Первый свод истории израиля. Основные аспекты единства книг Иисуса навина, судей и четырех книг царств. Идейная связь с книгой второзакония. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый свод истории израиля. Основные аспекты единства книг Иисуса навина, судей и четырех книг царств. Идейная связь с книгой второзакония.



Первый свод истории Израиля. Содержание книг Иисуса Навина, Судей и четырех книг Царств – это изложение материала с пророческой точки зрения.

Идеи этих книг взяты из Второзакония. Авторы этой истории считают, что у фактов есть осмысление. Втор 12 гл. – централизация богослужения. Втор 28 гл. – благословение за исполнение заповедей и проклятие за их нарушение.

Основные идеи:

•Бог неизменно верен Своим обетованиям.

•Исполнение завета благословляется, а нарушение наказуется.

•Поклоняться надо только Единому Богу.

•Культ Единого Бога должен совершаться в одном святилище.

•Вестники Бога – пророки, которых должны слушаться все, начиная с царей.

Эти идеи присущи и книге Иеремии, т.к. в его время произошла религиозная реформа Иосии, основанная на Второзаконии. Яркое выражение этих идей – книги Судей, 3-4 Царств. В Суд. схема: грехи порождают наказание, народ кается и Бог посылает судию, избавление от наказаний, опять падение в грех.

В 3-4 Цар с позиции Второзакония оцениваются израильские и иудейские цари. В начале книг Царств (1 Цар) эти идеи еще не очень себя проявляют. Редактор 3-4 Цар несомненно иудей, т.к. в этих книгах осуждаются все цари Израиля. И в Суд. и в 3-4 Цар. заметно, что — это размышление о событиях истории. Автор Втор. представляет богословие истории. Это представление истории как драмы между Богом и народом. Во Втор. даны основания учения об избранности Израиля. Нав. – расселение избранного народа, Суд. – об отпадении Израиля, 1-2 Цар. – установление монархии и царствование Давида как идеал. 3-4 Цар. – упадок, начавшийся при Соломоне и закончившийся осуждением народа и взятем его в плен. Этапы становления – или перед пленом, или в плену была произведена их классификация. Эта история священна, что не лишает ее ценности для историков.

НЗ

Изгнание торгующих из храма (Ин 2:13-23) в историко-археологическом контексте. Современная археология Храмовой горы: иродианская улица, арка Робинсона, югозападный угол горы, лавки менял на иродианской улице, трубный камень, двойные и тройные ворота. Археологическая реконструкция храмового комплекса в Иерусалиме времени Ирода Великого. Изгнание торгующих как мессианское действие Господа Иисуса Христа и вопрос об одном или двух изгнаниях торгующих из храма (Мф 21:12-17; Мк 11:11-12, 15-19; Лк 19:45-48).

Изгнание торгующих из храма (Ин 2:13-23) в историко-археологическом контексте: Ин повествует об изгнании в самом начале обществ служения ИХ, т.е. после брака в Кане Гал. Вопрос, возможно ли это было в самом начале служения, связан с вопросом об исторической возможности исповедания Нафанаилом Иисуса, как Мессии и Царя термином «Сын Божий» до того, как это сделал ап Петр. В действительности Нафанаил исповедовал ИХ «Сыном Б» в переносном смысле, подразумевая праведника, находящегося в близких отношениях с Б. Иначе говоря, он признает ИХ Мессией, но, как человека. Это подтверждает Кумранская рукопись 4Q246.

Современная археология Храмовой горы: Самым важным археологическим объектом того времени следует признать юго-западную, южную и юго-восточную части стены платформы Храмовой горы. Благодаря раскопкам в XX веке была расчищена часть иродианской улицы, проходившей во времена Христа вдоль западной стены Храмовой горы. Иродианская улица была главной артерией Иерусалима. Знаменитая арка Робинсона указывает на один из входов на Храмовую гору. Вдоль её центральной части, у подножия Храмовой горы (вдоль нынешней Западной Стены) располагались различные магазины и склады. Среди них, вероятно, были магазины, в которых можно было купить жертвенных животных, а также менялы, что давало возможность паломникам обменять валюту и обзавестись полушекелем ритуального налога на содержание Храма, который каждый еврей обязан был платить ежегодно. На юго-западном углу Храмовой горы – самый важный перекрёсток улицы. Здесь находился трубный камень, который указывал место, где должны были стоять священники, трубя в трубу, чтобы возвещать о наступлении или окончании субботы. С южной стороны имеются два входа на Храмовую гору — двойные и тройные врата, а также раскопаны ступени, по которым должны были проходить Христос и апостолы, восходя к Храму.

Ирод посвятил себя развитию и украшению города. Он построил стены, башни и дворцы, расширил Храмовую гору, подперев внутренний двор каменными блоками весом до 100 тонн, перестроил Второй Храм (см. также Храм Ирода) и усовершенствовал окружающий его комплекс.

Изгнание торг., как мессианское действие Господа Иисуса Христа и вопрос об одном или двух изгнаниях торгующих из храма (Мф 21:12-17; Мк 11:11-12, 15-19; Лк 19:45-48)

Синоптики повествуют об изгнании в самом конце общественного служения ИХ, после входа в Иерус. Ап Ин – в самом начале обществ служения ИХ. Свт Ин Злат и др свят отцы видят здесь два события, основываясь на принципе историчности евангелия от Ин (Ин описывал то, чего не было у синоптиков). Таким образом у Ин – первое очищение Храма, у синопт – другое. В этом есть логика: в 1 раз ИХ лишь укоряет иудеев и призывает их: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:16); во 2й раз уже строго обличает их, констатируя факт совершенного ими преступления.

Изгнание торгующих – это демонстрация со стороны ИХ Своего Мессианского достоинства, в нем Он являет Себя, как Христос.

Однако, еп Кассиан (Безобразов) и некотор исслед считают, что было одно изгнание, т.к. ошибочно признают исповедание Нафанаилом ИХ Сыном Божиим, как Бога. Также считают, что ИХ открыл Себя публично лишь один раз – вход Г в Иерус, отрицая Его постепенное откровение о Себе миру. Такая точка зрения сложилась у еп Кассиана, вероятно, из-за того, что Кумранская рукопись была открыта после его смерти.

ДОГМ.

Бог как Творец мира. Нехристианские концепции происхождения мира: Дуализм. Пантеизм. Сущность христианского учения о происхождении мира. Вечность Божественного замысла о мире. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Почему Бог сотворил мир? Для чего Бог сотворил мир? Хилиазм и его осуждение Церковью.

Дуализм от лат. dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал — духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла,

Пример: Платон, Аристотель - мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом. Зороастризм – добрый и злой боги лежат в основе мироздания, мыслятся как равносильные и противоборствующие, вся мировая история рассматривается как борьба двух этих враждебных начал.
Пантеизм (от греч. πᾶν — все и θεός — Бог) – состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки. Христианское учение – Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Бог абсолютен – вне Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Весь мир Он создал по мановению Своей воли.
Все Три Божественные Ипостаси одинаково являются Творцами, хотя и участвуют в деле творения различным образом. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Глагол «bārāʼ» – в единственном числе, слово же «Бог» (евр. «ʽElôhim») стоит во множественном числе, что может указывать на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Каждое из Лиц Троицы обладает полной и совершенной силой для действования.

 «Распределение» деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога.
Цели творения: 1. Блаженство твари: Бог дает твари все обильно для наслаждения (1 Тим.6:17). 2. Слава Божия: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс.18:2). – не стоит понимать буквально, потому что Бог не нуждается в каком-либо восхвалении. в «Православном исповедании»: «Должно веровать... что Бог, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости».
Хилиазм (от греч. χιλιάς — тысяча) — это учение о тысячелетнем царстве Христовом: прежде кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит из мертвых только праведников и устроит на земле новое царство, в котором праведники в награду за свои страдания и подвиги будут царствовать вместе с Ним в течение 1000 лет. По прошествии которых последует второе всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд. Против этого учения уже в III-IV вв. выступали Ориген, свят. Дионисий Александрийский, Евсевий Кесарийский, свят. Василий Великий, блаж. Иероним Стридонский, блаж. Августин и др. На II Вселенском соборе (381 г.) Церковь, осудив еретика Аполлинария Лаодикийского, осудила и его учение о тысячелетнем царстве. С этой целью в текст Символа веры были внесены слова «Его же Царствию не будет конца».

ИДЦ.

Древнее христианское богослужение. Место и время совершения богослужения. Возникновение христианских праздников и постов. Совершение таинств в эпоху ранней Церкви. Вопрос о крещении младенцев и еретиков.

Древнее христианское богослужение. Место и время совершения богослужения. Апостолы и верующие во Христа собирались на молитву, как в Иерусалимский храм, так и в частные дома. Только в конце II и особенно в III веке, когда число христиан увеличилось, и они по временам наслаждались спокойствием, стали появляться особые здания для богослужения, которые назывались христианскими храмами. Первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2, 46–47). Применяясь к еврейскому распределению времени молитвы в течение дня, апостолы молились в третий, шестой, девятый часы дня. Впоследствии верующие с третьим, шестым, девятым часами молитвы стали соединять события жизни Спасителя и Церкви.

В круге недельном среда, пятница и день, следующий за субботою, в который Он воскрес, посвящены были на особенное служение Богу. Среда и пятница, сообразно воспоминаниям, соединенным с ними, были днями печали, поэтому христиане не вкушали пищи до девятого часа (или по-нашему, до третьего часа пополудни), а затем пост оставляли. День, следующий за субботой, называвшийся «первым днем недели», «Днем Господним», «Днем воскресным» был днем радости и торжества христиан, так как в этот день Спаситель явился победителем смерти.

Возникновение христианских праздников и постов. Еврейские праздники в круге годичном – Пасха и Пятидесятница – также приняты были христианской Церковью, с сообщением им христианского смысла и значения. Во II и III веках стали выделяться сороковой и пятидесятый дни, ознаменованные Вознесением Господа и сошествием Святого Духа на апостолов, так что в конце III и в начале IV веков они стали по преимуществу праздничными днями. Во II веке в восточных церквах был уже праздник Крещения Господня или Богоявления, а в III веке в западных было установлено празднование дня Рождества Христова.

Во II и III веках, ввиду многих неискренно принимавших христианство и отпавших от него во время гонения, Церковь признала неудобным крещение вслед за изъявлением желания принять христианство и потому установило оглашение.

Крещение. В первенствующей Церкви, так же, как и в настоящее время, крещение совершалось над взрослыми и младенцами. Если крестилось все языческое или еврейское семейство, то крестились, конечно, и дети. Во времена апостольские было несколько случаев крещения целых семейств. Хотя в конце II века карфагенский пресвитер Тертуллиан восстал против крещения детей, в силу того, что оно должно быть принимаемо сознательно, но вся Церковь была против него, и Ориген крещение младенцев прямо называет завещанием апостольским. При крещении детей для научения их вере, когда они будут приходить в возраст, были восприемники. Были случаи, когда крещение откладывали в надежде отпущения при принятии его, всех содеянных грехов.

Таинство Евхаристии в Апостольской Церкви совершалось так, как оно было установлено Спасителем, то есть на общей трапезе. Как известно, христиане в Иерусалиме имели общее имущество и общий стол, за которым вкушали общую пищу во время вечерей любви, так называемых «агап». В других церквях, хотя и не было общения в имуществе, вечери любви тоже существовали. В заключение таких вечерей любви совершалась Евхаристия или, как иногда ещё называлось это таинство, «вечеря Господня», «трапеза Господня» и «преломление хлеба». Во втором веке, или может быть, в конце первого, совершение Евхаристии отделено было от вечери любви и присоединено к богослужению.

Таинство покаяния – было и общее, и частное. Особенность общего – грехи исповедовались перед всей общиной. Оно имело место при исповедании грехов важных, имевших значение для всей христианской общины. Главные грехи – отступничество от веры во время гонения и предательство своих собратьев, уклонение в ересь и грехи, известные всему обществу верующих, например, блуд. За подобные грехи Церковь отвергала от себя каждого члена, и если бы он захотел возвратиться опять в общество христиан, она прежде принятия его через таинство покаяния, так же как и перед крещением, подвергала его искусу или испытанию в искренности сознания греха и готовности начать прежнюю святую жизнь. В этом случае кающиеся так же, как и оглашённые, должны были пройти несколько степеней искуса, сообразно которым разделялись также на классы.

ЛИТУРГИКА.

Общие принципы будничного богослужения (9 глава Типикона): вседневные вечерня и утреня в период пения Октоиха. Лития по усопшим в составе богослужений суточного круга.

9 глава Типикона «Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа. О еже како подобает знаменати на всяк день, зде же указаине о вечерни, и о утрени дней седмичных, в нихже поем Аллилуия, и о 1-м часе»

9-й час

свящ.: «Благословен Бог…»

чтец: «Приидите, поклонимся…», 103-й пс. (Свящ. на амвоне читает светильничные молитвы)

диак.: великая ектения

свящ.: «Яко подобает Тебе…»

чтец: кафизма вечерни по Уставу

диакон: малая ектения.

свящ.: «Яко Твоя держава…»

хор: стихиры на «Господи, воззвах…» на 6 (чтец: «Положи, Господи…»)

хор: «Свете тихий…»

духовенство+хор: прокимен дня (из Часослова или Служебника)

чтец: «Сподоби, Господи…»

диак.: просит. ектения «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...»

свящ.: «Яко Благ и Человеколюбец»

главопреклонение

хор: стихиры на стиховне.

чтец: «Ныне отпущаеши…» Трисвятое по «Отче наш…»

хор: тропари по Уставу

диак.: сугуб. ектения «Рцем вси...» без двух начальных прошений (со слов «Помилуй нас, Боже...»)

свящ.: «Яко Милостив и Человеколюбец…»

Переход на отпуст. Отпуст по Уставу. Свящ. заходит в алтарь, берет кадило и дает возглас утрени, если за вечерней сразу следует утреня. (По Уставу положен перерыв на ужин, после которого следуют полунощница и утреня)

Утреня

свящ.: «Благословен Бог наш…»

чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся…» Ктиторские псалмы (19 и 20). Трисвятое по «Отче наш…» (свящ. кадит весь храм)

свящ.: «Яко Твое есть…».

чтец: тропари

свящ.: сокращ. сугуб. ектения (4 прошения). «Яко Милостив…»

хор: «Аминь. Именем Господним…»

свящ.: «Слава Святей и Единосущней…»

чтец: шестопсалмие (3, 37, 62, 87,102, 142) (на 2-й половине свящ. читает на амвоне утренние молитвы из Служебника)

диак.: вел. ектения. «Бог Господь…» (вместе с хором)

хор: тропари по Уставу

чтец: кафисмы по Уставу (в период летнего расписания, а также всегда в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника – 2 кафисмы, в период зимнего расписания – 3 кафисмы)

После каждой кафизмы – мал. ектения и седальны по кафизме

чтец: 50-й пс.

хор+чтец: канон. Катавасия только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях

По 3-й песне: мал. ектения. «Яко Ты еси Бог наш…»

чтец: седальны по Уставу

По 6-й песне: мал. ектения. «Ты бо еси Царь мира…»

чтец: кондак и икос Минеи

На 8-й песне диак. кадит алтарь. А после нее на амвоне перед иконой Божьей Матери возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим…»

хор: «Честнейшую Херувим…». Диак. кадит весь храм

По 9-й песне: «Достойно есть…». Мал. ектения. «Яко Тя хвалят…».

чтец: светильны по Уставу

чтец: хвалитные псалмы (если есть стихиры, хор их поет). «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу...» (вседневное славословие)

диак.: просит. ект. «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...»

свящ.: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...»

главопреклонение

хор: стихиры на стиховне по Уставу

чтец: «Благо есть...», Трисвятое по «Отче наш...»

хор: тропари по Уставу.

диакон: сугуб. ект. «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...»

свящ.: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...»

диакон: «Премудрость» и сразу уходит в алтарь

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен Христос Бог наш...»

хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века» (во время исполнения этого песнопения завеса царских врат закрывается)

чтец: «Приидите, поклонимся...». Последование 1-го часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.056 с.)