Предпразднство Рождества Христова и Богоявления. Богослужение в праздники Рождества и Богоявления. Великое освящение воды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпразднство Рождества Христова и Богоявления. Богослужение в праздники Рождества и Богоявления. Великое освящение воды.



Рождественский пост = 40 дней (др. название «малая Четыредесятница»).

Дата начала поста – 15 ноября (на следующий день после праздника ап. Филиппа, потому и Филиппов пост), последний день – Рождественский сочельник

- В дни памяти беззначных святых совершаются аллилуйные службы:

службы имеют оттенки великопостных служб – есть молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами, часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия, на часах есть великопостные тропари и пр.

- С праздника Введения во храм Богородицы рядовая катавасия – «Христос рождается…»

- 3 дня (30 ноября (ап. Андрея Первозванного), 6 декабря (св. Николая Чудотворца), 17 декабря (пр. Даниила и трех отроков)) вместо Богородичнов на «И ныне..» - стихиры предпразднства

- предпоследнее перед Рождеством Вс – Неделя святых праотец

- последнее перед Рождеством Вс – Неделя святых отец

- в предпразднство Рождества Христова на малом повечерии поются особые трипеснцы, написанные в подражание трипеснцам Страстной седмицы

- в предпразднство Рождества всегда поются стихиры на хвалитех, а само предпраздноство имеет пару тропарей и три кондака, на утрени – несколько канонов (6) предпразднству

Навечерие Рождества Христова

I. Если Рождество Христово придется в любой день со Вт по Сб (соответственно, навечерие случится в седмичный день), то в навечерие совершаются великие часы с изобразительными, затем – великая вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого. На сам праздник совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.

II. Если сам праздник случится в Вс или Пн (соответственно, навечерие придется на Сб или Вс), то великие часы с изобразительными переносятся на предшествующую празднику Пт, когда литургия отменяется. В навечерие праздника после вседневных часов совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, затем отдельно (на практике – сразу после этой литургии) – великая вечерня праздника. В сам праздник совершается литургия свт. Василия Великого.

!!!!!. Праздничное рождественское всенощное бдение всегда начинается Великим повечерием.

Вечерня в сам праздник Рождества Христова

1. Если вариант I, то вечерня соединяется с литургией свт. Василия, если вариант II, то отдельно, после литургии.

2. Во всех случаях - 8 паримий, после 3-й и 6-й паремий читаются особые тропари с пением конечных припевов.

3. В варианте II – после паримий мал. ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу…», затем сразу, без Трисвятого, прокимен «Господь рече ко Мне…», Апостол Евр. 303 зач., Еванг. Лк 5 зач.

4. В варианте II – после молитвы главопреклонения переход на отпуст.

 

Предпразднство Богоявления

- особые трипеснцы на малом повечерии, составленные по образцу трипеснцев Страстной седмицы

- свои каноны предпразднства на утрени

- хвалитные стихиры предпразднства на утрени

Навечерие Богоявления

I. Если Богоявление придется на любой день со Вт по Сб (соответственно, навечерие случится в седмичный день):

Навечерие – великие часы и изобразительны, великая вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого + великое освящение воды;

сам праздник – литургия святителя Иоанна Златоуста + великое освящение воды.

II. Если сам праздник случится в Вс или Пн (соответственно, навечерие придется на Сб или Вс):

Пятница (3 или 4 января) – великие часы и изобразительны, литургия отменяется;

навечерие – литургия святителя Иоанна Златоуста + великая вечерня + великое освящение воды;

сам праздник – литургия святителя Василия Великого + великое освящение воды.

 

!!!!!. Праздничное крещенское всенощное бдение всегда начинается Великим повечерием.

Вечерня в сам праздник Богоявления

1. Читается 13 паремий; при этом после 3-й и 6-й паремий читаются особые тропари со стихами; заключительная фраза тропаря при каждом его прочтении поется. После 3-й паремии поется «Человеколюбие, слава Тебе», а после 6-й паремии – «Токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

2. Апостол на вечерне праздника в каждом из вариантов особый (Евангелие общее для обоих вариантов). Если вариант I, то зачало 143-е (1 Кор. 9:19-27), а если вариант II, то – краткое зачало 143-е «от полу» (1 Кор. 10:1-4).

Великое освящение воды

после вечерни/литургии в навечерие и после литургии в сам праздник

Сразу после заамвонной молитвы священнослужители исходят царскими вратами к сосуду с водой

Хор: стихиры, глас 8 «Глас Господень на водах…, «Днесь вод…», «Яко Человек…». Слава, И ныне: «Ко гласу вопиющаго…»

Чтец: Ис. 35 гл., Ис. 55 гл., Ис. 12 гл.

Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся?

Апостол к Коринфянам, зач. 143

Евангелие от Марка, зач. 2

диакон: великая ектения с прощениями об освящении воды

священник (во время ектении): «Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный Сы́не, сый в не́дре О́тчи…»

Возгласа нет, но сразу молитву: «Ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́, и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х» (Три́жды)

«Ты бо, хоте́нием от не су́щих…»

«Ты у́бо, Человеколю́бче Царю́, прииди́ и ны́не наи́тием Свята́го Твоего́ Ду́ха и освяти́ во́ду сию́» (Три́жды) (в это время священник благословляет воду рукой, не погружая руку в воду»

«И даждь ей благода́ть избавле́ния…»

«Сам и ны́не, Влады́ко, освяти́ во́ду сию́ Ду́хом Твои́м Святы́м» (Три́жды)

«Даждь же всем…» «Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на…»

священник - благословение и главопреклонение

Священник крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его, взяв перстами обеих рук за концы перекладины. При этом духовенство поет начало тропаря Богоявления, глас 1-й, а хор завершает, и так трижды:

После этого иерей, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север)

Затем, после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…» священнослужители входят в алтарь.

ИРЦ.

Русская Церковь при патриархе Никоне. Личность патриарха Никона. Жизнь и деятельность до восшествия на патриарший престол. Взаимоотношения с царём Алексеем Михайловичем. Избрание на патриаршество. Начало литургической реформы. Взгляд патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Оппозиция патриарху в среде московской аристократии. Конфликт с государем. Оставление Москвы. Дело Зюзина. Осуждение и ссылка патриарха Никона

НИКОН 1652-1666 гг (16 58 добровольно уходит). 1658-1666 — управляли Церковью 3 местоблюстителя.

Периоды жизни:

· 1605-1651 ‒ сирота, Соловецкий монастырь, Новоспасский монастырь, становится патриархом в 1652.

· 1652-1658 ‒ период патриаршества, затем уходит сам, живет в Ново-Иерусалимском монастыре.

· 1666-1681 гг. ‒ период ссылки в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях.

Два ключевых направления деятельности Никона:

· Церковно-государственные отношения: во всех учебниках Никона обвиняют в цезарепапизме, так как он себя именовал «Великим государем». В историографии есть другая точка зрения: так его назвал сам царь, а проблемы с боярами начались во время Русско-Польской войны, когда царь назначил патриарха главным в Москве. На деле Никон пытался приподнять авторитет церковной власти, который был обрушен Соборным Уложением 1649 года (до 1830), согласно которому создавался и функционировал Монастырский приказ (1650) ‒ госорган, вмешивавшийся в дела Церкви: контролировал финансы, расходы, суд. Никон боролся с этим наглым вмешательством.

· Богослужебные реформы (для самого патриарха это не было главным делом ‒ «по каким хочешь, по таким и служи»): главный заказчик реформы ‒ царь; приезд Паисия Лигарида в 1649 году; «Греческий проект».

«ПАМЯТЬ» 1653 г. — 3 перстами, вместо 16 поклонов 4. (м-ва Е. С.). Боголюбцы ‒ против.

1654-56 гг. Серия соборов. Приезжали восточные патриархи. Макарий Антиохийский.

Богослужебная реформа: Книги. Символ веры, аллилуия, количество просфор, крестный ход.

Друг Никона ‒ Зюзин боярин, 1665 г. Никон попытался вернуться в монастырь. Зюзина отправили

Большие Московские соборы (два этапа):

Весна-лето 1666 ‒ только русские иерархи.

Зима-лето 1666/1667: приезжаютвосточные патриархиМакарий Антиохийский, Паисий «Лигарид» Александрийский.

Главные дела соборов: осуждение Никона, осуждение старообрядцев, новый патриарх Иоасаф.

Открытие Славяно-Греко-Латинской Коллегии братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в 1685 году.


 

Билет № 26.

ВЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.008 с.)