видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. О Сыне. В общем, четких свидетельств в ВЗ нет, только разрозненные указания, смысл которых раскрывается в свете НЗ Откровения.
О Божественном достоинстве. Бога Отца – никогда не ставилось под сомнение даже еретиками. 1 Кор. 8:6 – У нас один Бог Отец, из Которого все.
Бога Сына – Бог Сын в собственном смысле Бог по природе, а не по усыновлению. Ин. 5:17 – Отец Мой доныне делает, и Я делаю – божественное сыновство и усвоение власти равной Отчей. Ап. Петр в Мф. 16:16 –[И.Х.] Сын Бога Живаго. У ап. Иоанна 1 Ин. 5:20 Иисус прямо назван Богом – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Святого Духа – более кратко. Прямо называется Богом только 1 раз. Деян. 5:3-4 – Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу. Косвенно – 1 Кор. 3:16 – Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Святому Духу приписываются свойства Божии, например: Иов. 33:4 – Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Расположение Лиц
Святой Троицы в таком порядке скорее свидетельствует о характере Божественного домостроительства.

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.016 с.)