Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)



Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен, глас... (называет глас и говорит текст 1-го прокимена).

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец: «Прокимен, глас... (называет глас и говорит текст 2-го прокимена).

Хор поет полностью 2-й прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец: надписание 1-го апостольского чтения.

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст сначала 1-го, затем 2-го апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз.

Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

 

Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий = чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее.

1. Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга - Вознесения Господня. Период Ин заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы).

2. В День Святого Духа начинается чтение Евангелия от Матфея и продолжается 11 седмиц (т.е. первые 11 седмиц по Пятидесятнице).

3. В следующие шесть седмиц (12-17 по Пятидесятнице) в будничные (Пн -Пт) – Евангелие от Марка, при этом в Сб и Недели (воскресенья) – Евангелие от Матфея.

4. 18 седмиц (18-36) читается Евангелие от Луки: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с Евангелием от Марка, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

5. В субботы и Недели Великого поста преобладает Евангелие от Марка, до этого читавшееся лишь по седмичным дням.

 

Преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения)

Отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно)

Сентябрьская или воздвиженская преступка (отступка) = в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели и седмицы читались Евангелия до этого, положено читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки.

Зимняя (или крещенская) отступка имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее.

Евангельское чтение Прокимен, Апостольское чтение и аллилуарий
ОДНО ЧТЕНИЕ 1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника ОДНО ЧТЕНИЕ, ПРОКИМЕН И АЛЛИЛУАРИЙ 1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника
ДВА ЧТЕНИЯ 1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд.                  б. Празд. + Св. ДВА ЧТЕНИЯ, ПРОКИМЕНА И АЛЛИЛУАРИЯ 1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд. б. Празд. + Св.
ТРИ ЧТЕНИЯ 1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение святого ТРИ ЧТЕНИЯ, ДВА ПРОКИМНА И АЛЛИЛУАРИЯ 1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три чтения: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение свя того 2. Вс, когда случился Господский недвунадесятый праздник, а также святой, то чтений три: праздника + рядовое воскресное «под зачало» + святого (прокимен, аллилуарий гласа отменяются) 3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, поскольку в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи: Недели пред / по Воздвижением + рядовое воскресное «под зачало» + святого Минеи (гласовое отменяется)

количество прокименов = количество Апостолов, аллилуариев и причастных:

Исключения:

1. Один прокимен и два Апостола Сб - мясопустная, сырная, 1-я и 5-я Великого поста, Троицкая), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника).

2. Два прокимена и один Апостол случаются очень редко. Н-р, Неделя Всех святых (прокимены воскресный 8-го гласа и святых, а читается одно зачало: 330-е к Евреям).

3. Два прокимена и один аллилуарий случаются очень редко. Н-р, Неделю 2-я Великого поста и Неделю Всех святых.

4. Один прокимен и два причастных. Н-р, Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово...») и воскресный («Хвалите Господа...»).

5. Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; н-р, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную...».

Литература:

Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 105-147.

ИРЦ.

Церковное управление и иерархия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 3633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.007 с.)