Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпразднство Рождества Христова и Богоявления. Богослужение в праздники Рождества и Богоявления. Великое освящение воды.
Рождественский пост = 40 дней (др. название «малая Четыредесятница»). Дата начала поста – 15 ноября (на следующий день после праздника ап. Филиппа, потому и Филиппов пост), последний день – Рождественский сочельник - В дни памяти беззначных святых совершаются аллилуйные службы: службы имеют оттенки великопостных служб – есть молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами, часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия, на часах есть великопостные тропари и пр. - С праздника Введения во храм Богородицы рядовая катавасия – «Христос рождается…» - 3 дня (30 ноября (ап. Андрея Первозванного), 6 декабря (св. Николая Чудотворца), 17 декабря (пр. Даниила и трех отроков)) вместо Богородичнов на «И ныне..» - стихиры предпразднства - предпоследнее перед Рождеством Вс – Неделя святых праотец - последнее перед Рождеством Вс – Неделя святых отец - в предпразднство Рождества Христова на малом повечерии поются особые трипеснцы, написанные в подражание трипеснцам Страстной седмицы - в предпразднство Рождества всегда поются стихиры на хвалитех, а само предпраздноство имеет пару тропарей и три кондака, на утрени – несколько канонов (6) предпразднству Навечерие Рождества Христова I. Если Рождество Христово придется в любой день со Вт по Сб (соответственно, навечерие случится в седмичный день), то в навечерие совершаются великие часы с изобразительными, затем – великая вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого. На сам праздник совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. II. Если сам праздник случится в Вс или Пн (соответственно, навечерие придется на Сб или Вс), то великие часы с изобразительными переносятся на предшествующую празднику Пт, когда литургия отменяется. В навечерие праздника после вседневных часов совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, затем отдельно (на практике – сразу после этой литургии) – великая вечерня праздника. В сам праздник совершается литургия свт. Василия Великого. !!!!!. Праздничное рождественское всенощное бдение всегда начинается Великим повечерием. Вечерня в сам праздник Рождества Христова 1. Если вариант I, то вечерня соединяется с литургией свт. Василия, если вариант II, то отдельно, после литургии.
2. Во всех случаях - 8 паримий, после 3-й и 6-й паремий читаются особые тропари с пением конечных припевов. 3. В варианте II – после паримий мал. ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу…», затем сразу, без Трисвятого, прокимен «Господь рече ко Мне…», Апостол Евр. 303 зач., Еванг. Лк 5 зач. 4. В варианте II – после молитвы главопреклонения переход на отпуст.
Предпразднство Богоявления - особые трипеснцы на малом повечерии, составленные по образцу трипеснцев Страстной седмицы - свои каноны предпразднства на утрени - хвалитные стихиры предпразднства на утрени Навечерие Богоявления I. Если Богоявление придется на любой день со Вт по Сб (соответственно, навечерие случится в седмичный день): Навечерие – великие часы и изобразительны, великая вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого + великое освящение воды; сам праздник – литургия святителя Иоанна Златоуста + великое освящение воды. II. Если сам праздник случится в Вс или Пн (соответственно, навечерие придется на Сб или Вс): Пятница (3 или 4 января) – великие часы и изобразительны, литургия отменяется; навечерие – литургия святителя Иоанна Златоуста + великая вечерня + великое освящение воды; сам праздник – литургия святителя Василия Великого + великое освящение воды.
!!!!!. Праздничное крещенское всенощное бдение всегда начинается Великим повечерием. Вечерня в сам праздник Богоявления 1. Читается 13 паремий; при этом после 3-й и 6-й паремий читаются особые тропари со стихами; заключительная фраза тропаря при каждом его прочтении поется. После 3-й паремии поется «Человеколюбие, слава Тебе», а после 6-й паремии – «Токмо на седящия во тьме, слава Тебе». 2. Апостол на вечерне праздника в каждом из вариантов особый (Евангелие общее для обоих вариантов). Если вариант I, то зачало 143-е (1 Кор. 9:19-27), а если вариант II, то – краткое зачало 143-е «от полу» (1 Кор. 10:1-4). Великое освящение воды после вечерни/литургии в навечерие и после литургии в сам праздник Сразу после заамвонной молитвы священнослужители исходят царскими вратами к сосуду с водой Хор: стихиры, глас 8 «Глас Господень на водах…, «Днесь вод…», «Яко Человек…». Слава, И ныне: «Ко гласу вопиющаго…»
Чтец: Ис. 35 гл., Ис. 55 гл., Ис. 12 гл. Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Апостол к Коринфянам, зач. 143 Евангелие от Марка, зач. 2 диакон: великая ектения с прощениями об освящении воды священник (во время ектении): «Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный Сы́не, сый в не́дре О́тчи…» Возгласа нет, но сразу молитву: «Ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́, и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х» (Три́жды) «Ты бо, хоте́нием от не су́щих…» «Ты у́бо, Человеколю́бче Царю́, прииди́ и ны́не наи́тием Свята́го Твоего́ Ду́ха и освяти́ во́ду сию́» (Три́жды) (в это время священник благословляет воду рукой, не погружая руку в воду» «И даждь ей благода́ть избавле́ния…» «Сам и ны́не, Влады́ко, освяти́ во́ду сию́ Ду́хом Твои́м Святы́м» (Три́жды) «Даждь же всем…» «Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на…» священник - благословение и главопреклонение Священник крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его, взяв перстами обеих рук за концы перекладины. При этом духовенство поет начало тропаря Богоявления, глас 1-й, а хор завершает, и так трижды: После этого иерей, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север) Затем, после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…» священнослужители входят в алтарь. ИРЦ. Русская Церковь при патриархе Никоне. Личность патриарха Никона. Жизнь и деятельность до восшествия на патриарший престол. Взаимоотношения с царём Алексеем Михайловичем. Избрание на патриаршество. Начало литургической реформы. Взгляд патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Оппозиция патриарху в среде московской аристократии. Конфликт с государем. Оставление Москвы. Дело Зюзина. Осуждение и ссылка патриарха Никона НИКОН 1652-1666 гг (16 58 добровольно уходит). 1658-1666 — управляли Церковью 3 местоблюстителя. Периоды жизни: · 1605-1651 ‒ сирота, Соловецкий монастырь, Новоспасский монастырь, становится патриархом в 1652. · 1652-1658 ‒ период патриаршества, затем уходит сам, живет в Ново-Иерусалимском монастыре. · 1666-1681 гг. ‒ период ссылки в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Два ключевых направления деятельности Никона: · Церковно-государственные отношения: во всех учебниках Никона обвиняют в цезарепапизме, так как он себя именовал «Великим государем». В историографии есть другая точка зрения: так его назвал сам царь, а проблемы с боярами начались во время Русско-Польской войны, когда царь назначил патриарха главным в Москве. На деле Никон пытался приподнять авторитет церковной власти, который был обрушен Соборным Уложением 1649 года (до 1830), согласно которому создавался и функционировал Монастырский приказ (1650) ‒ госорган, вмешивавшийся в дела Церкви: контролировал финансы, расходы, суд. Никон боролся с этим наглым вмешательством. · Богослужебные реформы (для самого патриарха это не было главным делом ‒ «по каким хочешь, по таким и служи»): главный заказчик реформы ‒ царь; приезд Паисия Лигарида в 1649 году; «Греческий проект». «ПАМЯТЬ» 1653 г. — 3 перстами, вместо 16 поклонов 4. (м-ва Е. С.). Боголюбцы ‒ против. 1654-56 гг. Серия соборов. Приезжали восточные патриархи. Макарий Антиохийский. Богослужебная реформа: Книги. Символ веры, аллилуия, количество просфор, крестный ход. Друг Никона ‒ Зюзин боярин, 1665 г. Никон попытался вернуться в монастырь. Зюзина отправили Большие Московские соборы (два этапа): Весна-лето 1666 ‒ только русские иерархи. Зима-лето 1666/1667: приезжаютвосточные патриархиМакарий Антиохийский, Паисий «Лигарид» Александрийский. Главные дела соборов: осуждение Никона, осуждение старообрядцев, новый патриарх Иоасаф. Открытие Славяно-Греко-Латинской Коллегии братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в 1685 году.
Билет № 26. ВЗ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.008 с.) |